Реферат по предмету "Музыка"


У англичан – «пересмешник трубы», у Телемана партнер кларнета

У англичан – «пересмешник
трубы», у Телемана партнер кларнета
(к истории шалюмо)

Михаил Сапонов

Как-то в конце 1980-х годов я привел к своим
студентам-оркестрантам на занятия по истории музыки знакомого исполнителя на
исторических духовых инструментах. При виде подлинного (не
реконструированного!) кларнета времен Вивальди особенно возбудились,
естественно, кларнетисты, и мне приятно было увидеть, как безошибочно верно они
впервые брали его в руки – тростью вверх – хотя знали они о такой позиции этого
барочного персонажа только из книг и лекций. Но сенсацией стал шалюмо[1]
. «Наконец-то, –
по-детски восторгались кларнетисты, – можно поиграть на настоящем шалюмо, мы
его даже на картинках не находили, а ведь это предок нашего инструмента!». Я
попытался было их в этом разубедить, но не очень уверенно. Специально такой
темы я не разрабатывал. Но в инструментоведческой литературе уже тогда сведений
накопилось достаточно. Опираясь на работы Колина Лоусона[2]
и других знатоков[3]
, попытаюсь теперь восполнить
несостоявшуюся лекцию.

Предполагают, 
что шалюмо  появляется  в конце XVII века в ходе переделок блокфлейты
с целью усиления звука: в нее встраивается трость, а вскоре добавляются и два
клапана,  с  помощью 
которых  заполняются пустоты
диапазона (между самым высоким тоном и первым из тех,  что извлекаются путем передувания). Первое
достоверное упоминание шалюмо содержится в описи  инструментов 
придворной  капеллы  герцога Генриха  Сакс-Ремхильдского  в 1687 году; 
там упомянут ансамбль (консорт) из четырех  таких 
инструментов  (Ein  Chor Chalimo von 4 stьcken), закупленных в
Нюрнберге. Упоминание именно этого города в неопровержимом денежном документе,
как ни странно, разрешило одну из музыкально-исторических проблем.

Автор 
опубликованного в 1730 году «Исторического очерка о нюрнбергских
математиках и художниках» Я.Г. Доппельмайр[4]
сообщает, что инструмент под названием
шалюмо изобрел именно в Нюрнберге выдающийся мастер Иоганн Кристоф Деннер
(1655—1707), который стал также изобретателем кларнета. К этим утверждениям
долго относились скептически: во-первых, видимо, полагали их лишь результатом
«местнического» (нюрнбергского) патриотизма, а во-вторых само название шалюмо
звучит скорее по-французски, что, возможно, смущало более всего. Однако
увлечение Деннера французскими методиками общеизвестно. Он, по-видимому, первым
в немецких землях стал, следуя французскому опыту, изготовлять духовой
инструмент не из цельного куска дерева, а из трех долей, соединяемых воедино.

Но главная ошибка скептиков была не в этом. Долгое
время они полагали, что И.К. Деннер пришел к идее кларнета через
усовершенствование шалюмо,  доведя его до
конструкции кларнета и якобы исчерпав тем самым в устаревшем шалюмо всякую
надобность.  Однако и Якоб Деннер
(1681—1735), сын И.К. Деннера, судя по записям в городском архиве  Нюрнберга, продолжал изготовлять оба
инструмента.  Семейная приверженность Деннеров
к французской технике инструментостроения (отсюда сам выбор и орфография
названия шалюмо) приводила к ошибочному выводу о французском  происхождении инструмента вообще[5]
.

Шалюмо органологически близок барочному  кларнету, 
отличавшемуся характерным раструбом, иным расположением игрового
отверстия для большого пальца и меньшими (с целью облегчения передувания)
размерами мундштука.  Такой кларнет,
однако, шалюмо не вытеснил,  так как
качество звучания его низких тонов было 
настолько 
неудовлетворительным,  что  в этом регистре предпочитали
использовать  шалюмо.  Оба 
инструмента  долгое время  существовали 
параллельно и независимо друг от друга.

Басовый шалюмо успешно удерживал монополию в той
регистровой зоне,  в которой ныне используется
бас-кларнет. Поэтому ошибочно считать кларнет XVIII века инструментом, сразу
сменившим шалюмо.

Другой нюрнбергсктй автор И.Ф.В.К. Майер (1732) писал
о сходстве  техники  игры 
на шалюмо  и блокфлейте,  хотя именно на шалюмо, как он сообщал,
«играть труднее из-за тяжелой атаки звука»[6]

По его данным диапазон сопранового шалюмо с двумя клапанами не превышает
f' — c'''. Он же упоминает прочие инструменты того же консорта: альтовый
(quart), теноровый и басовый шалюмо с диапазонами соответственно c' — f'',  f — b', 
c — f'.  Судя по  органологическим особенностям немногих
сохранившихся образцов,  изготовленных
Якобом Деннером,  позиция мундштука при
игре на шалюмо  была тростью  вверх 
(как и на барочном кларнете).  У
Я. Деннера в 1720 году в списке инструментов для аббатства Геттвейг (пригород
Вены) упомянут консорт из трёх шалюмо: premier chalimou [сопрановый], secont
chalimou (alt-chalimou),  chalimou
basson.  Последний, скорее всего, тот же,
что и басовый шалюмо у Майера, но большего размера, судя по разнице в цене.

И. Вальтер[7]
 
уподобляет звук шалюмо  пению  сквозь зубы, 
а Й. Маттезон в пособии «Об оркестре по-новому» упоминает «так
называемый шалюмо» (den so-genandten Chalumeaux) и его «слегка завывающее
звучание» (etwas heulende Symphonie)[8]

А вот во Франции в XVIII веке упоминания шалюмо редки, разве что в
соответствующей статье у Дидро и 
Д'Аламбера в «Энциклопедии», где звук инструмента назван неприятным и
диковатым,  хотя здесь же говорится о его
более приемлемых качествах в руках у хорошего исполнителя. К.Ф.Д. Шубарт
отметил «индивидуальный и нескончаемо приятный характер» звука у шалюмо и
добавил: «музыка во всем арсенале своих средств потерпит ощутимый урон, если
этот инструмент выйдет из употребления»[9]
.

Оркестровый материал 
венских  опер первой половины
XVIII века иногда содержит уточнение партии continuo  с 
указанием на  basson  di chalumeau. 
В музыкальной практике Вены этого времени сопрановый шалюмо
использовался в облигатных  партиях,  в 
частности,  как  концертирующий сольный инструмент в партитуре
сопровождения оперной арии. Именно шалюмо выступает в этой роли во вставной
арии,  сочиненной самим императором
Иосифом I для оперы «Килонида» (1709) Марка Антонио Циани (1653—1715).  Уже в 1706 году этот  инструмент вводят в оперный оркестр (там на
нем играли гобоисты).



Шалюмо in C (слева) и in F (справа) мастеров Лиебау и
Кленига (первая половина XVII века)

В Англии бесклапанный шалюмо было принято,  скорее всего, называть также
«трубой-пересмешником» — Mock trumpet. Пьесы для него вошли в «Изборник новых
мелодий, пьес, маршей и менуэтов для трубы» (A Variety  of  new  Trumpet 
Tunes  Aires Marches and Minuets),
изданный в 1698 году и считающийся одним из первых изданий музыки для шалюмо[10]
. В 1706 году в
каталоге  одного  из 
амстердамских  издателей (Roger)
шалюмо — один из инструментов, 
предлагаемых на выбор для 
исполнения публикуемых дуэтов парижского флейтиста Дре.  В Вене (вплоть до 1725 года,  а после 1730 реже) обозначения партии  шалюмо можно найти в рукописных партитурах у
придворного капельмейстера Иоганна Йозефа Фукса,  а также у Оттавио Ариости,  Антонио Кальдары, Бартоломео Франческо Конти,
у братьев Бонончини, особенно в оперных сценах пасторального характера. Кристоф
Виллибальд Глюк обратился к шалюмо в своих венских операх  «Орфей и Эвридика» (1762) и «Альцеста»
(1767).  Один из последних примеров
такого использования шалюмо — опера I rovinati 
(«Пропащие», 1772 г.) Флориана Леопольда Гасмана (1729—1774),  включавшего шалюмо  и в 
свои инструментальные пьесы, как это практиковали и другие австрийские
композиторы – Карл Диттерс фон Диттерсдорф (1739—1799) и Франц Антон Хофмайстер
(1754—1812).

Моцарту одно время ошибочно приписывали пьесу с
участием шалюмо (как часть его дивертисмента KV 187/159-c), оказавшуюся,  как выяснилось,  пьесой Musica da camera венца Йозефа Штарцера
(1728—1787), работавшего также более десяти лет в России. 

С игры на шалюмо начал свой творческий  путь Георг Филипп Телеман (1681—1767),  что сказалось на его инструментовке в
дальнейшем:  он использовал шалюмо в  драматических кульминационных эпизодах,  например, в страстной оратории «Блаженные
раздумья» (Seliges Erwдgen) в сочетании с фаготами  и  с  засурдиненными валторнами и струнными.

Телеман не отказывался от шалюмо даже и после
того,  как ввел в свои партитуры кларнет
(с  1721 года). Он предпочитал
использование дуэта шалюмо — альтового с теноровым,  в том числе и в сочетании с кларнетом, как,
например,  в  серенаде 1728 года,  где функции пары шалюмо и кларнета ясно
разделены.  Музыка для шалюмо у него
пластична и естественна, а в его концерте для двух шалюмо ре минор тематизм
солирующих партий подчеркнуто хроматизирован[11]
.

Кристоф Граупнер использовал шалюмо в 18
инструментальных сочинениях и в 80 кантатах, 
так как прекрасный  исполнитель на
этом инструменте играл в его дармштадтском оркестре. Особо ценил Граупнер
сочетание альтового, тенорового и басового шалюмо, сочинив для такого консорта,
в частности, две сюиты. Ему же принадлежит трио для басового шалюмо,  виоль д'амур и basso continuo,  а также концерт с участием басового шалюмо,
фагота и виолончели в качестве солистов[12]
. Эпизодически шалюмо использовали
также Й.А. Хассе,  Р. Кайзер,  А. Стеффани, Й.Х. фон Вильдерер,  Я.Д. Зеленка. 
У Генделя в арии для оперы «Ричард Первый,  король 
английский» (Riccardo Primo, 
1727) введены два шалюмо,  но нет
данных о  прижизненном  исполнении 
этой арии.  Вивальди  также 
обратил внимание на шалюмо, 
написав пять произведений с его участием, вероятно, под влиянием
немецкого гобоиста Людвига Эрдмана, преподававшего игру на шалюмо в
венецианском приюте Ospedale de la Pietа, 
где служил и  Вивальди. В оратории
Вивальди «Торжествующая Юдифь» (Juditha triumphans,  1716) в партитуре одной из арий тембр шалюмо
сопутствует упоминаемому в тексте образу горюющей горлицы.  Теноровый шалюмо использован у него, как
известно, в трех  концертах — RV 555
C-dur (2 Salmoи), RV 558 C-dur (Due salmт), RV 579 Concerto Funebre B-dur
(Salmoи) — и как дублировка ad libitum партии continuo в сонате RV 779 C-Dur
для скрипки, гобоя и органа.  На рубеже
XVIII—XIX веков об инструменте начали забывать, и термином «шалюмо» стали
обозначать низкий регистр у кларнета либо соответствующий органный регистр. А
жаль. Шалюмо обладал своей особой окраской звука, и восстановление этого
тембра, начавшееся в XX веке,
способно вернуть нашему музыкальному кругозору 
еще один утраченный нюанс.
Список литературы

 [1]
Шалюмо (от  греческого 
kalamos  и  латинского 
calamus — «трость»; 
французск.  chalumeau, а также
schalamaux, chalimou, shalamo,  итал.
scialumй; у Вивальди: Salmoи; у Генделя: chaloumeau;)  — 
язычковый инструмент с одинарной тростью и цилиндрическим воздушным
каналом; происходит, как и многие другие язычковые, от мелодической трубки
соответствующей волынки (в данном случае, наподобие болгарской).

[2]

Профессионалам советую обратиться к статьям Лоусона, например: Lawson C. The Chalumeau:
Independent voice or poor relation? // Early Music — Vol. 7 — London, 1979. — P.
351—354;  либо к его же монографии:
Lawson C.  The Chalumeau in
eighteenth-century music. — Ann Arbor, 1981.

[3]
Becker H. Das
Chalumau im 18. Jahrhundert // Speculum musicae artis: Festgabe fьr Heinrich Husmann. — Mьnchen, 1970; Karp C.  Chalumeaux
// The Galpin Society Journal. Amsterdam: Zwets & Zeitlinger — Vol. 31. —
1978. — P. 144 etc.; Kroll O.  Das  Chalumeau // 
Zeitschrift fьr Musikwissenschaft. — Jahrgang 15. — 1932/1933. — S. 374
etc.

[4]
Doppelmayr J.G.
Historische Nachricht von den Nьrnbergischen
Mathematicis und Kьnstlern. — Nьrnberg, 1730.

[5]
Eppelsheim J. Das
Denner-Chalumeau des Bayerischen Nationalmuseums in Muenchen  // Die 
Musikforschung. Kassel, u.a. — Jg.26. — 1973. — S. 498 etc.

[6]
Majer J.F.B.C.
Museum musicum. — Nьrnberg, 1732.

[7]
Walther J.G.  Praecepta der musicalischen Composition, 1708
// Repr.  – Leipzig, 1960.

[8]
Mattheson J.  Das neu-erцffnete Orchestre. –
Hamburg, 1713.

[9]
Schubart
C.F.D.  Ideen zu einer  Дsthetik  der 
Tonkunst. – Wien, 1806.

[10]
Dart R.T.  The Mock Trumpet  // The Galpin 
Society Journal. — Vol. 6. — 1953. — P. 35 etc.

[11]
Lawson C.  Telemann and the chalumeau  // Early Music. — Vol. 9. — 1981. — P. 312
etc.

[12]
Lawson C.  Graupner and the chalumeau  // 
Early Music. — Vol.11. — 1983. — P. 209—216.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Mollie Maguires Movie Compari Essay Research Paper
Реферат Золушка
Реферат Family Values Essay Research Paper Family
Реферат The House Of Bernarda Alba Essay Research
Реферат Коммуникация как основа выживания предприятия в рыночных условиях
Реферат Аннотация программы учебной дисциплины «Фундаментальная и компьютерная алгебра» Направление: 010200. 62 «Математика и компьютерные науки»
Реферат A Land Rembered Essay Research Paper The
Реферат Рене Декарт - соотношения души и тела
Реферат Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук
Реферат Женский портрет в романе ЛН Толстого Война и мир на примере образа Элен
Реферат Здоровьесберегающие технологии в школе
Реферат Устройство терморегулятора и его виды
Реферат Решение проблемы низкой конкурентоспособности продукции
Реферат «.. .Я тоже современник». Восприятие послереволюционной эпохи в стихах О.Э. Мандельштама
Реферат Герои произведений А Платонова