Реферат по предмету "Музыка"


Aбдулгадир Мараги - ученый, композитор, музыкант

Aбдулгадир Мараги - ученый, композитор, музыкант

Расцвет
музыкально-теоретической мысли в XIII-XV веках на Ближнем и Среднем Востоке
связан с именами великих азербайджанских ученых и музыкантов - Сафиаддина
Урмави и Абдулгадира Мараги.

Абдулгадир
бин Гейби Мараги был высокоодаренным и разносторонне образованным музыкантом,
певцом, исполнителем на многих музыкальных инструментах. Автор музыкальных
сочинений, обладатель аналитического ума, Мараги создал труды, оказавшие
большое влияние на развитие музыкально-теоретической мысли. Английский
ученый-востоковед Генри Д. Фармер назвал Мараги "последним классиком"
средневековой науки о музыке. В середине XIV века империя монгольских правителей
Хулагуидов, избравших Южный Азербайджан центром своих обширных владений,
распалась. На севере Азербайджана (Ширван) восстановила свою самостоятельность
династия Ширваншахов. В остальной части страны укрепилось тюркская династия
Джелаиридов. Развиваются ремесла, расширяются торговые связи Азербайджана.
Возрастает роль азербайджанского языка в поэзии (Гасаноглу, Бурханаддин,
Насими, Анвари).

Крупными
культурными центрами Азербайджана в то время были города Гянджа, Шемаха, Барда,
Тебриз, Ардебиль. Среди них - Марага, где в 1353 году родился Абдулгадир
Мараги. Жизнь Мараги протекала в период правления двух династий - Джелаиридов и
Тимуридов (сначала в Азербайджане, затем в Мавераннахре и Хорасане). Первую
половину своей жизни (на родине) Мараги занимается исполнительской и
музыкально-творческой деятельностью. Исключительный талант и виртуозное
мастерство снискали ему необычайную популярность.

Отец
его - Мовлана Гейби - образованный и уважаемый в городе человек, - заметив
ранние незаурядные способности сына, решил обучить его достойным образом. В
четыре года Мараги читал наизусть Коран, в 8 лет - овладел грамматикой, в
10-летнем возрасте ходил с отцом на меджлисы ученых мужей и шейхов, где покорял
сердца присутствующих своим голосом, искусным исполнением сложных музыкальных
произведений. Кроме музыки Мараги сочинял поэтические произведения, владел
каллиграфией, "а по письму на камне ему не было равного и подобного".
Исфизари (XV век) утверждает, что Мараги обладал тремя талантами - музыканта,
художника-каллиграфа и поэта. Стихи он писал на фарси, азербайджанском и
арабском языках. В азербайджанских стихах Мараги мастерски использовал сложную
тюркоязычную поэтическую форму "туюг", где рифмуются слова, имеющие
одинаковое звучание, но разное значение. Эти стихи (по словам Мараги) следовало
исполнять в мугамах Сегях, Ушшаг, Нава в музыкальной форме "мотадел"
(мотадел Арана). В начале 70-х годов XIV века Абдулгадир Мараги приглашается
для участия в меджлисах правителя - султана Увейса Джелаира. В это время он
побился об заклад, выиграл не только 100.000 золотых динаров, но и получил в
жены дочь Хаджи Ризваншаха ибн Заки ат-Тебризи за сочинение музыкальных
произведений (цикла мугамов). Талантливый музыкант, Абдулгадир Мараги стремился
постигнуть природу музыкального искусства, законы развития и построения
музыкальных произведений.

Труды
Фараби, Ибн Сины, Сафиаддина Урмави становятся предметом его тщательного и
кропотливого исследования. Знание опыта предшественников, мастерское
использование устоявшихся правил позволяют ему выйти за их рамки. Так
появляются произведения, основанные на новых, до него неизвестных ритмических
циклах - усулей (семь из 20 впоследствии будут популярны на протяжении
нескольких веков). Правители высоко ценят мастерство и талант Мараги. Но положение
придворных музыкантов было непрочным. Их судьба зависела и от смены правителей,
и от случайного каприза любого из них. Не избежал превратностей судьбы и
Мараги. Опустошительные войны Тимура принесли неисчислимые бедствия народам.
Богатые города Азербайджана были разграблены, искусные мастера, художники
угнаны в Самарканд. Среди них и Мараги (795 год хиджры - 1393 год). Здесь, в
центре Мавераннахра, азербайджанский музыкант пользовался не меньшей славой,
чем на родине. В "Фирмане" (указе) Тимура (1397 год) Мараги назван
"падишахом всех знатоков музыки".

Однако
почести не могли заглушить тоску по родному краю. Абдулгадиру удается вернуться
в Тебриз. Но вскоре, в связи с тяжелой обстановкой при дворе Мираншаха,
известного своими кровавыми расправами над поэтами того периода, он вынужден
бежать в Багдад, где снова попал в руки Тимура и был (как приближенный
Мираншаха) приговорен к смертной казни. Отмене приговора Мараги обязан своему
прекрасному голосу и мастерскому чтению суры из Корана, чем произвел сильное
впечатление на Тимура. Грозный правитель вновь сделал его своим придворным
музыкантом. К началу XV века относится второй крупный этап в жизни Мараги,
связанный с пребыванием в Мавераннахре и Хорасане (Самарканд, Ходжент, Герат).
Здесь 50-летний ученый работает над теоретическими трудами, в которых подытожен
богатый опыт музыканта и исследователя. Мараги в 1405 году начинает, а в 1413
году завершает работу над большим теоретическим трудом "Джаме
ал-альхан" ("Совокупность мелодий"). В 1415 году, уже в Герате,
Мараги пишет второй вариант "Джаме ал-альхан".

Продолжая
традиции музыкально-теоретической мысли предшествующей эпохи (Фараби, Урмави),
Мараги обогащает науку о музыке новыми открытиями. Впервые в его учении термин
(как и теория) мугам получает столь обстоятельную разработку. Усложняющееся,
находящееся в постоянном развитии, музыкальное искусство обогатилось к XIV
столетию новыми ладовыми образованиями - 24-мя шу'бэ, производными от 12-ти
мугамов. А. Мараги дал детальную разработку всей системы 24 шу'бэ. С большой
тщательностью он осветил тему о способах сопровождения мелодии на плекторных
инструментах, о различных способах удара плектра, а также своеобразного вибрато
- "натирания" (малеш) звука, при котором слышится интервал в 1/4 тона
("ирха"). Трактаты Мараги значительны и широтой географического
ареала привлеченного материала. Он выявляет своеобразные черты искусства того
или иного народа. Фактический материал трактатов Мараги не только позволяет
воссоздать примерную картину музыкальной культуры Азербайджана в ту
историческую эпоху. Этот материал также проливает свет на культурные явления
общеисторического значения. Научные труды Мараги содержат ценные сведения по
истории ашугского искусства - искусства озанов, бахши, бакси, представлявших
культуру тюркоязычных народов. Эта тема раскрывается на материале музыкальных
инструментов и музыкальных жанров. Главный инструмент ашугов (бытовавший иногда
под разными названиями в различных странах) - "гопуз Рума" (Малая
Азия), "гопуз озанов" (Азербайджан), "шидиргу" -
инструмент, распространенный среди тюркских бахш Хята (Восточный Туркестан).
Сличение строев гопуза озанов и шидиргу со строем современного ашугского саза
выявляет общую для них, своеобразную квартово-секундовую основу. Таким образом,
гипотеза, связывающая современный саз с его прототипом - гопузом известного
тюркского эпоса "Книгой Деде Коркута", получает дополнительное
научное обоснование в работах Мараги.

Мараги
выделяет 9 основных ладов музыки, исполняемой тюркскими певцами- сказителями.
Первый из них - "Улуг как" (Великий лад). Возможно, это обозначение
лада Раст (у арабов - Умм-ал-магам - "Мать всех ладов"). Кроме
специфических тюркских ладов, Мараги называет и другие лады (Ушшаг, Нава,
Бусалик, Нехофт, Баяты-Ноуруз). Большой интерес вызывает описание Абдулгадиром
Мараги смычковых инструментов (кеманча, гиджак, най-танбур), щипковых
инструментов (рубаб). Най-танбур - предок сато (Средняя Азия) и яйлы танбура
(Турция). Влияние Мараги на последующее развитие музыкальной науки в странах
Ближнего и Среднего Востока было весьма значительно. Есть основания полагать,
что результаты исследований Мараги приобрели в свое время каноническое значение
и стали неотъемлемой частью музыкальной науки последующих веков. Научные
положения Мараги занимают важное место в трудах Ал-Лазики (XV век), Абдулазиза
Мараги (XV век), Махмуда Челеби (XVI век), Хусейни (XVI век). Особенно долгую
жизнь получила теория 24-х шу'бэ, отраженная в трактатах ученых разных веков.
На Мараги ссылаются среднеазиатские авторы - Ковкаби (XVI век), Дервиш Али
(XVII век), иранский автор Абдулмо'мин-бин Сафиаддин (XVII век). Даже в
трактате о музыке Газневи (XIX век) присутствует теория 24-х шу'бэ. Большое
место в трактатах отведено поведению музыкантов на меджлисах и выбору
репертуара. Если для большинства средневековых ученых (Хорезми, Ибн Сина,
Ширази, Амули) теория музыки составляла один из необходимых разделов
энциклопедий, то каждый из трактатов Мараги представляет собой самостоятельное
исследование о музыке. Главная причина в том, что музыкальному искусству была
посвящена вся жизнь Абдулгадира Мараги - выдающегося музыканта-практика.
Научные труды Мараги - одна из вершин восточной науки о музыке. Абдулгадир бин
Гейби Мараги до конца своих дней сочинял музыку, создавал научные труды. В стихах,
написанных в последние годы жизни, отразились и свежесть чувств и надежда на
признание потомков: Хотя и стар я, но сердце мое молодо, Та же пылкость в
голове и в сердце - огонь. Хотя и в старости веду себя я молодо И рассыпаю (не
жалея) жемчуга своих напевов, Но мои творения, как память (обо мне), Останутся
до конца света.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.azeri.ws


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Несчастные случаи, подлежащие расследованию
Реферат Лекции по курсу Истории Отечества
Реферат Развитие творческих способностей учащихся среднего звена школы через работу в кружке Лоскутная мозаика 2
Реферат Судебно-психиатрическое значение парафилий
Реферат Принципы арбитражного процесса и арбитражных судов
Реферат «Использование икт и нетрадиционных форм уроков-важнейшие условия обеспечения гибкости и эффективности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»
Реферат Рекуперация, вторичная переработка, хранение и использование твердых отходов
Реферат Понятие и содержание права наследования Общая характеристика
Реферат Анализ влияния кредитной политики на результаты банковской деятельности на примере АО Народный Банк
Реферат Методи розрахунку засобів захисту від небезпечних та шкідливих виробничих факторів
Реферат Понятие и основания освобождения от уголовной ответственности
Реферат Договор аренды и его виды
Реферат Філософія (хрестоматія)
Реферат Острая внебольничная нижнедолевая пневмония справа не осложненная Ринофарингит средней степени тяжести
Реферат Сексуальный дизонтогенез и расстройства половой идентичности у лиц с аномальным сексуальным поведением