Реферат по предмету "Журналистика"


Социальный портрет и стиль жизни читателей газеты "Калужский перекрёсток"

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙИНСТИТУТ
КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра связей с общественностью
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Социология массовойкоммуникации
на тему: Социальный портрет истиль жизни калужской аудитории газеты «Калужский перекресток»
Выполнила студентка IV курса
группы: СЗСС – 05
факультета журналистики, связей с
общественностью и
международных отношений
Зиновьева Екатерина Андреевна
Руководитель-консультант – к.п.н.доцент
Мишура Н.П.
Калуга 2009

СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АУДИТОРИЯ: СУЩНОСТЬ ИОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ  
1.1 Трактовка понятия «аудитория» всоциологической литературе
1.2 Образ жизни как социальнаяхарактеристика аудитории
1.3 Стиль жизни как социокультурнаяхарактеристика аудитории
Вывод
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕИССЛЕДОВАНИЕ
2.1.1 Печать как средство массовой информации
2.2.2 Характеристика газеты«Калужский перекресток»
2.2 Ход исследования и его методы      
2.3 Результаты исследования социального портрета и стиля жизни калужскойаудитории газеты «Калужский перекресток»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ        
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК        
ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
Любой организациинеобходимо как можно больше знать о своей целевой аудитории, о еепредпочтениях. Это нужно для того, чтобы небезрезультатно воздействовать напотребителей. Кроме того, что организация будет иметь возможностьвоздействовать на собственную целевую аудиторию, она сможет убедить неактивную,или «неопределившуюся» в своих предпочтениях аудиторию, и даже убедитьпотребителей (клиентов, покупателей) продукции наших конкурентов стать нашимиклиентами. Аудитория является одним из важнейших структурных элементовкоммуникативного процесса. Знание специфических потребностей аудитории, а такжееё интересов является залогом успешной деятельности организации в условиях современногорынка.
Образ жизни представляетсобой единство социально типического и индивидуально неповторимого в поведении,общении и складе мышления человека. Будучи исторически обусловленнойкатегорией, образ жизни способен точно отражать специфику развития человеческогообщества и сознания на разных этапах исторического процесса, чем и объясняетсяповышенное внимание к нему со стороны представителей гуманитарных наук.
Стиль жизни — характеристика присущая индивиду или группе и обусловленная постоянновоспроизводимыми чертами их деятельности. Также следует отметить некоторуюдвойственность анализируемого понятия: являясь результатом воздействия обществана личность, стиль жизни одновременно является показателем индивидуальностиличности, тем самым характеризуя отношения индивида и общества, членом которогоон является.
Над проблемой определениясоциального портрета и стиля жизни аудитории постоянно работают специалисты по пабликрилейшнз консалтинговых фирм и отделы по связям с общественностью различныхфирм во всех развитых странах мира, и особенно в странах с рыночной экономикой.Также разработка социальных портретов и стиля жизни – очень развитоенаправление деятельности социологов.
Проблема нашегоисследования состоит в том, чтобы определить, в чем особенности социальногопортрета и стиля жизни калужской аудитории газеты «Калужский перекресток».
Целью исследованияявляется определение социального портрета и стиля жизни калужской аудиториигазеты «Калужский перекресток».
Мы выделили пять задачисследования:
1. Анализ теоретическойлитературы, посвященной проблеме исследования.
2. Анализ документации,определяющей деятельность газеты «Калужский перекресток».
3. Подбор и апробацияинструментария для проведения социального исследования.
4. Проведение социальногоисследования, направленного на определение социального портрета и стиля жизникалужской аудитории газеты «Калужский перекресток».
5. Анализ результатов,оформление выводов и рекомендаций высшему должностному лицу.
Объект, который мыисследовали в этой работе — калужская аудитория газеты «Калужский перекресток».
Предмет исследования –социальный портрет и стиль жизни калужской аудитории газеты «Калужскийперекресток».
Исследование проводилось вапреле – мае 2008 года в городе Калуга.
Практическая значимостьисследования состоит в том, что если руководство организации примет решение отом, чтобы использовать знание о социальном портрете и стиле жизни своейцелевой аудитории, то сможет использовать результаты данного исследования, ввиде методических рекомендаций для высшего должностного лица. Такжеисследование будет способствовать повышению рейтинга газеты.
Структурно курсоваяработа представлена введением, двумя главами, заключением, библиографическимсписком и приложениями.
 

ГЛАВА 1. АУДИТОРИЯ:СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
 
1.1Трактовка понятия «аудитория» всоциологической литературе
Аудитория является однимиз ключевых понятий как в социологии, так и в PR. Подходя к данному понятию ссоциологической точки зрения, составители Российской социологической энциклопедииопределяют аудиторию как совокупность людей, возникающую на основе общности ихинформационных интересов и потребностей (вытекающих из их социальной принадлежности),а также форм, способов и каналов удовлетворения этих потребностей [17, с. 672].Ученые в сфере паблик рилейшнз Ф. Джефкинс, Д. Ядин в книге «Паблик рилейшнз»предлагают рассмотреть это понятие в контексте деятельности PR-специалиста.Основываясь на том, что зачастую понятие «аудитория» отождествляют с понятием«общественность», они определяют аудиторию как группу людей внутри организацииили вне её, с которой организация так или иначе взаимодействует [5, с. 81].
Развивая тему взаимосвязиэтих двух понятий, специалист в области паблик рилейшнз и автор книг,посвященных деятельности по связям с общественностью В.Г. Королько пишет, действительно, иногда возникают ситуации,когда между ними можно поставить знак равенства. Такое случается тогда, когдаотдельная группа людей рассматривается как объект определенных форм влияния,пассивный реципиент информации, к примеру, лекций, обращений, посланий и дажелинии поведения какого-либо лица или организации, которые рекламируются [11, с.135].
Аудитория имеет рядколичественно-качественных характеристик. Величина аудитории — показательсоциальной значимости и масштабов влияния определённого источника информации.Завоевание всё более широкой аудитории для источников информации представляетодин из важных практических результатов информационно-пропагандистскойдеятельности государства, различных общественных организаций и объединенийграждан.
Одним из важнейшихфакторов, определяющих качественные характеристики аудитории является уровеньобразования. Последний оказывает прямое влияние на выбор аудиторией того илииного источника информации, степень понимания и использования содержанияпредлагаемой информации. Критерий образования не имеет однако универсального,абстрактного характера. Он по-разному преломляется в различных социальныхусловиях того или иного общества [17, с. 42].
Вывод: Таким образом, аудитория являетсяодним из важнейших структурных элементов коммуникативного процесса. Знаниеспецифических потребностей аудитории, а также её интересов является залогомуспешной деятельности организации в условиях современного рынка.
 
1.2Образ жизни как социальнаяхарактеристика аудитории
Образ жизни являетсяважнейшей качественной характеристикой обществ, классов, наций, людей. Каждыйпредставитель той или иной социальной группы находясь в общих условиях сгруппой, подчиняется определенным традициям, принимает определенные ценностныеориентации и установки, усваивает определенные образцы поведения и действия,тем самым становясь носителем определённого образа жизни. Входя на сегодняшнийдень в сферу рассмотрения таких наук, как социальная философия, социология иистория, категория «образ жизни» занимает одно и центральных мест и в нашейкурсовой работе.
Чтобы более точноочертить границы анализируемого понятия обратимся к определениям, даваемым емув научной литературе. В Демографическом энциклопедическом словаре даётсяследующее определение образа жизни — это устоявшиеся, типичные для историческиконкретных социальных отношений формы групповой, а также индивидуальнойжизнедеятельности людей [4, с. 608].
В Российскойсоциологической энциклопедии образ жизни трактуется как социологическаякатегория, охватывающая совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида,социальной группы, общества в целом, которая берётся в единстве с условиямижизни определяющими её [17, с. 672]. Социолог А.П. Бутенко в книге «Социалистический образ жизни» определяетобраз жизни как способ жизнедеятельности данного социального субъекта,определяемый способом производства, уровнем жизни, естественно-географическимии общественно-историческими условиями, а также ценностными установками [3, с. 13].
Исходя из вышеприведённыхопределений, можно сделать вывод, что носителями образа жизни могут бытьиндивид или социальная группа, а сам образ жизни представляет собойсовокупность видов деятельности, обусловленную характером исторического развитияобщества.
Понятие «образ жизни»имеет довольно сложную структуру. Известный социолог С.В.Соколов в книге«Социальная философия» говорит, что в образ жизни данного субъекта входятопределенные потребности, интересы, цели, реализация которых является условиемего жизнедеятельности. Эти потребности делятся на потребительские(материальные), практические (экономические, политические), духовные.Потребности выступают критериями качества образа жизни. Далее, в образ жизнивходят побуждаемые соответствующими потребностями виды жизнедеятельности:бытовая, экономическая, политическая, духовная и т.п. Эти видыжизнедеятельности включают в себя предметы, орудия, условия, способности,действия и операции субъекта. И наконец, в образ жизни социального субъекта включаютсяматериальные, экономические, политические, духовные и т.п. блага и отношения сдругими социальными субъектами, которые вызывают состояния его удовлетворенияили неудовлетворения. Степень удовлетворения потребностей, а не только ихреализация играет важную роль в образе жизни человека [18, с. 309].
Фиксируя особенностиобщения, поведения и склада мышления людей в различных сферахжизнедеятельности, понятие «образ жизни» обладает значительными возможностями враскрытии и характеристике данного общественного устройства. С помощью этогопонятия можно показать, как живёт человек в данном обществе и что делаетпоследнее для развития его индивидуальности, реализации творческих сил испособностей. Социально-экономические, культурные и природные условия формируюти обусловливают образ жизни, но он не сводится к сумме или совокупности тех илииных обстоятельств. Взятый в единстве объективного и субъективного аспектов,образ жизни выступает как целостная структура, сотканная и элементов материальнойи духовной жизни общества [12, с. 193].
Будучи обусловленнымрядом вышеуказанных факторов, образ жизни находит отражение в определённомповедении человека, включающем отношение к здоровью, к получению образования,профессиональной подготовке, к семье и браку, миграционное поведение.Индивидуальные или групповые особенности поведения связаны с такимихарактеристиками как пол, возраст, семейное состояние, мобильность, культурныйи образовательный уровень и т.д. Образ жизни влияет на жизненные цели человека,материальные и духовные интересы и методы их реализации в труде, творчестве ипотреблении материальных и духовных благ; на приоритеты, которые он отдаёт темили иным ценностям, благам и формам поведения [4, с. 292].
В социологическихисследованиях обращение к категории образа жизни используется для повышениянаучной обоснованности социально-экономического планирования, управлениясоциальными процессами путём комплексного подхода к его объектам. С этой цельюавторы Российской социологической энциклопедии условно расчленяют образ жизнина блоки показателей трудовой, культурно-бытовой и общественно-политеческой деятельности,сопряжённые с показателями условий жизни — материального благосостояния людей,социального обеспечения и здравоохранения, охраны окружающей среды и др.Совокупность показателей образует исходную модель образа жизни, которая затемпреобразуется в поисковую и нормативную прогнозные модели. На основесопоставления последних вырабатываются соответствующие рекомендации дляпланирования и управления [17, с. 327].
Вывод: Подводя итог вышесказанному, следуетотметить, что образ жизни представляет собой некий синтез, единство социальнотипического и индивидуально неповторимого в поведении, общении и складемышления отдельного человека. Будучи исторически обусловленной категорией,образ жизни способен точно отражать специфику развития человеческого общества исознания на разных этапах исторического процесса, чем и объясняется повышенноевнимание к нему со стороны представителей гуманитарных наук. читательский аудитория социальный портрет
 
1.3Стиль жизни как социокультурнаяхарактеристика аудитории
Понятие «стиль» всёбольше заполняет нашу повседневную жизнь. «Стильная мебель», «стильный прикид»,«стильная тусовка» — одни из самых распространённых рекламных клише насегодняшний день. Стиль возникает повсюду, вынашивается в ткани всейобщественной жизни целиком, и потому неизбежен, проступает лишь разными своимигранями, но везде соответствуя своей качественной определённости. Безнадёжныпопытки противостоять стилю, так как он включает и эти попытки, делая ихсобственными чертами. Фантастическое многообразие декларируемых и отстаиваемыхиндивидуальных стилей образует один общий стиль жизни. К анализу этого понятиямы и предлагаем обратиться в данном разделе.
Наиболее широкоанализируемое понятие трактуется в Российской социологической энциклопедии:стиль жизни — это социально-психологическая категория, выражающая определённыйтип поведения людей [17, с. 672]. Согласно Краткому словарю по социологии,стиль жизни — это определённый тип поведения личности или группы людей,фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, вкусы,склонности [12, с. 479]. Российский социолог В.Н. Лавриненко в книге «Социология» определяет стиль жизни как общую модельжизни, вырабатываемую людьми в соответствии с их биологическими, общественнымии эмоциональными потребностями [19, с. 293].
Сопоставив данныеопределения, можно сказать, что носителем стиля жизни является индивид либогруппа, а сам стиль жизни формируется на основе устойчиво воспроизводимых вповседневной деятельности черт и склонностей его носителя. Докторсоциологических наук Г.И.Осадчая в статье «Стиль жизни молодых горожан:трансформация и региональная дифференциация» в качестве факторов,конструирующих жизненные стили, выделяет условия бытия; традиции и содержащиесяв них явные или латентные правила интерпретации, оценки жизненных феноменов;институциональные образования, характерные для доминирующих групп испособствующие воспроизведению определённого типа личности. Также, по мнениюГ.И.Осадчей, мощным фактором стилевой дифференциации следует считатьукореняющийся сегодня процесс глобализации [14, с. 89].
Однако стиль жизниотдельных личностей может быть обусловлен не только особенностями образа истиля жизни данного общества и той социальной среды, к которой принадлежатиндивиды, но и спецификой их индивидуальных психологических свойств, интересови потребностей. Для выполнения одной и той же социальной функции разные лицаприменяют свой индивидуальный стиль, приспосабливая способ действий к своимпсихофизиологическим особенностям и добиваются равно успешного результата [17,с. 539].
Швейцарский исследовательМакс Люшер выделяет шесть возможных стилей жизни:
1.могущественность:носители этого жизненного стиля в своей деятельности, как правило, мотивируютсяжеланием приобрести уверенность в себе и стремлением вызвать уважение. Врезультате действия вышеуказанных мотивов возникает потребность могущества,вытесняющая в свою очередь беспомощность и неуверенность в себе, свойственнуюпредставителям рассматриваемой группы;
2.потребность в любви:беспомощность, а также неуверенность в себе, характерные для представителейпредыдущей группы, могут стать причиной формирования ещё одного стиля жизни,определяющим мотивом которого является потребность в любви;
3.элита: для носителейэтого стиля жизни важны два чувства себя: самоуважение и внутреннееудовлетворение. Наибольшая ценность для представителей этой группы — житьсогласно собственным убеждениям, чтобы благодаря этим началам сохранитьсамоуважение и удовлетворенность жизнью;
4.популярность: скрытоймотивацией поступков носителей этого стиля жизни служат два ослабленных чувствасебя: боязнь быть отвергнутым и слабая уверенность в себе. Популярностьявляется для членов данной группы фактором, компенсирующим негативноевоздействие на личность вышеуказанных чувств;
5.знаменитость:деятельность носителей данного стиля жизни может быть мотивирована двумяфакторами: личное тщеславие или стремление превзойти кого-то (знаменитости такогорода, чтобы добиться своего, часто действуют согласно учениям и даже догмам);стремление что-то понять и правильно действовать (такие люди достигают зрелостичерез напряженное критическое внимание к действительности, а вместоэгоцентрического тщеславия на первый план выходит создание гармонии,социальное, научное или художественное творчество);
6.общительность: дляпредставителей этой группы характерна сниженная уверенность в себе инеудовлетворенность, что компенсируется через общение с множеством людей,порождающее чувство защищённости, которое в свою очередь приноситудовлетворение носителям данного образа жизни.
Исходя из этого, можнорассматривать как существенный признак индивидуальности, проявление еёсамостоятельности, её способности построить себя как личность в соответствии ссобственными представлениями о полноценной, «интересной» в духовном,нравственном и физическом отношении жизни [25].
Довольно интересныйподход к понятию «стиль жизни» предлагают социологи Владимир Динес и НиколайИльин в статье «Социально-психологический портрет поколений». Авторы делятсовременное российское общество на поколения и характеризуют стиль жизникаждого из них, отталкиваясь от количества лет, прожитых ими в советский ипостсоветский периоды развития России:
-Поколениепятидесятилетних (51-60 лет). Данное поколение в настоящее время является вРоссии самым малочисленным среди населения в трудоспособном возрасте, посколькузначительная часть данной возрастной когорты составляют люди 1944-1947 годарождения, когда был спад рождаемости из-за войны. Средний образовательныйуровень поколения пятидесятилетних несколько ниже, чем у более младших, так какего представители заканчивали школу до введения обязательного среднегообразования. По своим ценностным ориентациям, политическим взглядам,эмоциональному настрою пятидесятилетние не составляют единого массива, однакохарактеристики представителей данной группы всё-таки более едины, чем у младшихпоколений, что объясняется спецификой жизненного опыта. Представители даннойгруппы в значительной степени сохранили психологию и ценностные ориентациипрежнего общества. Важнейшими жизненными ценностями для людей этого поколенияявляются семья, работа, друзья. Пятидесятилетние испытывают наибольшую степеньдоверия к армии и церкви, наименьшую — к парламенту и СМИ. Это поколение весьманегативно относится к Западу. Желающих покинуть Россию — незначительноеколичество, хотя это связано не только с патриотизмом, но и пониманиемтрудностей своей адаптации в чужой стране. Отношение большинства представителейданного поколения к демократическим ценностям можно охарактеризовать кактеоретически нейтральное, а на практике преобладает склонность к авторитарнойвласти. Довольно высока доля проявляющих интерес к политике. Представители 50-летнихнацелены не на повышение своего статуса, а на его сохранение, что обусловливаетнизкий уровень социальной мобильности.
Поколение сорокалетних(41-50 лет). Данное поколение не только воспитывалось в советский период, но ипровело в нём около половины сознательной жизни. Поэтому целый ряд параметровсовпадает со старшим поколением, хотя имеется и ряд различий. Ведущимиценностными ориентациями и здесь являются семья, работа и друзья, однакоповышается и значение таких ценностей как богатство, потребление. Изобщественных институтов наибольшее доверие вызывают также армия и церковь, астепень доверия к политическим институтам ещё более падает. Противоречивоотношение сорокалетних к Западу: в целом оно негативное, не если братьотдельные компоненты западной жизни, то многие из них оцениваются положительнои являются предметом подражания, однако доля желающих покинуть Россию такженевысока. Отношение к демократическим ценностям данного поколения скореенейтральное, так как люди не видят путей их реального воздействия на своюжизнь. Высока доля людей, предпочитающих твёрдый порядок свободе и демократии.Число интересующихся политикой значительно ниже, чем в старшем поколении,соответственно и доля желающих лично заниматься политикой. Среди представителейданного поколения заметно больше людей, нацеленных на повышение своего социальногостатуса.
Поколение тридцатилетних(30-40 лет). У данного поколения на советский период приходятся в основномдетские и юношеские годы. Причём сознательная жизнь представителей этогопоколения проходила в период кризиса и разложения советской системы, чтоотразилось на жизненных ориентациях. Доминирующими ориентациями и здесьявляются семья и работа, однако существенно выше, чем у предыдущих поколений,значение ценностей досуга и богатства. У представителей данного поколениянаблюдается низкая степень доверия практически ко всем общественным институтам.Хотя среди представителей данного поколения существует позитивное отношение комногим ценностям западного общества, в то же время сильны и антизападныенастроения, велика доля людей, выступающих за самобытный путь России. Долялюдей, допускающих для себя возможность покинуть Россию довольно велика. Данноепоколение характеризует значительно более позитивное, чем у предыдущих поколенийотношение к демократическим ценностям. В подавляющем большинстве тридцатилетниенегативно относятся к политической сфере, не интересуются политикой и не желаютей заниматься. Для представителей данного поколения характерна высокаянацеленность на повышение своего социального статуса.
Поколение двадцатилетних(20-29 лет). Данное поколение формировалось в основном уже в постсоветскийпериод и наиболее отличается от других. У данного поколения значение такихценностей, как семья и работа, несколько снижено, но всё же они остаются вчисле ведущих. Заметно выше, чем у других поколений, ориентация на досуг ипотребительство. Степень доверия к основным общественным институтам невысока.Для данного поколения характерно противоречивое отношение к Западу: с одной стороныстандарты западного общества всё больше распространяются среди молодёжи, сдругой — многими молодыми Запад воспринимается как враждебная сила. Немаломолодых людей готовы эмигрировать. Для молодёжи характерно в целом позитивноеотношение к демократическим ценностям, но эта позитивность носит пассивныйхарактер. Политикой интересуется сравнительно небольшая часть молодёжи и ещёменьшая желает ею заниматься. Данная группа наиболее нацелена на повышениесвоего социального статуса, что обусловливает максимальный уровень социальноймобильности, свойственный данному поколению [6, с. 5-8].
Вывод: Подводя итог, следует сказать, чтостиль жизни — характеристика присущая индивиду или группе и обусловленнаяпостоянно воспроизводимыми чертами их деятельности. Также следует отметитьнекоторую двойственность анализируемого понятия: являясь результатомвоздействия общества на личность, стиль жизни одновременно является показателеминдивидуальности личности, тем самым характеризуя отношения индивида иобщества, членом которого он является.
 

/>ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование
 
2.1.1 Печать каксредство массовой информации
Сегодня в стране издаютсядесятки тысяч печатных СМИ. Печать в системе СМИ приобрела особое место в связис тем, что информация фиксируется посредством печатного слова (текстовыхматериалов), а также неподвижного печатного слова (фотоснимки, рисунки,графики) с помощью типографской техники. Это обусловило ряд важных свойстввзаимоотношений печати и аудитории. Есть возможность быстрого ознакомления совсем «репертуаром» сообщений, включенным в номер, и первичной обзорной ориентациив информации (местом на полосе или странице, заголовки и подзаголовки,рубрики).
Благодаря этому можносоставить общее впечатление и затем выбрать материалы для подробного чтения.Можно использовать способ «отложенного чтения» — обращение к тексту в удобныедля читателя время и место. Чтение текста и восприятие информации проходят втом порядке и темпе, которые устанавливает сам читатель. Всё это определяет множествостепеней свободы при контакте с печатными изданиями, что делает их на обозримыйпериод времени незаменимыми и важнейшими носителями массовой информации.
Печать связана сдискретностью выпуска номеров и изданий (ежедневные, еженедельные, ежемесячные,ежеквартальные). Размеры полосы (страницы) ограничивают объем передаваемойинформации.
Длительность подготовкиномера и его доставки читателю ограничивают возможности оперативной передачиинформации. Кроме того, печать доступна только грамотному читателю, располагающемудостаточно развитыми навыками чтения и багажом знаний.
Печать – это прежде всегопресса, периодика. С учетом потребностей, интересов, запросов, мотивовобращения к прессе аудитории сложилась система различных газет – периодическихизданий, различающихся по своему содержанию, тематической направленности,региональным, возрастным и профессиональным признакам аудитории [16, с. 367].
 
2.2.2Характеристика газеты «Калужскийперекресток»
«Калужский перекресток» — калужское еженедельное информационно-аналитическое издание для всей семьи.Издается с октября 1997 года. Учредитель и издатель – ООО «АгентствоКомсомольская правда – Калуга».
Спецификация издания:формат А2, цвет. Количество полос: 40. Периодичность: еженедельно. Тираж: 20000экземпляров.
Цели издания:формирование позитивного образа Калуги как делового, культурного, прогрессивноразвивающегося центра, предоставление читателям информации о жизни города,политических изменениях, создание рекламных возможностей для рекламодателей.
Штат сотрудников: 16человек.
Читательская аудитория:население Калуги и Калужской области.
Основные рубрики газеты: О чем говорят в Калуге, Гороскоп,Городская среда, Женсовет, Криминал, Читатель-газета-читатель, Власть,Автомобили, Туризм, История нашего города, Новости компаний, Красота, Нижепояса, Спорт, Связь, компьютеры и Интернет, Мир уюта, Образование и карьера,Прямая линия, Приятного аппетита, Записная книжка, Здоровье, Городская среда,Любимцы публики, Поздравляем.
Распространение: системырекламных стоек в магазинах, доставка по подписке, продажа в городских киоскахс печатной продукцией, в почтовых отделениях.
Основные конкуренты:«Калужская неделя», «Весть».
 
2.2Ход исследования и его методы
Социологическоеисследование, основной целью которого являлось определение социального портретаи стиля жизни калужской аудитории газеты «Калужский перекресток», проводилось вапреле – мае 2008 года. К аудитории исследования мы отнесли постоянных,непостоянных и потенциальных читателей газеты.
Результаты проведенногоисследования должны были указать, на что нужно обратить внимание издателямгазеты, отвечает ли политика издания желаниям аудитории. Главной же целью былоопределение социального портрета и стиля жизни калужской аудитории газеты.
В качестве методики мы выбралианкетирование, а методом исследования стала анкета. Респондентам предлагалосьответить на предлагаемые вопросы. Заранее отмечалось, что ответы на нихостанутся конфиденциальной информацией и будут использованы в научных целях вобобщенном виде. В анкете были представлены смешанные вопросы, на которыхпредлагался либо один, либо несколько вариантов ответов.
Всего приняло участие ванкетировании 297 человек, из них 132 (44,4%) мужчины и 135 (45,4%) женщины от18 до 69 лет. Выборка была сделана следующим образом:
Выборочная совокупность =генеральная совокупность / 100% * 1,5.
Данная формула некотороевремя была размещена на PR-портале«Советник» (http://www.sovetnik.ru). В своем исследовании мыиспользовали случайную выборку, так как требовалось изучить мнение разныхсегментов групп населения. Именно при таком способе выборки организация может получитьнадежные результаты изучения мнения своей внешней аудитории. Мы опросили людейразличных возрастов, относящихся к разным социальным группам, имеющим различноеобразование.
Тираж газеты на 2008 годсоставлял 20000 экземпляров, это означает, что 20000 в среднем являютсячитателями газеты… Именно это число мы приняли за генеральную совокупность.Объем выборки в таком случае составляет 300 человек:
Выборочная совокупность =20000 / 100% * 1,5 = 300.
В анкете мы использовали восновном комбинированные вопросы, поскольку они не требуют от респондентадолгих раздумий, желающие же могли выразить мнение, отличающееся отпредлагаемых вариантов ответов, указав в качестве ответа собственный вариант.Мы не объединяли два вопроса в один, задавали вопросы, охватывающие проблемуцеликом.
После составления анкетымы провели пилотажное исследование, для того, чтобы проверить, все ли вопросыкорректны и понятны. В ходе пилотажного исследования 25 человек заполнилианкеты, выяснилось, что вопросы, заданные в ней не вызвали недопонимания уреспондентов и могут быть использованы для исследования.
 
2.3Результаты исследования социальногопортрета и стиля жизни Калужской аудитории газеты «Калужский перекресток»
Как видно ниже на рисунке1, на вопрос, «Являетесь ли Вы читателем газеты «Калужскийперекресток»?», 24,2% (72 человека) ответили что являются.
Большое число опрошенных– 21,2% (63 человека) ответили, что вообще не являются читателями «Калужскогоперекрестка». Однако их ответы на вопросы анкеты мы тоже решили учесть длятого, чтобы знать, чего не хватает газете для того, чтобы привлечь внимание иданной части аудитории к изданию.
«Иногда» читают газетунаибольшее количество опрошенных – 55,5% (165 человек).
Также мы обнаружили исобственные варианты ответов респондентов на этот вопрос. 0,67% (2 человека)ответили, что «крайне редко» читают «Калужский перекресток», и один человек(0,33%) ответил, что журналисты данного печатного СМИ «пишут не по делу».

/>
Рисунок 1. Процентноесоотношение постоянных читателей газеты «Калужский перекресток» среди аудитории«Калужского перекрестка».
 
Глядя на рисунок 2 (см.стр. 20), видим, что наибольшее предпочтение читатели отдают предпочтениерубрике «О чем говорят в Калуге» (43,4% или 129 человек).
Немного менее популярен«Гороскоп» (38,3% или 114 человек).
«Городская среда» — третья по популярности рубрика. Ее регулярно читают 31,3% (93 человека).
29,2% (87 человек) читаютрубрику «Женсовет», 28,2% (84 человека) рубрику «Криминал», 25,2% (75 человек)читают рубрики «Читатель-газета-читатель и «Власть».
24,2% (72 человека)являются постоянными читателями рубрики «Автомобили», 23,2% (69 человек) –постоянными читателями рубрики «Туризм».
«Историю нашего города» и«Новости компаний» читают 22,2% (66 читателей).
Рубрики «Красота», «Нижепояса», «Спорт», «Связь, компьютеры и Интернет» регулярно читают 21,2% (63 человека).
Рубрики «Мир уюта» и«Образование и карьера» — 20,2% (60 читателей).
Рубрикой «Прямая линия» интересуются17,1% (51 человек), рубрикой «Приятного аппетита» — 16,1% (48 человек).
15,1% (45 человек) следятза рубрикой «Записная книжка», 14,4% (42 человека) читают рубрики «Здоровье» и«Городская среда».
Рубрику «Любимцы публики»постоянно читают 13,1% (39 человек).
Наименьшее предпочтениечитатели отдают рубрике «Поздравляем!» — 8,08% (24 человека).
/>
Рисунок 2. Процентноесоотношение степени популярности постоянных рубрик газеты «Калужскийперекресток» среди его аудитории.
 
Из рисунка 3 (см. стр.21) следует, что большинство респондентов 36,3% (108 человек) ответили, чтоуверенно ощущают себя в современном мире. Очень большое количество опрошенных32,3% (96 человек) затруднились ответить на данный вопрос. Неуверенно ощущаютсебя в современном мире немалое количество респондентов – 28,2% (84 человека).Имелись также собственные варианты ответов респондентов. 2,02% (6 человек)ответили что «средне», 0,33% (по одному человеку) – что «скорее неуверенно» и«Неуверенно, так как пока не нашла себя и то, что мне интересно».
/>
Рисунок 3. Процентноесоотношение, насколько уверенно ощущают себя представители внешней аудитории«Калужского перекрестка» в современном мире.
 
Рисунок 4 иллюстрирует,что на вопрос, «Как Вы оцениваете устроенность своей жизни по пятибалльной шкале»,большинство опрошенных (39,3% или 117 человек) ответили, что на 3 балла. На 4балла оценили ее 30,3% (90 человек). Считают, что жизнь устроена на 2 балла19,1% (57 человек). На 5 баллов оценили устроенность своей жизни только 8,08%(24 человека). На 1 балл – 3,03% (9 человек).
/>
Рисунок 4.Устроенностьжизни аудитории «Калужского перекрестка» по пятибалльной шкале.

Как видно на рисунке 5(см. стр. 22), наибольшее число респондентов оценивают своё будущее скорееоптимистично, чем пессимистично (35,3% или 105 человек). 47,4% (141 человек)ответили, что оценивают своё будущее оптимистично, 9,09% (27 человек) –пессимистично и 8,08% (24 человека) – скорее пессимистично, чем оптимистично.
/>
Рисунок 5. Оценкааудиторией «Калужского перекрестка» своего будущего.
Рисунок 6 иллюстрируетследующие данные: наиболее ценят в своей жизни читатели «Калужскогоперекрестка» семью (49,4% или 147 человек); на втором месте у калужан – карьера(33,3% или 99 человек), на третьем – работа (25,2% или 75 человек). 20,2% (60человек) опрошенных отдают предпочтение личным интересам, 19,9% (57 человек)ценят в первую очередь здоровье, 15,5% (45 человек) – досуг, 14,1% (42человека) ценят в первую очередь самоутверждение, образование – 13,1% (39человек). Два человека выдвинули собственные варианты ответов: «дети» — 0,33%(1 человек) и «спокойствие» 0,33% (1 человек).

/>
Рисунок 6. Жизненныеценности аудитории «Калужского перекрестка».
На рисунке 7 показано,что большинство калужан 57,5% (57,5 человек) считают, что их уровень жизни – средний.Что живут на высоком уровне, отметили 15,1% опрошенных (45 человек). На низкомуровне живут 27,2% опрошенных (81 респондент).
/>
Рисунок 7. Уровень жизниаудитории газеты «Калужский перекресток».
 
Как видно напредставленном ниже рисунке 8, к демократическому политическому течениюпричисляют себя большинство опрошенных – 49,9% (147 человек), к либеральному24,2% (72 человека), к коммунистическому 9,09% (27 человек). Имелись исобственные варианты ответов респондентов: 2,02% (6 человек) затруднилисьответить, 2,02% (6 человек) причислили себя к либерально-демократическомутечению, 1,68% (5 человек) не отнесли себя ни к какому течению и 1,01% (3человека) отметили, что вообще не интересуются политикой.
/>
Рисунок 8. Процентноесоотношение политических предпочтений читателей газеты, их ответы на вопрос «Ккакому политическому течению Вы себя причисляете?».
К переменам вполитической жизни России большинство опрошенных (34,3% или 102 человека)относятся нейтрально. Положительно – 28,2% (84 человека). Отрицательно – 24,2%(72 человека). Многие выражали собственное мнение. Ответили что никак неотносятся 6,06% (18 человек), 1,01% (по 3 человека) отвечали, что: «не оченьхорошо», «сложно сказать», «к таким переменам как сейчас – отрицательно»,«затрудняюсь ответить», «не интересуюсь политикой», «не очень хорошо, но несказать, что резко отрицательно». 0,33% (по одному человеку) отвечали: «всеравно, нас никто не спрашивал (о согласии)», «пока не знаю как буду относиться,не вижу результатов».
/>
Рисунок 9. Отношениеаудитории газеты «Калужский перекресток» к переменам в политической жизниРоссии, произошедшим весной 2008 года.
 
На рисунке 10 (см. стр.25) показано, как респонденты отвечали на вопрос: «Как Вы относитесь крелигии?». 46,4% (138 человек) относятся к религии положительно. Нейтрально –41,4% (123 человека), негативно – 9,09% (27 человек). Опрошенные выражали исобственное мнение. Так, 2,02% (6 человек) ответили, что к различным религиямотносятся по-разному». 1,01% (по 3 человека), что: «позитивное отношение, хотясам не религиозен», «затрудняюсь ответить», «к христианству — положительно, костальным религиям – нейтрально». 0,33% (1 человек) выразил мнение, что в целомотношение к религии неплохое, но только если речь идет о вере, а не о церкви.
/>
Рисунок 10. Отношениеаудитории «Калужский перекресток» к религии.

На рисунке 11 отображеносемейное положение респондентов. Большинство респондентов (58,5% или 174человек) состоят в браке, 45,4% (135 человек) не состоят в нем, и 16,1% (48человек) состояли в браке ранее, но во время проведения исследования былиразведены.
 
/>
Рисунок 11. Семейноеположение аудитории газеты «Калужский перекресток».
 
На рисунке 12 (см. стр.26) видно, что большинство опрошенных (37,3% или 111 человек) работают в сфереуслуг. 16,1% (48 человек) в сфере производства, 15,1% — в сфере образования. Всфере торговли трудятся 10,1% опрошенных (30 человек), в медицине – 8,08% (24человека), в правоохранительной деятельности 5,05% (15 человек), в экономике –4,04% (12 человек), не работают 3,03% (9 человек). Опрошенных пенсионеров ивоеннослужащих по 1,01% (по 3 человека).
/>
Рисунок 12. Сферы занятостиаудитории газеты «Калужский перекресток».

Как видно на рисунке 13,большинство опрошенных (50,5% или 150 человек) причислили себя к служащим. Вдва раза меньше (25,2% или 75 человек) – к рабочим. 18,1% (54 человека)учащихся/студентов приняли участие в нашем опросе, 3,03% ( по 9 человек)управляющих и безработных, 2,02% (6 человек) пенсионеров и 1,01% (3 человека) –домохозяек/домохозяинов.
/>
Рисунок 13. Социальныегруппы, к которым относятся представители внешней аудитории газеты «Калужскийперекресток».
Большинство опрошенных36,3% (108 человек) отметили, что имеют высшее образование. Неполное высшее –26,2% (78 человек), 22,2% (66 человек) – среднее специальное и 5,05% (15человек) – среднее образование. Данные отображены на рисунке 14.
/>
Рисунок 14. Образованиеаудитории газеты «Калужский перекресток».

Рисунок 15 иллюстрирует,что большинство опрошенных (23,2% или 69 человек) отметили, что доход на одногочлена их семьи составляет от 1000 до 5000 рублей. Чуть меньше (22,2% или 66человек), что их доход на члена семьи составляет от 8000 до 11000. 20,25% (60человек) отметили, что их доход на члена семьи составляет от 5000 до 8000рублей; 16,1% (48 человек) – от 11000 до 15000; 10,1% (30 человек) – от 15000до 20000; 7,07% (21 человек) – что доход на члена семьи составляет от 20000рублей и 2,02% отметили, что доход в семье отсутствует вовсе.
/>
Рисунок 15. Уровеньдоходов на одного члена семьи аудитории газеты «Калужский перекресток».

Заключение
Мы провели исследование,в ходе которого выявили социальный портрет и стиль жизни калужской аудиториигазеты «Калужский перекресток». В ходе исследования мы опросили читателей этогопечатного издания и узнали кто является целевой аудиторией, что являетсяглавным в жизни респондентов, узнали в какой сфере деятельности работаетбольшинство, какие рубрики наиболее популярны, как читатели ощущают себя всовременном мире, как оценивают устроенность своей жизни, как относятся крелигии и политике и к какому политическому течению себя причисляют, узнали обих семейном положении и социальном статусе, возрасте, образовании большинстваопрошенных, уровне доходов.
Результаты исследованияможно будет использовать для целенаправленного воздействия на потребителей,использование этих результатов приведет к тому, что воздействие на аудиториюбудет небезрезультатным. Кроме того, издание сможет воздействовать нанеактивную аудиторию, и сделать ее своими читателями.
Мы считаем, что в полноймере решили все поставленные задачи а, следовательно, проведя данноеисследование, достигли поставленной цели – выявить социальный портрет и стильжизни калужской аудитории газеты «Калужский перекресток».
Итак, среднестатистическийчитатель газеты «Калужский перекресток»:
Имеющие высшееобразование, работающие (93,94%: руководители предприятий, специалисты, рабочиена предприятиях) женщина (45,4%) или мужчина (44,4%) от 24 лет (у «Калужскогоперекрестка» активная аудитория: 57% читателей старше 24 лет, но им еще неисполнилось 45 лет). Иными словами, в самых работоспособных возрастных группахудельный вес читателей «Калужского перекрестка» превалирует.
Большинство причислилисебя к служащим — 50,5%. Доход на одного члена семьи невелик – от 1000 до 5000(23,2%). При этом читатель газеты считает, что считает, что это нормальный доход(57,5%).
Среднестатистическийчитатель «Калужского перекрестка» — демократ (49,9%), положительно относящийсяк религии (46,4%), состоящий в браке (58,5%) и работающий в сфере услуг(37,3%). Он оптимистично оценивает своё будущее (47,4%), уверенно ощущает себяв современном мире (36,3%), однако свой уровень жизни оценивает лишь на 3 балла(39,3%). Самое главное в жизни среднестатистического читателя – семья (49,4%),на втором месте карьера (33,3%), личные интересы в меньшем почёте (20,2%).Читатель «Калужского перекрестка» любит «держать руку на пульсе», о чем свидетельствуетпопулярность рубрик «О чем говорят в Калуге» (43,4%) и «Городская среда»(31,3%). Также выяснилось, что аудитория не перестала верить гороскопам (втораяпо популярности рубрика, 38,3% респондентов регулярно ее читают).
Подводя итоги, следуетсказать, что задачи, поставленные в курсовой работе, выполнены. А именно:
1.Был произведен анализтеоретической литературы, посвященной проблеме исследования;
2.Был произведен анализдокументации, определяющей деятельность газеты «Калужский перекресток»;
3.Был подобран иапробирован инструментарий для проведения социального исследования;
4.Было проведеносоциальное исследование, направленное на определение социального портрета истиля жизни калужской аудитории газеты «Калужский перекресток»;
5.Был проведен анализрезультатов, оформлены выводы и составлены рекомендаций высшему должностномулицу.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
 
1.Артемов, В.А. Социальное время[Текст]/В.А. Артемов. – Новосибирск: Книга, 1987.- 237.
2.Барулин, В.С. Социальная философия[Текст]/В.С. Барулин. — Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2000.- 560.
3.Бутенко, А.П. Социалистическийобраз жизни [Текст]/А.П.Бутенко. – Москва:Прогресс, 1979. — 213.
4.Демографический энциклопедическийсловарь [Текст]/Д.И. Валентей. — Москва: Советскаяэнциклопедия, 1985. — 608.
5.Джефкинс, Ф., Ядин, Д. Пабликрилейшнз [Текст]/Д. Ядин. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 416.
6.Динес, В.А., Ильин, Н.ИСоциально-психологический портрет поколений [Текст]//Власть. 2005, №11. — 88.
7.Дорфман, Л.Я., Дружинин, В.Н.,Коростелина, К. Стиль человека: психологический анализ [Текст]/В.Н. Дружинин. — Москва: Смысл, 1998. — 309.
8.Засурский, Я.Н. Система СМИ России[Текст]/Я.Н. Засурский. — Москва: Аспект Пресс,2001. — 259.
9.Козлова, О.Н. Социокультурныеизменения: определение и выбор стиля [Текст]//Социально-гуманитарные знания.2000, №4. — 352.
10.Корконосенко, С.Г. Основыжурналистики [Текст]/С.Г.Корконосенко. – Москва:Аспект-пресс, 2001. — 280.
11.Королько, В.Г. Основы пабликрилейшенз [Текст]/В.Г. Королько. – Москва: РЕФЛ — БУК, 2000.- 528.
12.Краткий словарь по социологии[Текст]/Д.М. Гвишиани. – Москва: Политиздат, 1988.- 479.
13.Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю.Толковый словарь русского языка [Текст]/Н.Ю.Шведова. — Москва: Азбуковник,1997. — 944.
14.Осадчая, Г.И. Стиль жизни молодыхгорожан: трансформация и региональная дифференциация [Текст]//Социс. 2002, №10.- 160.
15.Почепцов, Г.Г. Паблик рилейшнз илиКак успешно управлять общественным мнением [Текст]/Г.Г. Почепцов. — Москва: Центр, 2004. — 336.
16.Прохоров, Е. П. Введение в теориюжурналистики [Текст]/Е.П.Прохоров. — Москва:Аспект Пресс, 2003. — 367.
17.Российская социологическаяэнциклопедия [Текст]/Г.В.Осипов. — Москва:ИНФРА-М, 1998. — 672.
18.Соколов, С.В. Социальная философия[Текст]/С.В. Соколов. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.– 440.
19.Социология [Текст]/В.Н. Лавриненко. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 448.
20.Социология. Основы общей теории[Текст]/Г.В. Осипов. — Москва: Норма, 2008. — 912.
21.Социальная философия [Текст]/С.Э. Крапивенский. — Волгоград: ВГУ, 2000.- 320.
22.Чумиков, А.Н., Бочаров, М.П. Связис общественностью: теория и практика [Текст]/М.П.Бочаров. — Москва: Дело, 2003.- 496.
23.Ядов, В. А. Стратегиясоциологического исследования [Текст]/В.А. Ядов.- Москва: Добросвет, 2000. — 596.
24.PR-портал «Советник» (http://172.20.25.211/frm_chpl =56K44FR0D554G)[Электронный ресурс].
25.http://student.km.ru/ref_show_frame.asp?id=29414F365424474FB0B35453FC1AA05F[Электронный ресурс].


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Прецеденты проявления креативных способностей в практике дополнительного образования
Реферат "иерусалим" было подвижным и в разное время
Реферат Из истории десятичных дробей
Реферат Механизмы формирования региональной инвестиционной политики
Реферат 30 сентября 2011г в Центральной детской библиотеке прошла беседа для уч-ся Куйтунской средней школы №1 о вреде наркотиков «я против, а вы?» в форме беседы
Реферат 20 октября в Украине ежегодно проводиться День борьбы с раком молочной железы. Внашей стране, как и в мире, первое место среди злокачественных заболеваний у женщин занимает рак молочной железы
Реферат Образовательный менеджмент муниципальной системы образования города Рязани
Реферат Расчет паровой турбины Т-100-130, расчет ступени
Реферат Андреев С. Н., Мельниченко Л. Н
Реферат Расчет усилителя радиочастоты, предназначенного для усиления АМ сигнала
Реферат Податок на прибуток підприємств у системі прямого оподаткування, зміни у оподаткуванні юридичних осіб
Реферат Українські землі у складі Російської Імперії в другій половині XIX ст
Реферат Аналітичнa довідка за результатами моніторингових досліджень навчальних досягнень учнів 4-х класів Якимівського району за 2010-2011 н р
Реферат Экология – школьный предмет или образ жизни?
Реферат Технология социальной работы с умственно отсталыми детьми