Реферат по предмету "Музыка"


Генрих Густавович Нейгауз

Генрих Густавович Нейгауз
/1888 —1964/

Генрих
Густавович Нейгауз родился 12 апреля 1888 года на Украине, в городе
Елисаветград. Его родителями были известные в городе музыканты-педагоги,
основавшие там музыкальную школу. Дядей Генриха по материнской линии был
замечательный русский пианист, дирижер и композитор Ф.М. Блуменфельд, а его
двоюродным братом — Кароль Шимановский, впоследствии выдающийся польский
композитор.

Дарование
мальчика проявилось очень рано, но, как ни странно, в детстве он не получил
систематического музыкального образования. Его пианистическое развитие
протекало во многом стихийно, повинуясь могучей силе звучащей в нем музыки.
«Когда мне было лет восемь или девять, — вспоминал Нейгауз, — я стал сперва
понемногу, а потом все больше и чем дальше, тем с большим азартом
импровизировать на рояле. Иногда (это было немного позднее) я доходил до полной
одержимости: не успевал проснуться, как уже слышал внутри себя музыку, свою
музыку, и так почти весь день».

В
двенадцать лет Генрих впервые выступил перед публикой в родном городе. В 1906
году родители послали Генриха и его старшую сестру Наталию, тоже очень хорошую
пианистку, учиться за границу в Берлин. По совету Ф.М. Блуменфельда и А.К.
Глазунова наставником был избран известный музыкант Леопольд Годовский.

Однако
Генрих взял у Годовского только десять приватных уроков и исчез из его поля
зрения почти на шесть лет. Начались «годы странствий». Нейгауз жадно впитывал
все, что могла дать ему культура Европы. Юный пианист дает концерты в городах
Германии, Австрии, Италии, Польши. Публика и пресса тепло принимают Нейгауза. В
рецензиях отмечается масштабность его дарования и выражается надежда, что
пианист со временем займет видное место в музыкальном мире.

«В
шестнадцать—семнадцать лет я стал «рассуждать»; способность сознавать,
анализировать проснулась, я поставил весь свой пианизм, все свое пианистическое
хозяйство под вопрос, — вспоминает Нейгауз. — Я решил, что не знаю ни
инструмента, ни моего тела и все надо начинать сначала. Я месяцами стал играть
простейшие упражнения и этюды, начиная с пятипальцовок, с одной лишь целью:
приноровить мою руку и пальцы всецело к законам клавиатуры, осуществлять до
конца принцип экономии, играть «рационально», как рационально устроена пианола;
конечно, моя требовательность к красоте звучания была доведена до максимума
(слух у меня всегда был хороший и тонкий) и это было, вероятно, самым ценным во
все то время, когда я с маниакальной одержимостью старался только извлекать
«наилучшие звуки» из рояля, а музыку, живое искусство, буквально запер на ключ
на дне сундука и долго-долго не доставал его оттуда (музыка продолжала свою
жизнь вне рояля)».

С
1912 года Нейгауз вновь стал заниматься у Годовского в Школе мастеров при Венской
академии музыки и сценического искусства, которую с блеском окончил в 1914
году. На протяжении всей жизни Нейгауз с большой теплотой вспоминал своего
учителя, характеризуя его как одного «из великих пианистов-виртуозов
послерубинштейновской эпохи». Начало Первой мировой войны взволновало
музыканта: «В случае мобилизации я должен был идти простым рядовым. Соединение
моей фамилии с дипломом венской Академии не сулило ничего хорошего. Тогда мы
решили на семейном совете, что мне необходимо получить диплом русской
консерватории. После различных передряг (я все-таки понюхал военную службу, но
вскоре был освобожден с «белым билетом») я поехал в Петроград, весной 1915 года
сдал все экзамены в консерватории и получил диплом и звание «свободного
художника».

В
одно прекрасное утро на квартире Ф.М. Блуменфельда раздался звонок по телефону:
звонил директор Тифлисского отделения ИРМО Ш.Д. Николаев с предложением, чтобы
я приехал с осени этого года преподавать в Тифлис. Я, недолго думая,
согласился. Таким образом, с октября 1916 года я стал впервые совершенно
«официально» (поскольку я начал работать в государственном учреждении) на путь
русского учителя музыки и пианиста-исполнителя.

После
лета, проведенного частью в Тимошовке у Шимановских, частью в Елисаветграде, я
в октябре приехал в Тифлис, где немедленно стал работать в будущей
консерватории, называвшейся тогда еще Музыкальным училищем Тифлисского
отделения и императорского Русского музыкального общества.

Ученики
были слабейшие, большинство из них в наше время вряд ли могли бы быть приняты в
районную музыкальную школу. За самыми немногими исключениями работа моя была
той же «каторгой», которой я отведал еще в Елисаветграде. Но красивый город,
юг, некоторые приятные знакомства и т.д. частично вознаграждали меня за мои
профессиональные страдания. Вскоре я стал выступать с сольными концертами, в
симфонических концертах и ансамблях с моим коллегой-скрипачом Евгением
Михайловичем Гузиковым.

С
октября 1919 года по октябрь 1922 года я пребывал профессором Киевской
консерватории. Невзирая на большую педагогическую нагрузку, я дал за эти годы
много концертов с разнообразнейшими программами (от Баха до Прокофьева и
Шимановского). Б.Л. Яворский и Ф.М. Блуменфельд тогда тоже преподавали в
Киевской консерватории. В октябре Ф.М. Блуменфельд и я, по требованию наркома
А.В. Луначарского, были переведены в Московскую консерваторию. Яворский еще за
несколько месяцев до нас перебрался в Москву. Так начался «московский период
моей музыкальной деятельности».

Итак,
осенью 1922 года Нейгауз поселяется в Москве. Он играет и в сольных и в
симфонических концертах, выступает с квартетом имени Бетховена. Сперва с Н.
Блиндером, затем с М. Полякиным музыкант дает циклы сонатных вечеров. Программы
его концертов, и ранее достаточно разнообразные, включают произведения самых
различных авторов, жанров и стилей.

«Кто
в двадцатые — тридцатые годы слушал эти выступления Нейгауза, — пишет Я.И.
Мильштейн, — тот на всю жизнь приобрел нечто такое, чего не выскажешь словами.
Нейгауз мог играть более или менее удачно (он никогда не был пианистом ровным —
отчасти из-за повышенной нервной возбудимости, резкой смены настроений, отчасти
из-за примата импровизационного начала, власти мгновения). Но он неизменно
притягивал к себе, воодушевлял и вдохновлял своей игрой. Он был всегда иным и в
то же время одним и тем же художником-творцом: казалось, что он не исполнял
музыку, а здесь же, на эстраде, ее созидал. Не было ничего искусственного,
шаблонного, скопированного в его игре. Он обладал удивительной зоркостью и
душевной ясностью, неисчерпаемой фантазией, свободой выражения, умел услышать и
выявить все потаенное, скрытое (напомним хотя бы о его любви к подтексту
исполнения: «надо вникать в настроение — ведь именно в этом, едва уловимом и не
до конца поддающемся нотной записи, вся сущность замысла, весь образ...»). Он
владел нежнейшими звуковыми красками для передачи тончайших оттенков чувства,
тех неуловимых колебаний настроения, которые для большинства исполнителей так и
остаются недоступными. Он и подчинялся исполняемому, и творчески его
воссоздавал. Он весь отдавался чувству, которое порой казалось в нем
беспредельным. И вместе с тем : был взыскательно строг к себе, относясь
критически к каждой детали исполнения. Он сам как-то признавался, что
«исполнитель — сложное и противоречивое существо», что «он и любит то, что
исполняет, и критикует его, и подчиняется ему всецело, и перерабатывает его
по-своему», Что «в иные минуты, и не случайно, в душе его господствует...
суровый критик с прокурорскими наклонностями», но что «в лучшие минуты он
чувствует, что исполняемое произведение — как бы его собственное, и он
проливает слезы от радости, волнения и любви к нему».

Быстрому
творческому росту пианиста во многом способствовало его общение с крупнейшими
московскими музыкантами — К. Игумновым, Б. Яворским, Н. Мясковским, С.
Фейнбергом и другими. Большое значение имели для Нейгауза частые встречи с
московскими поэтами, художниками, литераторами. Среди них были Б. Пастернак, Р.
Фальк, А. Габричевский, В. Асмус, Н. Вильмонт, И. Андроников.

В
статье «Генрих Нейгауз», опубликованной в 1937 году, В. Дельсон пишет: «Есть
люди, профессия которых совершенно неотделима от их жизни. Это энтузиасты своей
работы, люди кипучей творческой деятельности, а жизненный путь их — сплошное
творческое горение. Такой — Генрих Густавович Нейгауз.

Да,
и игра Нейгауза такова, как он сам, — бурная, активная, а наряду с этим
организованная и продуманная до последнего звука. И за фортепиано возникающие в
Нейгаузе ощущения словно бы «обгоняют» ход его исполнения, и в его игру
врываются нетерпеливо-требовательные, властно-восклицательные акценты, и всё
(именно всё, а не только темпы!) в этой игре неудержимо стремительно, исполнено
гордой и дерзновенной «побудительности», как очень удачно сказал однажды И.
Андроников».

В
1922 году произошло событие, определившее всю дальнейшую творческую судьбу
Нейгауза: он стал профессором Московской консерватории. В течение сорока двух
лет продолжалась его педагогическая деятельность в этом прославленном вузе,
давшая замечательные результаты и во многом способствовавшая широкому признанию
советской фортепианной школы во всем мире. В 1935—1937 годах Нейгауз был
директором Московской консерватории. В 1936—1941 годах и начиная с 1944 года до
самой смерти в 1964 году — заведующим кафедрой специального фортепиано.

Только
в грозные годы Великой Отечественной он вынужден был приостановить свою
педагогическую деятельность. «В июле 1942 года я был направлен в Свердловск на
работу в Уральскую и Киевскую (временно эвакуированную в Свердловск) консерватории,
— пишет в своей автобиографии Генрих Густавович. — Там я пробыл до октября 1944
года, когда был возвращен в Москву, в консерваторию. Во время пребывания на
Урале (кроме энергичной педагогической работы) я дал много концертов в самом
Свердловске и в других городах: Омске, Челябинске, Магнитогорске, Кирове,
Сарапуле, Ижевске, Воткинске, Перми».

Романтичное
начало артистизма музыканта сказывалось и в его педагогической системе. На его
уроках царил мир окрыленной фантазии, раскрепощавшей творческие силы молодых
пианистов.

Начиная
с 1932 года многочисленные питомцы Нейгауза завоевывали премии на самых
представительных всесоюзных и международных конкурсах пианистов — в Варшаве и
Вене, Брюсселе и Париже, Лейпциге и Москве.

Школа
Нейгауза — могучая ветвь современного фортепианного творчества. Какие разные
артисты вышли из-под его крыла — Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Яков Зак,
Евгений Малинин, Станислав Нейгауз, Владимир Крайнев, Алексей Любимов.

С
1935 года Нейгауз регулярно выступает в прессе со статьями, посвященными
актуальным вопросам развития музыкального искусства, рецензирует концерты
советских и зарубежных музыкантов. В 1958 году в Музгизе вышла его книга «Об
искусстве фортепианной игры. Записки педагога», неоднократно переиздававшаяся в
последующие десятилетия.

«В
истории русской пианистической культуры Генрих Густавович Нейгауз — явление
редкое, — пишет Я.И. Мильштейн. — С именем его связано представление о
дерзаниях мысли, пламенных взлетах чувства, удивительной многогранности и в то
же время цельности натуры. Тому, кто испытал на себе силу его таланта, трудно
забыть его поистине вдохновенную игру, которая дарила людям столько
наслаждения, радости и света. Все внешнее отступало на задний план перед
красотой и значительностью внутреннего переживания. Не было в этой игре пустых
мест, шаблонов и штампов. Она была исполнена жизни, непосредственности,
подкупала не только ясностью мысли и убежденностью, но и неподдельностью
чувства, необыкновенной пластичностью и рельефностью музыкальных образов. Нейгауз
играл предельно искренне, естественно, просто и вместе с тем на редкость
горячо, страстно, самозабвенно. Душевный порыв, творческий подъем,
эмоциональное горение были неотъемлемыми качествами его артистической натуры.
Проходили годы, многое старело, становилось блеклым, обветшалым, но его
искусство, искусство музыканта-поэта, оставалось молодым, темпераментным и
окрыленным».
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://musicinf.net.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Марганец в организме человека
Реферат Розробка цифрових засобів ПЛІС в інтегрованому середовищі проектування MAXPLUS II
Реферат Областная дирекция АППБ АВАЛЬ
Реферат The Loves Portrayed In Living In Sin
Реферат Разработка и внедрение фирменного стиля мебельной компании
Реферат Цветопись в портрете города в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"
Реферат Потребительский кредит
Реферат Фізична реабілітація при хронічному бронхіті у дітей
Реферат Педагогическое мастерство
Реферат Типи поведінки в конфліктних ситуаціях. Зміна домінуючої стратегії поведінки та захисту протягом тижня
Реферат Химическая защита гороха
Реферат Опыт использования биоклиматического моделирования ареалов млекопитающих (на примере Южного Забайкалья)
Реферат Межполушарные взаимодействия. Сложные формы высшей нервной деятельности животных
Реферат Реакции спиртов Кислотно-основные свойства спиртов Реакции с участием нуклеофильного центра
Реферат Нана