Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно

Министерство финансов РоссийскойФедерации
Федеральное государственное образовательноеучреждение высшего профессионального образования
Академия бюджета и казначействаМинистерства финансов Российской Федерации
Омский филиал
Реферат
Надо непременновстряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно
Выполнила:
Конева Юлия
группа 2э1
2011

Введение
Что такое здоровыйобраз жизни? По моему мнению, это, прежде всего культурный, активный образжизни, гуманистический и цивилизованный, напрямую связанный со здоровьем,долголетием, благополучием человека, его счастьем, почетом и богатством.
Наверное, именно такойобраз жизни имел в виду древнегреческий философ Эпикур, когда однажды сказал:«Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо». Иэто очень верно, поскольку здоровый образ жизни объединяет все, чтоспособствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовыхфункций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированностьличности в направлении формирования, сохранения и укрепления какиндивидуального, так и общественного здоровья. Именно в понятии «здоровыйобраз жизни» наиболее полно выражается взаимосвязь между образом жизни издоровьем.
Русский философ И.А.Ильин считал, что «здоровье есть нечто большее, чем люди обычно думают…Здоровье есть предначертанная Богом и угодная ему гармония между личноюприродою и личным духом». На наш заинтересованный взгляд из XXI века, спозиций теории нормы, здоровье есть норма и гармония генетического,физического, психосоциального (духовного) состояния и развития индивида, семьи,народа. Здоровье проявляется состоянием физического, духовного и социальногоблагополучия индивида в различных видах его активной общественно полезнойдеятельности – в труде, семье, спорте и защите Отечества. Уровень здоровьякаждого человека различен и во многом зависит от конституциональных иповеденческих особенностей, темперамента, менталитета, гормонального ииммунологического статуса индивида.

Здоровый образ жизни
здоровыйфизический нравственный двигательный
Здоровый образ жизни –это единство души и тела, когда душа и тело живут в любви, согласии и гармонии.
Здоровый образ жизнипредполагает физическое и духовно-нравственное здоровье. Физическое здоровье –это процесс сохранения и развития биологических, психических, физиологическихфункций, оптимальная трудоспособность, социальная активность. Физическоевоспитание – это формирование валеологической культуры: развитие навыковведения здорового образа жизни (правильное питание, отказ от вредных привычек,достаточная физическая активность и т.д.; умение устанавливать связь междуорганизмом и окружающей средой). Духовно-нравственное здоровье – этопсихологическая зрелость личности.
Каждый нормальныйчеловек стремится прожить свою жизнь долго и счастливо. Но все ли мы делаем дляэтого? Если проанализировать «каждый шаг» нашего типичного дня, то,скорее всего, все обстоит с «точностью да наоборот».
Самые«экстремалы» утром, еле встав с постели, как биороботы собираются наработу или учебу, днем нервничают по пустякам, объедаются за столом, ссорятся сблизкими, по вечерам отдыхают на диване у ТВ.
Естественным следствиемтакого образа жизни являются болезни, нервные расстройства и проблемы наработе, в учебе и в семье. Болезни мы лечим лекарствами, большинство из которыхимеют столько побочных эффектов, что одно лечат, а другое калечат. Кругзамыкается, и разорвать его можно только сделав крутой вираж в сторонуздорового образа жизни.
Основными качествами,характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота,ловкость, гибкость и выносливость.
Совершенствованиекаждого из этих качеств способствует и укреплению здоровья, но далеко не водинаковой мере. Можно научиться очень быстро бегать, стать ловким и гибким,занимаясь гимнастическими и акробатическими упражнениями. Однако при всем этомне удается сформировать достаточную устойчивость к болезнетворным воздействиям.
Для эффективногооздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствоватьв первую очередь выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентамиздорового образа жизни, что обеспечит растущему организму падежный щит противмногих болезней.
В России закаливаниеиздавна было массовым. Примером могут служить деревенские бани с парными иснежными ваннами. Однако в наши дни большинство людей ничего не делают длязакаливания, как самих себя, так и своих детей. Более того, многие родители изопасения простудить ребенка уже с первых дней месяцев его жизни начинаютзаниматься пассивной защитой от простуды: укутывают его, закрывают форточки ит.д. Такая «забота» о детях не создает условий для хорошей адаптации кменяющейся температуре среды. Напротив, это содействует ослаблению их здоровья,что приводит к возникновению простудных заболеваний. Поэтому проблема поиска иразработки эффективных методов закаливания остается одной из важнейших.
Здоровый образ жизникак система, на наш взгляд, складывается из четырех основных взаимосвязанныхэлементов, четырех культур: культуры православия, культуры движения, культурыпитания и культуры эмоций. Отрицательные эмоции (зависть, страх и др.) обладаютогромной разрушительной силой, положительные эмоции (смех, радость, любовь,чувство благодарности) сохраняют здоровье, способствуют успеху. Соблюдениездорового образа жизни сохраняет духовному человеку нравственное и физическое здоровье,продлевает жизнь и творчество, придает ощущение удовлетворенности инаполненности жизнью, то есть то, что, мы называем счастьем – радость, полнотаи осмысленность духовной жизни, индивидуальное здоровье, отсутствие хроническихболезней, катастрофических бедствий, непреодолимых страданий и возможностьреализации творческого потенциала.
Здоровый индивидуум издоровое общество – это синонимы. Поэтому важно с детства привить человекупривычку к здоровому образу жизни, который напрямую связан с его здоровьем, втом числе и здоровьем нравственным. Так что же такое «здоровый образжизни»? Здоровый образ жизни – это индивидуальная система разумногоповедения человека на фундаменте культурно-исторических,нравственно-религиозных и национальных традиций: оптимальный двигательныйрежим, закаливание, рациональное питание, рациональный режим жизни, отсутствиеболезней и вредных привычек, что обеспечивает человеку физическое, душевное,духовное и социальное благополучие (здоровье) в реальной окружающей среде (природной,техногенной и социальной) и активное долголетие. При переходе людей к здоровомуобразу жизни происходит следующее:
· изменяетсямировоззрение, приоритетными становятся духовные ценности, исчезаетэкзистенциальный вакуум, обретается смысл жизни;
· исчезаетфизиологическая и психическая зависимость от алкоголя, табака, наркотиков;
· хорошеенастроение формируется «гормонами радости» – эндорфинами, которые образуются ворганизме человека;
· увеличиваетсяжизненная емкость легких, сердце работает более экономно, поэтому оно болеедолговечно;
Для перехода кздоровому образу жизни полезно переориентирование сознания и психики человека сболезни на здоровье, ибо болезнь это итог не столько физической, сколькодуховной несостоятельности человека.
Среди национальнойэлиты страны в российском обществе повсеместно наблюдается глупое, бездумное иповерхностное подражательство Западу во всем при одновременном уничижении,самобичевании и отрицании своего великого прошлого. Сегодня либеральной элитойза высокое выдается низкое (массовая культура), вопреки могучейнравственно-религиозной и, более чем, тысячелетней культурно-историческойтрадиции нашей православной самобытной древней цивилизации. Еще славянскийфилософ К.Н. Леонтьев (1831-1891) сокрушался, что у нас, в высших слояхроссийского общества дух охранения слаб, а наше общество вообще расположеноидти по течению… В то время как России, чтобы не распасться и противостоятьнатиску могучего Запада, который стоит перед нами во всеоружии, нужнавнутренняя сила, нужна крепость государственной организации, крепость духадисциплины.
Поэтому важную роль всохранении здоровья нашего автоматизированного, раздробленного общества, – несмотряна кризис технической цивилизации, на наступление массовой агрессивной западнойкультуры, – выполняет традиционное духовное, трудовое и физическое воспитаниероссийской молодежи, то есть наше национальное воспитание, основанное направославной культуре и морали. Воспитание духовное имеет целью способствоватьразвитию интеллектуальных, нравственных и физических сил ребенка, подростка иобразованию его сильного национального характера. Оно имеет в виду создатьсамостоятельную, творческую, здоровую нравственно и физически, волевуюличность, наилучше приспособленную к социальной борьбе за существование идостойную жизнь, а также к активному положительному воздействию на окружающуюсреду.
По мнению Е.И. Рерих,духовность – это жизненная сила, приводящая в движение человека, этопсихическая энергия, которая включает в себя интеллектуальные, нравственные,эстетические, религиозные накопления, объединенные в единое энергетическоеполе, составляющее сущность человеческого мира. Духовность проявляется, преждевсего, в творческой деятельности любого рода. По мнению философов и мудрецовразных времен и народов, духовное здоровье, получаемое в ходе воспитания,гораздо важнее телесного. Морально ответственный человек понимает необходимостьследования нормам и правилам, запретам и предписаниям. Сознательное иответственное отношение к здоровью должно стать нормой жизни и поведениякаждого из нас.
Кромедуховно-нравственной основы здорового образа жизни, к правильному, здоровомуобразу жизни следует отнести еще ряд важнейших условий:
·  качествожизни – группа показателей социально-экономического характера, а именно:уровень продолжительности жизни человека, уровень занятости населения, развитиясферы услуг, образования, социального обеспечения, медицинского обслуживания,потребление продуктов питания, жилищные условия, финансовое положение семьи,репродуктивное здоровье, дешевое безопасное водоснабжение, санитария исоциальная востребованность личности;
·  наличиесвободного времени и возможности для активного отдыха;
·  труди отдых (ритмичный режим труда и отдыха, их рациональное разумное чередование,что позволяет современному человеку сохранить на уровне нормы здоровья свойиммунитет, удовлетворение жизнью и работой). «Работа спасает от трех зол:скуки, порока и нужды» (Вольтер);
·  самоактуализация(постановка главной цели в жизни – реализация творческой потребности);
·  самосовершенствованиев процессе самопознания (поиск и обретение смысла жизни);
·  самоограничение,самосохранительное поведение – умение контролировать себя, то есть умениеуправлять своими эмоциями и страстями, умение властвовать собой;
·  соблюдениережима дня; полноценный сон, в том числе дневной сон в течение 20-30 мин. в период с 13 до 17 часов;
·  закаливание;
·  положительныеэмоции, связанные с любимым увлечением (хобби);
·  физкультурнаяобразованность;
·  рациональноепитание, сбалансированное по макро- и микроэлементам с определенным количествомбелков, углеводов, жиров, витаминов и минеральных веществ;
·  отказот вредных привычек – алкоголизм, наркомания, токсикомания, игромания,клептомания, курение и т.д.;
·  оптимальный(физиологичный) объем разнообразной двигательной активности преимущественноаэробной направленности с оздоровительным эффектом (оздоровительная ходьба,гребля, велосипедные прогулки, спортивные игры, бег трусцой, плавание, катаниена лыжах, фитнесс, шейпинг, танцы, работа на садово-огородном участке)«Умеренно занимающийся физическими упражнениями не нуждается влечении» (Авиценна);
·  медицинскаяактивность – соблюдение правил личной и общественной гигиены, ежегодныйпрофилактический медосмотр, где врачом у пациента определяется совокупностькритериев для оценки его индивидуального здоровья. В их число входят: массатела, флюорография грудной клетки, частота сердечных сокращений, артериальноедавление, жизненная емкость легких, содержание холестерина, глюкозы,гемоглобина, эритроцитов, лимфоцитов и лейкоцитов в крови, кислотно-щелочнойпоказатель крови, ультразвуковое исследование по медицинским показаниям и т.д.;
·  санитарная,экологическая и правовая грамотность;
·  применениевосстановительных средств: баня, плавание, тренажеры, массаж, гидромассаж,разнообразные диеты (из расчета не опасной для здоровья потери веса телачеловека за месяц на 2-3 кг, за полгода на 6-8 кг и за год – до 12-15 кг),контрастный душ, ходьба босиком, аромо- и фитотерапия, стречинг – упражнения нарастягивание и расслабление, цветомузыка, пение;
·  жизньв дневных рабочих ритмах, соответствующих возрастному биоритму, – согласнопсихологическому, биологическому и социальному статусу индивида, чередуя режимтруда и отдыха.

Пропагандаздорового образа жизни
Формирование в массовомсознании устойчивой мотивации к здоровому образу жизни среди населения на уровнепрактических навыков и стереотипов поведения возможно лишь в условиях:
·  функционированияв стране эффективной системы физического воспитания;
·  грамотногоспортивного менеджмента;
·  налаженнойработы отечественной спортивной индустрии по выпуску в должном объемекачественного спортивного оборудования, инвентаря, обуви и одежды;
·  наличияв стране современной качественной материально-технической базы спорта,отвечающей всем санитарно-гигиеническим и социальным нормам.
Вся эта отечественнаяиндустрия здоровья должна сегодня базироваться на прорывных достижениях мировойи отечественной спортивной науки в области оптимизации и индивидуализациифизической нагрузки детей с различным уровнем здоровья, поиска новых форм,средств и методов оздоровительной направленности в сфере физического воспитанияшкольников, трудящихся и лиц пожилого возраста, совершенствования критериевкомплексной оценки состояния здоровья детей, подростков и других возрастныхкатегорий, усиления нетрадиционных средств подготовки и реабилитации,совершенствования педагогического мастерства и более широкого внедрения научныхразработок в сфере спорта высших достижений в массовый спорт.
Многое в нашем массовомспорте было утеряно. Для его возрождения предстоит сделать немало. Нужно вестиактивную пропаганду здорового образа жизни. Если мы, к примеру, видим плакат снадписью «Не кури!» – это не пропаганда здорового образа жизни, нужнадвигательная активность. Необходимо без устали завлекать людей в спортзалы. Илихотя бы убедить их просто делать утреннюю гимнастику – ведь с нее так приятно иполезно начинать новый день!
Во времена моегодетства утренняя гимнастика была неотъемлемой частью общественной жизни, ее поутрам передавали по радио, люди охотно выполняли упражнения под бравурныезвуки, доносящиеся из динамиков. И это положительно отражалось на здоровьелюдей – ведь еще Гиппократ говорил, что гимнастика, физические упражнения иходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранитьработоспособность, здоровье и полноценную жизнь.
Сегодня огромноевнимание уделяется различным массовым спортивным мероприятиям, таким, какстуденческие Спартакиады, «Лыжня России», «Кросс нации», «Кожаный мяч»,«Золотая шайба», соревнованиям среди школьников, областным и районнымпервенствам. Нужно, чтобы дети учились вести здоровый образ жизни с ранних лет.На сегодня число граждан, активно занимающихся физической культурой и спортом вРоссии, составляет 17% от общего числа населения!
Но только уговорами нидетей, ни взрослых к спорту не привлечь. Им нужны доступные спорткомплексы, гдеони могут записаться в секцию или просто в баскетбол, волейбол поиграть, вбассейне поплавать. С 2006 года по всем направлениям деятельностиМинспорттуризма построено более 1000 различных объектов – это и дворцы спорта,и ледовые крытые катки, и футбольные поля, манежи и многое-многое другое,причем 640 из них – по направлению «Массовый спорт» Федеральной целевойпрограммы «Развитие физической культуры и спорта».
Но нужно строить ещебольше! Когда в маленьком райцентре открывается физкультурно-оздоровительныйкомплекс, у местных детей появляется превосходная возможность провестисвободное время, занимаясь спортом, а не дымя сигаретой! И чем большеспорткомплексов, дворовых спортивных площадок, чем больше проводитсясоревнований, тем больше юношей и девушек приобщаются к здоровому образу жизни.
Такие крупные турниры,как Универсиада-2013 в Казани, Олимпиада-2014 в Сочи, – это событийные вещи,которые в этом нам помогут. Судите сами – на Универсиаду поедут 11 000 человек,трансляция будет вестись на 100 стран мира! Это не только привлечет внимание кРоссии во всем мире, но и станет хорошим стимулом к тому, чтобы увеличилосьчисло людей, регулярно занимающихся массовым спортом и ведущих активный образжизни. Здоровье нации – это на сегодня основной приоритет, обозначенныйгосударством!
Важно понимать главное:если здоровье человека не в порядке, то материальные и духовные ценностиутрачивают всякий смысл. И вывод о том, что играет главную роль в нашей жизни,очевиден.
Физическая культура этоименно культура, прежде всего. Она гармонизирует нашу жизнь, придает смыслмногим вещам, делает нас активнее, позитивнее, решительнее. А главное –здоровее.
Поучительнопредставление о здоровье, режиме дня, физических нагрузках, нравственномвоспитании графа Толстого Л.Н. Прав великий писатель, состояние человека нельзяразделить на физическое и нравственное, организм реагирует на внешниепроявления состоянием духовно и физически, духовная подавленность, грусть ипечаль вызывают болезни. Для того, чтобы сберечь свою нравственную и физическуюсилу, необходима постоянная деятельность.
Правительство РФ в лицепрезидента Медведева и председателя правительства Путина повернулось лицом кздоровому образу жизни, декларируется, что формирование у молодежи здоровогообраза жизни должно стать одним из приоритетов властей всех уровней. Пока речьидет о доступности спортивных сооружений для всех детей и подростков. «Всоветские времена почти каждый ребенок из любой семьи мог заняться спортом. Да,все было кондовое, но это было!» (В.В. Путин). «Нам сегодня нужно подуматьо том, как на современном уровне, без занудства и пошлости, пропагандироватьздоровый образ жизни» (В.Д. Медведев).

Заключение
Духовное воспитание всочетании с активным занятием физической культурой и спортом способствуетразвитию нравственного отношения к жизни, труду, защите Отечества; укрепляетроссийскую семью; развивает чувство воинской, офицерской чести, личногодостоинства, чувства ответственности, непримиримости к бездуховным ибезнравственным проявлениям, проступкам, несправедливости, тунеядству,нечестности, карьеризму, стяжательству и т.д. Венцом духовного воспитаниятворческой, социально ориентированной личности является образованиенационального характера, основанного на координации интеллектуальных инравственных сил волею, и, здесь, очень кстати физкультурное воспитание иобразование молодежи еще с раннего детства в системе детско-юношеского(массового) спорта.
Активизация здоровогообраза жизни среди населения страны, физкультурной образованности, улучшениездоровья и социализация российской молодежи невозможны без повышения влияниясредств массовой информации на формирование благотворной социальной средывокруг спорта и каждого выдающегося спортсмена в отдельности. Массовый спорткак агент социализации может оказать серьезное влияние на общий процесссоциализации молодежи и оздоровление населения только лишь при активном исогласованном воздействии на молодежь и других агентов социализации – семьи,школы, работы, сверстников во дворе, общественного мнения, других учебныхзаведений и, конечно, СМИ. Формирование в массовом сознании мотивации здоровогообраза жизни возможно также при условии социально-экономической стабильности встране, при наличии эффективной системы духовного, физического,интеллектуального и трудового воспитания, личной и национальной безопасности,при экономическом росте страны – на прочном фундаменте культуры, что означаетнравственное, психическое, физическое и социальное здоровье российского обществасоциальной справедливости.
«Здоровье – вершина, покоторой человек должен подниматься сам. Надо непременно встряхивать себяфизически, чтобы быть здоровым нравственно». В наше время нужно особеннопомнить об этом. Любовь к спорту сделает нас более здоровыми, крепкими икрасивыми. А, может быть, кто-нибудь из вас станет олимпийским чемпионом.

Литература
1. Ильин И.А. Религиозный смыслфилософии. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – С. 572.
2. Ильин И.А. О воспитании национальнойэлиты. – М.: Жизнь и мысль, 2001. – С. 171.
3. Православие в исторических судьбахЮга России /Южнороссийское обозрение ИППК при РГУ и ИСПИ РАН. Вып. 16. Сб.статей./ Отв. ред. В.В. Черноус. – Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2003.
4. Леонтьев К.Н. Византизм и славянство.– М.: Хранитель, 2007. – С. 332.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.