Архангела Михаила церковь (Меншикова башня) в Москве
Арх.
И.П. Зарудный. 1701-1707/ Москва, Россия
В
1701— 1707 гг. в Москве, на Чистых прудах по заказу сподвижника Петра I князя
А.Д. Меншикова был воздвигнут башенный храм во имя Архангела Гавриила, более
известный как «Меншикова башня». Храм построен в усадьбе А.Д. Меншикова вместо
старой трехшатровой церкви Архангела Гавриила XVII столетия. Строительство
связывают с именем Ивана Петровича Зарудного (?—1727).
По
своему типу Меншикова башня — традиционный в древнерусском зодчестве
столпообразный храм. Он состоит из «четверика» и последовательно уменьшающихся
кверху, поставленных один на другой «восьмериков», и увенчанный высоким тонким
шпилем с фигурой ангела и крестом на высоте 84 метра. По замыслу А.Д. Меншикова
он должен был превышать на несколько метров «Ивана Великого» в Московском
Кремле (храм-колокольню Иоанна Лествичника). На башне были часы с курантами,
специально купленными А.Д. Меншиковым в Англии. Правда, шпиль был уничтожен
пожаром 1723 г. и больше не восстанавливался (Вздорнов Г. Заметки о памятниках
русской архитектуры конца XVII — начала XVIII вв. // Русское искусство XVIII в.
– М.: Наука, 1973. С. 26.).
Меншикова
башня относится к барочной стилистике, но барочной «является не самая сущность,
ядро стилистической концепции, а только ее периферия, ее оболочка,
аккомпанемент, тогда как мелодия, — писал Виппер, — остается древнерусской,
лишь настроенной на западноевропейский лад. Об этом говорит широкое применение
традиционных, древнерусских фронтонных полукружий... Это сразу чувствуется при
входе в храм, внутренность которого совершенно лишена барочной текучести
пространства. Еще красноречивей это сказывается в использовании Зарудным
излюбленного приема древнерусской архитектуры, двойственности масштаба — в
неожиданном, крайне экспрессивном контрасте гигантских волют и хрупких колонн
портика... Ордерная система есть только оболочка, только декоративная фикция: у
него — не пилястры и столбы, а филенки и тяги, не колонны, а стебли,
жердочки" (Виппер Б. Архитектура русского барокко. – М.: Наука, 1978. С. 38-39.).
Архитектор
в постройке храма использовал несколько ордеров. Несущая часть объемов церкви
разработана с применением большого ордера, с которым сочетаются изящная
композиции портиков у входа из двух легких колонн коринфского ордера,
поддерживающих декоративно разработанный антаблемент с балконом.
Архитектор
сохраняет и некоторые традиции XVII века, обогащает их новыми приемами,
характерными для барокко. Таковы словно витые колонны, крупные волюты
(спиралевидные завитки) справа и слева от колонн, круглые окна, декоративные
вазы.
Планировка
храма, его объемы, верх башни, а также прямые апсиды во многом схожи с
Петропавловским собором в Петербурге, который возводился, как известно, по
проекту Д. Трезини. Это наводит на предположение, что и московскую церковь
Архангела Гавриила проектировал он же, а Зарудный только руководил постройкой
храма.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://artclassic.edu.ru/