Реферат по предмету "Москвоведение"


Достоинство Кремля

Достоинство Кремля
Введение.

На
мой взгляд тема Алмазного фонда является одной из самых интересных тем, представленных
в курсе "Московедение". Я давно интересуюсь историей Алмазного фонда
и фирмы Фаберже. Раньше в советской литературе умалчивалось содержание Алмазного
фонда до 1917 года. Также почти не говорилось о ревизии, проходившей с 1920 по
1923 год, которая отобрала "второстепенные" вещи из царской коллекции
Бриллиантовой комнаты, после которой русские сокровища все чаще и чаще стали
появлятся на Западных антикварных ювелирных аукционах. В советской исторической
публицистике сообщалось о том, как в трудные годы становления молодого
Советского государства Алмазный фонд был не только сохранен, но и преумножен.
Только в конце 80-х годов начали появляться статьи, правдиво рассказывающие о
судьбе Алмазного фонда при Советской власти и разоблачающие "ювелирную политику"
бывших руководителей Советского государства. Эти статьи и послужили поводом для
написания этого реферата.
Современный Алмазный фонд.

Алмазный
фонд СССР - это государственное собрание уникальных драгоценных камней и произведений
ювелирного искусства, имеющих выдающуюся историческую, художественную и
материальную ценность.

Выставка
Алмазного фонда в Московском Кремле открылась 2-го ноября 1967 года - к
50-летию Советской власти. Ее открытие стало заметным событием в культурной жизни
нашей страны.

Первоначальный
срок работы выставки был определен в один год, но в связи с ее широкой
популярностью в 1968 году было решено преобразовать выставку в постоянно
действующую.

Выставка
Алмазного фонда СССР занимает два зала нижнего этажа Оружейной палаты.

Экспозиция
открывается витринами с советскими природными алмазами - ювелирными и
техническими. Тысячи каратов алмазов находятся в них. Во втором зале
экспонируется историческая часть Алмазного фонда: уникальные драгоценные камни,
известные как " Семь исторических камней", или " Семь чудес
Алмазного фонда", в которые входят алмаз "Орлов", алмаз
"Шах", плоский портретный алмаз, гигантские шпинель, изумруд и
сапфир; императорские регалии, старинные ордена, лучшие образцы ювелирных изделий
18-19 веков. По исключительной красоте и ценности почти каждый из этих
экспонатов заслуживает отдельной витрины.

Посетителей,
выходящих из полутьмы "исторического зала снова в первый зал, встречают
ярким блеском витрины советских бриллиантов (4500 каратов) и современных ювелирных
изделий. Красота, разнообразие и благородство форм, виртуозное исполнение этих
изделий свидетельствуют о высоком совершенстве советского ювелирного искусства.


Здесь
же представлена обширная коллекция цветных драгоценных камней, в которой
почетное место занимает изумруд - камень столь же драгоценный и сегодня еще
более редкий, чем алмаз. Советским изумрудам и драгоценным камням первого
класса - рубинам, сапфирам и александритам - посвящена отдельная витрина.

И
наконец, уральские самоцветы, полудрагоценные и поделочные камни. Их красота
никого не оставляет равнодушным.

Центральная
витрина. Внешне спокойный, но колдовски манящий, поистине подземный свет
золотых и платиновых самородков, фантастических произведений нерукотворного искусства
неживой природы. Эта коллекция самая большая в мире, ей более 150 лет.
История Алмазного фонда.

Составившие
основу Алмазного фонда исторические ценности России - императорские регалии,
драгоценные камни и ювелирные изделия, накопленные в течении столетий, - юридически
не были собственностью русских царей. Они принадлежали "короне" -
государству и выдавались царствующим особам "для временного пользования".


Предыстория
Алмазного фонда как государственного собрания восходит к эпохе Петра Первого, который
в 1719 году при организации Камерколлегии впервые включил в ее регламент
параграф "О подлежащих государству вещах".После петровской
"рентереи" коронные ценности хранились в специальных охраняемых помещениях,
носивших название Комнаты его императорского величества, а с 1839 года - Бриллиантовой
комнаты. Ведали ими различные отделы кабинета его императорского величества, а
с начала 19 века - специальное Камеральное отделение ( Камеральная часть ) .

Русские
цари и царицы, особенно в 18 веке, стремясь затмить роскошью иностранных владык,
стараясь увеличивать богатство и пышность своего двора. Они приобретали лучшие
экземпляры драгоценных камней, создавали из них соответствующие украшения и хранили
их неподалеку от "своего монаршего внимания".

Большинство
этих вещей приобреталось на государственные средства, а небольшая часть
поступала в виде подарков, и поэтому кроме регалий,т.е. знаков монархической
власти,в состав коронных драгоценностей включались и светские украшения, пользоваться
которыми могли только царицы.

Порядок
хранения, учета, пополнения коронных драгоценностей и бриллиантов время от
времени учитывались и меняли места хранения. При Николае Первом окончательно определилась
юридическая природа коронных драгоценностей как части государственного имущества.


Значительные
вклады в Алмазный фонд были сделаны в 18 веке, особенно при Елизавете и
Екатерине Второй, - большая часть регалий, яркие, светские украшения стиля
рококо, прекрасные но более строгие изделия классического стиля.

Среди
многих драгоценных камней главное место тогда занимал бриллиант.18 век называли
веком бриллианта. В ювелирных изделиях начала 19 века продолжены лучшие традиции
русского ювелирного прикладного искусства, но среди более поздних изделий уже не
встретишь произведений, сравнимых с шедеврами 18-начала 19 века.

Они
становятся суше и в целом ординарнее. Эволюция вкусов хорошо отражают данные А.Е.Ферсмана
о составе предметов, отобранных в 1922 году для Алмазного фонда: вещи,
изготовленные или приобретенные в 1761 году (Петр Первый, Елизавета), - 20
процентов; в 1762 - 1801 годах (Екатерина Вторая, Павел Первый) - 40; в 1802 -
1855 годах (Александр Первый, Николай Первый) - 25; 1856 - 1899 годах
(Александр Второй, Александр Третий, частично Николай Второй) - 10; в 1900 -
1917 годах (Николай Второй) - 5 процентов.

Почти
ничего неизвестно о тех, кто создавал эти шедевры: большинство исторических ценностей
Алмазного фонда безымянны.

Лишь
три имени за двести лет дошли до нас: Позье, Дюваль, Пфистерер.

В
начале первой мировой войны драгоценности Бриллиантовой комнаты были поспешно и
беспорядочно, даже без описи, эвакуированы в восьми сундуках из Петрограда в
Москву. Так, без проверки, их приняли в Оружейную палату Московского Кремля
вместе с другим эвакуированным имуществом Камеральной части. Впоследствии их завалили
новыми грузами, и в таком виде они хранились вплоть до Октябрьской революции.

После
жестоких боев Октябрьской революции чудом уцелели ценности Кремля - как
находившаяся там эрмитажная коллекция, так и бессмертные сокровища самого
Кремля, хотя постройки сильно пострадали. Главный хранитель Эрмитажа академик Я.И.Смирнов
дважды выезжал в Москву, чтобы убедиться в этом, а сохранность кремлевских
богатств установила впоследствии специальная комиссия.

Пожалуй,
ни одна страна в начале нашего века не обладала таким запасом драгоценностей, находившимся
в храмах, монастырях, музеях, дворцах, особняках и личном пользовании граждан, как
Россия, - подавляющая часть этих несметных богатств досталась нам в наследство
после революции. Тайна исчезновения сокровищ России восходит ко времени
образования Антикварного экспортного фонда ...

А.М.ГОРЬКИЙ
- В СОВНАРКОМ (не позднее 21 /10 - 1921 года).

"
В феврале месяце 1919 года по предложению наркома Красина (тогда нарком
торговли и промышленности РСФСР .- авт.) была организована в Петрограде
А.Пешковым "Экспертная комиссия", цель которой заключалась: в отборе
и оценке вещей, имеющих художественное значение, в тридцати трех национализированных
складах Петрограда, бесхозных квартирах, ломбардах и антикварный лавках. Этвещи
отбирались на предмет создания в Советской республике антикварного экспортного
фонда.

До
1-го октября 1920 года "Экспертная комиссия", работая в составе 80 человек
под председательством А.Пешкова, образовала два склада отобранных ею вещей, как
то: художественной старинной мебели, картин различных эпох, стран и школ, фарфора
русского, севрского, саксонского и т.д., бронзы, художественного стекла, керамики,
старинного оружия, предметов восточного искусства и т.Д.  По оценке 15-го года стоимость этих вещей превышает
миллиард. Кроме того, на складах Комиссии имеются отобранные в бесхозяйственных
квартирах ковры на сумму в несколько сот миллионов (тоже по оценке 1915
года)".

1923
год один их самых драматических в истории Алмазного фонда. Тогда на рынках
Амстердама и Антверпена неожиданно появились бриллианты, в которых специалисты
узнали часть русских коронных драгоценностей. Возник политический скандал. Зарубежная
пресса писала, что эти города и их банки используются советским правительством
для валютных операций с золотом, алмазами и церковными ценностями. Чтобы
заглушить возмущения, в конце 1925 года в Колонном зале Дома Союзов спешно
открылась выставка коронных драгоценностей, которая должна была показать миру,
что они целы и невредимы.

Однако
есть неоспоримые свидетельства, что в 1923 году собрание коронных драгоценностей
совершила интригующее путешествие под охраной латышских красных стрелков из
Москвы в Читу, где находилось японское правительство. Руководил операцией работник
наркома финансов Р.Я.Карклин. В архивах сохранилось удостоверение, выданное ему
28-го декабря 1922 года за номером 2739, где сказано , что тов. Карклин Р.Я.
назначен уполномоченным Народного комиссариата финансов РСФСР при
Дальневосточном ревкоме. Подписал его среди прочих, тогда уже нарком финансов
Сокольников . Загадку этого турне нам еще предстоит разгадать. Но, учитывая все
вышесказанное, можно достоверно предположить, Что после экспертной оценки
сокровищ комиссией Ферсмана их вывезли на Дальний Восток, чтобы продать в
Америку и Европу через Маньчжурию, которая еще со времен постановления "О хлебных
закупках" стала центром нашей внешнеэкономической и внешнеполитической
активности. Видимо, канун этой сделки века запечатлены опубликованные недавно в
"Известиях" и в каталоге "Сотби" фотографии, на которых
снята в Чите, в богатом особняке, на фоне коронных драгоценностей группы советских
официальных лиц и респектабельных иностранцев. Судя пним, решили оптом продать
все величайшие реликвии Алмазного фонда: державу, скипетр, собрание корон - с
короной Российской империей во главе, коллекцию бриллиантовых подвесок и
бриллиантовых диадем, бриллиантовые знаки и цепи императорских орденов, подарочные
золотые кубки, коллекцию вееров и перстней, императорские пасхальные яйца фирмы
Фаберже и многое другое. Эти вещи хранились в Галлерее драгоценностей Эрмитажа и
в Бриллиантовой комнате Кремля. Большинство из них бесследно исчезло в 20-е
годы. Некоторые впоследствии обнаружились в американских частных собраниях, например,
брачная корона русских императриц, изготовленная из бриллиантового пояса Екатерины
Великой. Сейчас она находится в собрании Морджори Меривезер Поуст - жены
бывшего посла США в СССР Джозефа Дэвиса. Госпожа Поуст купила ее на аукционе
"Сотби" в декабре 1966 года. Возможно, бриллианты, проданные в 1923
году в Бельгии и Голландии, были из этой партии и попали в Европу через Читу -
Харбин - Владивосток, и такая же участь ожидала остальное.

И
как знать, если бы не осечка в Антверпене и Амстердаме, заставившая возвратить
драгоценности на показательную выставку в Москву, то не потеряли бы мы все и
навсегда?!

Дальнейшее
известно. В 1925 году возникла Главная контора Госторга СССР по скупке и реализации
антикварных вещей "антиквариат". Тогда же вышла брошюра
"Алмазный фонд СССР" , где прямо говорилось , что при Советской
власти эти сокровища "зажили новой жизнью так или иначе примут участие в
общей созидательной работе... превратясь в столь необходимое для рабоче-крестьянское
государства предметы, как машины и т.п.". Осенью 1926 года упомянутая
брачная корона - вместе с бриллиантовым мечом Павла Первого, украшением
коронационного платья Екатерины Второй из гроздьев бразильских бриллиантов и индийских
изумрудов, бриллиантовой ( 2000 штук ! ) табакеркой императрицы Елизаветы,
коллекцией императорских пасхальных яиц Фаберже и прочим была куплена у советского
правительства и доставлена в Америку торговцем Норманом Вайсом.

Приведенные
документы неопровержимо доказывают, что рас- продажа национальных сокровищ в СССР
началась не в годы индустриализации, а значительно раньше. Она переживала, как
минимум, два пика: в 1920-1923 и в 1928-1934 годах.

Выставка
Алмазного фонда СССР в Московском Кремле открылась 2 ноября 1967 года - к
50-летию Советской власти. Ее открытие стало заметным событием в культурной
жизни нашей страны.

К
этому времени работники Гохрана (государственное хранилище ценностей) при участии
научных сотрудников музеев Московского

Кремля
подготовили каталог, художественный альбом "Сокровища Алмазного
фонда", стали выходить рекламные буклеты, альбомы, в которых
сообщалось:" В отличие от печальной участи сокровищниц крупнейших
европейских монархий - французской и австро-венгерской,-расхищенных,
безвозвратно утраченных в вихре войн и революций, судьба русских коронных
драгоценностей оказалась счастливой и глубоко справедливой: Великая Октябрьская
социалистическая революция возвратила эти сокровища их подлинному хозяину - народу...
Даже в самые трудные первые годы Советского государства, когда оно остро
нуждалось в средствах для защиты молодой республики, восстановления народного хозяйства,
укрепляя обороноспособность страны, сокровища Алмазного фонда оставались неприкосновенными.
С того времени эти сокровища были не только сохранены, но и
преумножены."(?!)

Действительно,
поступления были. Большую часть их составляли особо крупные алмазы, добывавшиеся
в Якутии и образцы современного ювелирного искусства. Но гораздо больше
ценностей, в основном уникальных старинных произведений искусства ушло за границу
в частные коллекции и государственные музеи других стран. Местонахождение
некоторых бесценных вещей до сих пор неизвестно (два пасхальных императорских
яйца фирмы Фаберже, бриллиантовый знак ордена Андрея Первозванного, принадлежавший
Александру Второму, икона "Введение Богородицы во храм" в драгоценном
окладе Фаберже, и многие другие).

Все
вожди Советского государства словно считали своим долгом запустить руку в
собрание Алмазного фонда. Как это делали Ленин и Сталин описано выше. Никита
Сергеевич едва не подарил одной из развивающихся стран знаменитую шапку
Мономаха, при Брежневе Алмазный фонд не досчитался одного из бриллиантовых
орденских знаков. В 1989 году с аукционов были проданы многие иконы. Не желая тратить
средства на реставрацию, небезызвестный Павлов распорядился продать их "на
реставрацию более развитым странам". Он считал, что убил сразу двух
зайцев: иконы будут восстановлены, а страна получит необходимую валюту.

Нет
ответа на многие интересные вопросы. Например, откуда появляются на мировых
аукционах и в антикварных магазинах за рубежом наши ценности (контрабанда здесь
не при чем)? По какому праву величайшие исторические реликвии Гохрана и
Алмазного фонда являются залоговой собственностью Министерства финансов, а не неприкосновенным
национальным достоянием? Что хранится в госфондовских кладовых в Москве, Миасе
и других местах? И, наконец, нужно документально разобраться, какая часть ценностей
пошла на финансирование экономических программ, какая ушла на политику, а что
исчезло неизвестно куда. Кто и когда сможет дать ответ на эти вопросы -
неизвестно...
Список литературы

1.
Н. Я. Баулан и др. "Алмазный фонд СССР./ Путеводитель". -М. 3-е
изд.1988г.

2.
А. Мосякин. - "Огонек",6,7,8,1989 г.

3.
"Известия", от 3 марта 1990 г.,С.6

4.
Каталог аукциона "Сотби".

5.
Т. Здорик."Сокровища державы" - "Огонек", 1990 г,6

6.
В. А. Милашев "Алмаз. Легенды и действительность".-Л. 1989 г.

7.
Б. И. Прокопчук."От алмаза до бриллианта".-М.1986г.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ronl.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Макроэкономическая нестабильность,безработица и её связь с инфляцией
Реферат Ответы к экзамену по Теории Организации
Реферат Роль малого бизнеса в экономике
Реферат Гуннско-тюркский сюжет о прародителе-олене (быке)
Реферат Малый бизнес в России 3
Реферат Досуговая культура населения Веймарской Германии в произведениях художественной литературы и современников
Реферат Контрольная работа по Государству и праву 3
Реферат Плотин
Реферат Финансы денежное обращение и кредит 2
Реферат Внешняя и внутренняя политика польского государства в ХIХ веке
Реферат Биография Мухаммеда Махди Акефа – руководителя египетской организации "братьев-мусульман"
Реферат Экономическая характеристика Центрально-Черноземного экономического района
Реферат Малое предпринимательство в России, его роль в экономике
Реферат Pro Football In Ottawa Profit Or Loss
Реферат Рынок, виды рынка