Реферат по предмету "Экономическая теория"


Малое предпринимательство в России, его роль в экономике

--PAGE_BREAK--Организация. С суммы полученной прибыли организация уплачивает налог на прибыль по ставке до 15%.  Кроме того, имеются налоги, которые уплачиваются организацией (и не уплачиваются индивидуальными предпринимателями): налог на пользователей автодорог, который исчисляется в размере 1% от суммы выручки от реализации или при торговой деятельности — разницы между ценой реализации и  приобретения товаров; налог на имущество организации, который уплачивается от балансовой стоимости имущества по ставке не более 2%.
         Организация и индивидуальный предприниматель, применяющие упрощенную систему налогообложения.

«Создание упрощенной системы налогообложения, введение единого налога на вменённый доход, несомненно, способствовали тому, что проблема налогообложения перестала быть главной бедой для предпринимателя малого бизнеса. Но могут возникнуть осложнения в результате замены единого социального налога на страховые выплаты в фонды, что не только увеличит налоговую нагрузку на бизнес, но и существенно повысит расходы на ведение налогового учета».

Часто предприниматели пытаются уклониться от выплаты налога, прибегая к различным методам: кто-то снимает кассовые аппараты, или содержит их по минимуму, кто-то предпочитает «черные» схемы, приобретая на год-два предприятия с подставным директором.

Ниже приведена таблица «влияния использования разных систем налогообложения на расходы малых торговых предприятий».


В этой таблице приведены налоги по УСН, их выплачивали московские предприятия и налоги ЕНВД – предприятия московской области.

Исходя из таблицы, автор делает вывод, что более «ловкие» предприниматели в условиях отсутствия ЕНВД могут налогов не платить. Но, в то же время, использование ЕНВД позволяет вывести конкуренцию между малыми предприятиями на более справедливый уровень, тем самым вместо решения проблем о налогообложении повышать эффективность обслуживания своих покупателей.

ЕНВД как налог, берется не с фактически полученного, а с вмененного дохода, то есть с того, который предполагается у вас (и за вас) чиновниками. Этот налог берется с предпринимательской деятельности, а не физического или юридического лица, поэтому ЕНВД хорошо сочетается с упрощенной системой налогообложения. Но в основном, многие торговые фирмы реализуют товар не только оптовым покупателям, но и в розницу. Поэтому в регионах, где на этот вид торговли введен ЕНВД, фирмам приходится организовывать раздельный учет. Это не только значительно усложняет учет, но и приводит к увеличению налогов.

Так мы рассмотрели несколько немаловажных факторов, которые мешают малому предпринимательству полностью себя реализовать. Тут и нехватка ценных работников, умеющих грамотно и правильно использовать и производить ресурсы, и недостаточно расширенные возможности подачи информации, проблема налогов, конкуренция и боязнь внедрения инноваций. Но, таким же значимым фактором как эти является, и проблемная аренда. В наше время этот вопрос, вообще, наверное, можно поместить с 1-го по 3-тье места.

   Проблемная аренда

Этот вопрос преследует предпринимателей с 90-х годов 20 века. Когда предпринимателю приходилось арендовать помещения (площади) у дет.садов, жилых домов и других муниципалитетов. И сейчас, если учитывать местоположения объектов, муниципалитеты продолжают занимать монопольное положение и диктовать рынку условия, которые не всегда приемлемы малому бизнесу:

·        Заключение краткосрочных договоров;

·        Требование проведения капитального ремонта за счет собственных средств;

·        Заключение договоров с крупными компаниями-посредниками, которые передают помещения в субаренду малому бизнесу по завышенным ставкам;

Стоимость аренды зависит еще и от местоположения муниципалитета, если это например центр города, то соответственно значительно дороже. А для того что бы бизнес процветал необходимо сделать все для удобства потребителей: доступное расположение, яркая заметная вывеска вдоль центральных улиц, это опять большие затраты.



Проведенный анализ местных бюджетов показал, что в последние годы доля поступлений от аренды в доходах городских бюджетов имеет тенденцию к росту: так рост за 2003-2006 годы составил  в среднем 1,5 раза, если исключить Новосибирск. Данный вид бюджетных доходов увеличился не столь высокими темпами, как земельный налог.




Анализ городских бюджетов позволяет сделать вывод, что роль поступлений от аренды в доходах городских  бюджетов в целом незначительна, и ее планируемое снижение  может быть вполне компенсировано земельным налогом. Поэтому аргументы противников приватизации основаны  на потенциальном сокращении бюджетных поступлений. Проблема приватизации арендуемой ныне недвижимости заключается не  в уменьшении расходной части бюджета, а в отсутствии материальной основы для выполнения муниципальными образованиями своих функций экономическими методами – предоставлять аренду недвижимости на льготных условиях, если арендатор занимается социально значимыми видами деятельности.

В итоге государство приняло решение, что к 1 января 2009 года все муниципалитеты должны были освободиться от объектов, не отвечающие их функциям, от нежилой недвижимости, сдаваемой в аренду. Малым предприятиям это было невыгодно, потому что сумма платежа была достаточно высокой, а сроки выплаты сократили до минимума, поэтому предприниматели малых  организаций вынуждены были отказываться от приватизации. Чем длиннее срок рассрочки, тем лояльнее власти относятся к среднему и малому бизнесу.

Вопрос о приватизации или арендной платы до сих пор остается нерешенным до конца. Власти пытаются организовать что-то максимально подходящее по финансам и срокам для предприятий: государственное регулирование основных параметров арендной платы и иные условия предоставления муниципальной недвижимости в аренду.

2.2 Рифы в фарватере малого бизнеса сферы услуг


Основными субъектами рынка потребительских услуг городской сферы выступают малые предприятия, чья доля в розничной торговле, общественном питании, бытовом обслуживании населения весьма существенна по сравнению с другими участниками отрасли. Предпринимательских хозяйств, способных решить проблему повышения насыщенности рынка услуг в крупных мегаполисах региона, пока недостаточно. Если сравнивать 1989 и настоящее время, то можно смело сказать, что число предприятий оказывающих услуги населению гораздо меньше и их эффективность тоже стала меньше. И причиной всего этого является все та же проблема становления малого предприятия. Статистика опрошенных предпринимателей показывает, что основными факторами затрудняющими деятельность компаний  во внешней среде 60% респондентов считают высокую ставку арендной платы. Проблема налогов актуальна для 38% предприятий, причем 75% из них пользуются упрощенным налогообложением. Для 30% — высокая ставка по кредиту и расходов по оплате тарифов на услуги транспорта, электроэнергии, интернета, отопления, водоснабжения. И 25% предпринимателей волнует вопрос административных барьеров.
     На что способен наш бизнес?

Если подсчитать все ежемесячные затраты на оплату труда, аренду и хозяйственные издержки малого предприятия, то выручка на развитие бизнеса останется ничтожно мало, для этого посмотрим статистику.

·        Зарплата сотрудников 10-15 тыс.руб., где количество человек 3-5. итого оплата труда примерно 40 тыс.руб.

·        Аренда (помещения площадью 30м^2)=27 000 руб.

·        Коммунальные услуги = 10 000 руб.

Итого ежемесячный расход в среднем составляет 120 000 руб. без вычета налоговых платежей в 7 000 руб. из расчета 6% от оборота при упрощенной системе налогообложения.

Чистый доход составит 36 000руб. из них 25 000 вознаграждение за личные трудовые услуги предпринимателя, отсюда 11 000 руб. – это чистый доход на развитие бизнеса. С таким доходом уровень кредитоспособности очень низок. Поэтому предпринимателю получить кредит на становление бизнеса без залога невозможно. Из-за этого предприятия развиваются плохо и медленно, испытывая при этом нехватку финансов, нехватку специалистов, текучесть кадров и плохую техническую  оснащенность. В таких условиях сложно поверить, что вообще когда-нибудь наступит иное положение – положение стабильности, финансового взлета.

     А как за рубежом?

Германия: поддержка средних и малых предприятий осуществляется по всем значимым направлениям. Банк выделяет на развитие бизнеса 15 млрд. евро кредитных средств. На субсидирование процентной ставки по кредитам 900 млн. евро дополнительно.

США: объем гарантий Администрации США по частным кредитам малому бизнесу в 2008г. составил 24,4 млрд.дол. + сроки кредитования увеличены до 30 лет с процентными платежами 3% годовых.

Великобритания: программа «LoonGuarantieScheme» — предоставляет правительственную гарантию предпринимателям по выполнению условий кредитования. Общий объем государственных гарантий в 2009г. составил 70% при процентной ставке 2,5%.


Россия: идет работа по запуску механизмов рефинансирования портфельных кредитов. До 60 млн.руб. увеличен порог предельной величины доходов, позволяющий платить налог по упрощенной ставке. Выделяемые правительством финансовые ресурсы – 36млрд.руб. настолько малы, что планировать дальнейший рост малых предприятий не приходится.

Из таблицы видно, что кредитная поддержка государства в 36 000 руб. при процентной ставке 17% годовых не способна профинансировать развитие бизнеса. Так что становление предприятия все так же по-прежнему зависит от индивидуума, который при всем своем желании и поддержке государства не может взять кредит, так как нет залогового имущества. Залогом может служить здания, сооружения, материальные ценности на сумму не меньшую, чем предоставляется кредит. И тут возникает вопрос «где начинающему предпринимателю взять такие средства?» средств вырученных за продажу квартиры или машины на кредит вряд ли хватит, так плюс еще и 17% годовых. Помощь государства по сравнению с затратами на налоги и кредиты ничто. Так где же взяли финансовые средства предприниматели которые уже давно открыли свой малый бизнес.  18% предпринимателям получили поддержку административного характера. 42% собственников не прибегали ни к чьей помощи, а 26% предпринимателей рассчитывают только на свои возможности. В общем в настоящее время в России меры поддержки малым бизнесам не способны реально облегчить жизнь действующих предпринимателей.

2.3 Обналичивание денежных средств.

Существенная часть выручки малого предприятия лежит в сфере теневой деятельности, с которой государство не дополучает или вовсе не получает налоговые отчисления. Существует две составляющие налоговой конструкции:

1.     Обороты, которые государство «не видит» и не получает с них доходы.

2.     Обороты, которые государство «видит», но налогов также не получает. Это безналичные обороты, которые выводятся из под контроля налогообложения через схемы заключения фиктивных договоров и списываются на затраты.

Таким образом для того что бы уклониться от налога проводятся такие махинации. Легальная («белая») фирма заключает договор на выполнение каких-либо работ (оказание услуг) с фирмой-«однодневкой» («черной»). На счет «однодневной» фирмы переводятся денежные средства, которые потом за вычетом комиссионных в наличной форме возвращаются «заказчику». Так что деньги снимаются фирмой-«однодневкой» и не выплачивается никаких налогов государству. Для того что бы с этим бороться были задействованы банки, занимающиеся «безрисковыми» операциями. Если бы «бизнес по обналичке» никак не был завязан на конкретные банки, то любой банк после одной-двух проводок моментально выявил бы фирмы-«однодневки» и людей, которые действовали от их имени.  В целом очевидно, что из года в год продолжается общее сокращение теневого оборота в малом предпринимательстве. Возможно, одним из факторов стало снижение необходимости дальнейшего использования «неучтённой налички». Общее падение доли тени связано с тем, что количество малых предприятий заметно сократилось (в первой половине 2009г. на 25%).

Так что скорее всего с ростом фирм, теневая часть так же будет возвращаться и принимать значительные обороты. А все это вытекает из нехватки поддержки государства.

2.4Малый бизнес в строительстве: есть ли перспективы?

Основными проблемами малого предпринимательства, занятого в сфере  строительства, по-прежнему остаются административное давление, недоступность кредитно-финансовых ресурсов, сложности с предоставлением земли. Для решения этих проблем генеральным прокурором РФ было поручено прокурорам регионов обеспечить защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, особенно малого бизнеса. Эта работа прошла продуктивно: за 9 месяцев 2008 года ими было установлено около 35 000 нарушений закона.

Очень часто органы государственной власти, местного самоуправления и контроля издают незаконные нормативно-правовые акты. Такими ущемляющими права строителей-предпринимателей актами, зачастую принятыми с превышением полномочий, устанавливаются различные административные барьеры, вводятся  на предусмотренные законом сборы и обязанности. В то же время отдельным субъектам, задействованным в строительстве, предоставляют льготы и привилегии, что ограничивает конкуренцию. Другую проблему малого бизнеса, задействованного в сфере строительства, составляет  вечная нехватка финансовых ресурсов. Банки фактически свернули программы кредитования. Это ведет к задержкам строительства. Поэтому сейчас компании несут реальные убытки, и именно сейчас необходимо дать малому бизнесу возможность спокойно решить свои проблемы и не создавать дополнительных.

     Антикризисный пакет

Правительство, понимая сложившуюся ситуацию, взялось помогать малому бизнесу.

1.     для плательщиков, попадающих под специальные налоговые режимы, предлагается ввести беспроцентную рассрочку платежей по налогам за 2008г. сроком на один год

2.     для малых предприятий, работающих на общих основаниях, предлагается ввести беспроцентную рассрочку платежей по налогам на прибыль и НДС за 2008г. и нулевую ставку по налогу на прибыль на 2009г.

3.     предприниматели настаивают  на введении моратория на налоговые проверки убыточных компаний по итогам 2008г.

проблему невыдачи кредитов предлагается решать за счет выделения Внешэкономбанком целевых финансовых ресурсов для кредитования микрофинансовых организаций.

Большое значение для развития малого бизнеса имеет государственный заказ.

Так же государство требует перейти от системы государственного лицензирования к саморегулированию строительной деятельности. Но предприниматели в строительстве против отмены лицензирования, потому что тогда ничто не обеспечит безопасность.
3.           
Государственная поддержка малого бизнеса

3.1   
Государственная поддержка малого бизнеса.

   Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной под­держке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь, путем стимули­рования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления на­логовых льгот, дотаций, льготного банковского кредитования, создания информацион­но-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения.Поэтому важнейшая задача органов власти определить приоритетные направления развития малого бизнеса. В России к таким направлениям относятся:

ü     Производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

ü     Производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления;

ü     Лекарственных препаратов и медицинской техники;

ü     Оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;

ü     Строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения.

   Соответственно, одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.

   Важной государственной поддержкой малым предприятиям в развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, укрепить конкурентоспособность.

Достаточно широкое развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных консультационных услуг малым компаниям.

   Особая система государственной поддержки существует для предприятий, занимающихся научно-исследовательскими работами. Главное место в этой системе занимают финансовая помощь и информационное обеспечение исследовательских работ.

Сейчас, при корректировании многими политическими партиями и движениями своих программ, в них можно заметить меняющееся отношение к малому бизнесу. Так из всех программ можно выделить главные общие идеи:

ü     Приоритетное развитие малого предпринимательства – не самоцель, а одно из основных условий экономического и социального возрождения России.

ü     Массовое широкомасштабное развитие малого предпринимательства позволит предоставить работу миллионам граждан, высвобождающихся из государственных и приватизированных предприятий. По оценкам И.Хакамады: около 50 млн. человек.

ü     Реализация мероприятий по обеспечению производственной и инновационной поддержки малых предприятий позволит создать значительное количество новых малых предприятий, до 12 млн. предприятий, и новых рабочих мест, прежде всего, для социально незащищенных слоев населения.

ü     Малое предприятие, играющее все большую роль в региональных социально-экономических процессах, учитывает своеобразие каждого региона, формирует значительную долю доходной базы бюджета и является решающим фактором экономической стабилизации через создание местных потребительских рынков и новых рабочих мест.

   Если не вдаваться в подробности, то сегодня выделяют четыре основных направления для решения проблем малого бизнеса.

1.     поменять психологию власти к малому бизнесу. Отойти от мнения, что малый бизнес не платит налоги и находится в серой экономике.

2.     реформирование и упрощение налогообложения. При сегодняшней системе, когда отнимается большая   доля     дохода,   предприятия   вынуждены   уклоняться   от   налогов.

3.     сделать прозрачными и внести ясность в акты купли-продажи                имущества. Решить вопрос с землей, иначе аграрная Россия будет питаться импортом.

4.     стимулировать инвестиции населения, которое уже не доверяет ни банкам, ни государству, в малый бизнес. А это, по некоторым оценкам, заставить работать от 20 до 40 млрд. долл., хранящимся под подушками и матрасами.

  Россия должна жить по принципу, что государство обслуживает потребности и запросы общества, а не наоборот.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.