Реферат по предмету "Биология"


визуальная среда

Визуальная среда как фактор сохранения здоровья учеников и учителей гимназии. Пусто все, однообразно, Словно замер жизни дух; Мысль и чувства дремлют праздно, Голодают взор и слух. П.А. Вяземский В гимназии №177 г. Екатеринбурга вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей всегда уделялось должное внимание. Гимназическое образование требует от нас повышенного интеллектуального и психо-эмоционального

напряжения. Но, зная особенности организма человека, можно помочь ему адаптироваться к перегрузкам, можно создать благоприятные условия для учебы и работы, эффективно выявлять и предупреждать отклонения в состоянии здоровья. В наших силах добиться того, чтобы термин «культура здоровья» стал в школе реальностью, естественным стилем жизни. В этом году учителя и ученики гимназии включились в разработку и осуществление проекта «Гимназическое образование без ущерба для здоровья», который рассчитан на 2006-2008 годы и имеет

целью создание здоровьесберегающей образовательной среды в условиях гимназии, гарантирующей стабильность уровня здоровья гимназистов и учителей. «Когда говорят об экологии, обычно имеют в виду загрязненность воздуха и воды, уровень шума или радиации. А вот о том, что это понятие включает в себя и зрительную среду, никто особенно не задумывается. Научные исследования утверждают, что визуальная среда оказыва¬ет сильное влияние на психическое и физиче¬ское состояние человека» читаем мы в статье

Н. Семеновой «Что для глаза хорошо, что для глаза плохо», которая легла в основу школьного проекта, выполненного ученицей 10б класса Рахматуллиной Софией в 2005-2006 у.г. В современное время, когда влияний человека на природную среду усиливается, и природные ландшафты претерпевают серьезные изменения не в лучшую сторону, поднять эту проблему, хотя бы на уровне школы является актуальным и значимым. Цель работы: Анализ и оценка визуальной среды гимназии с позиции здоровьесбережения.

Задачи: 1. Провести обзор литературы по обозначенной теме. 2. Подобрать методы исследования, выделить объекты и разработать критерии оценивания визуальной среды гимназии; 3. Разработать программу, провести исследования и сделать выводы по результатам исследования. 4. Разработать рекомендации для учащихся, учителей и родителей по организации визуальной среды, способствующей сохранению здоровья. Мы любим нашу школу, нам здесь уютно и комфортно, но человек никогда не останавливается

на достигнутом, нет предела совершенству. Определить научными методами благоприятность каждого уголка гимназии, исключить то, что экологи называют «агрессивным полем», создать красоту и научить обращать внимание на её составляющие, и, в результате, создать вокруг себя гармоничное пространство – вот причины, по которым выбрана данная тема исследования. В работе использовались следующие методы познания: Сравнение – познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве и различии объектов, когда

выделяются качественные и количественные характеристики объектов Наблюдение – это своеобразный эксперимент, своеобразный способ изучения явлений. Целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления). Статистический метод. Позволяет определить средние значения, характеризующие всю совокупность изучаемых предметов. Обобщение. Прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства

и признаки объектов. Представление полученных данных в струк¬турных информационных моделях (таблицы, графики, диаграммы). Программа исследования. 1 этап «Подготовительный». 1. Разработать критерии (показатели) оценки визуальной среды гимназии с позиции здоровьесбережения. 2. Выделить объекты исследования (рекреации, кабинеты, уроки, актовый зал, столовая, вестибюль). 3. Определить сроки сбора информации. 2 этап «Основной».

1. Провести оценку объектов исследования (рекреации, кабинеты, уроки, актовый зал, столовая, вестибюль) по определённым критериям в обозначенные сроки. 2. Провести социалогический опрос среди учеников, учителей гимназии и родителей. 3. Провести фотосъёмку объектов исследования 3 этап. «Аналитический». 1. Обработать результаты исследования. 2.Сделать выводы о степени положительного влияния визуальной

среды гимназии на здоровье гимназистов. 4 этап. «Практический». 1. Разработать рекомендации: -для учащихся по организации визуальной среды рабочего места -для учителей по организации благоприятной визуальной среды на уроке Объекты исследования и критерии оценки визуальной среды. 1. Урок. Критерии оценки уроков: 1.Использование ТВ-сюжетов (7, с.3).

2.Использование картинок. 3.Работа с таблицами. 4.Использование карт. 5.Нличие на уроке элементов театра. 6.Использование цветных мелков. 7.Наличие в кабинете букетов с цветами. 2. Интерьер учебного кабинета. Критерии оценки интерьера учебных кабинетов: 1.Отсутствие досок длиной более 3 секций. 2.Отсутствие стеклопакетов (окна без деления на сегменты).

3.Отсутствие жалюзи. 4. Отсутствие мрачно-грязных серых тонов стен. 5.Наличие закруглённых и волновых элементов. 6. Отсутствие стационарных киноэкранов. 7. Отсутствие реечек на стенах. 8. Наличие пластиковых светильников. 9. Наличие ярких предметов на потолке. 10. Наличие цветных портретов учёных, писателей. 11. Наличие репродукций картин. 12. Отсутствие повторяющихся элементов.

13. Наличие филенчатых входных дверей и дверок шкафа. 14.Наличие дверей из дерева или отделанных натуральным шпоном. 15.Наличие раскрашенных дверей. 16. Отсутствие вагончатых дверей (на шкафах-купе). 17. Наличие сложных переплётов окон. 18.Наличие витражей в верхней части фрамуги. 19. Наличие горшков с цветами. 20. Отсутствие решёток на окнах с повторяющимися элементами.

21. Наличие коричневого пола. 22. Однотональное оформление (10, с.38). 23. Отсутствие противоположных тонов в больших поверхностях (например, красный и зелёный, синий и оранжевый). 24. Наличие «рискованных» цветов для маленьких поверхностей. 25. Использование пастельных тонов (например, серо-белого, небесно-голубого, светло-бежевого). 26.Наличие ярких занавесок. 27. Наличие занавесок с мягкими складками.

28. Отсутствие больших ярких поверхностей. 29. Наличие динамических картинок (аквариум). 30. Наличие заставок с видами природы (звёздное небо, море, пейзаж). 31. Наличие ярких пятен возле монитора (игрушка на липучке или горшок с цветком). 32. Наличие ярких картинок на ковриках для мыши. 3. Рекреации и коридоры. Критерии оценки рекреаций и коридоров:

1.Длина коридора менее 50 метров 2.Отсутствие плохого освещения. 3.Отсутствие однотонной масляной краски. 4.Наличие цветных портретов, стендов, детских рисунков, сюжетных изображений, репродукций картин на стенах. 5. Отсутствие повторяющихся элементов. 6. Наличие пластиковых светильников. 7. Наличие арок или закруглённых элементов. 8.Наличие ТВ с показом занимательных фильмов на переменах.

9.Наличие фотообоев с красивыми пейзажами. 10. Отсутствие навесных дырчатых потолков. 11. Наличие комнатных растений. 12.Использование пастельных тонов стен. 13. Отсутствие решёток на окнах с повторяющимися элементами. 14.Наличие филенчатых дверей. 4. Спортзалы. Критерии оценки спортзалов: 1.Наличие закруглённых или волновых элементов. 2.Отсутствие повторяющихся элементов.

3.Однотональное оформление. 4. Отсутствие мрачно-грязных серых тонов стен. 5. Наличие пластиковых светильников. 6.Наличие "ярких" предметов на потолке. 7. Отсутствие противоположных тонов в больших поверхностях 8.Использование пастельных тонов 9.Наличие "рискованных" цветов для маленьких поверхностей 10.Отсутствие больших ярких поверхностей 11.Наличие филенчатых входных дверей Критерии интерьеров кабинета информатики, актового зала, мест общественного

питания и вестибюля имеют свои особенности, но составлены подобно представленным. Общий итог по всем объектам исследования в процентах. Объект исследования % положительной визуальной среды Оценка по «5» балльной шкале 1. Актовый зал 67 4 2. спортзалы 67 4 3. Места общественного питания 73 4 4. Все учебные кабинеты 70 4 5.

Кабинеты информатики 58 3 6. Кабинеты среднего и старшего звена 69 4 7. Кабинеты начальной школы 71 4 8. Коридоры и рекреации 53 3 9. вестибюль 70 4 Осмысление результатов. В гимназии нет кабинетов, визуальная среда которых была бы ниже среднего значения, все кабинеты начальной школы имеют показатель выше 67%, только 5 из 33 кабинетов среднего и старшего звена имеют оценку ниже 60% и почти треть кабинетов гимназии имеет достаточно высокий уровень визуальной

среды - более 75%. Если перевести процентную оценку в баллы (по 20% на 1 балл), то «3» мы поставим только визуальной среде рекреаций и коридоров, но, с другой стороны «5» среди этих оценок нет. Подводя итог исследовательской работы, Во-первых, необходимо отметить: - только начинает развиваться наука видеоэкология, поэтому теоретических разработок по этой теме достаточно мало и нам было сложно разрабатывать критерии оценивания среды нашей гимназии с этой точки зрения; - тем не менее, подобраны

наиболее доступные методы для исследования и достижения цели и определены критерии для наблюдения и оценивания среды по разным помещениям гимназии; - в ходе исследовании проведена оценка 42 учебных кабинетов, 24 коридоров и рекреаций, 3-х спортзалов, столовой, буфета, актового зала и вистибюля, т.е. оценено 73 объекта, по разному числу показателей от 38 до 11; - данные по всем объектам и по всем показателям занесены в электронную базу данных гимназии; - вычислен средний результат по каждому объекту и по всем показателям

в отдельности; Во-вторых, хочется определить значение полученных результатов: - имея опыт оценки визуальной среде гимназии мы готовы поделиться им с другими учебными заведениями; - наша школа продолжает развиваться и совершенствоваться, и, спустя некоторое время, мы можем повторить исследование и определить степень изменений; В-третьих, что особенно важно, работа не закончилась только констатацией фактов о предмете исследования, и начата работа по решению проблем, выявленных в ходе исследования:

1. Разработаны рекомендации для учителей заведующих кабинетами, администрации, зав.столовой с целью улучшения той части школы, где были выявлены недостатки; 2. Кафедра «Культура здоровья» вышла с предложением к учащимся о создании мини-проектов по совершенствованию разных уголков гимназии в соответствиями с требованиями видеоэкологии. Все прекрасное, что есть вокруг нас – это условия формирования здорового образа жизни.

А все, что пока не соответствует нашему представлению о красоте – это поле деятельности для творчества и раскрытия наших талантов.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Психологические основы обучения операторов
Реферат Использование музыки на уроках литературы
Реферат Ресурсы. Виды ресурсов
Реферат Оптические резонаторы. Лазерное излучение. Типы лазеров
Реферат Серебряный век в русской литературе 2
Реферат Расходы федерального бюджета за 2003 г.
Реферат Возникновение солнечной системы
Реферат 2 Приближенные методы решения задач цп ( Локальный перебор )
Реферат Современные возможности патогенетического лечения железодефицитной анемии у больных с миомой матки
Реферат А. М. Василенко, С. А. Демин, М. Ю. Малыхин, М. М. Шарипова мгмсу, нпц тмг мз рф, Москва
Реферат Система рынков. Классификация рынков
Реферат Электрический ток в жидкостях, газах и плазме
Реферат Как мы опять объявились в России?
Реферат Болезни глаз, органов слуха и дыхания у птиц
Реферат АРТ-моделирование на фондовом рынке