Гравюры
Альбрехта Дюрера
Доклад по М. Х.
К. выполнила ученица 7 «В» класса гимназии № 11 Пьянкова Анастасия.
Пермь
Самым ярким представителем
искусства Германии был Альбрехт Дюрер, родившийся в семье нюрнбергского золотых
дел мастера. В 1486 году он поступил ученикомв мастерскую М. Вольгемута. В 1492
году посетил мастерскую недавно умершего Мартина Шонгауэра. По всей видимости,
там Дюрер овладел техникой гравирования на меди. Он работал также в Базеле –
всеевропейском центре книгопечатания и гравюры на дереве (ксилографии).
В 1496 – 1498 гг. главным делом
для него стала печатная графика. Дешёвые гравюры, которые разносили по всей
стране бродячие торговцы, принесли молодому художнику быстрый заработок и
широкую известность. Доски для гравюр мастер вырезал собственноручно, не
доверяя работу резчику: ведь только он, автор рисунка, мог знать, что значит
каждый штрих. Поэтому линии его гравюр так свободны и точны.
В 1497 году Альбрехт Дюрер
создал цикл иллюстраций к последней книге Нового завета – «Апокалипсису». Эта
книга, написанная в I веке, содержит грозные и красочные
пророчества о конце земного мира, на смену которому придёт Царство Божье.
В богатом графическом наследии
А. Дюрера центральное место по праву принадлежит трём гравюрам на меди, которые
вошли в историю живописи под названием «Мастерские гравюры». В этих небольших
работах (по формату каждая из них приблизительно равна стандартному листу
писчей бумаги) мастерство Дюрера-гравировальщика достигло невиданного
совершенства. Резец и медь приобретают под его руками чувствительность
драгоценного музыкального инструмента, штриховка виртуозна: рассматривая
гравюру, зритель забывает о том, что зловещий сумрак леса, потоки солнца,
заливающие келью отшельника, свет падающей звезды — всё это передано одной
чёрной краской на белой бумаге.
Одну из гравюр традиционно
именуют «Рыцарь, дьявол и смерть». Сам Дюрер назвал её «Всадник» (1513 г.).
Вооружённый путник медленно едет вдоль обрывистого лесного склона. На всаднике—доспехи,
в руке — копьё. В грозном виде воина есть какая-то нелепость, беззащитность
чудака, роднящая этот персонаж с Дон-Кихотом. Поднятое забрало открывает
отрешённое и суровое лицо. С рыцарем поравнялась Смерть — мертвец верхом на
костлявой кляче. Он, наставительно кивая головой, показывает путнику песочные
часы: его жизнь на исходе. Сзади плетётся дьявол со свиной головой, увенчанной
причудливым гребнем. В герое гравюры одни исследователи видели врага папства
Джироламо Савонаролу (14.52— 1498), настоятеля монастыря доминиканцев во
Флоренции, другие — Франца фон Зиккингена (1481— 1523), который в 1522 г.
возглавил мятеж германского рыцарства. Скорее всего, эта гравюра навеяна книгой
знаменитого писателя и философа эпохи Возрождения Эразма Роттердамского (1469—1536)
«Руководство для воина Христова» (1501 г.). Рыцарь Дюрера — это христианин,
упорно следующий к Небесному граду (представлен в образе замка, венчающего
скалу на заднем плане), несмотря на искушения дьявола и неотступную близость
смертного часа.
Если на первой из «Мастерских
гравюр» человек героически противостоит смерти, то тема листа «Святой Иероним в
келье» (1514 г.) посвящена уединённому покою учёного-отшельника. Святой Иероним
Стридонский (IV—V вв.) — один из Отцев западной Церкви, приближённый папы
Дамаса I, затем настоятель монастыря в Вифлееме, прославившийся переводом
Библии на латинский язык, — был покровителем учителей и учащихся, богословов и
переводчиков. В XVI столетии, когда, с одной стороны, обострился интерес к
христианским древностям, а с другой — всё громче раздавались призывы перевести
Писание на живые европейские языки (подобно тому как Святой Иероним перевёл его
на латынь), этот святой был весьма популярен в образованной среде. Альбрехт
Дюрер изобразил Иеро-нима в глубине просторной кельи, заполненной спокойным,
рассеянным светом, льюшимся сквозь широкие окна. Любовно запечатлены все мелочи
скромной, но уютной обстановки: песочные часы, сухая тыква — фляга паломника,
подвешенная к потолку, туфли под скамьёй... Используя традиционные атрибуты
Святого Иеронима, Дюрер обошёлся с ними просто, по-домашнему: кардинальская
шляпа висит на гвозде, а лев — спутник Иеронима, — словно огромный ласковый
кот, растянулся на полу рядом с мирно дремлющей собачонкой...
«Меланхолия» (1514 г.)—самая загадочная
из «Мастерских гравюр» и одна из любимых работ самого Дюрера. Античная и
средневековая медицина различала четыре человеческих темперамента, из которых
непредсказуемым считался именно меланхолический. Бытовало мнение, что
меланхолики плохо приспособлены к сугубо земным делам — они нескладны,
неуживчивы, неудачливы, им чаще, чем обладателям других темпераментов, угрожают
нищета, болезни, безумие. Однако именно меланхоликам покровительствует Сатурн,
а божество этой планеты, по античным мифам, старше других богов, ему ведомы
сокровенные начала Вселенной. Поэтому лишь меланхоликам доступна радость
открытий. Считалось, что все выдающиеся люди: поэты, законодатели, философы — меланхолики.
Сам Дюрер считал себя меланхоликом, что позволяет назвать третью из «Мастерских
гравюр» духовным автопортретом мастера. Крылатая женщина — своеобразная муза
Дюрера — неподвижно сидит, подперев голову рукой, среди разбросанных в
беспорядке инструментов и приборов. Рядом с женщиной свернулась в клубок
большая собака. Это животное — один из символов меланхолического темперамента —
изображено и на других гравюрах цикла: собака сопровождает Всадника и спит в
келье Святого Иеронима.
Гравюра «Меланхолия» — ключ к
разгадке общего смысла серии «Мастерских гравюр»: все они содержат откровенный
рассказ художника о себе — о том, что человек, одарённый свыше, чужд окружающим
и скитается по земле, словно чудаковатый странствующий рыцарь; о том, как
спокоен и радостен его труд, когда он находит свою келью — единственное в мире
место, где он может стать самим собой.