Реферат по предмету "Культура и искусство"


Кино и общество

Кино и
общество

Из всех форм
массовой коммуникации, из всех видов искусства кино занимает в обществе
положение уникальное. М. Маклюэн относит кино к «горячим» средствам масс-медиа,
т. е. к таким, которые полностью овладевают зрительским восприятием и
заставляют зрителя идентифицироваться с героями фильма, а иногда и с самой
кинокамерой. Специфика кинозрелища - в его всестороннем воздействии на
глубинные пласты сознания, в прорыве к архетипам коллективного
бессознательного. Собравшиеся вместе зрители и сегодня погружаются в этот мир
сновидений, апеллирующий к бездонной и древней архаике нашего сознания,
затрагивающий все струны души и одновременно отражающий самые злободневные
проблемы современности.

Пройдя через
великосветские салоны Парижа, через ярмарки начала века, через «никель-одеоны»
Америки, обретя звук и цвет, выдержав конкуренцию телевидения и видео,
киноленты продолжают объединять людей, отдающихся магическому мерцанию
иллюзиона, способного слить воедино эмоции, страсти, чаяния и грезы миллионов.
Ни одно искусство не передает с такой достоверностью - именно вследствие того,
что не является движущейся фотографией, копирующей реальность, а являет собой
продукт коллективного творчества и потребления, - нашу повседневную жизнь, наши
привычки и обычаи, делая их максимально доступными самым широким массам.

Величайший
театральный актер может провалиться в кино, ибо звезды кинонебосклона восходят
далеко не только благодаря таланту - их выдвигает дух времени, их успех
определяется тем, насколько адекватно они выражают настроение современного им
общества. Кумиры публики «золотой эры» киноискусства 30-40-х годов ~ Кларк
Гэйбл и Хэмфри Богарт, Жан Габен и Гари Купер, Грета Гарбо и Бетт Дэвис -
останутся в истории человеческого сознания навсегда; это своего рода «святые»
для многомиллионной аудитории XX века: им подражали, на них молились, их видели
во сне.

Сама природа
кино социализирует людей, объединяет их - и не только потому, что оно является
синтезом всех прочих искусств (и в этом смысле имеет лишь одну аналогию -
храмовое действо), но и оттого, что кино есть индустрия, которая должна
окупаться, функционируя подобно своего рода независимой «вещи-в-себе», а не
отягощая общество материальной зависимостью, компенсируясь покорным исполнением
«социального заказа». Лишь кино способно охватывать практически все сферы
общественного сознания, однако его сфера по-преимуществу - мифология, т. е.
познание мира путем погружения в сложные структуры архетипов и явлений, путем
их эмоционального исследования «изнутри». Упорядочивая и вынося в сферу
сознания индивидуальные и социальные мифы, кино переосмысливает их в духе
каждого нового десятилетия, для истории киноискусства являющегося целой эпохой.
Вторгаясь в повседневность, мерцающий луч проектора заставляет нас осмысливать
и переживать нашу жизнь как нечто гораздо более ценное и значительное, чем то,
как мы ее воспринимали сами. И в этом - правда кино, ибо оно не подменяет собой
реальность, но мифологизирует частную и общественную жизнь, придавая каждому
действию и движению души человека неповторимый и эпический размах. В жизни
случаются гораздо более невероятные вещи, происходят совпадения и случайности,
намного более удивительные, чем на экране, но кино предлагает нам проблемы,
символы и знаки в более обнаженном и драматизированном виде. Отсюда и былая
поговорка: «Как в кино!»

Правильно ли
относиться к кинозрелищу как к очередному виду общественных развлечений? Смотря
что понимать под «развлечением». Как важнейшая социально-психологическая сила,
кино освобождает зрителя от фрустраций и напряжения прошедшего дня, от
экзистенциальной тоски и многочисленных фобий, от чувства вины или
незащищенности. Это отнюдь не «бегство» от проблем, но очищение души и
возвращение индивида обществу «отдохнувшим», а иногда и обретшим новое
понимание себя и другого. Комплексы и аффекты «выводятся» из психики
зрительских масс с помощью различных киножанров. Фильм ужасов очищает
подсознание от страха смерти или болезни, комедия снимает конфликт между
обществом и индивидом; пафос детектива - не только в романтике большого города,
но и в провозглашении права каждой человеческой личности на защиту от любых
посягательств извне. По состоянию и развитию таких киножанров в стране можно
эффективно определить степень демократии каждого общества.

В кино нет
«высоких» и «низких» жанров: любую социальную проблему можно осмыслять и
разрешать в рамках каждого жанра, включая мелодраму и фарс; неумение работать с
жанрами свидетельствует о падении профессионализма в среде творцов кино. Фильм,
конечно же, должен приносить доходы своему создателю; чистая коммерция - удел
лишь второсортного кино, паразитирующего на стереотипах. Наоборот, авторское и
массовое кино совпадают тогда, когда режиссер не идет на поводу у вкусов
публики, а выражает в своей работе доступным киноязыком то, что волнует именно
его. Расцвет авторского кино 60-х годов совпадает с появлением многочисленных
лент социального протеста, с борьбой за «дешевое» кино, освобождающее автора от
диктата финансистов или правительственных бюрократов. Тотальный контроль
кинопроизводства со стороны государства, ограничение творца жесткими рамками
идеологических предписаний может вести к самым неожиданным парадоксам:
ультралевый и революционный фильм может объективно служить тоталитаризму, а
«развлекательный» мюзикл или чечетка Фрэда Астера - формировать демократическое
сознание.

Кинопропаганда
необходима и неизбежна в любом обществе. Ее роль в борьбе с нацизмом,
нетерпимостью, расовыми предрассудками и т. д. общеизвестна. В то же время в
тоталитарных обществах она подменяла личностные ценности
коллективно-идеологизированными, изначально отказывалась от изображения
реальности, которую заменяла утопической ирреальностью; мифологию, типичную и
традиционную для данной культурно-экологической ниши, подменяли квазимифы, так
что присущему кинематографу реализму приходилось присваивать некий эпитет,
чтобы отличать его от старого понятия.

Манипуляция
общественным сознанием при такой все-властности государства приводит постепенно
к тому, что даже документальное кино при тоталитаризме становится игровым
(казусы с пересъемками речей Сталина). Политическая цензура подменяет в таких
обществах естественную цензуру моральную; стержень всякого фильма - конфликт
человек/общество - подвергается манихейскому упрощению и всегда решается в
пользу общества. При таком подходе любые ввозимые в страну фильмы
воспринимаются как «пропагандистские», если изображают антагонистическое
общество «слишком хорошо». Остается лишь ввозить заведомо слабые и второсортные
ленты - к тому же это ведет к безответственности режиссеров. Ремесленникам и
конъюнктурщикам легче и уютнее жить, когда им не с кем конкурировать, так что
можно позволить себе вкусы и реальные запросы зрителей. Тем не менее при
увеличении свободы в обществе именно кинематограф, обладающий магической
властью разрушать многоразличные табу, может наиболее эффективно помочь
«раскрепощению» и оздоровлению общества, его очищению от былых кошмаров и
фантомов.

Как некий
социальный институт, кино формирует зрителя и влияет на общество, способствуя
расширению сознания; в свою очередь общество, воспитанное кинематографом,
становится более искушенным в этой сфере и требует от кино новых достижений,
как технических, так и творческих. Иначе говоря, между обществом и рожденным им
кино существует постоянная и паритетная амбивалентная связь.

Кино становится
тем более социальным, чем чаще его героем становится отдельный индивид,
независимая человеческая личность, сбалансированная жизнь которой есть залог
здоровья всего общества в целом.

Между
кинематографом и обществом существует сложная взаимосвязь, не может быть и речи
о том, чтобы рассматривать кинематограф как простое зеркало, отражающее
общество в целом. Прежде всего это объясняется тем, что никто, ни один творец,
ни один человек в мире не способен охватить всеобъемлющим объективным взглядом
ту совокупность, частью которой является. С этих же позиций мы можем подойти к
творческой личности, использующей факты прошлого для создания художественного
произведения: взгляд на прошлое объективен не более, чем авторское отношение к
окружающей действительности. Кинематограф, как и всякое явление, связанное с
человеческий жизнедеятельностью, есть составная часть общества, его продукт и
способ самовыражения. Таким образом, приходится признать, что кинематографист
выражает точку зрения, видение мира, идеологию, которая в свою очередь
существует в определенном общественном контексте. Этот факт довольно легко
обнаруживается, когда кинематограф является государственным предприятием и
находится в руках власти, открыто или нет формирующей идеологию государства и
общества, которые стремится представлять. Все гораздо сложнее, когда
кинематографом не руководят официальные инстанции, даже если экономические и
моральные императивы обусловливают определенную самоцензуру в творчестве
кинематографистов. Одна из характеристик кинематографа заключается в том, что
одновременно производится несколько произведений искусства и огромное
количество развлекательной продукции. Возникает вопрос, следует ли
анализировать все фильмы на одном уровне, не учитывая их «качества»? Другими
словами, должны ли мы придавать равное с социологической точки зрения значение
так называемым «авторским» фильмам, отражающим индивидуальное мировосприятие
(например, «Красная пустння» Антониони и «Презрение» Годара,) и фильмам,
воспроизводящим стандартные схемы в соответствии с испытанными моделями и модой
(фильмы «системы звезд» во Франции и США)? В первом случае кинематографист
очень часто выступает в роли предвестника, он выражает чувства, предвосхищающие
реальную действительность, и позволяет нам задуматься о едва обозначившихся
явлениях. В 60-е годы Жан-Люк Годар, вопреки социологическому анализу
современников, уверовавших в технический прогресс, благотворное влияние изобилия
и массового потребления, что должно было положить конец социальным конфликтам,
показал чувство неизбывной тревоги, порожденной экономическими преобразованиями
во Франции, деградацию человеческих отношений и склеротические тенденции в
сфере коммуникаций между людьми. В то же самое время задолго до официальных
исследований Антониони высветил кризис супружества и в особенности женской
индивидуальности. В эйфории тех лет трудно было услышать голос этих
кинематографистов, понадобились майские события 1968 года и феминистское
движение 70-х годов, чтобы прийти к осознанию удивительной тонкости восприятия
и таланта, позволивших режиссерам обнаружить уже наметившиеся в недрах
общества, но значительно позднее проявившиеся тенденции. Творчество этих
художников было абсолютно непохожим на массовую кинематографическую продукцию
того времени, представленную легкими комедиями и традиционной драмой. Сама
история показала, что не многочисленные развлекательные фильмы наиболее ярко и
правдиво свидетельствуют о своем времени, а те, что казались тогда
«оригинальными», «поэтическими» или «личными». Ведь именно «форма» Годара и
Рене, отказавшихся от обычных структур и показавших картину расколотого на
части мира, адекватно соответствовала изменяющейся реальности, о которой они рассказывали.
Эволюцию этой проблематики выражают и многие кинематографисты более позднего
периода, такие, как Шанталь Акер-ман, Вим Вендоре, Маргерит Дюрас или Джим
Джермуш. Их герои пережили кризис и пришли, если можно так выразиться, к еще
большей маргинальности, их собственное «я», блуждая в мире, который уже кажется
не структурированным и надежным, а скорее неосязаемым, утратило четкие
очертания, находясь на грани почти полного распада. Реальность теряет смысл,
становится «ирреальностью», бледным подобием собственного образа. Она - всего
лишь пустота. Герои скитаются по безмолвным городам и пустынным пейзажам, они
лишены корней, семейной истории, одновременно пассивны и ясновидящи, им
свойственна грустная уверенность людей, не верящих ни в социальный успех, ни в
солидарность, ни в любовь, словно опьяненных свободой, ведущей к смерти или
полному одиночеству.

С этой точки
зрения кинематограф может рассматриваться как социальный разоблачитель. Не
протестуя открыто, он выявляет основополагающие аспекты реальности, которые не
всегда под силу обнаружить средствами научного исследования. Однако не следует
ставить знак тождества между кинематографом и социологическим документом,
необходимо всегда помнить о том, что роль искусства состоит в том, чтобы
задавать вопросы) а не отвечать на них.
Список
литературы

Андрей
Бессмертный. Кино и общество


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Визначення метеорологічних і кліматичних факторів Аналіз метеорологічних умов забруднення атмосфери
Реферат Технология и организация лечебно-оздоровительного внутреннего туризма в Краснодарском крае
Реферат Виробництво і виробничі системи
Реферат Проблемы обучения аудированию в зеркале реальной коммуникации
Реферат Пристрої введення (виведення) аналогової інформації в ЕОМ (аналого-цифрові інтерфейси)
Реферат Развитие внимания как один из факторов успешности обучения детей с ЗПР
Реферат Культура современных Индии и Китая
Реферат Книга Иова реферат
Реферат «Ими гордится страна», тщательно выбирая материалы об очередной выдающейся личности. В старших классах, когда готовился к выпускным и приемным сочинениям, я понял, что надо подобрать одну универсальную кандидатуру, способную «закрыть» как «российскую
Реферат Проблемы идентификации таможенного контроля, таможенного оформления ввозимых из РФ лесоматериалов
Реферат А. С. Пушкин и античность, 10 класс. Цель литературного образования становление духовно-нравственного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности в непрерывном совершенствовании. Программа
Реферат Определение оптимальной возрастной структуры лесного фонда Республики Беларусь
Реферат Анализ реализации продукции и финансовых результатов ОАО "Планета"
Реферат Путь Дмитрия Нехлюдова к христианским идеалам по роману ЛН Толстого Воскресение
Реферат 197755 г. Санкт-Петербург, п. Лисий Нос, ул. Новоцентральная дом 21 Т/ф: (812) 434-93-63. E-mail: Center Int@lokos