Реферат по предмету "Культура и искусство"


Вавилонская культура

Вавилонская культура

Значение вавилонской культуры.

Под вавилонской культурой разумеется культура Южного Двуречья.
Она сложилась в процессе исторического развития Южной Месопотамии с IV
тысячелетия до н. э. вплоть до конца древневавилонского царства. Основными
состав-ными элементами этой культуры являются культурные достижения шу-меров,
воспринятые и развитые аккадийцами и позднее вавилоняна-ми, поэтому ее
правильнее было бы назвать шумеро-вавилоиской культурой. Эта культура легла в
основу позднейших культур Двуре-чья, ассирийской и халдейской, и в основном не
была ими превзой-дена. Вавилонская культура уже во II тысячелетии оказала
огром-ное влияние на культуру соседних с Месопотамней стран — Сирии, Финикии и
Палестины, а также на культуру хурритов и хеттов. В ассирийскую и халдейскую
эпохи влияние вавилонской культуры рас-пространилось на северо-запад, в страны,
прилегающие к Эгейскому морю, на север, в область Урарту, и на восток, в Иран.
Некоторые важные заимствования из вавилонский культуры через посредство
еврейской, греческой и римской перешли к европейским народам и до сих пор
сохраняются в современной европейской культуре.

Вавилонское письмо.

Все памятники письменности, найденные в Двуречье, написаны так
называемым клинообразным письмом, знаки которого по своей форме в основном
являются комбинациями гори-зонтальных н вертикальных клиньев. Эта форма письма
установилась в первой половине III тысячелетия до н. э. н развилась из более
примитивной формы рисунков-знаков. В клинообразных знаках легко угадать
рисунки, из которых они произошли. Мы находим там изо-бражения людей, животных,
растений, элементы ландшафта: горы, леса, воду а также утварь и орудия труда.
Постепенно форма этих примитивных знаков изменялась в связи с расширением
практическо-го применения письма, а также с изменением материала для письма и
изменением значения знаков. Древнейшие дошедшие до нас надписи Двуречья были
начертаны на каменных табличках идеограммами, т. е. знаками, из которых каждый
обозначал слово или понятие. Позд-нее основным материалом для письма стали
глиняные таблетки; текст наносился на сырые таблетки трехгранной палочкой,
которая при надавливании оставляла знак в виде клина.

Таким путем получились вместо прежних контуров-рисунков
ком-бинации клинообразных знаков, но и знаки-рисунки не исчезли сра-зу,
некоторые из них сохранились в упрощенном виде до середины III тысячелетия.

Одновременно с видоизменениями формы письма происходили так-же
изменения в значении знаков. Прежние идеограммы постепенно превращались в
слоговые знаки, т. е. в звуковые части слов. Эти слоговые, или силлабические,
знаки составляют главную массу зна-ков клинообразного письма. Рядом с ними
сохранилось некоторое количество идеографических знаков и появились знаки,
имеющие бу-квенное значение. Таким образом, клинообразная система письма была
очень сложной и трудной для обучении. Всего в ней насчиты-вается около 500
знаков, многие из которых имело несколько раз-личных значений

Создателями клинообразной системы письма были шумеры. От них
это письмо переняли аккадийцы, затем оно перешло к эламитянам, вавилонянам,
ассирийцам и хеттам. Знаками клинообразного письма частично воспользовались
финикияне для создания своего первого алфавита. Оно было заимствовано также
урартийцами — народом, жившим на территории современной Армении. Клинообразное
письмо было усвоено и переработано в алфавитное персами, завоевавшими
Месопотамию в 30-х годах VI века до н.э.

Вавилонская религия.

Вавилонская религия в том ее виде, как она выступает из
религиозных текстов III и II тысячелетий, является синтезом шумерских и
семитских элементов. Поэтому некоторые божества выступают под двойным
наименованием — семитским и шумерским; из других божеств, выступающих под одним
именем, за одними сохранились шумерские имена, за другими — семитские.

Весьма многочисленный вавилонский пантеон насчитывает не
ме-нее 100 различных божеств. Первое место в нем занимают «великие боги»,
которые первоначально были местными богами крупнейших центров Шумера и Аккада,
а затем по тем или другим причинам по-лучили более широкое признание. Такими
богами до образования ва-вилонского царства были Энлиль, главный бог шумеров и
бог земли, Ану, главный бог Урука, и Эа, главный бог Эриду. Еще в III
тыся-челетии жрецы объединили этих трех ботов в триаду (троицу), пра-вящую
миром, и присвоили Ану господство над небом, а Эа — гос-подство над морем и
подземными водами.

Кроме этой триады, была другая группа божеств, пользовавшая-ся
общим признанием. Она состояла из бога солнца Шамаша (бог Сиппара), бога луны
Сина (бог Ура) и двух земледельческих богов: Таммуза и его супруги Иштар.

Таммуз и Иштар были божествами растительности и плодородия.
Каждый год совершались праздники смерти и воскресения Таммуза, сопровождавшиеся
мистериями, в которых изображались плач Иштар по Таммузу, схождение Иштар «в
страну без возврата» на поиски Таммуза, борьба с богиней царства мертвых
Эрешкигаль, воскреше-ние Таммуза и новое появление его на земле. В соседских
общинах эти празднества происходили в связи с началом и концом
земле-дельческого года, а драматические обряды, совершавшиеся коллек-тивно всей
общиной под руководством жреца. имели магическое зна-чение—должны были
обеспечить успешный посев, урожай и благопри-ятную жатву. В больших городах эти
народные церемонии были рас-ширены, совершались с большой торжественностью и
пышностью и со-провождались бесчисленными жертвоприношениями.

Культы Шамаша и Сина в сельских местностях также были связа-ны
с производством— культ Шамаша с земледелием, а культ Сина — со скотоводством.
Но в официальном пантеоне Шамаш приобрел функ-цию бога правосудия. Главный храм
его в Сиппаре был местом выс-шей судебной инстанции, при храме было хранилище
договоров и су-дебных актов.

Богиня Иштар в официальной мифологии была связана с планетой
Венерой, и таким образом жрецами была образована первая группа астральных
божеств—Шамаш, Син, Иштар.

После образования древневавилонского царства во главе
панте-она был поставлен Мардук, который первоначально был только богом
Вавилона. Ему был присвоен титул Бэла, т. е. господина государя, который ранее
присваивался Энлилю; жрецы присвоили ему также функции Энлиля и Таммуза.

В честь Марлука и Вавилоне совершался весной праздник нового
гола, называвшийся Загмук. Это был праздник в честь победы Мар-дука над Тиамат,
воцарения его над богами, сотворения им мира и людей и основания им небесного
Вавилона. Праздник сопровождался драматическими обрядами, которые совершались
под чтение поэмы «Когда наверху» и изображали главнейшие эпизоды этой поэмы.
Кро-ме того, на этом празднике в особом храме, называвшемся «палатой судеб»,
перед статуями великих богов, т. с. как будто в их соб-рании, жрецы совершали
гадания о предстоящем годе. Эти гадания имели большое политическое значение,
ибо царь должен был сообра-зовывать с ними свою внутреннюю и внешнюю политику.
Праздник за-канчивался обрядами, заимствованными из культа Таммуза и Иштар.
Один обряд изображал смерть и воскресение Бэла-Мардука. При его совершении
читался текст, в котором рассказывались обстоятельст-ва смерти и воскресения
Бэла, весьма напоминающие евангельский рассказ о смерти и воскресении Христа.
Другой обряд изображал бракосочетание Мардука с его супругой Сарпанитум, этот
обряд имел магическое значение обеспечения плодородия.

Культами «великих» и земледельческих богов не исчерпывалась
вавилонская религия. Не только в народной, но и в рабовладельче-ской среде
вавилонского общества цепко держались анимистические и даже доанимистические
верования и обряды, восходившие к эпохе первобытного общества. Сохранились
представления о бесчисленных духах, добрых и злых, ведающих отдельными стихиями
и явлениями природы, посылающих болезни и смерть, способствующих людям в их
труде и жизни. Из этих культов следует особо отметить культ ду-хов рек и
каналов, который соблюдался и в общинах, и в официаль-ной религии, далее,
повсеместно распространенный культ домашних духов — хранителей домов и культ
духов умерших, в честь которых в определенные сроки совершались
жертвоприношения. Наконец, ог-ромное значение в быту всего вавилонского
общества имела широко распространенная практика магических обрядов, связанная с
пред-ставлениями о добрых и злых духах. Народная демонология и магия были
усвоены официальной религией и получили в последней даль-нейшее развитие. При
храмах существовали специальные коллегии жрецов-заклинателей, которые
систематизировали народную демоно-логию и выдвинули миф о подчинении всех
добрых и злых духов «ве-ликим» богам Ану, Энлилю и Эа. Жрецы-заклинатели
переработали с этой точки зрения народные магические формулы и обряды,
расшири-ли их и обставили специальными жертвоприношениями. В результате этой
переработки было составлено несколько специальных сборников официальных
магических ритуалов, перешедших впоследствии и в ас-сирийский культ.

Жречество официальных храмов в Вавилоне и в других городах
было весьма многочисленно и делилось на несколько разрядов как по рангу, так и
по специальным функциям. Кроме жрецов, были так-же и многочисленные жрицы
разных разрядов. Они состояли при хра-ме Шамаша в Сиппаре, где один из царей
Аккада построил для них большое общежитие со своим хозяйством и обширным садом.
При со-вершении культа жрицам помогал многочисленный вспомогательный
персонал-певцов и певиц, музыкантов я всякого рода обслуживающих людей.
Профессия жрецов была очень доходной и передавалась по наследству в семейной
общине; при разделе имущества отцовского дома жреческие должности иногда
делились между сыновьями таким образом, что каждый должен был отправлять в
течение года долж-ность по очереди, в определенный срок, и получать за это
время с нее доходы. Если должность жреца при разделе переходила к стар-шему
сыну, то братья получали соответствующий эквивалент путем выделения им лишней
доли из другого наследственного имущества. Жречество пользовалось огромным
политическим влиянием, так как в его руках было такое могучее в условиях
древнего религиозного миросозерцания орудие, как гадания, и огромные средства
храмов, постоянно возраставшие в результате ростовщических жреческих операций.

При подготовке этой работы были использованы материалы сайта http://www.studentu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :