Для ряда эпох и направлений в искусстве, где преобладающим был
художественный символ, а не образ, видную роль в процессе творчества играла
каноническое художественное мышление, нормативизация творчества,
канонизация системы изобразительно-выразительных средств и принципов.
Отсюда, прежде всего, на уровне имплицитной эстетики канон стал одной из
существенной категории классической эстетики, определяющих целый класс
явлений в истории искусства. Обычно он означает систему внутренних
творческих правил и норм, господствующих в искусстве в какой-либо
исторический период или в каком-то художественном направлении и
закрепляющих основные структурные конструктивные закономерности конкретных
видов искусства.
Каноничность в первую очередь присуще древнему и средневековому искусству.
В пластике с Древнего Египта утвердился канон пропорций человеческого тела,
который был переосмыслен древнегреческой классикой и теоретически закреплен
скульптором Поликлетом в трактате «Канон» и практически воплощен в статуе
«Дорифор», также получивший название «Канон». Разработанная Поликлетом
система идеальных пропорций человеческого тела стала нормой для античности
и с некоторыми изменениями для художников Ренессанса и классицизма.
Витрувий применял термин «канон» к совокупности правил архитектурного
творчества. Цицерон использовал греческое слово «канон» для обозначения
меры стиля ораторской речи.
В изобразительном искусстве восточного и европейского средневековья,
особенно в культовом, утвердился иконографический канон. Выработанные в
процессе многовековой художественной практики главные композиционные схемы
и соответствующие им элементы изображения тех, или иных персонажей, их
одежд, поз, жестов, деталей пейзажа или архитектуры уже с 9-го века
закреплялись в качестве канонических и служили образцами для художников
стран восточно-христианского ареала до 7 века. Своим канонам подчинялось и
песенно-поэтическое творчество Византии.
В западноевропейской музыке с 12-13 веков под названием «канон» получает
развитие особая форма многоголосья. Элементы ее сохранились в музыке до 20-
го века.
Проблема канона была поставлена на теоретический уровень в эстетический
искусствоведческих исследованиях только в 20-м веке, наиболее продуктивно в
работах П.Флоренского, С.Булгакова, А.Лолева, Ю.Лотмана и др. Флоренский и
Булгаков рассматривали проблему канона применительно к иконописи и показали
что в иконографическом каноне закреплялся многовековой духовно-визуальный
опыт человечества (соборный опыт христиан) по проникновению в божественный
мир, который максимально высвобождал «творческую энергию художника к новым
достижениям, к творческим взлетам». Лосев определял канон «количественно-структурную модель художественного
произведения такого стиля, который, являясь определенным социально-
историческим показателем, интерпретируется как принцип конструирования
известного множества произведений».
Роль канона в процессе исторического бытия искусства двойственна. Будучи
носителем традиций определенного художественного мышления и соответствующей
художественной практики, канон на структурно-конструктивном уровне выражал
эстетический идеал той или иной эпохи, культуры, народа, художественного
направления и т.п. В этом его продуктивная роль в истории культуры. Когда
же со сменой культурно-исторических эпох менялись эстетические идеалы и вся
система художественного мышления, канон ушедшей эпохи становился тормозом в
развитии искусства, мешало ему адекватно выражать духовно-практическую
ситуацию своего времени. В процессе культурно-исторического развития этот
канон преодолевается новым творческим опытом.
В конкретном произведении искусства каноническая схема не является
носителем собственного художественного значения, возникающего на его
основе.
Художественно-эстетическая значимость канона заключается в том, что
каноническая схема, закрепленная как-то материально, или существующая
только в сознании художника, являясь конструктивной основой художественного
символа, как бы провоцирует талантливого мастера на конкретное преодоление
ее внутри нее самой системой мало заметных, но художественно-значимых
отклонений от нее в нюансах всех элементов изобразительно-выразительного
языка. В психике воспринимающего каноническая схема возбуждала устойчивый
комплекс традиционной для его времени и культуры информации, а конкретные
художественно организованные вариации элементов формы побуждали его к
углубленному всматриванию во вроде бы знакомый, но всегда в чем-то новый
образ, к стремлению проникнуть в ее сущностные, архетипические основания, к
открытию каких-то еще не известных его духовных глубин. Искусство Нового
времени начиная с Возрождения активно отходит от канонического мышления к
личностно-индивидуальному типу творчества. На смену «Соборному» опыту
приходит индивидуальный опыт художника, его самобытное личностное видение
мира и умение выразить его в художественных формах. И только в пост-
культуре, начиная с поп-арта, концептуализма, постструктурализма и
постмодернизма, в системе художественно-гуманитарного мышления утверждаются
принципы, близкие к каноническим, некие симулякры канона на уровне
конвенциональных принципов творчества, когда в сферах арт-производства и
его вербального описания (новейшей арт-герменевтики) складываются
своеобразные канонические приемы и типы создания арт-продуктов и их
вербальной поддержки. Сегодня можно было бы говорить о «канонах», точнее
квазиканонах поп-арта, концептуализма, «новой музыки», «продвинутой» арт-
критики, философско-эстетического дискурса и т.п., смысл которых доступен
только «посвященным» в «правила игры» внутри этих канонически-
конвенциональных пространств и закрыт от всех остальных членов сообщества,
на каком бы уровне вне духовно-интелектуального или эстетического развития
они ни находились.
Литература:
1.
2.
3.
Министерство образования Республики Беларусь
Витебский государственный технологический университет
Кафедра дизайна
Реферат
Тема: Понятие канона
Выполнила:ст. Гр.4и-27
______________
Проверил:
______________
г.Витебск.2004г.