Реферат по предмету "Культура и искусство"


Поэтические игры с пустотой московского концептуализма (эксперименты Д.А. Пригова)

Поэтические игры с пустотой московского концептуализма
(эксперименты Д.А. Пригова)

Н.Р. Суродина

Для
концептуальной эстетики огромное значение имеют категории «неизвестного»,
«неопределенного», «ничто», «пустоты».

Вся
современная русская поэзия пишет о пустоте. Поэты же московского концептуализма
пишут пустотой языка, что метафорически обозначается как «драматургия предмета
и языка его описания» (Пригов Д.А.).

Кроме
того, каждый из трех признанных критиками поэтов-концептуалистов оперирует
собственными игровыми приемами выражения пустоты в поэтических произведениях:
Д.А. Пригов — структурным (тавтология, повторы, сбив ритма и т.д.);

Л.С.
Рубинштейн — семантическим и стилистическим (игра с молчанием, паралогические
связи); Т. Кибиров — прагматическим (штампы, клише).

Д.А.
Пригов разворачивает собственный космос и оригинальную мифологию, в которых
ключевое значение имеют «пустые формы и оформленная пустота». Немаловажно в
этом отношении, что Пригов определяет постмодернизм как «застывшее, зависшее
время», видя его черты в «эклектичности, цитатности, отсутствии
предпочтительной аксиологии, позиции и языка».

Точно
замеченное Б. Гройсом выстраивание некоего «запредельного пустого пространства»
опирается на несколько характерных для приговских текстов поэтических приемов:

1)
Намеренно сбитый ритм и рифмовка одних и тех же слов, в результате чего смысл
высказывания сводится к удвоению исходной посылки:

Народ
он делится на ненарод

И
на народ в буквальном смысле…

Народ
с одной понятен стороны

С
другой же стороны он непонятен…

Причем
это удвоение подчеркнуто избыточно. Избыточность часто оказывается внутренне
пустой, тавтологичной. По М. Хайдеггеру, тавтология таит в себе «несказанное,
непродуманное, неспрошенное».

2)
Приемы квазириторики и банализации в целой серии «Банальных рассуждений» («на
тему: Не хлебом единым жив человек»; «на экологическую тему»; «на тему свободы»
и т. д.) обнаруживают свою иррациональность через предельную рационализацию и
полную предсказуемость. Такая «ожиданность» открывает в стихотворении вакуум
смысла.

3)
Вневременность и внепространственность приговского мифа:

Вот
великий праздник праздничный

У
окошка я сижу

В
небо высшее гляжу

И
салют там вижу праздничный

А
над ним цветочек аленький

Невозможный
расцветает

Следом
сходит Будда маленький

Всех
крестом благословляет

Тут
же наступает тьма

Как
кошачий орган жуткий

На
коротком промежутке

Все
срывается с ума —

Бьется,
рвется, цепи гложет

Пропадает,
но не может

Только
я сижу здесь маленький,

Словно
тот цветочек аленький

Нетленный.

Авторский
выход за границы времени и пространства (реальных и иллюзорных) приводит к
искажению реальности («Что-то воздух какой-то кривой»). Поэтому поэтические
миры Пригова переполнены снами, полуснами, сакральными событиями:

Такой
бывает вечер беспричинный

Особо
в нашей средней полосе

Когда
вдруг исчезают все

Все
эти женщины-мужчины

Все
эти знаки различенья

И
над землею на весу

Гуляют
ангелы внизу

Исполненные
среднего значенья

Средней
полосы нашей

4)
Косноязычие: «мня», «блазнит и манит», «гиб и страдал» и т. д. Нарушение
грамматических правил в поэтике Д.А. Пригова представляется нам достаточно
сложным, неоднозначным художественным приемом. Небрежность обращения с
языковыми формами свидетельствует об их устаревании и косности, а
следовательно, опустошенности. Р. Барт, размышляя над аналогичным явлением в
творчестве Малларме, отметил, что цель такого игрового поэтического приема —
«создать вокруг разреженных вокабул зону пустоты, в которой глохнет звучание
слова, избавленного от своих социальных и потому греховных связей».

5)
Недоговоренность, которая дает читателю неограниченную свободу интерпретации.
Пустота недоговоренности становится своеобразной «дверью» в пространство
поэтического текста Д.А. Пригова:

Орел
кладет мне руку на плечо

А
на другую лев кладет мне руку

Товарищи
мои! — такая жизнь!

Товарищи!
Живем в такое время!

Иначе
нам, товарищи, нельзя

Иначе
нам, — товарищи, не сбыться

Иначе
не родить нам кобылицу

Которая,
товарищи…

6)
Профанация не только героев (например, Бао Дай), но и связи между ними.
Происходит обыгрывание формы штампа, так называемого «полого дискурса». В конце
концов, симуляция связей в мире героев Пригова переносится в область самого
языка. Р. Барт пишет о том, что современная поэзия подрывает стихийную
функциональность языка и оставляет в неприкосновенности только его лексические
основы. В реляционных отношениях она сохраняет лишь само их движение, их
музыкальность, но не истину, которую они в себе заключали. От отношений
остается одна только пустая оболочка.

Акцент
на риторико-метафорической работе языка тесно связан с переосмыслением
классической концепции знака. С точки зрения постмодернизма, знак теряет
непосредственную связь с реальностью. Референтом знака является уже не концепт,
не смысл и не объект реальности, а иной знак. Знак разменивает себя на другие
знаки, начинает функционировать в поле риторики и метафорического употребления.

Так,
например, Д.А. Приговым профанируется мироощущение советского человека
(оптимизм, готовность к испытаниям, неприхотливость, благодарность Родине и
партии):

Вот
я курицу зажарю

Жаловаться
грех

Да
ведь я ведь и не жалуюсь

Что
я — лучше всех?

Даже
совестно, нет силы

Вот
поди ж ты — на

Целу
курицу сгубила

На
меня страна

Кроме
того, результатом поэтической работы Д.А. Пригова по выстраиванию ино-мира,
заполненного пустотами, является попытка создания ино-языка, ино-речи,
симулятивных по своей сути.

Если
смыслы отдельных слов, таких как «махрость», еще можно воссоздать из контекста,
то большинство фраз не поддаются никакому переводу:

Явилась
ангелов мне тройка

Я
ее в сердцах спросил:

Что
будет после перестройки?

А
некое Ердцаспр Осил! —

А
что это?

Не
знаешь? —

Не
знаю! —

Ну
узнаешь, узнаешь, не торопись.

«Ердцаспр
Осил» — пример словесного симулякра, такого, каким его описывал Жорж Батай. —
Симулякр обладает преимуществом отсутствия закрепить то, что он представляет из
опыта, он образует знак мгновенного состояния; это не псевдо-понятие, ибо, если
он и включен в ранг понятий, так это потому, что он верно передает долю
несообщаемого.

Песенка
«мужичка», заканчивающая стихотворение Пригова, представляет собой другой вид
симулякра:

Стоит
мужичок под окошком

И
прямо мне в очи глядит

Такой
незаметный на вид

И
так подлетает немножко

И
сердце внутри пропадает

И
холод вскипает в крови

А
он тихонько так запевает:

Ой,
вы мене, вы текел мои

Фарес!
(Выделено нами. — Н.С.)

Образ
мужичка, напевающего слова из апокалиптической Книги Даниила на мотив «Ой, вы,
сени, мои сени», достаточно сложен и многослоен. Но многозначительность этого
образа обманчива. Пригов сыграл поэтическую шутку над эсхатологическим мотивом.
Ощущение катастрофичности современной культуры передается через библейскую
отсылку. — «И вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин. Вот и значение
слов: мене — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; Текел — ты взвешен
на весах и найден очень легким; Перес — разделено царство твое и дано Мидянам и
Персам» (Дан. 5:25) — так прочел и разгадал Даниил пророческие

слова,
написанные на извести чертога на пиру царя Вальтасара. Библейское пророчество в
устах мужичка, явно олицетворяющего «русский дух», звучит нереально или
сниженно. Но оно все же наводит эсхатологический ужас (И сердце внутри замирает
// И холод вскипает в крови). Песенка заканчивается именем сына патриарха Иуды
и Фамари Фареса, которое означает «брешь». Таким образом, песенка «Ой, вы
мене…» становится знаком мгновенного состояния страха перед дырой, ямой,
тещиной, брешью, пустотой. В этом случае наглядно демонстрируется
противопоставление модернистской метафизики постмодернистской иронии, описанное
Хассаном.

В
современном русском словоупотреблении происходит постепенное превращение
слова-понятия в слово-симулякр. В основе нашего исследования этого процесса
лежит теория Ж. Бодрийара, который, признавая симуляцию бессмысленной, в то же
время утверждает, что в этой бессмыслице есть и «очарованная» форма: «соблазн»
или «совращение». Совращение проходит три исторические фазы: ритуальную
(церемония), эстетическую (совращение как стратегия соблазнителя) и
политическую. Согласно Бодрийару, совращение присуще всякому дискурсу и всему
миру.

Знак,
по Бодрийару, проходит четыре стадии развития. Первая — отражение некой
глубинной реальности, вторая — маскировка и извращение этой реальности; третье —
маскировка отсутствия всякой глубинной реальности; четвертая — утрата всякой
связи с реальностью, переход из строя видимости в строй симуляции.

Еще
одним примером симулякра является созданный Приговым жанр «Азбуки». Алфавит не
просто форма, но — форма формы и — своего рода квазиформа. Он — инвентарь
знаков языка. Вот почему столь удобна она Пригову для размещения в этих полых
ячейках идеологических словесных штампов. Языковая рама и манит, и отталкивает:
концептуалисты говорят о том, что их художественная задача — «выход из плена
языка». Но что значит для поэта «внеязыковое» поле? — Поле сознания, состоящее
уже не из слов, а из концептов и понятий.

В
конце концов, в поэтической системе Пригова происходит опустошение формул мифа
путем его абсолютной банализации. Использование описанных приемов, близких
западному концептуализму 70-х годов, позволяет понять механизм этих
превращений, этой, говоря словами Р. Барта, «войны языков». В концептуализме

появляется
заместитель отсутствующего и ненужного (все давно известно, много раз слышано,
стерто, ведь перед нами набор цитат прошедшей эпохи, вторичное проигрывание
клише) первичного текста (соцреалистические произведения, идеологемы, мифы) —
концепт. Перед нами то, что абсолютно точно определено М. Эпштейном как поэтика
устранения.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://anthropology.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Народная традиционная культура в системе образования
Реферат «Я завершаю начатую программу (работу, учёбу и пр.), несмотря на периодическую потерю мотивации»
Реферат Оптимизация сайтов для поисковых машин и каталогов
Реферат Правовое государство. Концепции и пути развития
Реферат La Amalgamacion De Rigoberta Menchu Essay Research
Реферат Оценка эффективности деятельности розничного торгового предприятия на основе оценки его конкурентоспособности
Реферат Сборник экзаменационных вопросов и билетов по праву и подпредметам - первый семестр 2001 года
Реферат Совершенствование учета затрат и калькулирования себестоимости продукции вспомогательных произво
Реферат Евреи - богоизбранный народ?
Реферат Разработка транслятора в среде Java и С+
Реферат Українська література, як предмет вивчення у школі
Реферат Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников
Реферат Расчет линейных цепей постоянного тока
Реферат Аудит расчетов по оплате труда (на примере ООО "Стандарт")
Реферат Этические аргументы "за" и "против" смертной казни