Реферат по предмету "Государство и право"


Органы юстиции России

Всоответствии с Положением о министерстве юстиции Российской Федерации,утвержденном Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 (ред. от 05.05.2010)«Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» Министерство юстицииРоссийской Федерации (Минюст России) является федеральным органомисполнительной власти, осуществляющим функции по:
— выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовомурегулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфереисполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включаяотделения международных организаций и иностранных некоммерческихнеправительственных организаций, общественные объединения, политические партиии религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственнойрегистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядкадеятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов,
— правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере регистрациинекоммерческих организаций, включая отделения международных организаций ииностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественныеобъединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры,нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния .
Руководство деятельностью Минюста Россииосуществляет Президент Российской Федерации.
Минюст России осуществляет координацию и контрольдеятельности подведомственных ему ФСИН России и ФССП России.
Основными задачами Минюста России являются:
1) разработка общей стратегии государственнойполитики в установленной сфере деятельности;
2) нормативно-правовое регулирование в установленнойсфере деятельности;
3) обеспечение в пределах своих полномочий защитыправ и свобод человека и гражданина;
4) обеспечение деятельности УполномоченногоРоссийской Федерации при Европейском Суде по правам человека — заместителяМинистра юстиции Российской Федерации;
5) организация деятельности по государственнойрегистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международныхорганизаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций,общественных объединений, политических партий и религиозных организаций;
6) осуществление контроля и надзора в сфереадвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актовгражданского состояния.
МинюстРоссии возглавляет Министр юстиции Российской Федерации (далее — Министр),назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РоссийскойФедерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
Министрнесет персональную ответственность за выполнение возложенных на Минюст Россиизадач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.
Министримеет заместителей Министра, назначаемых на должность и освобождаемых отдолжности Президентом Российской Федерации по представлению ПредседателяПравительства Российской Федерации.
Количествозаместителей Министра устанавливается Президентом Российской Федерации.
Структурнымиподразделениями Минюста России являются департаменты по основным направлениямдеятельности, в состав которых могут входить отделы.
ВРоссии проходят весьма динамичные процессы реформирования и становления органовюстиции, и, по мнению исследователей они еще не завершены. Их незавершенностьтребует системного, основанного на административно-правовой науке подхода приразработке концепции стратегии развития обозначенных органов.
Всоответствии с Концепцией реформирования органов и учреждений юстицииРоссийской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от07.10.1996 N существенно изменились направления деятельности органов иучреждений юстиции, содержание управления в этой сфере.
Вцелях совершенствования системы исполнения уголовных наказаний в России и всоответствии с рекомендациями Комитета министров Совета Европы о единыхевропейских пенитенциарных правилах Указом Президента РФ «О реформированииуголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел РоссийскойФедерации» от 8 октября 1997 г. были предусмотрены коренное изменениеуправления этой системой и поэтапная ее передача в ведение Министерства юстицииРФ.
Наосновании Указа Президента РФ «О передаче уголовно-исполнительной системыМинистерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстицииРоссийской Федерации» от 28 июля 1998 г. эта важнейшая в историиуголовно-исполнительной системы реорганизация была завершена.
Внастоящее время Минюст России осуществляет функции по выработке и реализациигосударственной политики и нормативному правовому регулированию и контролю задеятельностью подведомственной ему Федеральной службы исполнения наказанийРоссии, органами, подразделениями и учреждениями уголовно-исполнительнойсистемы.
Концепциейпредусматривались устранение сложившейся в прошлом ситуации, нарушавшей принципразделения властей, самостоятельности и независимости судебной власти, ипередача судебного управления (финансирование, материально-техническое,кадровое обеспечение и другие управленческие функции), осуществляемого органомисполнительной власти — Министерством юстиции РФ, впервые созданному Судебномудепартаменту при Верховном Суде РФ.
СогласноФедеральному закону от 8 января 1998 г. этот Департамент является федеральнымгосударственным органом, который организационно обеспечивает деятельность судоввсех юрисдикций, включая военные и специализированные суды, финансированиемировых судей, ведет судебную статистику и выполняет другие управленческиефункции, не входя в структуру органов исполнительной власти.
Функцияуправления в области юстиции включает в себя проведение единой государственнойполитики в области регистрации прав собственников недвижимого имущества иобладателей иных подлежащих государственной регистрации прав на него. Этадеятельность осуществляется на основе Федерального закона «О государственнойрегистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. Наосновании Указа Президента РФ «Вопросы структуры федеральных органовисполнительной власти» от 20 мая 2004 г. создан новый федеральный органисполнительной власти, подведомственный Минюсту России, — Федеральнаярегистрационная служба России (Росрегистрация), которая кроме названной вышеосуществляет функции регистрации общественных объединений, политических партий,религиозных организаций, а также функции по контролю и надзору в сфереадвокатуры и нотариата.
Огромноезначение для укрепления правопорядка имеет создание в системе управленияюстицией Службы судебных приставов, а с2004 г. подведомственной Минюсту РоссииФедеральной Службы судебных приставов России.
Еедеятельность регулируется Федеральными законами от 21 июля 1997 г. «О судебныхприставах» и «Об исполнительном производстве».
Довозникновения института судебных приставов исполняемость судебных решенийсоставляла не более 30% (в настоящее время — более 80%). Теперь создана единая,вертикальная общегосударственная структура, призванная выполнять как старые(принудительное исполнительное производство), так и новые задачи: обеспечиватьпорядок деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, ВысшегоАрбитражного Суда РФ, других судов общей юрисдикции и арбитражных судов; безопасностьучастников судопроизводства.
Юридическаяэкспертиза нормативных правовых актов субъектов РФ, проводимая органами юстициина предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам и способствует выявлениюнезаконных правовых актов, противоречий в них с федеральным законодательством, сподготовкой в этих случаях заключения, которые направляют в Правительство илиорганы прокуратуры для их отмены в установленном порядке, проекты указовПрезидента РФ о приостановлении действия таких актов.
Всоответствии с Указом Президента РФ «О дополнительных мерах по обеспечениюединства правового пространства Российской Федерации» от 10 августа 2000 г. наМинистерство юстиции возложена обязанность ведения федерального банка — федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Федерации, принятыхорганами государственной власти регионов. Все названные акты субъектов РФ вдокументальном и электронном виде, а также результаты экспертизы, которуюпроводят территориальные органы юстиции, должны поступать в Минюст России.
Министерствоюстиции РФ проводит правовую экспертизу и государственную регистрациюнормативных правовых актов министерств и ведомств с целью проверки соответствияэтих актов действующему законодательству. Без регистрации приказы,постановления, распоряжения, инструкции, положения, правила и другиеведомственные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы иобязанности граждан, устанавливающие правовой статус организаций или имеющихмежведомственный характер, не подлежат применению.
Еслив юридической науке довольно четко определяются такие общие категории, какзаконность, т.е. принцип, на основании которого каждый участник правоотношенийдолжен неукоснительно соблюдать законные предписания и в случае их нарушениянести установленную ответственность, и эффективность государственногоуправления, т.е. опять же принцип, при котором минимальная затратная частьдолжна обеспечивать максимальный конечный результат, то применительно к органамюстиции в непосредственной взаимосвязи с их функциями по обеспечению указанныхкатегорий проблема не исследовалась.
Исследователивыделяют три составляющие, три приоритета в процессе завершения реформированияорганов юстиции.
Во-первых,это деятельность, связанная с экспертизой нормативных правовых актов, относимаяКонцепцией реформирования органов и учреждений юстиции в разряд действий,направленных на обеспечение единства правового пространства.
Этадеятельность представляет собой не что иное, как оценку уполномоченным органом(в данном случае органом юстиции) властного, имеющего односторонний характеракта иного государственного органа, влекущего за собой наступлениеуправленческих и правовых последствий и носящего подзаконный характер напредмет его соответствия Конституции Российской Федерации, федеральным и инымзаконам.
Этотраздел деятельности Министерства юстиции России выделен для особогорассмотрения ввиду следующего.
Территориальныеорганы Минюста России призваны проводить экспертизу правовых актов, при этом вслучае выявления нарушений законов они должны направить свое заключение длярассмотрения в орган, допустивший принятие незаконного правового акта. В своюочередь, этот орган, рассматривая заключение, вправе как принять его, так иоставить нормативный акт в прежнем виде. Данное обстоятельство обусловлено тем,что заключение органа юстиции носит рекомендательный характер. В подобномслучае орган юстиции не имеет права применить действенные меры по обеспечениюзаконности. Эффективной, а тем более обеспечивающей законность такую работу неназовешь. Более того, аналогичную по содержанию работу проводят органыпрокуратуры России. При этом они обладают надзорными полномочиями, в силу чегообеспечение законности в сфере нормотворческой деятельности ими проводитсяэффективнее.
Такимобразом, по мнению исследователей, Министерство юстиции Российской Федерации иего территориальные органы выполняют лишнюю функцию. Выход из этой проблемывидится в постепенном выведении из компетенции Минюста России данной функции спереориентацией деятельности работников, осуществлявших экспертизы, на иныенаправления деятельности.
Во-вторых,это деятельность, связанная с созданием в России органов ювенальной юстиции,призванных осуществлять действенную работу с преступностью несовершеннолетних.При этом основной акцент необходимо делать на профилактическую работу срединих, а также на восстановление их нарушенных прав.
Ювенальнаяюстиция — термин международный, означающий специализированную системуправосудия в отношении несовершеннолетних. Этот термин в последнее время все чащеиспользуют и российские юристы, особенно те, кто выступает за созданиеспециализированных судов по делам несовершеннолетних, ссылаясь на опытзарубежных стран и международные стандарты правосудия.
Несмотряна то что упор в основном делается на суд как краеугольный камень органовювенальной юстиции, в случае их создания они должны быть отнесены к органамюстиции ввиду того, что содержат в себе принципы и институты общей юстиции,опираясь при этом на идею профилактики преступности несовершеннолетних, а не нанаказание по поводу уже совершенного правонарушения, а также защиту прав путемпредупреждения возможных нарушений их интересов.
Необходимостьсоздания в России органов ювенальной юстиции обусловлена тем, что, во-первых,наша страна присоединилась к определенным международным обязательствам, всоответствии с которыми такая система должна у нас существовать. Но кроме этогоподобный шаг обусловлен достаточно высоким уровнем преступностинесовершеннолетних, разрушением идеалов семьи, утратой былых моральных устоев,в соответствии с которыми происходило воспитание ребенка, а такжеразрозненностью ныне существующих органов, призванных решать обозначенныепроблемы.
Такимобразом, обоснованность создания в России органов ювенальной юстицииобусловливается как юридической, так и моральной составляющей.
Приэтом принципы, на которых эта система должна быть построена, следующие:безукоснительное соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних,строящееся на понимании в той или иной мере ограниченной правоспособности идееспособности несовершеннолетних; приоритет профилактической направленностиперед карательной, констатирующей факт уже совершенного правонарушения,преступления; обеспечение системности неразобщенных органов ювенальной юстиции,основанной на четкой иерархичности, разграничении предметов ведения; признаниегосударством приоритета семьи в качестве наиболее приемлемой и естественнойсреды для воспитания несовершеннолетних; поиск и внедрение социально-правовыхтехнологий и методов защиты прав несовершеннолетних.
Ив-третьих, это работа органов юстиции, направленная на обеспечение правовойзащиты результатов интеллектуальной деятельности военного, специального идвойного назначения.
Этаработа органов юстиции также закреплена среди основных направлений ихдеятельности Концепцией реформирования органов и учреждений юстиции .
Важностьданной темы определяется ее конституционным закреплением. Так, КонституциейРоссийской Федерации установлено, что интеллектуальная собственность охраняетсягосударством .4
Всвою очередь, Гражданским кодексом РФ определено, что интеллектуальнаясобственность — это исключительное право гражданина или юридического лица нарезультаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средстваиндивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемыхработ или услуг.
Ситуацияздесь настолько же важна, насколько и непроста.
Потенциалотечественных конструкторов-изобретателей, действующих в сфере военных испециальных разработок, весьма высок и при грамотном подходе к оформлению изащите их личных прав, а также прав государства в том случае, когда разработкиосуществляются за счет его средств, эти разработки становятся весьма важными вэкономическом плане. За их счет возможны значительные поступления в бюджет.
Проблемойв данной сфере является то, что до настоящего времени та компетенция, котораясуществует у федеральных органов исполнительной власти, носит разрозненныйнеэффективный характер. Существует множество нормативных актов,регламентирующих работу органов юстиции в данном направлении. В этой связи, помнению исследователей данного вопроса, необходим федеральный закон, который бызакреплял перечень действенных механизмов правовой защиты результатовинтеллектуальной деятельности, а также круг субъектов данных правоотношений,участвующих в правовой защите.
Триобозначенные позиции являются предметом завершения реформирования органовюстиции, необходимость которого не нуждается в доказательствах.
Задачи,полномочия, права и обязанности Службы судебных приставов определеныФедеральным законом от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах».
Всоответствии со статьей 1 Закона первой задачей судебных приставов является обеспечениеустановленного порядка деятельности всех судов Российской Федерации,которые в соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона от 31декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» составляютсудебную систему Российской Федерации. Таким образом, судебные приставыобеспечивают установленный законом порядок деятельности:
— Конституционного Суда РФ; Верховного Суда РФ; верховных судов республик,краевых и областных судов; судов городов федерального значения; судовавтономной области и автономных округов; районных судов, военных испециализированных судов, в совокупности составляющих систему федеральных судовобщей юрисдикции;
— Высшего Арбитражного Суда РФ; федеральных арбитражных судов округов(арбитражных кассационных судов); арбитражных апелляционных судов; арбитражныхсудов субъектов Российской Федерации, в совокупности составляющих системуфедеральных арбитражных судов;
— конституционных (уставных) судов субъектов РФ; мировых судей, являющихсясудьями общей юрисдикции субъектов РФ, в совокупности составляющих системусудов субъектов Российской Федерации.
Осуществляяфункцию по обеспечению порядка деятельности судов, судебные приставы, прежде всего,руководствуются Конституцией РФ, ГПК РФ, УПК РФ, КоАП РФ, комментируемымЗаконом, Приказом Минюста России от 3 августа 1999 г. N 226 «Об утвержденииИнструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателясуда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействиясудебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполненииобязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участияв исполнительной деятельности». Также в своей деятельности судебные приставы пообеспечению порядка деятельности судов соблюдают нормативные положенияАдминистративного регламента исполнения государственной функции по обеспечениюустановленного порядка деятельности судов, утвержденного Приказом МинюстаРоссии от 27 декабря 2006 г. N 384, и других нормативных актов, регулирующихвопросы обеспечения установленного порядка деятельности судов.
Втораязадача судебных приставов — исполнение требований исполнительных документов,перечень которых содержится в п. 1 ст. 12 ФЗ «Об исполнительном производстве».Реализация указанной задачи возложена на судебных приставов-исполнителей, которыев соответствии со ст. 2 ФЗ «Об исполнительном производстве» должны правильно исвоевременно исполнять судебные акты, акты других органов и должностных лиц.Также возможно исполнение требований иных документов в случаях, предусмотренныхдействующим законодательством РФ. Целью реализации такой задачи является защитанарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Третьейзадачей судебных приставов является исполнение законодательства об уголовномсудопроизводстве в части проведения дознания по делам, указанным в п. 4 ч.3 ст. 151 УПК РФ.
Так,дознаватели ФССП России проводят дознание по делам:
— о злостном уклонении от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособныхродителей (ст. 157 УК РФ);
— о злостном уклонении от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК РФ);
— о вмешательстве в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлениюправосудия в какой бы то ни было форме (ч. 1 ст. 294 УК РФ);
— о неуважении к суду (ст. 297 УК РФ);
— о разглашении сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи иучастников уголовного процесса (ч. 1 ст. 311 УК РФ). При этом следуетучитывать, что если такое деяние повлекло за собой тяжкие последствия,предварительное следствие проводится следователем органа, к подследственностикоторого относится данное преступление (ч. 6 ст. 151 УПК РФ);
— о незаконных действиях в отношении имущества, которое было подвергнуто описиили аресту, либо в отношении имущества, подлежащего конфискации (ст. 312 УКРФ);
— о неисполнении приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315УК РФ).
Такимобразом, третья задача судебных приставов является следствием выполнения двухпервых задач, если лицо злостно уклоняется от обязанностей по исполнениюнекоторых исполнительных документов или совершает преступление противправосудия.
Назначениена должность и освобождение от должности руководителя ФССП России производятсяПрезидентом РФ.
Данноеобстоятельство обусловлено тем, что в соответствии с разделом I утвержденнойУказом Президента РФ от 24 сентября 2007 г. N 1274 структуры федеральныхорганов исполнительной власти ФССП России отнесена к федеральным органамисполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляетПрезидент РФ.
Всоответствии с Указом Президента РФ ФССП России возглавляет директор ФССПРоссии — главный судебный пристав Российской Федерации, назначаемый надолжность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации.
Вразвитие данного нормативного предписания Указом Президента РФ от 9 марта 2004г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»закреплено, что не только руководители федеральных органов исполнительнойвласти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РоссийскойФедерации, но и их заместители назначаются на должность и освобождаются отдолжности Президентом Российской Федерации.
Стольвысокий уровень решения вопросов, связанных с назначением на должность иосвобождением от должностей первых лиц ФССП России, как представляется,подчеркивает как большое значение, придаваемое Президентом РФ формированиюкадрового потенциала ФССП России, так и высокую значимость руководящихдолжностей указанной Службы.
Хотякак таковой порядок назначения на должность и освобождения от должностиглавного судебного пристава Российской Федерации и его заместителей нормативнов настоящее время не закреплен, на практике их назначения осуществляются встрогом соответствии с п. 1 комментируемой статьи. Так, Указом Президента РФ от21 октября 2004 г. N 1343 «О директоре Федеральной службы судебных приставов — главном судебном приставе Российской Федерации» на данную должность былназначен Николай Александрович Виниченко, Указом Президента РФ от 20 января2005 г. N 45 «О заместителе директора Федеральной службы судебных приставов — заместителе главного судебного пристава Российской Федерации» на даннуюдолжность был назначен Андрей Владимирович Полухин и т.п.
Внастоящее время в соответствии с Указом Президента РФ от 29 декабря 2008 г. N1877 директором Федеральной службы судебных приставов — главным судебнымприставом Российской Федерации является Артур Олегович Парфенчиков.
Проводимаяв России административная реформа, реформа государственной службы имеет цельюсовершенствование деятельности всех ветвей государственной власти. Одним изключевых ее направлений является оптимизация правового статусаправоохранительных органов и учреждений, совершенствование нормативнойрегламентации их деятельности. Одним из ключевых ее направлений являетсяоптимизация правового статуса службы судебных приставов, совершенствованиенормативной регламентации их деятельности.
Основныеположения Концепции правовой реформы получили законодательное закрепление вКонституции Российской Федерации 1993 г. В частности, они составили основу ст.10 главы 1 «Основы конституционного строя», ст. ст. 22 — 23, 25, 45 — 54 главы2 «Права и свободы человека и гражданина», ст. ст. 118 — 129 главы 7 «Судебнаявласть». Всего из 137 статей Конституции Российской Федерации более 30 статейнепосредственно затрагивали судоустройство. На основе этих конституционныхстатей были приняты российские законодательные акты: «О Конституционном СудеРоссийской Федерации»; «Об арбитражных судах в Российской Федерации»; «Осудебной системе Российской Федерации»; «О судебных приставах»; «Обисполнительном производстве»; «О Судебном департаменте при Верховном СудеРоссийской Федерации»; «О мировых судьях в Российской Федерации»; «О военныхсудах Российской Федерации». В этот период были приняты: Гражданский кодексРоссийской Федерации; Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации;Семейный кодекс Российской Федерации; Уголовный кодекс Российской Федерации.
Институтпринудительного исполнения судебных решений и актов других органов такжеподвергся реформированию. Более того, это реформирование рассматривалось какодна из частей начатых общих судебных изменений.
Новаязаконодательная база судебно-правовой реформы в определенной мере создала болееэффективную систему безопасности для судей и других участников процесса,свидетелей, улучшился порядок в суде, стали применяться меры процессуальногопринуждения к лицам, не выполняющим распоряжения председателя суда, а такжепредседательствующего в судебном заседании. На смену судебным исполнителямсудов пришла служба судебных приставов. Этот институт возник уже на созданной вРоссии законодательной базе в области государственно-служебных отношений.
Такимобразом, служба судебных приставов имеет в России определенные историческиекорни и традиции, определенную совокупность исторических источниковнормативно-правового регулирования ее деятельности, которые могутиспользоваться в России в настоящий период для обеспечения деятельности ФСНП.
Регламентированиедеятельности Федеральной службы исполнения наказаний (далее — ФСИН России)проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральнымиконституционными законами, федеральными законами, актами Президента иПравительства России, международными договорами Российской Федерации,Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным УказомПрезидента России от 13 октября 2004 г. N 1314, Типовым регламентомвзаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденнымПостановлением Правительства России от 19 января 2005 г. N 30, Типовымрегламентом внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденнымПостановлением Правительства России от 28 июля 2005 г. N 452, и нормативнымиправовыми актами Минюста России, которыми устанавливаются общие правилавнутренней организации ФСИН России.
Регламентыутверждаются директором ФСИН России по согласованию с Министром юстицииРоссийской Федерации.
Административныерегламенты исполнения государственных функций и должностные регламентыгосударственных служащих ФСИН России, содержащие последовательность действий поисполнению государственных функций и нормативные сроки их осуществления,составляют административный регламент ФСИН России.
Всоответствии со статьей 6 Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 05.04.2010) «Обучреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»виды учреждений, исполняющих наказания, определяются Уголовно-исполнительнымкодексом Российской Федерации. Учреждения, исполняющие наказания, являютсяюридическими лицами. Главой 3 «Уголовно-исполнительный кодекс РоссийскойФедерации» от 08.01.1997 N 1-ФЗ (принят ГД ФС РФ 18.12.1996) (ред. от05.04.2010) определены учреждения и органы, исполняющий наказания, а такжеучреждения и органы осуществляющие контроль за их деятельностью. Так статьей 16УИК РФ установлено следующее:
— наказание в виде штрафа исполняется судебными приставами-исполнителями по местужительства (работы) осужденного(часть первая в ред. Федерального закона от08.12.2003 N 161-ФЗ)
— наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматьсяопределенной деятельностью исполняется уголовно-исполнительной инспекцией поместу жительства (работы) осужденного, исправительным учреждением илидисциплинарной воинской частью. Требования приговора о лишении права заниматьопределенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняютсяадминистрацией организации, в которой работает осужденный, а также органами,правомочными в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятиесоответствующей деятельностью. (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N377-ФЗ)
— наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания,классного чина и государственных наград исполняется судом, вынесшим приговор.Требования приговора о лишении специального, воинского или почетного звания,классного чина и государственных наград исполняются должностным лицом,присвоившим звание, классный чин или наградившим государственной наградой, либосоответствующими органами Российской Федерации.
— наказание в виде обязательных работ исполняется уголовно-исполнительнойинспекцией по месту жительства осужденного.
— наказание в виде исправительных работ исполняется уголовно-исполнительнойинспекцией.
— наказание в виде ограничения свободы исполняется уголовно-исполнительнойинспекцией по месту жительства осужденного. (в ред. Федерального закона от 27.12.2009N 377-ФЗ)
— наказание в виде ареста исполняется арестным домом.
— наказание в виде лишения свободы исполняется колонией-поселением,воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительнойколонией общего, строгого или особого режима либо тюрьмой, а в отношении лиц,указанных в статье 77 настоящего Кодекса, следственным изолятором.
— наказание в виде пожизненного лишения свободы исполняется исправительнойколонией особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы.
— наказание в виде смертной казни исполняется учреждениямиуголовно-исполнительной системы.
— в отношении военнослужащих наказания исполняются: содержание в дисциплинарнойвоинской части — специально предназначенными для этого дисциплинарными воинскимичастями; арест — командованием гарнизонов на гауптвахтах для осужденныхвоеннослужащих или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт;ограничение по военной службе — командованием воинских частей, в которыхпроходят службу указанные военнослужащие (далее — командование воинскихчастей).
— условно осужденные находятся под контролем уголовно-исполнительных инспекций.За условно осужденными военнослужащими контроль осуществляется командованиемвоинских частей.
КУчреждениям уголовно системы относятся: уголовно-исполнительная инспекция,арестный дом, колония-поселений, воспитательная колония, лечебное исправительноеучреждение, исправительная колония общего, строгого или особого режима, тюрьмаи следственный изолятор.
Согласностатье 7 Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 05.04.2010)
«Обучреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»территориальные органы уголовно-исполнительной системы создаются федеральныморганом уголовно-исполнительной системы на территориях субъектов РоссийскойФедерации. (В ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 29.06.2004 N58-ФЗ)
Руководствоучреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности можетосуществляться территориальными органами уголовно-исполнительной системы,созданными без учета административно-территориального деления, по согласованиюс органами государственной власти субъектов Российской Федерации, натерриториях которых расположены указанные учреждения, и находящимися внепосредственном подчинении федерального органа уголовно-исполнительнойсистемы. (В ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 29.06.2004 N58-ФЗ)
Территориальныеорганы уголовно-исполнительной системы осуществляют руководствоподведомственными учреждениями, исполняющими наказания, а также специальнымиподразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию. Они являютсяюридическими лицами и в порядке, предусмотренном статьей 11 настоящего Закона,владеют, распоряжаются и пользуются закрепленным за ними имуществом.
Федеральнаяслужба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органомисполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции поконтролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношенииосужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых всовершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране иконвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных иосужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания. ФСИНРоссии подведомственна Минюсту России.
Положениео ФСИН России и предельная численность работников центрального аппаратаутверждаются Президентом Российской Федерации.
ПрезидентРоссии Д.А. Медведев в качестве первоочередной задачи перед органамиисполнительной власти и должностными лицами определил уважение и охрану прав исвобод человека. Особое внимание при этом придается фундаментальной роли правав деятельности государства и гражданского общества. В связи с этимадминистративные регламенты ФСИН России должны способствовать реализации задач,поставленных Президентом.
Такимобразом, должностные лица ФСИН должны профессионально подходить к выполнениювозложенных на них обязанностей по исполнению государственных функций ипринимать адекватные основанные на законе управленческие решения.
Изданиеадминистративных регламентов ФСИН России также направлено на недопущениебюрократизма и коррумпированности в территориальных органах управленияуголовно-исполнительной системы во исполнение требований Национального планапротиводействия коррупции от 31 июля 2008 г.
Задачи
Задача1.
Попротесту прокурора области президиум областного суда рассмотрел в порядкенадзора дело по обвинению Вельнина. В рассмотрении дела приняли участие трое изсеми членов президиума областного суда.
Нарушенли в данном случае принцип коллегиальности? Раскройте содержание и значениепринципа. В каком составе рассматриваются дела: а) в суде первой инстанции; б)кассационном порядке; в) в порядке надзора?
Задача2.
Передначалом заседания присяжных (во время совещания судей) председательствующийсудья разъяснил присяжным заседателям, что основная их задача разрешить вопросо виновности или не виновности подсудимого, вы то время кК вид и размернаказания определяется судьей единолично. Один из присяжных заявил, чтоприсяжные пользуются с судьей равными правами, следовательно, также должныучаствовать в определении наказания.
Оценитеситуацию. Какими правами и обязанностями присяжные наделены законом?
Задача1.
Попротесту прокурора области президиум областного суда рассмотрел в порядкенадзора дело по обвинению Вельнина. В рассмотрении дела приняли участие трое изсеми членов президиума областного суда.
Нарушенли в данном случае принцип коллегиальности? Раскройте содержание и значение принципа.В каком составе рассматриваются дела: а) в суде первой инстанции; б)кассационном порядке; в) в порядке надзора?
1.        Всоответствии с действующим процессуальным законодательством граждане имеютправо непосредственно обжаловать вступившие в законную силу судебные акты в суднадзорной инстанции, в частности по гражданским делам в судах общей юрисдикциив течение шести месяцев с момента вступления судебного решения в силу (ч. 2 ст.376, ч. 1 ст. 377 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ч.1 ст. 402 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации ).
Прирассмотрении дела в порядке надзора все вопросы решаются большинством голосов.Естественно, эти вопросы решаются судьями, рассматривавшими дело. При равномколичестве голосов, поданных за пересмотр дела в порядке надзора и против егопересмотра, надзорная жалоба или представление прокурора считаютсяотклоненными. Все судьи обладают равными голосами.
Говоряо порядке деятельности президиума суда, необходимо отметить, что, хотя в соответствиис ч. 4 ст. 30 УПК рассмотрение уголовных дел в порядке надзора осуществляется всоставе не менее трех судей федерального суда общей юрисдикции, это неозначает, что президиум, имеющий в своем составе значительно большее числочленов, может рассматривать уголовные дела в составе трех судей. Следуетучитывать, что согласно ч. 2 ст. 34 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР»заседание президиума правомочно при наличии большинства членов президиума.
Такимобразом, если президиум состоит, например как следует из условий задачи, из семьсудей, то он правомочен рассмотреть уголовное дело лишь при наличии не менее четырехчленов президиума.
2.        Такиепринципы деятельности органов судейского сообщества, как коллегиальность игласность, на законодательном уровне непосредственно определены впервые в нормеп. 1 статьи 5 Федерального закона от 14.03.2002 N 30-ФЗ (ред. от 05.04.2005, сизм. от 02.02.2006) «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»(принят ГД ФС РФ 15.02.2002), но с очевидностью подразумевались в нормативныхправовых актах, регламентирующих деятельность органов судейского сообщества.
Принципколлегиальности выражается в том, что вопросы, входящие в компетенцию органовсудейского сообщества, рассматриваются на их заседаниях, правомочных присоблюдении кворума, и решения по этим вопросам принимаются с учетом мнения всехили большинства членов соответствующего органа судейского сообщества путемголосования. Коллегиальность является принципом деятельности и постояннодействующих рабочих органов соответствующих органов судейского сообщества — рабочих органов Всероссийского съезда судей (Президиума съезда, Секретариатасъезда, Мандатной, Счетной и Редакционной (редакционных) комиссий), рабочихорганов Совета судей РФ (Президиума Совета, комитетов и комиссий), ПрезидиумаВККС РФ, соответствующих рабочих органов конференций судей субъектов РФ и ККССРФ.
3.        Всоответствии со статьей 14 Гражданский процессуальный кодекс РоссийскойФедерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002) «Состав суда»,дела в судах первой инстанции рассматриваются судьями единолично. В случаях,предусмотренных федеральным законом, дела в судах первой инстанциирассматриваются коллегиально в составе трех профессиональных судей. Рассмотрениедел в кассационном порядке осуществляется судом в составесудьи-председательствующего и двух судей, в порядке судебного надзора — всоставе судьи-председательствующего и не менее двух судей.
Всоответствии со статьей 30 Уголовно-процессуального кодекса РоссийскойФедерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) « Состав суда», рассмотрениеуголовных дел осуществляется судом коллегиально или судьей единолично. Судпервой инстанции рассматривает уголовные дела в следующем составе:
1)судья федерального суда общей юрисдикции — уголовные дела о всех преступлениях,за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2 — 4 части2 статьи 30 УПК РФ;
2)судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из двенадцати присяжныхзаседателей — по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях,указанных в части третьей статьи 31 настоящего Кодекса, за исключениемуголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 205, 206 частями второй- четвертой, 208 частью первой, 212 частью первой, 275, 276, 278, 279 и 281 Уголовногокодекса Российской Федерации;
3)коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции — уголовные дела опреступлениях, предусмотренных статьями 205, 206 частями второй — четвертой,208 частью первой, 212 частью первой, 275, 276, 278, 279 и 281 Уголовногокодекса Российской Федерации, а при наличии ходатайства обвиняемого,заявленного до назначения судебного заседания в соответствии со статьей 231настоящего Кодекса, — уголовные дела об иных тяжких и особо тяжкихпреступлениях;
4)мировой судья — уголовные дела, подсудные ему в соответствии с частью первойстатьи 31 УПК РФ.
Рассмотрениеуголовных дел в апелляционном порядке осуществляется судьей районного судаединолично.
Рассмотрениеуголовных дел в кассационном порядке осуществляется судом в составе трех судейфедерального суда общей юрисдикции, а в порядке надзора — в составе не менеетрех судей федерального суда общей юрисдикции. При рассмотрении уголовного деласудом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции один из нихпредседательствует в судебном заседании. Уголовные дела, подсудные мировомусудье, совершенные лицами, указанными в части пятой статьи 31 настоящегоКодекса, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов единолично впорядке, установленном главой 41 настоящего Кодекса. В этих случаях приговор ипостановление могут быть обжалованы в кассационном порядке.
ВРоссийской Федерации на современном этапе развития немаловажно, какой будетсудебная власть в условиях укрепления всей вертикали власти.
Современноеразвитие и организация судебной власти в России дают основание считать вполнеутвердившейся точку зрения о том, что данная ветвь государственной власти посвоей вертикали вполне соответствует предъявляемым требованиям международныхстандартов. Тем более что принципы коллегиальности и состязательности медленно,но уверенно утверждаются в процессуальном законодательстве, а принятие законово мировых судах и судах присяжных постепенно приобретает эффективную реализациюих на практике.
Задача2.
Передначалом заседания присяжных (во время совещания судей) председательствующийсудья разъяснил присяжным заседателям, что основная их задача разрешить вопросо виновности или не виновности подсудимого, в то время как вид и размернаказания определяется судьей единолично. Один из присяжных заявил, чтоприсяжные пользуются с судьей равными правами, следовательно, также должныучаствовать в определении наказания.
Оценитеситуацию. Какими правами и обязанностями присяжные наделены законом?
Существеннойособенностью суда присяжных является то обстоятельство, что присяжные решаютвопросы, не требующие специальных знаний, руководствуются не нормами права, ажизненным опытом и здравым смыслом и фактические обстоятельства делаустанавливаются присяжными посредством анализа и оценки доказательств. Именнопоэтому в соответствии со ст. 340 УПК РФ перед удалением присяжных всовещательную комнату председательствующий в напутственном слове разъясняет имосновные правила оценки доказательств.
Всоответствии со статьей 334 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерацииот 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (ред. от 05.05.2010, с изм.от 19.05.2010) «Полномочия судьи и присяжных заседателей» в ходе судебногоразбирательства уголовного дела присяжные заседатели разрешают только тевопросы, которые предусмотрены пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 299 УПК РФи сформулированы в вопросном листе, а именно: доказано ли, что имело местодеяние, в совершении которого обвиняется подсудимый; доказано ли, что деяниесовершил подсудимый; виновен ли подсудимый в совершении этого преступления;
Вслучае признания подсудимого виновным присяжные заседатели также указывают всоответствии со статьей 339 УПК РФ, заслуживает ли подсудимый снисхождения.
Вопросы,не указанные в части 1 статьи 334 УПК РФ, разрешаются без участия присяжныхзаседателей председательствующим единолично.

Списокиспользуемых источников и литературы
1.        Гражданскийпроцессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (принят ГД ФСРФ 23.10.2002).
2.        ДемидовВ. Производство по уголовным делам в суде надзорной инстанции. Российскаяюстиция, N 3, 2003.
3.        КовалевО.Г., Майдыков А.А. Регламентирование деятельности ФСИН России: современноесостояние и пути совершенствования // Уголовно-исполнительная система: право, экономика,управление. 2009. N 6. С. 2 — 4.
4.        ОсмановТ.С. Порядок рассмотрения уголовного дела судом надзорной инстанции.Комментарий к статье 407 УПК РФ. Российский судья, 2005, N 7.
5.        ЗаконРФ от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 05.04.2010). Об учреждениях и органах,исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы
6.        УказПрезидента РФ от 08.10.1997 N 1100 «О реформировании уголовно-исполнительнойсистемы Министерства внутренних дел Российской Федерации»
7.        Уголовно-исполнительныйкодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (принят ГД ФС РФ18.12.1996)(ред. от 05.04.2010).
8.        УказПрезидента РФ от 13.10.2004 N 1314 (ред. от 14.05.2010)
Вопросы Федеральнойслужбы исполнения наказаний.
9.        Уголовно-процессуальныйкодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ22.11.2001) (ред. от 05.05.2010, с изм. от 19.05.2010).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Розлади рухо-вольових процесів Поведінка медичних працівників з хворими що мають зміни в рухо-
Реферат Анализ материальных затрат на предприятии
Реферат Органiзацiя та планування виробництва потококонвеєрноi лiнii десяткового суматора з корекцiєю результата ([Курсовая])
Реферат Интерфейсные БИС, параллельный и последовательный в (в, сопроцессор в) (в, наиболее известные БИС, Модемы, протоколы обменами данных. WinWord)
Реферат Анализ деятельности профильных государственных органов в сфере здравоохранения и социальной защиты ПМР за 2010 год
Реферат Очарованный странник самый значительный герой Н С Лескова
Реферат 1. Методологические подходы к организации маркетинговых исследований на предприятии 8
Реферат Приватизация: западный опыт
Реферат Общественно-политическая характеристика государства Нидерланды
Реферат Образ Наташи Ростовой в романе Толстого Война и мир
Реферат Анализ поведения функций при заданных значениях аргумента
Реферат Принципы работы с электронной почтой Создание почтовых ящиков на общедоступных сайтах и на серверах
Реферат 1. Специфика перевода в зависимости от типа текста. Виды информации. Переводческие стратегии
Реферат Советский Союз и Россия в 1985-96 годах
Реферат Mary Shelley Essay Research Paper Mary Wollstonecraft