Реферат по предмету "Культура и искусство"


Праздники, обряды и традиции Чувашии

Праздники, обряды и традиции Чувашии
Праздники.

Обряды и праздники чувашей в прошлом были тесно
связаны с их языческими религиозными воззрениями и строго соответствовали
хозяйственно-земледельческому календарю.

Цикл обрядности начинался с зимнего праздника
испрашивания хорошего приплода скота — сурхури (овечий дух), приуроченного ко
времени зимнего солнцеворота. Во время празднества дети и молодежь группами
обходили подворно деревню, заходя в дом, желали хозяевам хорошего приплода
скота, пели песни с заклинаниями. Хозяева же одаривали их кушаньями.

Потом наступал праздник почитания солнца саварни
(масленица), когда пекли блины, устраивали катания на лошадях вокруг селения по
солнцу. В завершение масленичной недели сжигали чучело «старухи саварни"
(саварни карчакё). На весну же приходился многодневный праздник
жертвоприношений солнцу, богу и умершим предкам манкун (совпавший затем с
православной пасхой), который начинался с калам кун и завершался серен или
вирём — обрядом изгнания зимы, злых духов и болезней. Молодежь ходила группами
по деревне с рябиновыми прутьями и, хлеща ими людей, постройки, инвентарь,
одежду, выгоняла злых духов и души умерших, выкрикивая «серен!». Односельчане в
каждом доме угощали участников обряда пивом, сыром и яйцами. В конце XIX в. эти
обряды в большинстве чувашских деревень исчезли.

По завершении весеннего сева устраивали семейный обряд
ака патти (моление кашей). Когда на полосе оставалось пройти последнюю борозду
и прикрыть последние засеянные семена, глава семьи молился Султи Тура о
ниспослании хорошего урожая. Несколько ложек каши, вареные яйца зарывали в
борозду и запахивали ее.

По окончании весенних полевых работ проводился
праздник акатуй (дословно — свадьба плуга), связанный с представлением древних
чувашей о бракосочетании плуга (мужского начала) с землей (женским началом). В
прошлом акатуй имел исключительно религиозно-магический характер, сопровождался
коллективным молением. Со временем, с крещением чувашей, он превратился в
общинный праздник с конными скачками, борьбой, молодежными увеселениями.

Цикл продолжал симёк (праздник цветения природы,
общественные поминки). За севом хлебов наступала пора уява (у низовых) чувашей
и синее (у верховых), когда налагался запрет на все сельскохозяйственные работы
(земля была «беременна»). Он продолжался несколько недель. Это было время
жертвоприношений учук с просьбами о богатом урожае, сохранности скота, здоровье
и благополучии общинников. По решению схода на традиционном обрядовом месте
закалывали лошадь, а также телят, овец, брали с каждого двора по гусю или утке
и в нескольких котлах варили кашу с мясом. После обряда моления устраивалась
совместная трапеза. Пора уява (синее) завершалась обрядом «сумар чук» (моление
о дожде) с купаниями в воде, обливаниями друг друга водой.

Завершение уборки хлебов отмечалось молением
духу-хранителю овина (аван патти). Перед началом потребления хлеба нового
урожая устраивали всем родом моление-благодарение с пивом аван сари (дословно —
овинное пиво), для которого все блюда приготовлялись из нового урожая. Моления
завершались пиршеством автан яшки (щи из петуха).

Традиционные чувашские молодежные праздники и
увеселения устраивались во все времена года. В весенне-летний период молодежь
всего селения, а то и нескольких селений, собиралась на открытом воздухе на
хороводы уяв (вайа, така, пуху). Зимой устраивались посиделки (ларни) в избах,
где временно отсутствовали старшие хозяева. На посиделках девушки пряли, а с
приходом юношей начинались игры, участники посиделок пели песни, плясали и т.
д. В середине зимы проводился праздник хёр сари (дословно — девичье пиво).
Девушки в складчину варили пиво, пекли пироги и в одном из домов совместно с
юношами устраивали молодежную пирушку.

После христианизации крещеные чуваши особо отмечали те
праздники, которые совпадают по времени с календарными языческими (рождество с
сурхури, масленицу и саварни, троицу с симёк и т. д.), сопровождая их как
христианскими, так и языческими обрядами. Под влиянием церкви в быту чувашей
получили распространение престольные праздники. К концу ХIX — началу XX в.
христианские праздники и обряды в быту крещеных чувашей стали преобладающими.
Свадебный обряд.

У чувашей были распространены три формы заключения
брака: 1) с полным свадебным обрядом и сватовством (туйла, туйпа кайни), 2)
свадьба «уходом» (хёр тухса кайни) и 3) похищение невесты, часто с ее согласия
(хёр варлани).

Жениха в дом невесты сопровождал большой свадебный
поезд. Тем временем невеста прощалась с родней. Ее одевали в девичью одежду,
накрывали покрывалом. Невеста начинала плач с причитаниями (хёр йёрри). Поезд
жениха встречали у ворот с хлебом-солью и пивом.

После продолжительного и весьма образного поэтического
монолога старшего из дружек (ман кёру) гостей приглашали пройти во двор за
накрытые столы. Начиналось угощение, звучали приветствия, пляски и песни
гостей. На другой день поезд жениха отъезжал. Невесту усаживали верхом на
лошадь, или она ехала стоя в кибитке. Жених три раза ударял ее нагайкой, чтобы «отогнать»
от невесты духов рода жены (тюркская кочевническая традиция). Веселье в доме
жениха продолжалось с участием родственников невесты. Первую брачную ночь
молодые проводили в клети или в другом нежилом помещении. По обычаю, молодая
разувала мужа. Утром молодую одевали в женский наряд с женским головным убором
«хуш-пу». Первым делом она ходила на поклон и приносила жертву роднику, потом
начинала работать по дому, готовить пищу.

Первого ребенка молодая жена рожала у своих родителей.
Пуповину резали: у мальчиков — на топорище, у девочек — на ручке серпа, чтобы
дети были трудолюбивыми.

В чувашской семье главенствовал мужчина, но и женщина
имела авторитет. Разводы случались крайне редко. Бытовал обычай минората —
младший сын всегда оставался с родителями, наследовал отцу.
Традиции.

Традиционный характер имеет у чувашей обычай
устройства помочей (ни-ме) при строительстве домов, хозяйственных построек,
уборке урожая.

В формировании и регулировании морально-этических норм
чувашей всегда большую роль играло общественное мнение селения (ял мен капать —
«что скажут односельчане"). Резко осуждалось нескромное поведение,
сквернословие, а тем более редко встречавшееся среди чувашей до начала XX в.
пьянство. За воровство устраивали самосуд.

Из поколения в поколение чуваши учили друг друга:
«Чаваш ятне ан сёрт» (не срами имени чуваша).
Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.chuvsu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Билеты по обществоведению
Реферат Некоторые социально-экологические проблемы развития важнейших промышленных комплексов
Реферат Інформація про IV міжнародну науково-практичну конференцію “Міжнародна банківська конкуренція: теорія І практика”
Реферат Особливості охорони праці для тракториста
Реферат Influences On Normal Physical Essay Research Paper
Реферат Hal Is Not Guilty Essay Research Paper
Реферат Динамика стилей профессиональной деятельности государственных служащих в процессе карьерного роста
Реферат Формирование инновационного типа регионального воспроизводства (на примере Ростовской области)
Реферат Определение зависимости цены товара
Реферат Конституционное право как отрасль национального права, наука и учебная дисциплина
Реферат Диплом по аттестации
Реферат Совершенствование системы мотивации как инструмент повышения эффективности деятельности организаций
Реферат Первый Континентальный конгресс
Реферат The Myth Of The Incari Essay Research
Реферат My True Hero Essay Research Paper As