Реферат по предмету "Социология"


Диплом по аттестации

--PAGE_BREAK--
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Деятельность специалиста по социальной работе

 

Профессии «социальный работник», «социальный педагог» и «специалист по социальной работе» официально зарегистрированы в российских государственных документах в марте – апреле 1991 году и созданы для решения социальных проблем человека и общества, в их числе:

-         Социальные и психологические конфликты, кризисные, стрессовые ситуации;

-         Эмоциональные и психологические проблемы;

-         Нужда и бедность;

-         Алкоголизм и наркомания;

-         Насилие и дискриминация;

-         Национальные проблемы и миграция;

-         Преступление и правонарушение;

-         Безработица и профессиональная адаптация;

-         Жилищная проблема;

-         Опекунство, попечительство, усыновление;

-         Родительская жестокость и другие.

В настоящее время профессия социального работника и ее мастерство остро востребованы. Нужен, по сути, специалист широкого профиля, владеющий основами юридических, медицинских, психологических знаний. Таким специалистом является социальный работник, в основные трудовые операции которого входит:

-    Сбор и анализ информации о личности;

-    Диагностика микросреды;

-    Прогноз дальнейшего развития и социализации личности;

-    Профилактика и социальная терапия негативных явлений окружающей среды;

-    Организационно-коммуникативная педагогизация среды;

-    Охранно-правовая защита;

-    Образовательно-воспитательные задачи;

-    Составление и ведение документации;

-    Работа с педагогическим коллективом.

Теперь это стало реально, но возникла новая проблема – угроза дискредитации профессии.

Руководители учреждений, определяя должностной круг обязанностей социального работника, исходят из потребностей своего учреждения. Но, как это часто бывает, пытаются охватить все предметное поле профессии. Поэтому широко распространилась практика «латания дыр». Задача же специалиста социальной работы не в этом, она звучит так:

«Своевременно выявить возникающие проблемы в сфере ближайшего окружения; понять и устранить причины, порождающие их; обеспечить профилактику различных негативных явлений, могущих выявиться в микросреде». При этом социальный работник не должен ждать, когда к нему обратятся за помощью. В этически допустимой форме он сам «выходит на контакт» с человеком и его семьей.

Проблемное поле социальной работы огромно и вбирает  в себя все многообразие жизненных ситуаций и коллизий людей разных возрастов и социального положения. Проблемное поле социального работника конкретного учреждения формируется на основе реального социального заказа, специфики контингента учреждения, его ведомственной подчиненности, типа и вида, а также профессионального багажа специалиста.

Для каждого учреждения нужен особый подход, так, например, в сельской средней школе на 100 учащихся приходится 8 детей, имеющих поведение называемое дезадаптивным, в социально-реабилитационном центре эта цифра значительно выше, она составляет 24 из 100  по результатам анкетирования, здесь и проявляется специфика работы социального работника в различных учреждениях.

В своей практике специалист социальной работы выполняет различные социальные роли. Прежде всего, он – посредник в контексте: «человек – семья – общество», связующее звено между гражданином и государственно-социальными слоями, призванными заботиться о гражданине.

Одновременно работник социальной сферы – защитник интересов человека, защитник его прав и прав каждой семьи.

Также, социальный работник должен быть участником совместной деятельности, ведущим организатором этой деятельности. Он своеобразный духовный наставник, который как бы ведет человека и его семью, на протяжении продолжительного времени осуществляет психологическое сопровождение, заботится о формировании общественных ценностей в социуме.

Одновременно он и социальный терапевт, предотвращающий и разрешающий конфликтные ситуации своих подопечных.

 

2.1. Профессиональный портрет социального работника в трудовой деятельности

 

Прежде чем рассматривать специфику социальной работы как формы практической деятельности и профессиональный портрет социального работника, следует определить, что понимается под деятельностью.

В научной литературе термин «деятельность» имеет весьма широкое распространение: «деятельность рек», «высшая нервная деятельность». Гегель, как известно, употреблял термин «деятельность» по отношению к движению. В философии термин «деятельность» обозначает понятие инструмента изучения общественной жизни в целом, отдельных ее форм, исторического процесса. Но и в этом случае происходит не однозначное его толкование: деятельность — это информационно направленная активность живых систем, обеспечивающая их самоподдержание (Э. Маркарян), деятельность есть проявление социальной активности (Г. Арефьева) и др.

Рассматривая содержание и структуру социальной работы как вида деятельности с одной стороны, надо исходить из общепринятой философской и психологической трактовки деятельности, с другой, учитывать специфические особенности и факторы, характеризующие ее. В трудах Л. П. Буевой деятельность определяется как способ существования и развития общества и человека, всестороннего процесса преобразования им окружающей природной и социальной реальности, включая его самого, в соответствии с его потребностями, целями и задачами. Среди основных признаков деятельности она выделяет следующие: целенаправленность, преобразующий и созидательный характер, предметность, детерминированность общественным условиям, обмен деятельностью, общение действующих индивидов. [2;42]

В исследовании Кагана М.С. дан морфологический анализ деятельности (преобразовательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная деятельность).

Автор выделяет три основных элемента деятельности: субъект, который направляет свою активность на объекты или другие субъекты; объект, на который направлена эта активность; сама активность, которая выражается в установлении субъектом коммуникативного  взаимодействия с другими.

По Ананьеву Б.Г., деятельность имеет многоуровневый характер: во-первых, целостной деятельности, как исторически сложившейся системы программ, операций и средств производства материальных и духовных ценностей общества; во-вторых, отдельного акта — действия, включающего в себя цель, мотивы ее выдвижения и способы достижения; в-третьих, макродвижений, из которых посредством опредмечивания и построения программ строятся действия; в-четвертых, макродвижений, из которых строятся макродвижения. [2;44]

В этом случае первые два уровня соответствуют рассмотрению деятельности человека как субъекта, социального существа, как личности, а последние уровниопределяют деятельность человека как природного индивида.

Разнообразие подходов к рассмотрению понятия деятельности и толкования самого термина способствует появлению множества оснований для классификаций различных форм и типов деятельности. В частности, в основу классификации часто кладется объект деятельности. Исходя из этого основания, можно говорить о правовой деятельности, медицинской, производственной и т.д.

Если это основание мы включим в систему социального пространства, где существуют различные формы деятельности, целью которых является оказание помощи индивидам или социальным группам по решению их самых разных  проблем, то в этом случае выделится социальная деятельность, целью которой является оптимизация осуществления субъектной роли людей во всех сферах жизни общества и процесс совместного удовлетворения потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования личности. Этой деятельностью и является социальная работа. [26; 228]

Социальный работник осуществляет ряд конкретных видов деятельности. К ним мы относим: психологическую, педагогическую, организаторскую, управленческую и др. Но при этом надо иметь в виду, что тот или иной вид деятельности преобладает в зависимости от основных функций того или иного социального специалиста.

К основным целям социальной работы как профессиональной деятельности можно отнести следующие:

1) увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

2) создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;

3) адаптация или реадаптация людей в обществе;

4)создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;

5) и как конечная цель — достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента отпадает.

Социальная работа как практическая деятельность, в главном, как раз и направлена на поддержание, развитие и реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности, которые в единстве характеризуют жизненные силы человека.

Реализатором целей социальной работы является социальный работник, прошедший специальную подготовку для осуществления различных функций, начиная от «линейной» работы с клиентом и кончаяуправленческой деятельностью в государственных ведомствах.

 Социальная работа — это сложный процесс, требующий прочных знаний в области теории управления, экономики, психологии, социологии, педагогики, медицины, правоведения и т.д. Ее эффективность во многом зависит от самого социального работника, его умений, опыта, личностных особенностей и качеств.

Профессиональные качества социального работника рассматриваются как проявление психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, умений и навыков, а также для достижения существенно приемлемой эффективности в профессиональном труде.

Для описания социального работника можно избрать язык способностей как проекцию определенных черт личности, отвечающих требованиям социальной деятельности и определяющих ее успешность, может быть, следующих: умение слушать других; понимать их; самостоятельность и творческий склад мышления; быстрая и точная ориентировка, организаторские способности, моральные качества и др.

Сформулирован оптимальный набор личностных качеств, необходимых социальному работнику, таких как ответственность, принципиальность, наблюдательность, коммуникабельность, корректность (тактичность), интуиция, личностная адекватность по самооценке и оценке других, способность к самообразованию, оптимистичность, мобильность, гибкость, гуманистическая направленность личности, сочувствие к проблемам других людей, терпимость.

Таким же образом выявлены психологические «противопоказания» к социальной работе. К ним относятся: отсутствие интереса к другим людям (эгоизм), вспыльчивость, резкость суждений, категоричность, несобранность, неумение вести диалог с оппонентом, конфликтность, агрессивность, неумение воспринимать чужую точку зрения на предмет. [9; 16]

Не каждый человек пригоден для социальной работы; основным оп­ределяющим фактором здесь является система ценностей кандидата, которая в конечном счете определяет его профессиональную пригодность и эффективность практической деятельности. Представление об абсолютной ценности каждого человеческого существа переходит здесь из разряда философского понятия в категорию базисного психологического убеждения как основы всей ценностной ориентации индивида.

Социальная работа была и остается одной из самых трудных профессий. Она не всегда адекватно воспринимается общественным мнением. Но социальная работа является одним из самых одухотворенных и благородных видов деятельности человека.

Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует не только с клиентами, но и со своими коллегами, подчиненными и начальством.

Раскрывая личностные качества социального работника, Холостова Е.Н. разделяет их на три группы:

1) психологические характеристики, являющиеся составной  частью способности к данному виду деятельности;

2) вторая — психолого-педагогические качества, ориентированные на совершенствование социального работника, как личности;

3) третья — психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния. [31; 101]

В работе с людьми, как правило, психологические требования бази­руются на собранности и внимательности, понимании другого, проявлении таких волевых качеств, как терпение, самообладание и т.д. Без этих, ведущих для данной профессии, характеристик психики невозможна эффективная работа.

Как показывает зарубежный опыт, от социального работника ожидается очень много. В соответствии со «Стандартами классификации практической социальной работы в США» ему необходимо иметь представление о:

— теории и методике работы с отдельным клиентом и их группой;

— ресурсах и услугах, предоставляемых обществом (общиной);

— программах и целях социальных служб, как в штате, так и на федеральном уровне;

— организации местной инфраструктуры и развитии служб здравоохранения и социального обеспечения;

— основах социально-экономической и политической теории;

— расовых, этнических и других культурных группах в обществе (их морально-нравственных ценностях, жизненных укладах и вытекающих отсюда проблемах);

— результатах профессиональных и научных исследований, которые можно использовать в практической работе;

— концепциях и методах социального планирования;

— теории и практике проведения наблюдений, в частности, за прак­тической социальной работой;

— теории и практике управления персоналом;

— социальных, психологических, статистических исследовательских ме­тодах и методиках;       

— теории и концепции управления службами социальной защиты на­селения;

— факторах окружающей среды и общества, влияющих на клиента;

— теориях и методах психосоциальной оценки различных видов и форм вмешательства со стороны социальных служб, а также дифференциальном диагнозе состояния клиента;

-теории и практике организационных и социальных систем и методов поощрения улучшения их работы;

— теории и методах адвокатской практики;

— этических стандартах и практике профессиональной социальной. работы;

— теории и методах преподавания и обучения;

— тенденциях в проводимой политике социальной защиты населения;

— законах и постановлениях на местном, федеральном уровнях, а также на уровне штатов, влияющих на различные виды социальных услуг. [9; 18]

 «В Финляндии социальный работник обязан проводить в жизньследующие принципиальные установки.

1. Быть корректным.

2. Помогать клиенту избавиться от комплекса неполноценности.

3. Обеспечивать свободу выбора.

4. Конфиденциальность.

5. Превентивный характер.

6. Поощрение самостоятельности.

Социальные работники заняты разными видами деятельности при исполнении своих профессиональных функций. Их работа характеризуется

тремя подходами при решении проблемы:                           

• воспитательный подход — выступает в роли учителя, консультанта,

эксперта. Социальный работник дает советы, обучает умению, моделированию и демонстрации правильного поведения, устанавливает обратную связь,     применяет ролевые игры, как метод обучения;                           

• фасилитативный подход — осуществляет роль помощника, сторонника или посредника в преодолении апатии или дезорганизации личности, когда ей это сделать самой трудно. Деятельность социального работника при таком подходе нацелена на интерпретацию поведения, обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций, подбадривания и нацеливания на мобилизацию внутренних ресурсов;

— адвокативный подход применяется тогда, когда социальный работник выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника тех людей, которые выступают в роли адвоката от своего собственного имени, такого рода деятельность включает в себя помощь отдельным людям в выдвижении усиленной аргументации, подборе документально обоснованных обвинений.

Исследования российских ученых, а также практика позволили выделить несколько групп умений для специалиста по социальной работе. Среди них выделим несколько групп.

Когнитивные умения.Квалифицированный социальный работник должен уметь: 

• анализировать и оценивать опыт, как свой, так и других;

• анализировать и выявить проблемы и концепции;

• применять на практике свои знания и понимание проблем;

• применять на практике исследовательские находки.

Коммуникативные умения.Квалифицированный социальный работникдолжен быть в состоянии:

• создавать и поддерживать рабочую обстановку и атмосферу;

• выявлять и преодолевать негативные чувства, которые влияют на людей и на него самого;

• выявлять и учитывать в работе различия личностного, националь­ного, социального и культурно-исторического характера;

• распознавать и преодолевать в отношениях с людьми агрессиюи враждебность, минимизировать ярость с учетом риска для себя и длядругих;

• содействовать предоставлению физической заботы нуждающимся и престарелым;

• наблюдать, понимать и интерпретировать поведение и отношения между людьми;

• общаться вербально, невербально и письменно;

• организовывать и брать интервью при различных обстоятельствах;

• вести переговоры, выступать по радио, действовать в коллективе с другими социальными работниками;

• ставить себя в роль адвоката своего клиента.

Конструктивные умения.Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:

• вырабатывать решения с индивидами или, при необходимости, от их имени, с семьями, группами или от их имени;

• выделять решения, требующие предварительного согласования с другими специалистами; 

• действовать в алгоритме выработки решения;

• вырабатывать решения, предусматривающие сотрудничество с дру­гими учреждениями, ведомствами, профессионалами.

Организаторские умения.Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:

• нести четкие и лаконичные записи;

• проводить политику службы относительно конфиденциальности и надлежащего подхода к делу;

• готовить доклады и докладывать;

• организовывать, планировать и контролировать работу;

• добывать информацию с помощью доступной технологии;

исследовать и распознавать потребности в услугах;

• расширять сферы своих услуг;

• использовать физическое окружение, окрестности дома, микрорайона, учреждения для улучшения качества жизни живущих или работающих в нем;

• оценивать и творчески использовать ресурсы учреждения и социальных коммуникаций.                         

 Социальный работник должен владеть немалым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в  области наук о человеке: психологии, акмеологии, социологии, педагогики, права, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы. Знания и умения социального работника в сочетании с соответствующими личностными качествами подлежат оценке при помощи соответствующих методов, что способствует более эффективному  выполнению профессиональной деятельности. [28; 43]

 
    продолжение
--PAGE_BREAK--
2.2. Технологии социальной работы

 

Выполняя различные социальные роли, специалист социальной работы реализует следующие функции:

·        Образовательно-воспитательную – специалист обеспечивает целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, содействует образовательной и воспитательной работе всех социальных институтов в зоне своего профессионального влияния: семьи, образовательных учреждений, трудовых коллективов, средств массовой информации, религиозных организаций и общественных объединений;

·        Диагностическую – специалист ставит «социальный диагноз», изучает психологические и возрастные особенности, способности человека, вникает в мир его интересов, круг общения, условия его жизни,  выявляет позитивные или негативные влияния, проблемы;

·        Организаторскую – специалист организует ту или иную общественно ценную деятельность детей и взрослых, помогает в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адоптации, координирует деятельность подростковых и молодежных объединений, влияет на взаимодействие клиента с медицинскими, Образовательными, культурными, спортивными, правовыми учреждениями, общества и благотворительными организациями, обеспечивает реализацию планов, проектов и программ;

·        Прогностическую – специалист участвует в разработке планов, программ и прогнозов социального развития микрорайона и конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, разрабатывает социально-педагогическую программу развития личности конкретного ребенка, схемы и алгоритмы решения конкретных социально-педагогических задач;

·        Профилактическую и социально-терапевтическую – специалист участвует и приводит в действие социально-правовые, юридические и психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний, организует социально-терапевтическую помощь нуждающимся, обеспечивает защиту прав человека в обществе, оказывает помощь подросткам и молодежи в период социального и профессионального самоопределения;

·        Организационно-коммуникативную – специалист способствует включению добровольных помощников, населения в социальную работу, в совместный труд и отдых, деловые и личные контакты, сосредоточивает информацию и налаживает взаимодействие между различными социальными институтами в их работе с клиентом;

·        Охранно-защитную – специалист использует весь арсенал правовых норм для защиты интересов клиентов, содействует применению мер социального принуждения и юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на клиента;

·        Посредническую – специалист осуществляет связи между семьей, образовательными учреждениями, ближайшим окружением, официальными инстанциями в интересах ребенка.

Будучи сотрудниками соответствующих служб, социальные работники должны чувствовать себя в первую очередь лидерами социально уязвимых групп населения.

Для того чтобы профессионально реализовать призвание, необходимо знать, как люди развиваются, взаимодействуют, изменяются, учитывать специфику реагирования на трудности, проблемы, общественные условия жизни отдельных людей, а также уметь тонко сочетать методы убеждения и принуждения со стимулированием собственной активности людей, с раскрытием возможностей их внутреннего потенциала и компенсаторных возможностей.

Требуется не только отказ от авторитарных методов работы, но и подлинная вера в то, что каждый человек имеет право и способен сам достаточно успешно строить свою жизнь во всем многообразии ее проявлений.

Сформировалась концепция социальной службы, включающая наиболее общие положения, на основе которых создаются многочисленные варианты и модели, различающиеся по способам и средствам реализации в конкретных национально-региональных и местных условиях. Основным, базовым положением общей модели социальной службы является построение ее структур и применение технологий на основе территориального принципа, максимального приближения к семье, сфере взаимоотношений и общения людей разного возраста, профессии, поколений, взрослых и детей.

 Таким образом, сфера деятельности социального работника многогранна, многофункциональна и востребована обществом.

Поиски путей решения проблем, возникающих в пределах и за пределами учебно-воспитательного процесса, привели к необходимости введения новых должностей для решения задач воспитания, развития и социализации личности. В школе появились такие профессии, как педагог-психолог, педагог дополнительного образования, освобожденный классный воспитатель, социальный педагог. У каждого из них своя квалификационная характеристика, своя роль, свое место в образовательном процессе.

Можно выделить следующие направления социально-педагогической работы  в образовательном учреждении:

·        Помощь семье в решении проблем, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком;

·        Помощь ребенку в устранении причин, негативного влияния на его успеваемость и посещение учреждения;

·        Привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций;

·        Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;

·        Индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов, администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье и тому подобное;

·        Выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений, организаций;

·        Помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми, в выявлении проблем в учебно-воспитательной работе и определение мер по их преодолению;

·        Проектирование, разработка планов и программ по различным направлениям деятельности образовательного учреждения;

·        Пропаганда и разъяснения прав детей, родителей, педагогов;

·        Решение практических вопросов обеспечения учебно-воспитательной работы за пределами расписания учебных занятий.

Вся деятельность социального работника должна способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности подопечного, обеспечению  охраны  жизни и здоровья гражданина, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.

Профессиональная успешность социального работника определяется результативностью его деятельности и ее общественным признанием. Для успешного взаимодействия социальный работник должен обладать следующими качествами:

-    Веселый характер;

-    Умение помочь;

-    Дружелюбие;

-    Вежливость;

-    Справедливость;

и именно в этой последовательности.

Но не только от этого зависит успешность деятельности специалиста социальной работы, она зависит  и от условий труда, здесь важны:

1.     Наличие должностных обязанностей, составленных с учетом специфики учреждения;

2.     Четкое и ясное информирование о должностных обязанностях  специалиста социальной работы – (должна быть у всех членов педагогического коллектива, а не только у администрации и самого специалиста социальной работы);

3.      График работы с учетом времени на связи во внешнем реабилитационном пространстве;

4.     Собственный кабинет;

5.     Средства на методическую литературу;

6.     Возможность профессионального роста;

7.     Адекватная оплата труда;

8.     Адекватный социальный статус.

Содержание деятельности социального работника необъятно, однако автором работы сделана попытка обозначить основные направления его деятельности.

Из всего вышесказанного следует, что:

1.деятельность социального работника многообразна и многоканальна;

2.Направления деятельности социального работника могут быть разнообразны, от широкой направленности: «ребенок – семья – общество», до узкоспециальных: организатор работы с трудными детьми; специалист по организации культурного досуга детей и взрослых в микрорайоне; специалист, работающий в области охраны прав ребенка; и т.д. [30; 18]

3. Социальный работник должен выполнять следующие функции:

— организационно-коммуникативную;

— диагностическую;

— организаторскую;

— прогностическую;

— профилактическую и социально-терапевтическую; организационно- коммуникативную;

— охранно-защитную;

— посредническую.

 

2.3. Специалист социальной работы в системе правовых отношений

 

В настоящее время Россия является государством, пытающимся создать нормативно-правовую базу, практически во всех отраслях, в том числе и социальных.

Специалист социальной работы, как и все граждане России, должен обладать знаниями нормативно-правовой базы, так как незнание закона не освобождает от ответственности, но для успешной работы он должен сделать акцент на следующие правовые акты;

1)     международные документы (конвенции, акты и соглашения);

2)     российские документы федерального значения;

3)     значимые для специалиста и сферы его профессиональной деятельности документы субъекта РФ;

4)     документы муниципальных образований;

5)     внутриучрежденческие документы.

Среди Российских документов федерального значения: Конституция.

Для работы специалиста социальной работы с детьми делинквентного поведения, а тем более с детьми криминального поведения, необходимо знать основные нормы Уголовного кодекса Российской Федерации, для того чтобы предупредить, а в некоторых случаях защитить несовершеннолетних от случайных проступков и правонарушений. Основным разделом, содержащим нормы, связанные с несовершеннолетними, является раздел V«Уголовная ответственность несовершеннолетних».

Особо важным в Трудовом Кодексе Российской Федерации для социального работника является глава XII«Труд молодежи», но не только, в других статьях кодекса тоже есть ограничения использования детского труда, а также основные гарантии несовершеннолетним работникам.

Немаловажное значение имеет знание Закона Российской Федерации «Об образовании» 1993года. Социальному работнику социальных служб, необходимо знание основ социального обслуживания населения, то есть Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» 1995года. Вышеуказанный закон гласит: «Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации», только все это нужно преломить на детей и молодежь, так как работник социальной сферы имеет дело непосредственно с этими слоями населения.

 В соответствии с этим для него становится важен закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» 1998 года. В нем говорится о государственном признании детства важным этапом жизни человека, и провозглашаются принципы приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Этот Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий, прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации, что и является предметом деятельности специалиста социальной работы.

Чтобы продуктивнее работать в этом направлении, необходимо знание закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 1996 года. В нем определены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

В некоторых случаях открываются детские дома семейного типа, в обстановке дома, для успешной социализации ребенка, в связи с этим социальный педагог должен знать Постановление Правительства России «О детском доме семейного типа» от 19 марта 2001года, где прописаны условия и механизм передачи ребенка в семью на воспитание несовершеннолетнего.

Основными задачами и принципами деятельности в системе профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

1. Задачи — предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

— обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

— социально — педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

— выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

2. Принципы — законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

В деятельности специалиста социальной работы необходимо знание и умение практически всего, что связано с детьми, но также важна и семья, так как ребенок живет непосредственно в ней, следовательно, значит для специалиста социальной работы это тоже важный элемент его деятельности. На сегодня в Российской Федерации действуют законы, которые направлены на поддержку семьи и семейного бюджета. Один из них – это закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» 1995года. Этот закон устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Правда, настоящий закон не распространяется на всех, и это правильно, на сегодняшний день действует принцип адресности.

Закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» 1995 года провозглашает целью благотворительной деятельности:

— содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;

— содействие защите материнства, детства и отцовства;

— содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;

— содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

— содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта, некоторые из них напрямую связаны с деятельностью специалиста социальной работы.

Важными документами также становятся приказы, распоряжения и решения глав муниципальных образований, и подведомственных им «отделов образования» и «Управлений по социальным вопросам» в зависимости от того, где, в какой отрасли работает специалист социальной работы.

Итак, социальному работнику, необходимы знания нормативных документов для оказания конкретной помощи в каждом конкретном случае.

Проблема определения нормативно-правового поля деятельности специалиста социальной работы сопрягается с проблемой определения приоритетности института, чьи интересы защищаются социальным работником. С точки зрения системы профессиональных ценностей, специалист социальной работы должен представлять интересы прежде всего клиента, затем – общества в целом, и только потом – государства и своего учреждения. Такую систему приоритетов не всегда легко соблюдать, ее приходится отстаивать, иногда даже вступая в конфликты с руководством или с коллегами. Однако если присутствует осознание законности, гуманности и моральной правоты своей профессиональной деятельности, всегда находятся убедительные аргументы в защиту своего клиента, своего дела и своей профессии. [25; 339]

Документы учреждения представляют определенную систему, которая отражает отдельные стороны его работы или всю работу в целом. Что зафиксировано, прежде всего, в Уставе учреждения, в приказах, где последовательно документируется распорядительная деятельность руководителя, в протоколах – работа педагогического совета, в журналах – успеваемость учащихся и т. д.

Системы документирования получили название делопроизводства, что включает создание документов, работу с ними, хранение.

Делопроизводство специалиста социальной работы складывается из:

1)нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность учреждения и специалиста;

2)годовых, помесячных, еженедельных планов работы учреждения и специалиста;

3) актов обследования;

4) личных текущих записей;

5) переписки с учреждениями и организациями, участвующими в решении проблем;

6) отчетов;

7) аналитических справок и отчетов по результатам социально-педагогической диагностики и других исследований;

8) медико-психолого-педагогических характеристик отдельных учащихся, с которыми ведется специально спланированная индивидуальная работа;

9) протоколов различных заседаний, совещаний, встреч, педсоветов и тому подобное по вопросам, относящимся к компетенции специалиста социальной работы (в копиях).

Понятно, что все это, кроме планов и отчетов – рабочая документация специалиста и не подлежит официальному контролю, если эти документы не будут введены в обязательный перечень документов учреждения.

Как уже выше писалось, социальный работник должен представлять интересы своего клиента и  для этого ведет работу со специалистами различных социальных служб, ведомств и  с должностными лицами различного рода управлений.

2.4. Значение социальной работы для общества

 

С апреля 1991 года в России появилась новая профессия – социальный работник, деятельность которого обращена на всю систему жизнеобеспечения человека, жизненную ситуацию людей, ее целостности, а не только в острых бедственных ситуациях как проявление заботы, милосердия, сопереживания.

В это же время произошла в нашей стране институциализация социальной работы, когда профессия, аналогичная зарубежной профессии «социальный работник», получив название «специалист по социальной работе» была внесена в государственный реестр. С этого момента развитие системы предоставления различных видов социальной помощи, оказания социальных услуг населению стало носить целенаправленный характер, а обязательства государства в этой сфере были позднее всенародно одобрены и официально закреплены в Конституции 1993 года: Российская Федерация была определена как социальной государство. Свое дальнейшее развитие эта тенденция получила в принятии ряда Федеральных законов, множества иных законодательных и административных актов.

Таким образом, можно считать, что в сегодняшней России сформировано достаточно обособленное от других сегментов пространство, в котором осуществляется нормативно-правовое, но и реальное, материально и организационно оформленное пространство социальной работы – система учреждений социальной работы населения.

Люди, которые работают в этих учреждениях, на своих плечах выносят многие тяготы сегодняшних дней, сглаживая трудности для тех, кто беззащитен, беспомощен, у кого недостает своих собственных сил и средств справиться с навалившимися не него житейскими, психологическими, социальными проблемами. Деятельность, которую осуществляют работники социальных служб, пока еще далеко не всегда соответствует ранее полученному образованию и их предыдущему профессиональному опыту. При остром дефиците специфических профессиональных знаний, умений и навыков многое идет от сердца, от понимания необходимости и огромного желания помочь. Работа строится на принципах самоотверженности, полной самоотдачи, жертвенности. Это приносит результаты, положительное значение которых и для отдельных лиц, и для семей, получивших помощь, и в целом для государства Российского трудно переоценить.

Пожилые люди относятся к категории так называемого маломобильного населения и являются наименее защищенной, социально-уязвимой частью общества. Это связанно, прежде всего, с дефектами их физического состояния, вызванного заболеваниями, а также с имеющимся комплексом сопутствующей соматической патологией и с пониженной двигательной активностью, характерными для большинства представителей старших возрастов. Кроме того, в значительной степени социальная незащищенность этой группы населения связана с наличием психологического фактора, формирующего их отношения к обществу и затрудняющего адекватный контакт с ним. Психологические проблемы возникают при разрыве привычного общения в связи с выходом на пенсию, при наступлении одиночества в результате потери супруга, при заострении характерологических обострений в результате развития склеротического процесса, характерного для пожилых людей. Все это ведет к возникновению эмоционально-волевых расстройств, развитию депрессии, изменениям поведения. [8; 274]

Из вышеизложенного следует, что значительная часть этой группы населения нуждается в разных формах обслуживания и социальной помощи, которые осуществляются на практике социальными работниками. И от того, кто и как будет выполнять эту работу. Будет зависеть решение проблем пожилых людей.

Работа с клиентом занимает в практике социальной работы центральное место. С просьбой о помощи в социальные службы обращаются люди, которые не знают. Как решать и не умеют решать возникшие у них проблемы и трудности.

Прежде чем обратиться за помощью в социальную службу, клиент пытается сам разрешить возникшие трудности и проблемы. Однако, потерпев неоднократно не удачу, растратив физическую и духовную энергию, поняв, что самостоятельно он не может решить проблемы, он обращается к социальному работнику.

Социальный работник, владеющий теорией социальной работы, будет способствовать разрешению этих проблем, если он изберет диалог  в качестве средства восхождения к человеческому в человеке. И способы реализации человеческого потенциала, которыми владеют специалисты профессионалы, — это не что иное, как способы обучения завязыванию диалогического общения с миром, с другими людьми, с самим собой, как с другим. Гуманистическим это общение и взаимодействие будет в случае, если оно откроет для человека возможность осознать такие формы бытия, как сосуществование, сотрудничество, сопереживание, сочувствие, соответствие и таким образом поможет проявлению духовности в отношениях между людьми.

Важно отметить, что у социального работника, как правило, возникает чувство глубокой симпатии и печали по отношению к клиенту, который страдает или несчастен. Это сострадание сопровождается сильным желанием облегчить боль или устранить ее причину. Но даже если очень хотеть облегчить боль другого человека, без его встречной инициативы или хотя бы ответной активности сделать этого нельзя. Но можно и должно уметь создать условия, при которых клиент согласился бы изменить свое положение и свои чувства.

Социальный работник сострадает клиентам еще больше, если он не знает, как решить их проблемы. Но незнание не может оправдать пассивную позицию. Так же, как и его клиенты, он должен искать пути решения имеющихся проблем.

Социальный работник как личность, обладающая высоким уровнем профессионализма и душевной щедрости, должен попытаться создать условия, при которых клиент изменит свою точку зрения.

И так как последний имеет дело с клиентом, находящимся в измененном душевном состоянии, испытывающим агрессию или депрессии и т.п. Клиент может по-разному вести себя: быть тихим, застенчивым или агрессивным, эмоциональным; замкнутым, напряженным или словоохотливым, излишне общительным; добрым, беззащитным, чувствительным к проблемам справедливости или эгоистичным, замкнутым на проблеме собственного благополучия и преодоления именно собственных трудностей.

Социальный работник в своих практических действиях должен найти эффективные формы общения с каждым из клиентов, то есть установить и поддерживать с ним контакт. Возникшие в процессе работы конфликты необходимо урегулировать с помощью конкретных технологий по предупреждению и регулированию конфликтных ситуаций. Одним их необходимых условий эффективной работы с клиентом является налаживание с ним отношений доверия, взаимопонимания, познаний его интересов, потребностей.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Аттестация как комплексный метод оценки профессионально важных качеств социального работника

 

3.1. Методы оценки персонала

 

В большинстве современных организаций критерии оценки эффективности деятельности персонала меняются в соответствии с изменением характера их труда. Если раньше от них требовался лишь высокий уровень знаний, то теперь все большее значение придается их человеческим качествам, таким, как коммуникабельность и умение работать в составе команды профессионалов.

Оценка персонала осуществляется для определения соответствия работника вакантному или занимаемому рабочему месту (должности).

Грамотно проведенная оценка позволяет обоснованно

-    отобрать кандидатов при приеме на работу;

-    определить соответствия работников требованиям рабочего места, должности;

-    оценить эффективность труда работников для установления уровня оплаты и форм стимулирования труда;

-    сформировать список сотрудников для формирования кадрового резерва и планирования профессионального продвижения, карьеры;

-    выявить лидерские и профессиональные качества при подборе людей на ключевые позиции в организации;

-    подойти к повышению квалификации персонала и индивидуально разработать систему внутриорганизационного обучения. [4; 720]

В результате оценки открывается широкое поле деятельности как для руководителя организации, так и для начальника отдела кадров.

Оценка персонала состоит из трех этапов:

1.Разработка методики и выбор метода оценки персонала;

2.Организация и проведение оценки в организации (в подразделениях, отделениях и т.п.);

3.Использование результатов оценки в работе с персоналом.

Существует множество методов оценки персонала, наиболее распространенные приведены в таблице 1. [4; 720]

Таблица 1

Название метода

Краткое описание метода

Результат

Историковедческий (биографический)

 

Анализ кадровых данных, листок по учету кадров, личные заявления, автобиография, документы об образовании, характеристика

Заключение о семье, образовании, карьере, чертах характера

Интервьюирование (собеседование)

Беседа с работником в режиме «вопрос- ответ» по заранее составленной или произвольной схеме для получения дополнительных данных о работнике

Вопросник с ответами

Анкетирование (самооценка)

Опрос человека с помощью специальной анкеты для самооценки качеств личности и их последующего анализа

Анкета

Социологический опрос

Анкетный опрос работников разных категорий, хорошо знающих оцениваемого человека (руководители, коллеги, подчиненные)

Анкета социологической оценки

Наблюдение

Наблюдение за оцениваемым работником в неформальной (на отдыхе, в быту) и в рабочей обстановках методами моментальных наблюдений и фотографий рабочего дня

Отчет о наблюдении

Тестирование

Определение профессиональных знаний и умений, способностей, мотивов, психологии личности с помощью специальных тестов с последующей их расшифровкой с помощью «ключей»

Психологический портрет

Экспертная оценка

Определение совокупности и получение экспертных оценок идеального и реального работника

Модель рабочего места

Критический инцидент

Создание критической ситуации и поведение человека в процессе ее разрешения (конфликт, принятие сложного решения, поведение в беде, отношение к алкоголю, женщинам и т.д.)

Отчет об инциденте и поведении человека

 

Существуют и методы оценки результативности труда:

• Метод заданного (вынужденного) выбора. Метод вынужденного выбора создан потому, что ряд других используемых методов приводит к завышенному количеству слишком высоких оценок. При использовании метода вынужденного выбора лицо, производящее оценку, должно выбирать из набора описаний работника. Обычно специалисты по управлению персоналом (отдел кадров) подготавливают свои вопросы (пункты анкеты), а комиссия оценивает эти пункты с точки зрения их применимости (то есть определяют, какие описания соответствуют эффективной и неэффективной работе). Затем комиссия оценивает работника. Далее рассчитывается индекс эффективности.

• Описательный метод оценки. При использовании описательного метода оценки лицу, производящему оценку, предлагается описать преимущества и недостатки поведения работника. В некоторых организациях этот метод комбинируют с другими, — например, с графической шкалой рейтинга. В подобных случаях описания суммируют информацию графической шкалы рейтинга, подробно разбирают некоторые пункты шкалы, оценивают добавочные пункты, которых нет в.

 • Управление по целям (задачам). В большинстве случаев лица, производящие оценку, описывают прошлую результативность труда оцениваемого работника. И каждый человек, делающий подобные заключения, оказывается в сложной и подчас противоречивой ситуации. Существует мнение, что вместо этого руководящим лицам следует сотрудничать с подчиненными для выработки самих целей организации. Это дает подчиненным возможность использования самоконтроля результативности своего труда. Именно на таком подходе и базируется метод управления по задачам. Обычно программа управления по задачам является систематическим процессом и имеет следующую последовательность:

1) руководитель и подчиненный проводят встречи для определения

основных задач подчиненного и установления определенного количества конечных задач/ целей;

2) участники устанавливают задачи, реальные для выполнения, стимулирующие, ясные и понятные;

3) руководитель, после обсуждения с подчиненными, указывает время выполнения задач;

4) устанавливаются даты встреч и обсуждения достигнутых в процессе работы результатов;

5) руководитель и подчиненный вносят необходимые изменения в изначальные задачи и цели;

6) руководитель проводит оценку результатов и встречается с подчиненным, они обсуждают результаты и дают друг другу советы;

7) подчиненный ставит задачи и цели на следующий цикл своей работы после консультации с начальником, причем принимается во внимание опыт предыдущего цикла и ожидания на будущее.

 Практические трудности могут возникать в следующих направлениях:

— велики объемы «бумажной работы»;

— ставится слишком много задач, что приводит к путанице (установлено, что наиболее удачное для эффективной работы количество задач — четыре-шесть);

— управление по задачам пытаются ввести для рабочих мест, где точно, количественно выделить задачи представляется очень сложным;

— иногда бывает трудно связать результаты введения управления по задачам и вознаграждение;

— слишком большое значение придается краткосрочным задачам;

— отказ от изменения изначальных задач;

— использование управления по задачам как жесткого метода контроля, направленного скорее на запугивание, чем на побуждение работать.

Метод оценки по решающей ситуации. Прииспользовании этого метода специалисты по управлению персоналом готовят список описаний «правильного» и «неправильного» поведения работников в отдельных ситуациях. Эти ситуации именуются «решающими ситуациями». Затем специалисты распределяют эти описания в рубрики в зависимости от характера работы.

Далее лицо, производящее оценку, готовит журнал для записей по каждому оцениваемому работнику. В период оценки лицо, ее производящее, записывает примеры поведения работника (правильного или неправильного) по каждой рубрике, позже этот журнал используется для оценки результативности труда работника.

Использование решающих ситуаций удачно применяется в беседе с целью оценки, поскольку при использовании этого метода избегаются ошибки по свежести впечатлений, и лицу, проводящему оценку, легче подмечать детали при вынесении решения о положительной или отрицательной оценке.

Шкала рейтингов поведенческих установок. Смитт и Кендалл разработали так называемую шкалу рейтингов поведенческих установок или «шкалу ожидаемого поведения».

Данный метод основан на использовании решающих ситуаций, которые служат ключевыми позициями на шкале. Анкета рейтинга обычно содержит от 6 до 10 специально определенных характеристик результативности работы, каждая из которых выводится из 5 или 6 решающих ситуаций. Шкала обычно включает следующие пункты:

— определяются от 6 до 10 характеристик. Их установление производят как лица, проводящие оценку, так и оцениваемые;

— характеристики определяются «ключевыми пунктами»- положительными и отрицательными решающими ситуациями;

— по этим характеристикам проводится оценка эффективности труда работников;

— оцениваемым сообщаются их рейтинги, и при этом используются описания, отраженные в анкете.

Точный состав шкалы слишком сложен, чтобы его можно было представить ниже. К тому же исследования не показали преимуществ данного сложного метода оценок относительно других. При использовании этого метода лица, производящие оценку, делают ошибки как типа «эффекта ореола», так и слишком снисходительной или требовательной оценки. Тем не менее, существуют определенные соображения в пользу подобного метода. Подчиненные, вовлеченные в программу, более сосредоточены, менее напряжены и более удовлетворены.

 • Шкала наблюдения за поведением. Как и вышеизложенные методы, данный прием использует решающие ситуации для фиксирования поступков, определяющих поведение работника в целом. В отличие от предыдущих методов в данном случае вместо того, чтобы определять поведение работника в решающих ситуациях текущего времени, лицо, производящее оценку, отмечает на шкале количество случаев, когда работник вел себя тем или иным специфическим образом ранее. Ограничениями в использовании метода являются время и материальные затраты, необходимые для разработки шкалы результативности труда. [4; 649]

Все описанные выше методы оценки результативности труда рассчитаны на оценку одного человека. Рассмотрим теперь три метода, используемые для сопоставительной оценки работника по сравнению с другими оцениваемыми работниками.

• Метод классификации. При использовании метода классификации лица, проводящие оценку, должны распределить работников поочередно, от лучшего до худшего, по какому-нибудь общему критерию. Это может стать довольно сложной задачей, если группа работников, подвергающаяся оценке, превосходит 20 человек. Кроме того, гораздо проще определить лучшего и худшего работников, чем ранжировать работников со средними показателями. Выход может быть найден применением метода так называемой альтернативной классификации. Причем лица, проводящие оценку, сперва отбирают лучшего и худшего работников, затем отбирают следующих за лучшим и худшим и, таким образом, доходит до середины.

• Сравнение по парам. Этот подход делает метод классификации проще и достовернее. Сначала имена оцениваемых работников наносятся на отдельные карточки в заранее определенном порядке, чтобы каждый оцениваемый сравнивался с остальными. Затем лица, проводящие оценку, помечают карточку с именем человека из каждой пары, который, как считают оценщики, лучше по тому или иному заранее определенному критерию, скажем, по общей способности выполнять данную работу. Отмечается количество раз, когда работник оказывался лучшим в своей паре, и затем результаты обобщаются в виде индекса, основанного на количестве «предпочтений» по сравнению с общим количеством оцениваемых работников. Полученные оценки рейтинга можно сравнивать со средним рейтингом.

Какой же метод оценки следует использовать в том или ином конкретном случае? Каждый из этих методов иногда бывает результативен, а иногда – совершенно неприменим. Главное при этом- не сами методы, а формы их использования. Некомпетентные оценщики, или лица, не имеющие ни таланта, ни желания, могут свести на нет любой метод. Таким образом, при разработке эффективных систем оценки большое значение имеет лицо, производящее оценку, а не метод. Тем не менее, некоторые общие предпочтения здесь следует указать.

Для того, чтобы работник всегда эффективно выполнял свою работу, необходимо корректно ему сообщить о результатах оценки. Для этого руководитель должен постараться дать работнику возможность расслабиться и подчеркнуть, что данная беседа является не дисциплинарным мероприятием, а встречей с целью обсуждения прошлой работы для того, чтобы дать рекомендации в будущей. Начинать беседу надо с положительных достижений работника, изложение недостатков следует размещать между двумя положительными результатами. Руководителю и аттестационной комиссии очень важно соблюдать эти моменты, быть объективными, чтобы в будущем человек не потерял веру в себя, интерес к профессии и мобилизовал свои усилия на эффективную работу.

 

3.2. Аттестация как комплексный метод оценки социальных работников

 

Оценка персонала — это процесс определения эффективности деятельности сотрудников в ходе реализации задач организации, позволяющий получить информацию для принятия дальнейших управленческих решений.

Оценка — более широкое понятие, чем аттестация. Оценка может быть формальной и неформальной (например, ежедневная оценка руководителем подчиненного). Оценка может осуществляться как регулярно, так и нерегулярно, в зависимости от конкретных потребностей организации.

Аттестация — это процедура систематической формализованной оценки соответствия деятельности конкретного работника стандарту выполнения работы на данном рабочем месте в данной должности, с применением методов оценки персонала. Аттестация аккумулирует результаты работы конкретного сотрудника за конкретный период.

Аттестация как явление, связанное с проверкой соответствия работника, организации установленным требованиям, получает все более широкое распространение. Помимо ранее существовавшей аттестации специалистов и рабочих мест сегодня аттестации подлежат образовательные учреждения, различные хозяйствующие субъекты. Аттестации подвергаются категории работников ранее незамеченные законодателем. Таким образом, можно говорить о новом качественном этапе аттестации, при котором проводятся проверки на профессионализм, компетентность, пригодность к работе.

Под аттестацией работников, как правило, понимают периодическую комплексную проверку уровня деловых, личностных, а порой и моральных качеств работника по соответствующей должности. В современных российских актах по аттестации наблюдаются различные подходы в определении аттестации, ее целей, задач и принципов. Неоднозначны решения вопросов формирования аттестационных комиссий, подготовки и проведения аттестации, оценки аттестуемого и правовых последствий аттестации. Это объясняется спецификой отраслей, принявших акты об аттестации, особенностями профессий и условиями труда аттестуемых работников. Вместе с тем, можно установить следующие характерные признаки, присущие аттестации социальных работников:

—  она проводится в организации, с которой у работника заключен трудовой договор или в другой, как правило, специализированной для этого организации;

— объектом проверки является теоретическая и практическая

подготовленность работника занимать определенную должность или выполнять определенную работу;

—  аттестация осуществляется периодически, т.е. единожды в интервале от года до пяти;

— совершается в специально создаваемых аттестационных комиссиях;

—  используются разнообразные формы проведения аттестации.

Аттестация является важным этапом заключительной оценки персонала.

Аттестация включает:

1.Оценку результативности сотрудников и их личностно-деловых качеств.

2.0ценку эффективности при решении задач в рамках должностной инструкции, а так же новых и сверхнормативных задач, осуществляемых линейными руководителями.

Целями аттестации являются:

• регулярная оценка успешности деятельности сотрудника

• осуществление поощрительных и санкционирующих мероприятий

• основание для оперативного перераспределения задач между сотрудниками

• формирование кадрового резерва

• составление плана обучения и развития сотрудников

• планирование карьеры сотрудников

• внедрение систем гибкой оплаты труда (изменения системы оплаты труда).

При проведении аттестации необходимо выработать критерии оценки. Предметами оценки могут быть:

1. способность к учебе (общие умственные способности);

2. умение делать устные обобщения (насколько хорошо человек может сделать устное сообщение перед небольшой группой на хорошо знакомую тему);

3. умение делать письменные обобщения (насколько успешно сотрудник может составить записку на хорошо знакомую тему);

4. контактность (в какой степени данный человек вызывает к себе симпатии);

5. восприятие порогового социального мнения (насколько легко работник воспринимает незначительные замечания, касающиеся его поведения);

6. способность к творчеству (какова вероятность того, что человек способен решить задачу новым, отличным от других способом);

7. самооценка (насколько реалистично представление человека о

соотношении своих достоинств и обязанностей, насколько глубоко его понимание мотивов собственного поведения);

8. общественная задача (отношение к расовым, этническим, социально-экономическим, образовательным и другим подобным вопросам);

9. гибкость поведения (насколько легко человек в случае принуждения изменяет свое поведение или модифицирует его для достижения поставленной перед ним цели);

10. необходимость одобрения со стороны вышестоящего лица (степень эмоциональной зависимости от руководства);

11. необходимость одобрения со стороны равных по социальному положению лиц (степень эмоциональной зависимости от мнения коллектива);

12. внутренние рабочие нормативы (насколько высоко качество, с которым сотрудник хочет выполнить какую-либо работу, по сравнению с более низким, но вполне приемлемым);

13. необходимость продвижения (учитываются стремление к значительному продвижению по служебной лестнице и сроки, в которые человек надеется это продвижение осуществить, в сравнении с коллегами, занимающими равное с ним положение);

14. необходимость надежности положения (в какой степени сотрудник хочет быть обеспеченным работой);

15.гибкость при достижении цели (жизненные цели, их соответствие реальным возможностям и обстановке);

16. первостепенность работы (в какой степени удовлетворение, получаемое от работы, больше удовлетворения от других сфер деятельности повседневной жизни);

17. система акцентов положительных сторон деятельности учреждения

(способность выделить положительные стороны деятельности учреждения в отношении к персоналу: дружелюбное отношение, справедливость занимаемой позиции в отношении заработка и др.);

18.реальность надежд (в какой степени надежды в отношении работы в организации совпадают с действительностью);

19.терпимость к неопределенности и нестандартным условиям работы;

20.способность работать длительный период времени без достаточного вознаграждения с перспективой получить награду позже;

21.сопротивляемость стрессу (до какого предела напряженность работы совпадает с нормальным психологическим состоянием);

22. разнообразие интересов (различные сферы деятельности и увлечения — такие,  как политика, музыка, искусство, спорт);

23. энергия (как долго сотрудник может выдерживать высокий уровень нагрузки);

24. организованность и способность к адекватному планированию карьеры;

25.готовность принимать решения и умение их обосновывать.

При выборе предмета оценки следует понимать, насколько организация способна определить стандарты. Например, в социальной работе трудно определить стандарты эффективности труда, поэтому при аттестации работника результат оценки может быть поверхностным и субъективным.

-    Аттестация может проходить одновременно по трем направлениям: оценка деятельности, оценка квалификации, оценка личности: [1; 41]

1. Оценка деятельности включает в себя выполнение должностных обязанностей, выполнение плана работ (сроки, качество), достижение поставленных задач. В организации четко определены должностные обязанности (ясно, с чем сравнивать), есть план- график работ (фиксируется выполнение заданий), сотрудники имеют четкие задачи. Аттестация проходит быстро и объективно. Надо помнить, что чем слабее организационная основа оценки деятельности, тем сложнее получить объективный результат.

2. Оценка квалификации заключается в «экзамене»- работники в письменной форме отвечают на вопросы по специальности. Возможна и устная форма ответов. Опросник заранее подготовлен и согласован с ведущими специалистами, определено, какой результат «экзамена» приемлем для специалистов различной квалификации.

3. Оценка личности. Организация оценивает основные поведенческие характеристики человека, сопоставляет их с поведенческими требованиями к профессии, оценивает взаимоотношения в коллективе. В результате можно:

• Сравнив личностные требования, предъявляемые к должности, с фактическими личностными особенностями сотрудника, занимающего данную должность, разработать для сотрудника программу обучения и развития;

• При наличии стрессовых или конфликтных ситуаций определить причины и пути устранения конфликтов;

• При наличии существенных претензий к деятельности сотрудника оценить, одинаково ли работник и его руководитель понимают поведенческие требования, предъявляемые к данной должности;

• Избегая субъективизма, построить структурированное аттестационное интервью.

В соответствии с поставленными целями аттестации, руководствуясь нормативными документами, для проведения эффективной аттестации организации необходимо выбрать методы оценки.                        

Проведение аттестации предполагает четкую последовательность действий.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.