Реферат по предмету "Культура и искусство"


XVII век в его отношении к прошлому и будущему европейской культуры

XVII век в его отношении к прошлому и будущему
европейской культуры

М.С. Каган

ХVII
век - самый неопределенный период истории Европы Нового времени. И предшествующее
состояние ее культуры, и последующее изначально получили содержательные имена:
Возрождение и Просвещение, попытки же дать имя ХVII столетию оказывались
безуспешными - не прижилось первоначальное имя, данное ему французами: «Век
классицизма», не получило всеобщего признания и имя, рожденное в немецком
искусствознании: «Век барокко», как ни соблазнительно было с помощью этого
понятия в его убедительной вельфлиновской трактовке покончить с
неопределенностью и поднять это столетие на квалификационный уровень ХVI и
ХVIII вв. Век этот оказался столь сложным, пестрым, противоречивым, что не
укладывался ни в одно однозначное определение, и это касается не только его
искусства, но и философской мысли, и политической, и отношения к религии, и его
этического и эстетического сознания. В чем же тут дело и как преодолеть эту, не
только неудобную для историка культуры, но и препятствующую, казалось бы,
пониманию закономерностей ее развития в Новое время, ситуацию?

Отметим,
прежде всего, что понятия «Возрождение» и «Просвещение» не имеют ни
хронологической, ни национальной локализации - они обрели общеевропейский
масштаб при несовпадающих в разных странах временных рамках (на юге Европы
Возрождение началось раньше, чем на севере, а Просвещение сформировалось в Германии
позже, чем во Франции), тогда как процессы, протекавшие в европейской культуре
между этими двумя эпохами столь различны в разных странах, что кроме чисто
формального хронологического определения - «ХVII век» - никакой содержательной
характеристики они получить не могут. Особо хотелось бы подчеркнуть
сохранявшееся в ХVII веке эпохальное различие между Западной Европой и
Восточной, прежде всего Россией, которая оставалась средневековой, по типу
своей культуры, страной, тогда как в следующем столетии она «догнала» Запад и,
благодаря героическим усилиям Петра Великого и целенаправленной деятельности
Екатерины Великой, сумела приобщиться к культуре просветительского типа.
Проблема состоит, следовательно, в том, чтобы объяснить это странное состояние
XVII столетия, отличающее его и от предшествующего, и от последующего состояний
европейской культуры.

Если
до недавнего времени историки искусства рассматривали Возрождение как
качественно своеобразный тип культуры, противопоставляя его, с одной стороны,
средневековой готике, а с другой - семнадцативековому барокко, то А.Ф. Лосев,
автор этих строк и ряд других культурологов пришли к выводу, что Возрождение
является переходным типом культуры - переходным от феодального ее качества к
буржуазному, что объясняет основные его особенности и кладет конец многим мало
продуктивным дискуссиям. Однако дальнейшие размышления показали, что этот
переход не завершился кризисом Возрождения, но в новых формах продолжался и в
ХVII, и даже в ХVIII веках. Действительная победа капитализма была отмечена
политически Великой французской революцией, а духовно - самоутверждением
Романтизма и Позитивизма, родство и соперничество которых определило всю
историю европейской культуры ХIХ столетия и было унаследовано ХХ веком. Таким
образом, особенности культуры ХVII века могут быть поняты, если рассматривать
его в этом трехступенчатом процессе, в котором она является его средним звеном,
осуществляя «переход в переходе» - переход от ренессансной гармоничной
уравновешенности противоположных потенциалов культуры: аристократического и
демократического, мифологического и светского, чувственного и духовного,
эмпирического и рационального, этического и эстетического, традиционалистского
и новаторского, классицистического и реалистического и т.д., через их конфронтацию
и противоборство в ХVII веке к завоеванию безусловного превосходства одним из
этих потенциалов, многообразие проявлений которого в разных областях культуры
соответствовало содержанию понятия Просвещение. Поэтому основной эстетической
«краской» XVII века стал драматизм, что резко отличило его от лиро-эпического
Возрождения и привлекло внимание деятелей культуры ХIХ - ХХ веков (начиная с
романтиков) к позднему Шекспиру, Сервантесу, Рембрандту, Рубенсу, Бернини,
Калло, к драматическому по своей природе барокко в целом, а в философском
наследии этого столетия - к Гоббсу и Паскалю.

Действительно,
XVII век не самодостаточен - он может быть понят только при его рассмотрении в
связи с Возрождением, принципы которого он и поддерживает, и отвергает, но так
или иначе себя с ними соотносит - с научными открытиями ренессансной физики и
астрономии, с протестантской реформой христианства и католической реакцией на
нее, с ренессансной оценкой взаимоотношений личности и общества, с отношением
Ренессанса к античности и к природе, с соотношением в его искусстве идеального
и реального… С другой стороны, XVII век не находит еще ни одного окончательного
решения и со вздохом облегчения передает эстафету культуре Просвещения, которая
и находит эти решения во Французской энциклопедии и английской политической
экономии, в философии Канта и культурологии Гердера, в
рационалистически-сциентистской педагогике и «романе воспитания», в бытовых
трагедиях Лессинга и комедиографии Бомарше, в «реалистическом классицизме»
живописи Давида и симфонизме Моцарта и Бетховена. Корни всех этих открытий
культуры Просвещения лежат в предыдущем столетии, которое знало великих
мыслителей, ученых, писателей, художников, но они оставались одиночками, а
превращение принципов их творчества в широкие культурные движения произошло
только в XVIII веке.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://filosof.historic.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат База данных расписания поездов
Реферат Symbols Of Women Essay Research Paper Symbols
Реферат Черные списки как источник информации для конкурентной разведки
Реферат Software Evaluation Zoombinis Essay Research Paper Software
Реферат Комплексная оценка рисков финансово-хозяйственной деятельности предприятия (на примере ОАО "ТАИФ-НК")
Реферат Состояние и перспективы развития скотоводства в СХФ ОАО МЗИВ Красный Май Пуховичского района
Реферат Источники и виды загрязнения атмосферного воздуха
Реферат Занятость населения и проблемы е регулирования в рыночном хозяйстве
Реферат Тихий Дон - роман-эпопея
Реферат Аже той, которая пока не оказалась втянутой в «снежный ком» кризисных явлений, необходимо внедрять полноценную систему антикризисного управления или ее элементы
Реферат Арбитражный суд орловской области обобщение судебной практики рассмотрения споров, связанных с привлечением к административной ответственности с участием прокуроров и правоохранительных органов
Реферат “Шлейф, забрызганный звездами”
Реферат Монгольское иго в русской истории
Реферат Технология формирования оптимального ассортимента на фармрынке
Реферат Национальная символика Австралии