Реферат по предмету "Культура и искусство"


Ваяние

Ваяние

В
допетровское время искусство в этой стране имело своим призванием служить
исключительно религиозным целям, а так как Православная Церковь гнушается
изваяниями человеческих фигур, то скульптура, в настоящем смысле слова, не
могла в древней Руси не только развиваться, но и существовать. Правда, в
некоторых местах, в особенности в бывших новгородских областях, пользовались
уважением резные и раскрашенные изображения святых, но они были чужды всякого
художественного значения и составляли изделия, возникшие под влиянием Запада.
Собственно же на Руси проявления пластики ограничивались литьем небольших
крестов, образов-складней, выбиванием окладов на образа и резьбою фигурных
иконостасов. В числе плодов западноевропейской цивилизации великий
преобразователь нашего отечества перенес в него и ваяние, которое, однако, при
этом государе и долго после него находилось здесь в руках приезжих иностранцев.
Главным деятелем по части скульптуры в царствование Петра Великого и Анны
Иоанновны были граф К.Б. Растрелли , отец знаменитого впоследствии архитектора,
вызванный в Петербург для литья пушек. Об его манерном стиле свидетельствуют
бронзовая статуя императрицы Анны, хранящаяся в музее Академии художеств, и
монумент Петру Великому, стоящий перед Инженерным замком в Санкт-Петербурге.
Собственно русское ваяние завелось только при Екатерине II , после основания
академии, где первым профессором этого искусства явился Н.Ф. Жилле ,
приглашенный в 1757 г. из Парижа. Он образовал несколько учеников, в числе
которых самым даровитым был Ф.И. Шубин (главный его труд - статуя Екатерины, в
Академии художеств). Уставом академии предоставлялось лучшим из ее питомцев, по
окончании в ней курса, ехать, с содержанием от правительства, на несколько лет
в чужие края для дальнейшего своего совершенствования, и этим правом впервые
воспользовался, из молодых скульпторов, Шубин. Им начинается длинный,
продолжающийся до нашего времени, ряд русских ваятелей, живших и работавших за
границей, преимущественно в Италии. Здесь они, конечно, подвергались влиянию
популярных в то время мастеров и усваивали себе тогдашнее господствовавшее
художественное направление. Поэтому скульптура в России, выказав, до самого
последнего времени, мало самостоятельности, отражала в себе те движения, какие
совершались в этой отрасли искусства на Западе: в конце XVIII века она носила
отпечаток французский, а затем итальянский, - более или менее заметные черты
стиля Кановы, Торвальдсена, Дюпре, Тенерани и др. При всем том, среди ее
представителей было немало художников, которые сделали бы честь любой стране. В
екатерининский век, кроме Шубина, державшегося в своих трудах натурализма,
облагороженного уважением к антикам, действовали рутинер-эклектик Ф.Г. Гордеев
(группа Самсона, для петергофского фонтана этого имени) и даровитый, несколько
манерный М.И. Козловский (монумент Суворову на Царицыном лугу, в
Санкт-Петербурге, статуя "Амура, вынимающего стрелу из колчана", в
Эрмитаже и прочее). За время Александра I и отчасти николаевское, выдающимися
представителями русского ваяния были: В.И. Демут-Малиновский (статуя апостола
Андрея, в Казанском соборе в Санкт-Петербурге, "Русского Сцеволы", в
Академии художеств, портретные бюсты и пр.), С.С. Пименов (две группы на
подъезде Горного института, в Санкт-Петербурге), И.П. Прокофьев (статуя
бегущего Актеона, тритоны петергофского фонтана), И.П. Мартос (памятники Минину
и князю Пожарскому в Москве, герцогу Ришелье в Одессе, Ломоносову в
Архангельске, колоссальная статуя Екатерины II, в московском дворянском
собрании и прочее) и некоторые другие.

Особенное
оживление получила русская скульптура во второй половине царствования
императора Николая I , благодаря любви этого государя к искусству и
покровительству, которое он оказывал отечественным художникам, равно и таким
громадным предприятиям, как постройка и украшение Исаакиевского собора в
Петербурге и храма Христа-Спасителя в Москве. Все русские ваятели и старейшего
и юного поколения получали тогда значительные заказы и, будучи поощряемы
вниманием монарха к их трудам, старались в них превзойти один другого. Главными
деятелями в рассматриваемой нами области были за эту пору: граф Ф.П. Толстой (медальоны
на темы из Отечественной войны 1812 - 1814 годов, статуя "Нимфа, льющая из
кувшина воду", в Петергофе, модели для фигур разных святых, для дверей
храма Спасителя), С.И. Гальберг (статуя сидящей Екатерины II, в Академии
художеств, статуя "Изобретение музыки", в Эрмитаже), Б.И. Орловский ("Ангел"
на Александровской колонне, монументы Кутузову и Барклаю-де-Толли , перед
Казанским собором, статуи "Парис", "Сатир, играющий на
скрипке", "Фавн и Вакханка", в Эрмитаже), И.П. Витали (два
фронтона Исаакиевского собора: "Поклонение волхвов" и "Святой
Исаакий благословляет императора Феодосия", рельефы под портиками этого
храма, скульптуры его входных дверей и прочее; статуя Венеры, в Эрмитаже),
барон П.К. Клодт ("Укротители лошадей", четыре группы на Аничковом
мосту, памятник баснописцу Крылову , в Летнем саду; фигура императора Николая I
верхом на коне, в петербургском памятнике этому государю; мелкие изваяния
лошадей), Н.С. Пименов (группы: "Воскресение" и
"Преображение", на вершине иконостасов малых приделов Исаакиевского
собора; статуи "Игра в бабки" и "Мальчик, просящий
милостыни"), П. Ставасер (статуя "Русалка" и "Нимфа,
обуваемая Фавном", в Эрмитаже), К. Климченко ("Нимфа после купания",
в Эрмитаже), А.А. Иванов ("Мальчик-Ломоносов" и "Парис", в
Эрмитаже), С.И. Иванов ("Маленький купальщик"), А.В. Логановский
("Игра в свайку"; рельефы под портиками Исаакиевского собора;
"Избиение младенцев" и "Явление ангела пастырям"; горельефы
на внешних стенах храма Спасителя) и Н.А. Рамазанов (горельефы на внешних
стенах того же храма). Необходимо, однако, заметить, что, вследствие самого
рода поручений, возлагавшихся на этих даровитых художников, они бывали, в
большинстве случаев, связаны в своем творчестве и не могли давать полного
простора фантазии и уже пробудившемуся в их среде стремлению к реализму и
национальности. Простор этот открылся с наступлением эпохи великих реформ
Александра II - эпохи, в которую начертательные искусства России, вслед за ее
литературой, сделались выразителями самосознания, пробудившегося в русском
обществе, стали невольно отзывчивы на его сомнения, желания и надежды. Дело не
могло обойтись без колебаний и фальшивых уклонений; тем не менее в общем своем
движении, новейшее русское ваяние, сделав крупный шаг вперед, завоевало себе
сочувствие не одних только высших классов, но и массы родного ему общества и
заставило иностранцев признать существование самобытной русской школы. Из
художников, содействовавших этому в большей или меньшей степени, а также
поддерживающих достоинство русского ваяния в настоящее время, назовем: М.М.
Антокольского (статуи "Иоанн Грозный", "Христос перед
народом", "Смерть Сократа", "Мефистофель", в Эрмитаже;
статуя Петра Великого, в Петергофе), Н.Р. Баха (статуя "Ундина";
горельефы "Эльфа" и "Идиллия"), А.Р. фон-Бока (группа
"Минерва", на куполе Академии художеств, памятники графу Паскевичу ,
в Варшаве, и М. Глинке , в Смоленске; статуя "Психея" и группа
"Венера и Амур"), П.А. Велионского (статуя "Гладиатор",
барельеф "Венера представляет Амура олимпийцам"), П.П. Забелло (статуя
Пушкина , в Императорском Александровском лицее, "Татьяна, героиня
пушкинского романа", у Ее Императорского Величества Императрицы Марии
Федоровны , и "Русалка", для фонтана в Казани), Г.Р. Залемана (статуя
"Орест, преследуемый фуриями", группа "Кимвры", барельеф
"Стикс"), Ф.Ф. Каменского (статуи "Мальчик скульптор" и
"Девочка грибоборка" и группа: "Первый шаг", в Эрмитаже),
В.П. Крейтана (портретные бюсты), Н.А. Лаверецкого (группы: "Раннее
кокетство", в Эрмитаже и "Мальчик и девочка с птичкой"; статуя
"Родопа"), Е.Е. Лансере (мелкие группы и статуэтки баталического и
бытового содержания, с превосходными фигурами лошадей), Н.И. Либериха
(статуэтки и небольшие группы, изображающие военные и охотничьи сюжеты), А.Л.
Обера (произведения такого же рода), А.М. Опекушина (памятник Пушкину, в
Москве), И.И. Подозерова (статуи: "Амур с бабочкой" и
"Ева"; портретные бюсты), М.П. Попова (статуя "Неаполитанский
рыбак, играющий на мандолине", "Девочка-кокетка", "Фрина"),
А.В. Снигиревского (статуя "Любопытство", группа "В бурю";
маленькие группы жанрового характера), М.А. Чижова (группы: "Крестьянин в
беде", "Игра в жмурки", "Мать, учащая ребенка родному
слову"; "Первая любовь"; статуя "Резвушка") и,
наконец, И.Н. Шредера (памятники принцу П.Г. Ольденбургскому и Крузенштерну , в
Санкт-Петербурге; Петру Великому, в Петрозаводске).

В
настоящей статье сделан лишь краткий очерк истории ваяния с древнейших времен и
до наших дней. Наглядным пояснением к нему могут служить прилагаемые здесь
таблицы рисунков, воспроизводящие избранные скульптурные памятники разных эпох
и народов. Желающим ознакомиться с затронутым нами предметом предоставляем
прибегнуть для этого к многочисленным специальным сочинениям, из которых можно
рекомендовать в особенности, по истории ваяния в древнем мире: П. Пари,
"Древняя скульптура" (перевод с французского, издание "Вестника
изящных искусств", 1889); G. Perrot et Ch. Chipiez, "Histoire de l'Art dans
l'antiquite" (5 томов, 1882 - 1887); Overbeck, "Geschichte der griechischen
Plastik" (2 издание,
1880); Brunn, "Geschichte der griech. Kunstler" (2 издание, 1889). Для скульптуры христианской эпохи: Cicognara, "Storia della
scultura dal suo risorgimento in Italia fino al secolo di Canova" (1823); В. Любке, "История пластики"
(перевод с немецкого, издание К. Солдатенкова , 1870) и сочинения по общей истории искусства; C.
Schnaase, "Geschichte der b. Kunste" (8 томов, 2-е изд., 1866 -
1879); W. Lubke, "Grundriss der Kunstgeschichte" (2 тома, 10-е изд., 1890; французский перевод того же труда; "Essai d'histoire de l'art", 1886 - 1887), и Ф. Куглера,
"Руководство к истории искусства"
(2 тома, перевод с
немецкого, издание К. Солдатенкова,
1869 - 1870). Ближайшие сведения о
технике ваяния можно почерпнуть из сочинений: Uhlenhuth, "Die Technik der plastischen
Kunst" (1878) и
Stegmann, "Handbuch der Bildnerkunst" (1864).
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.rulex.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Основы технологии пива Пиво 60-х годов
Реферат Азбука экономики р. Строуп, Дж. Гвартни
Реферат Особенности современной аудитории телевидения
Реферат Авторская позиция в "Первой любви" Тургенева
Реферат Патентоведение и основы научных исследований
Реферат Оценка качества полукопч ных колбас
Реферат Пасхальный стол обычаи традиции современные тенденции
Реферат Оцінка ефективності освоєння виробництва нової продукції у ТОВ "Кондитерська фабрика "Лагода"
Реферат Диагностические методы исследования, основанные на регистрации электрических полей
Реферат Образы народных заступников в поэме Некрасова Кому на Руси жить хорошо
Реферат Отчёт по производсвпенной практике в ресторане Сковорода
Реферат Economics Of Eisenhower Essay Research Paper In
Реферат Получение мясных полуфабрикатов их ассортимент и определение качес
Реферат George Orwell Essay Research Paper Animal Farm
Реферат Пищевая ценность жиров и их сортов