Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Авторская позиция в "Первой любви" Тургенева

Авторская позиция в «Первойлюбви» Тургенева
Создаваяпроизведение, автор материализует свои переживания, раскрывает ту или инуюидею, привязывается к своему труду и сочувствует героям — в его сознании ониживут своей жизнью, являясь носителями определенных мыслей.
Раскрываясмысл произведения, автор готовит героям судьбы, которых они заслуживают. Такрождается отношение автора к героям — авторская позиция в произведении. Каковыже основные способы ее выражения? Это портрет, пейзаж, взаимные характеристикигероев — словом, все детали, влияющие и на наше отношение к главной идеепроизведения.
Рассмотримконкретные примеры из повести Тургенева. Само название “Первая любовь” говорито трепетном отношении автора к предмету повествования. Можно предположить, чтоТургенев, вспоминая об этом увлечении, не жалеет о нем и думает о чувстве снежностью. Здесь надо сделать оговорку: Тургенев как сторонний наблюдательописывает разговор между “не старыми, но и не молодыми холостяками” — СергеемНиколаевичем и Владимиром Петровичем. Далее рассказ о первой любви ведется отлица Владимира Петровича. Хозяин дома, где встречаются холостяки, и СергейНиколаевич считают свою первую любовь недостойной всеобщего внимания и почтиничего не говорят о ней. Этот факт подчеркивает, насколько исключительнойистория Владимира Петровича кажется Тургеневу. О позиции автора в произведенииможно судить и по приводимому им портрету персонажей. Вот Зинаида, какой ееувидел Владимир в первый раз:
“Внескольких шагах от меня — на поляне, между кустами зеленой малины, стоялавысокая стройная девушка в полосатом розовом платье и с белым платочком наголове; вокруг нее теснились четыре молодые человека, и она поочередно хлопалаих по лбу теми небольшими серыми цветками, которых имени я не знал. В движенияхдевушки было что-то такое очаровательное, повелительное, ласкающее, насмешливоеи милое, что я… кажется, тут же бы отдал все на свете, чтобы и меня этипрелестные пальчики хлопнули по лбу...”
ОписаниеЗинаиды свидетельствует об ее романтичности, юности; Владимир видит девушкусреди зелени, в саду — это обнаруживает связь Зины с природой, гармоничность ееобраза. Все в ней хорошо, и Владимир готов все отдать, чтобы и его “этипальчики хлопнули по лбу”. Вокруг пока еще не знакомой главному герою девушкитолпятся поклонники — видно, что Тургеневу она кажется загадкой, и он бы, можетбыть, покорился ее воле. Через некоторое время после знакомства Владимирвлюбляется в Зинаиду. Чувство юноши очевидно: он пытается выделиться из массыпоклонников перед ней, исполняет многие ее желания, которые Зинаидабессознательно высказывает; в конце концов, это лишь первая его любовь, и “чтов душе, то и на лице”.
Зинаидавидит эту любовь; она разрывается между Владимиром и его отцом, который такжеувлечен ею. Тургенев подчеркивает способность Зины понимать чужие переживания,ее рассудительность. Она хорошенько взвешивает ситуацию, прежде чем прийти крешению: стать любовницей женатого мужчины, разрушив его семью, или любить егосына, еще мальчика?
Тургеневпередает и мучения перед выбором, подчеркивая ее человечность, искренность.“Все мне опротивело, — прошептала она, — ушла бы я на край света, не могу я этовынести, не могу сладить… И что ждет меня впереди!.. Ах, мне тяжело… божемой, как тяжело!”
МатьВладимира не любит княгиню и княжну: девушку она называет гордячкой игризеткой, а ее мать — “une femme capable de tout”, женщиной, способной на чтоугодно. Но это не роняет Зинаиду в глазах читателя — ведь мать беспокоится засына, который влюбился в бедную девушку со множеством поклонников, она нехочет, чтоб мальчик был несчастным. Бедная женщина ревнует к молодой соседке исвоего мужа. Тургенев жалеет матушку Владимира: она не нужна своему мужу,который женился на ней по расчету, будучи младше ее на десять лет; она ни разуне называет его по имени — этим подчеркивается ее ненужность грубому мужу.Автор понимает ее чувства.
Навсю ситуацию Тургенев смотрит не как на отжившие воспоминания; он будто сам всепереживает, сочувствует Владимиру, его матери, Зине! В его отношении кВладимиру — а это проявляется в описании черт, поступков — нет иронии. И хотяВладимир Петрович сам излагает события, он не высмеивает свои ошибки, неосуждает кого-либо. Если образ Зины написан с благоговением, то Владимиру авторсимпатизирует. Портрет его не приводится, так как повествование ведется отпервого лица. Мы можем судить о неопытности юноши, он еще совсем ребенок: лишьмесяц назад его покинул гувернер, мальчик стреляет ворон в саду, он не знает,как реагировать на слезы Зинаиды, на бесчестный поступок отца. Владимирискренне любит Зину, он исполняет ее причуды: прыгает с высокой стены,участвует в нелепых играх. В своем отношении к герою Тургенев демонстрируетсочувствие, сопереживание — на его голову свалились проблемы, которые подчас неразрешит и взрослый. Глубину чувства Владимира автор подчеркивает полнымотсутствием у него эгоизма — юноша желает лишь счастья своей любимой, он хочет,чтоб она не мучилась и была вместе с тем, кто ей мил.
Благодарясвоеобразному ведению сюжетной линии в повести, изображению героев автором,читатель смотрит на события глазами шестнадцатилетнего мальчика.
Итак,чистый образ этого молодого человека написан с сочувствием и симпатией.
Каковоже отношение автора к отцу юноши, Петру Васильевичу? По всему видно, чтоВладимир, а значит, и Тургенев сдержанно осуждают его. Вот что говоритрассказчик о своем отце: “Мой отец, человек еще молодой и очень красивый,женился на ней (матери) по расчету; она была старше его десятью годами. Матушкамоя вела печальную жизнь: беспрестанно волновалась, ревновала — но не вприсутствии отца; она его очень боялась, а он держался строго, холодно,отдаленно...”
Этистроки и объясняют жесткий характер, холодность с сыном и женой, бесчестностьПетра Васильевича. Лишь алчность и эгоизм управляют им — но автор не говорит обэтом напрямую; он лишь рассказывает о поведении этого персонажа, не комментируяего поступков.
Трудноне заметить, что Тургенев ждет от читателя оценки интриги повести, близкой кглавному герою, мальчику, — значит, мы не найдем в произведении открытогоосуждения отца сыном.
Одновременнос любовью Владимира к Зинаиде девушкой увлекается и Петр Васильевич. Однако егоне интересуют чувства несчастной жены, влюбленного сына и Зины. Между супругамивспыхивают ссоры, страдает Владимир, Зинаида мечется между отцом и сыном — аПетр Васильевич хладнокровно использует ситуацию в своих целях. Страдания иболь близких его не волнуют.
Владимирдо последней минуты не верит в то, что отец обманывает его и мать, хотя всевокруг и говорят об этом. Однажды Володя видит отца в ночном саду, идущего ккняжне, но оправдывает его в своих глазах. Для мальчика он неоспоримый идеал.
Вконце повести Петр Васильевич берет с собой сына на конную прогулку и заезжаетк княжне, думая, что Володя не видит его. Вот когда рушатся надежды юноши.
Можетбыть, прообразом Петра Васильевича явилась мать Тургенева, жестокая ивластолюбивая женщина? Если так, именно из-за этого автор уважает, но не любитотца Владимира.
ПетрВасильевич и сам знает, что делает больно всем: жене, сыну, Зине. Егожестокость подчеркивается и тем, что он способен причинять не тольконравственные страдания, но и физическую боль близким: “отец внезапно поднялхлыст, которым сбивал пыль с полы своего сюртука, — и послышался резкий удар поэтой обнаженной до локтя руке. Я едва удержался, чтоб не вскрикнуть, а Зинаидавздрогнула, молча посмотрела на моего отца и, медленно поднеся руку к губам,поцеловала заалевший на ней рубец”. Этот эпизод происходит во время коннойпрогулки Владимира и его отца. Чтобы убедить юношу в жестокости отца, автор далему возможность оказаться рядом именно в эту минуту.
Читаялюбое талантливое произведение, мы невольно проникаемся чувствами автора, безтруда видим его позицию. Причем автору достаточно описать несколько черт героя,а не говорить открыто о качествах персонажа — и читатель поймет, как авторотносится к своему герою или его идее, а значит, построит на этом собственное суждение.Мы скоро узнали об отношении Тургенева к юному, неоперенному Владимиру; кЗинаиде, находящейся в смятении и поставленной перед сложным выбором, к ПетруВасильевичу, сухому и жестокому разрушителю.
МастерствоТургенева-писателя проявляется, видимо, в том, что при чтении повести незадумываешься о том, какими именно художественными приемами автор добиваетсяжелаемого эффекта. Ни один нормальный человек, наверное, не задумается о том,что сцена унижения Зинаиды в эпизоде с хлыстом написана для того, чтобыпродемонстрировать жестокость и бесчеловечность Петра Васильевича. Вместе с темэтот эпизод, как и вся повесть, несет в себе определенный эмоциональный заряд —трепетное отношение автора к искреннему чувству юного героя, презрениеТургенева к расчетливости, холодности, эгоизму. Воистину, несмотря наминовавшее столетие с момента написания повести, несмотря на значительноизменившиеся отношения между людьми, позиция автора “Первой любви” остаетсяпонятной и близкой современному читателю. Может быть, оттого, что первая любовь— понятие, существующее вне времени, талант и мастерство Тургенева позволяютнам убедиться, что чувства, испытанные его героями в прошлом веке, вполнеактуальны и сегодня.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.bobych.spb.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Принцип наглядности в обучении и его осуществление на уроках в начальной школе
Реферат Тренинг профессионально-личностного роста психолога
Реферат Fate Of Oedipus Essay Research Paper Sophocles
Реферат Оружие массового поражения
Реферат Управление проектом: развертывание и эксплуатация системы персонального радиовызова
Реферат Впровадження захисту інформації в комп’ютерній мережі і інформаційній системі підприємства "WED"
Реферат The Major Religions Of The World Essay
Реферат Видатні постаті японського менеджменту
Реферат Захист прав інтелектуальної власності
Реферат Современная практика государственного регулирования экономики
Реферат Компетентностный подход к обучению младших школьников умению решать проблемы во взаимоотношениях
Реферат Система змащення ВАЗ 2108
Реферат Эргономические основы безопасности жизнедеятельности
Реферат Настільний теніс
Реферат Акт о результатах проведения в Калужской области плановой выездной проверки полноты и качества осуществления переданных полномочий в области содействия занятости населения