Роль и
задачи военной гидрографии в экономическом освоении шельфа Арктических морей
России
Адмирал
Комарицын Анатолий Александрович, кандидат военных наук
Современный
этап развития экономики России характеризуется началом крупномасштабного
освоения природных ресурсов Мирового океана и создания адекватной этой задаче
системы навигационно-гидрографического обеспечения.
В первую очередь
это относится к изысканиям и разработкам нефтегазовых месторождений на
континентальном шельфе Арктических морей России.
Предполагается,
что освоение ресурсов Штокмановского, Приразломного и других месторождений
позволит решить ряд важнейших проблем национальной экономики, к которым можно
отнести:
Упрочение
положения России на мировом рынке нефтепродуктов
Оптимизацию
энергетических и сырьевых потоков Северо-западного территориально-промышленного
комплекса, обеспечивающую повышение его экономического потенциала и усиление
геополитических позиций страны в целом
Интенсификацию
развития и конверсии военно-промышленного комплекса Санкт-Петербурга и всего
Северо-западного региона Российской Федерации
В течение
многих лет деятельность Военно-Морского Флота к Арктике была связана с
обеспечением военно-стратегических интересов в этом районе Мирового океана на
основе создания эффективной инфрастуктуры морских стратегических ядерных сил и
сил общего назначения на всей протяженности арктических морских границ России.
Уникальность
природных условий Арктики и специфика их влияния на использование сил и средств
ВМФ стимулировали активное участие флота в решении фундаментальных проблем
физики океана и атмосферы и привели к накоплению многолетнего опыта организации
деятельности сложных организационно-технических систем в экстремальных
арктических условиях. Одним из важнейших научно-практических результатов этой
деятельности явилось формирование информационно-технологической инфраструктуры
навигационно-гидрографического обеспечения, уникальной по своим возможностям и
ресурсам.
В то же время
следует отметить, что функционирование системы навигационно-гидрографического и
гидрометеорологического обеспечения нефтегазовых месторождений имеет ряд
принципиальных особенностей, обусловленных:
недостаточной
изученностью особенностей функционирования сложной технической системы
нефтегазовых промыслов в экстремальных природных условиях Арктики;
недостаточной
изученностью в навигационно-гидрографическом и гидрометеорологическом отношении
районов Арктического шельфа, применительно к специфическим задачам обеспечения
безопасности мореплавания нового класса судов, морских инженерных изысканий, а
также применительно к задачам навигационно-гидрографического обеспечения
строительства и эксплуатации добычных комплексов и других гидротехнических
сооружений;
исключительно
высоким уровнем требований к экологической безопасности эксплуатации
нефтегазовых комплексов, находящихся в районах интенсивного судоходства,
рыболовства и оперативной деятельности ВМФ.
Изменение
военно-политической ситуации в мире и тенденции международной экономической
интеграции обуславливают существенное изменение приоритетов задач, решаемых
Военно-Морским Флотом в Арктике. Иерархия приоритетов этих задач связана, в
первую очередь, с обеспечением благоприятных условий для освоения природных
ресурсов на шельфе Севера России, как в рамках национальных программ, так и в
программах с международным участием. К важнейшим направлениям деятельности ВМФ
в Арктике в новых условиях следует отнести:
поддержание
мира и безопасности в Арктическом бассейне;
обеспечение
установленного режима морской государственной границы Российской Федерации;
обеспечение
обязательств Российской Федерации в своих внутренних водах, территориальном
море, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе и в районах
за пределами национальной юрисдикции с учетом международных обязательств,
включая обязательства по обеспечению навигационной безопасности и свободы
мореплавания;
защиту и
сохранение морской среды с учетом действующих международных соглашений.
Возрастающее
значение экологических вопросов в экономическом освоении арктического шельфа
предполагает необходимость осуществления более тесной международной кооперации
военно-морских и гражданских флотов приарктических государств, а также
необходимость интеграции их технических возможностей и информационных ресурсов
для предупреждения и устранения последствий экологических катастроф.
Следует также
рассмотреть на политическом уровне возможности конверсионного использования и
интеграции компонентов систем обеспечения военных флотов приарктических
государств с учетом перспектив создания и развития Арктической транспортной
системы.
К таким
компонентам могут быть отнесены:
системы
освещения надводной, воздушной и подводной обстановки военного назначения;
системы сбора,
обработки и распространения гидрометеорологической и ледовой информации;
системы
управления морским и воздушным движением военного назначения;
средства
навигационного оборудования, в том числе военного назначения, а также
специализированные системы высокоточной высокоширотной навигации.
В течение
нескольких десятилетий освоения арктического бассейна Военно-Морским Флотом
России с привлечением передовых научных и промышленных организаций выполнен
колоссальный объем исследований в самых различных областях знаний. Район
Северного Ледовитого океана и его окраинных морей на 80% покрыт
океанографическими, гравиметрическими и магнитными съемками, а также съемкой
рельефа и грунта морского дна, за исключением отдельных районов Канадского
сектора. Объем этих данных превосходит объем информационных ресурсов всех
остальных приарктических государств вместе взятых и не может не представлять
интереса для решения разнообразных фундаментальных научных проблем.
Значительная часть этих ресурсов, ранее недоступная для гражданских и
иностранных потребителей, уже в настоящее время рассекречена и поступает в
научное и коммерческое обращение.
Столь высокая
степень изученности позволяет обеспечить потребителей высококачественными
картографическими материалами, в том числе подготовленными в соответствии с
международными стандартами морскими электронными навигационными картами,
охватывающими большую часть акватории Арктики. А перспективы создания
автоматизированной системы распространения цифровой картографической информации
открывают возможности неограниченного доступа к ней любых заинтересованных
организаций и мореплавателей в соответствии с действующим порядком абонентского
обслуживания.
Как известно, в
настоящее время в странах Северного Форума проходит обсуждение различных
проектов по созданию Арктической транспортной системы и отдельных ее
компонентов.
Нет сомнений в
том, что этот грандиозный по своему замыслу проект потребует привлечения
большей части имеющихся информационных и конверсионных ресурсов ВМФ и
военно-промышленного комплекса. А осуществление полномасштабных исследований по
выбору трассы и ее навигационно-гидрографическому обеспечению в зоне общих
интересов большинства приарктических государств станет достойным открытием
нового этапа деятельности Гидрографической службы ВМФ России в интересах
национальной экономики и мирового экономического сотрудничества в наступающем
ХХI веке.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.navy.ru/