Подводная лодка
"Почтовый"
В 1903 году инженер С.К. Джевецкий предложил построить
подводную лодку с "единым" двигателем для надводного и подводного
хода.
В качестве единого двигателя предполагались два
четырехтактных бензиновых двигателя фирмы "Панар и Левассор"
мощностью по 130 л.с. каждый, которые с помощью зубчатых передач работали на
гребной вал с четырехлопастным винтом.
В надводном положении бензиномоторы работали по обычной
схеме - выхлопные газы через глушитель и невозвратный клапан выбрасывались в
атмосферу; в подводном положении воздух, хранившийся в 45 воздухохранителях при
давлении 200 атмосфер, подавался в машинное отделение для обеспечения работы
бензиномоторов. Общий запас воздуха составлял около 11 куб.м и должен был
обеспечивать работу бензиномоторов в течение 4-х часов.
Давление воздуха с 200 атмосфер до 18 снижалось в
редукционном клапане (детандере), после чего воздух поступал в поршневой
пневматический двигатель, приводивший в действие газовый насос, откачивавший
выхлопные газы через надстройку, служившую своеобразным глушителем, в отводную
трубу, расположенную под килем и имевшую большое количество мелких отверстий.
Выходя мелкими струйками из многочисленных отверстий отводной трубы, выхлопные
газы (в основном углекислый газ) должны были растворяться в воде.
В пневматическом двигателе давление воздуха снижалось с 18
до 1,2 атм и при этом, безопасном для личного состава давлении, воздух и
поступал в машинное отделение.
Гребных электродвигателей и аккумуляторной батареи на этой
лодке не было.
Для освещения внутренних помещений использовалась
динамо-машина, приводимая в действие бензиномотором той же фирмы мощностью 5
л.с., такой же бензиномотор приводил в действие рулевую машину.
Подводная лодка, предложенная С.К. Джевецким, получила
высокую оценку А.Н. Крылова, бывшего в то время и.о. председателя Морского
технического комитета и была заказана "Компании С.-Петербургский
металлический завод" на средства "Особого комитета по усилению
военного флота на добровольные пожертвования".
Проект был разработан Металлическим заводом под
руководством Джевецкого и представлен на утверждение в 1905 году. Строительство
подводной лодки "Почтовый" началось в 1906 году. 29 ноября 1906 года
подводная лодка была переведена в Кронштадт, где и начались ее предварительные
испытания. В течение 1907-1908 гг. заводом устранялись замечания приемной
комиссии и выполнялись необходимые переделки, после чего 30 сентября 1908 года
подводную лодку "Почтовый" зачислили в списки судов флота, с марта
следующего года - в состав Отряда подводного плавания. 4 июня 1909 года
подводную лодку "Почтовый" перечислили в Учебный отряд.
Несмотря на то, что эксплуатация подводной лодки
"Почтовый" подтвердила возможность подводного плавания с двигателями
внутреннего сгорания, работающими в подводном положении, подводная лодка этого
типа так и осталась единственной.
Не удалось достичь бесследности движения лодки под водой -
на легкой ряби были заметны пузырьки отработавших газов, за лодкой тянулся на
протяжении 2-3 кабельтов масляный след. Мощность газового насоса оказалась
недостаточной для откачки выхлопных газов от обоих бензиномоторов, поэтому в
подводном положении работал только один левый мотор. Сложность и малая конструктивная
надежность механизмов требовала исключительно высокой квалификации личного
состава, обслуживавшего лодку. Большие нарекания вызывала большая шумность
бензиномоторов; на зарядку воздухохранителей требовалось от 2 до 3 дней.
По предложению начальника бригады подводных лодок и
начальника учебного отряда контр-адмирала Левицкого подводная лодка
"Почтовый" в сентябре 1913 года была передана Балтийскому заводу, на
котором предполагалось произвести опыты по использованию кислородного двигателя,
предложенного мичманом М. Никольским. В октябре 1914 года подводная лодка
"Почтовый" использовалась вблизи Кронштадта с целью определения
воздействия на конструкции подводных лодок подводных взрывов.
В сентябре 1924 года подводная лодка "Почтовый"
была разобрана на металлолом.
Тактико-технические
элементы
Длина, м
36
Ширина, м
3,2
Осадка, м
2,7
Водоизмещение надводное/подводное, т
134 / 146
Мощность двигателей, л.с.
2х130
Скорость надводного/подводного хода,
узл.
11,4 / 6,2
Дальность плавания надводным/подводным
ходом, миль
350 / 28
Глубина погружения, м
30
Вооружение
Торпеды в наружных решетчатых аппаратах
Джевецкого
4
Впоследствии, число торпедных аппаратов было уменьшено до
2-х.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.navy.ru/