Реферат по предмету "История"


История России - возможности изучения

История России - возможности изучения

Мировоззрение летописцев - первых историков - было религиозным. История
государства и общества истолковывалась как осуществление божественного замысла,
воздаяние людям за добродетели и наказание за грехи. В летописях история
государства тесно переплетена с религией - христианством. Возникновение
государства связано с принятием христианства в Киеве в 988 году, а затем с
перенесением религиозных и государственных центров во Владимир (местонахождение
митрополита), в Москву (местонахождение митрополита и патриарха). С этих
позиций история общества рассматривалась как история государства, основой
которого являлось христианство - православие. Расширение государства и
распространение христианства были неразрывно связаны друг с другом. Со времен
летописцев историческая традиция стала делить население Восточной Европы и
Сибири на "наших" - православных и "ненаших" - иноверцев.

Мысль об особом пути России, отличном от западных и восточных стран,
была сформулирована на рубеже XV-XVI вв. старцем Елеазарова монастыря Филофеем
- это было учение "Москва - Третий Рим". Согласно этому учению,
Первый Рим - Римская империя - пал в результате того, что его жители впали в
ересь, отказались от истинного благочестия. Второй Рим - Византия - пал под
ударами турок. "Два Рима пали, а третий стоит, четвертому не бывать",
- писал старец Филофей. Отсюда становилась ясной мессианская роль России,
призванной сохранить истинное христианство, утраченное в других странах,
указать путь развития всему остальному миру.

В XVIII веке российские историки под влиянием западных историков
перешли на позиции всемирно-исторической теории изучения, рассматривая
российскую историю как часть мировой. Однако мысль об особом, отличном от
западно-европейского, развитии России продолжала существовать в русском
обществе. Она нашла свое воплощение в теории "официальной
народности", основы которой были сформулированы в 30-е гг. XIX века
министром народного просвещения России графом С.С. Уваровым. Суть ее в том,
что, в отличие от Европы, общественная жизнь России базируется на трех
основополагающих принципах: "Самодержавие, православие, народность".

Впечатление разорвавшейся бомбы произвело "философическое"
письмо П.Я. Чаадаева, опубликованное в 1836 г. в журнале "Телескоп".
Он усматривал главное отличие в развитии Европы и России в их религиозной
основе - католичестве и православии. В Западной Европе он видел хранителя
христианского мира, Россию же воспринимал как страну, стоящую вне мировой
истории. Спасение России П.Я. Чаадаев видел в скорейшем приобщении к
религиозно-католическим началам западного мира.

Письмо оказало огромное влияние на умы интеллигенции, положило начало
спорам о судьбах России, появлению в 30-40-х гг. XIX века течений
"западников" - сторонников всемирно-исторической теории - и
"славянофилов" - сторонников локально-исторической теории.

Западники исходили из концепции единства человеческого мира и считали,
что Западная Европа идет во главе мира, наиболее полно и успешно осуществляя
принципы гуманности, свободы и прогресса, и указывает путь всему остальному
человечеству. Задача России, отсталой, невежественной страны, которая лишь со
времени Петра Великого вступила на путь культурного1 общечеловеческого развития
- как можно скорее изжить косность и азиатчину и, примкнув к Европейскому
Западу, слиться с ним в одну культурную общечеловеческую семью.

Локально-историческая теория изучения получила значительное
распространение в середине и второй половине XIX века. Представители этой
теории, славянофилы и народники, считали, что не существует единой
общечеловеческой общности, а следовательно, единого пути развития для всех
народов. Каждый народ живет своей "самобытною" жизнью, в основе
которой лежит идейное начало, "народный дух". Для России такими
началами являются православная вера и связанные с ней принципы внутренней
правды и духовной свободы; воплощением этих начал в жизни является крестьянский
мир, община, как добровольный союз для взаимной помощи и поддержки.

По мнению славянофилов, западные принципы формально-юридической
справедливости и западные организационные формы чужды России. Реформы Петра I,
считали славянофилы и народники, повернули Россию с естественного пути развития
на чуждый ей западный путь.

С распространением на рубеже ХIX-XX веков в России марксизма
всемирно-историческая теория изучения вытеснила локально-историческую. После
1917 г. одна из ветвей всемирно-исторической теории - материалистическая -
стала официальной. Была разработана схема развития общества, исходящая из
теории общественно-экономических формаций. Материалистическое направление
всемирно-исторической теории дало новую трактовку места России во всемирной
истории. Она расценила Октябрьскую революцию 1917 г. как социалистическую, а
строй, установившийся в России, как социализм. Согласно К. Марксу, социализм -
это общественный строй, который должен прийти на смену капитализму.
Следовательно, Россия автоматически превращалась из отсталой европейской страны
в "первую в мире страну победившего социализма", в страну,
"указывающую путь развития всему человечеству".

Часть российского общества, которая оказалась в эмиграции после событий
1917-1920 гг., придерживалась религиозных воззрений. Ряд исторических трудов,
осмысливавших события в русле религиозной теории, принадлежит генералу П.Н.
Краснову. Его взгляд на события 1917 года и последовавшие за ним был взглядом
православного верующего, корнем проблем для которого была "потеря Россией
Бога", то есть забвение христианских ценностей и греховные искушения.
Другой генерал, А.И. Деникин, свой труд о гражданской войне прямо назвал
"Очерки русской смуты".

В среде эмиграции получила значительное развитие и
локально-историческая теория, в русле которой сложилось "евразийское
направление". Вышел ряд сборников, а также манифест
"Евразийство" (1926). Публиковались ежегодники "Евразийский
временник", "Евразийская хроника". К евразийскому направлению
относили себя экономист П.Н. Савицкий, этнограф2 Н.С. Трубецкой, историк Г.В.
Вернадский и др.

Основные идеи евразийцев - это, во-первых, идея об особой миссии
России, проистекающая из особого "месторазвития" последней. Евразийцы
считали, что корни русского народа не могут быть связаны только со славянскими.
В образовании русского народа большую роль сыграли тюркские и угро-финские
племена, населявшие единое с восточными славянами "месторазвитие" и
постоянно взаимодействующие с ними. В результате сформировалась русская нация,
объединившая разноязычные народы в единое государство - Россию.

На рубеже XX-XXI веков в России начинает распространяться
историко-технологическое направление всемирно-исторической теории, которое
получило наиболее полное отражение в учебниках С.А. Нефедова. Согласно
историко-технологическому направлению история представляет динамичную картину
распространения фундаментальных открытий в виде культурно-технологических
кругов, расходящихся по всему миру. Культурно-технологические круги сравнимы с
кругами, расходящимися по воде от брошенного камня. Это могут быть
фундаментальные открытия в области производства пищи, позволяющие увеличить
плотность населения в десятки и сотни раз. Это могут быть фундаментальные
открытия в области вооружения, позволяющие раздвинуть границы обитания за счет
соседей. Эффект этих открытий таков, что они дают народу-первооткрывателю
решающее преимущество перед другими. В середине XVIII века в России состоялось
фундаментальное открытие - была изобретена легкая пушка - гаубица
"единорог", стреляющая всеми видами снарядов: ядрами, картечью,
разрывными бомбами. В течение второй половины XVIII века границы России
достигли Вислы и Дуная, а население страны увеличилось более чем в два раза.
Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта
http://russia.rin.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Міжнародні морські перевезення
Реферат Взрослый глазами младенца
Реферат А. Ю. Просеков С. Ю. Юрьева технология молочных продуктов детского питания учебное пособие
Реферат Розв'язок задач лінійного програмування. Задача планування виробництва
Реферат Петр Первый как политический деятель и полководец
Реферат Финансирование и кредитование в строительстве
Реферат Процессуальный статус прокурора на всех стадиях уголовного процесса
Реферат Отсутствие единственности.
Реферат Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц в Сбербанке
Реферат Проблемы типологического анализа современной корпоративной прессы
Реферат Литература в школе
Реферат Возмещение морального вреда при страховании ответственности
Реферат Immigration And The US Essay Research Paper
Реферат Музыка и сквозное действие в театрализованном представлении. Музыкально-шумовая партитура досугового мероприятия
Реферат Атрибуты: фуражки: летчика, пограничника, ракетчика; шлем танкиста; бескозырка моряка