Налоговая
система при НЭПе
Финансовая
система во время НЭПа имела много специфических особенностей, но тем не менее
она отталкивалась от налоговой системы дореволюционной России как от исходного
пункта и воспроизводила ряд ее черт. Однако складывающаяся система
налогообложения имела слабо налаженный податной аппарат и характеризовалась
почти полным отсутствием данных для определения финансового положения различных
категорий налогоплательщиков, что предопределяло весьма примитивные способы
обложения.
Существовали
следующие виды налогов.
Прямые налоги:
*сельскохозяйственный,
Сельскохозяйственный
налог рассчитывался в зависимости от количества земли и количества голов скота
на одного едока. Скот приравнивался к пашне по соотношению: одна голова
рабочего скота равнялась 0,8 десятины пашни. Налог соответствовал классовой
политике, проводимой в деревне, приводил к сокращению зажиточных хозяйств, не
стимулировал повышение эффективности труда.
*промысловый,
Промысловым
налогом облагались торговые и промышленные предприятия, а также единоличные
ремесла и промысловые занятия. Он состоял из двух частей:
*патентный сбор
Плата за патент зависела от разряда предприятия и его местонахождения.
Уравнительный
сбор устанавливался с суммы торгового (или вообще хозяйственного) оборота.
Первоначально он был определен в 7%, из которых 3% шли в государственный
бюджет, 3% - в местный бюджет и 1% - в пользу голодающих. Однако очень скоро
это налогообложение было признано чрезмерным. Налог снизился в среднем в два
раза с дифференциацией его по отраслям. Так, в пищевой промышленности он
составлял 1,5 - 2%, а на предметы роскоши доходил до 6%. Государственные
предприятия платили уравнительный сбор в 2 - раза ниже, чем частные.
*уравнительный
сбор.
Уравнительный
сбор представлял собой по сути дела налог с оборота, позволяющий относительно
равномерно облагать все товары, улавливать и аккумулировать в бюджете излишки
доходов. В общемировой практике налог с оборота в конечном счете
эволюционировал в налог на добавленную стоимость. В экономике России эволюция
была обратной - в сторону сближения налога с оборота с акцизами - определенной
фиксированной надбавкой к цене товара в пользу государственной казны. На
протяжении многих лет налог с оборота вызывал отклонение цен на товары от их
стоимости, препятствовал установлению рыночных цен и развитию хозрасчетных
отношений.
*подоходно-имущественный,
Им облагались
как физические, так и юридические лица: акционерные общества и т.п.
Поимущественное обложение представляло собой прежде всего налог на капитал.
Государственные предприятия были освобождены от поимущественного обложения, но
платили подоходный налог в размере 8%. Физические лица привлекались к уплате
налога, если имели годовой доход от 300 рублей и выше или имущество стоимостью
более 300 рублей. Поимущественное обложение прогрессивно возрастало по мере
увеличения размера имущества. В результате всякое слияние капиталов - создание
товариществ, акционерных обществ - вело к удвоению и утроению обложения. Дважды
по сути дела облагались и доходы участников акционерных обществ: сначала как
совокупный доход акционерного общества, затем как выплаченные дивиденды.
Подобный налоговый гнет толкал частных предпринимателей на путь быстрой наживы,
спекуляции, препятствовал рациональной концентрации и накоплению капитала даже
на самом примитивном уровне.
*рентные налоги
с земель, изъятых из сельскохозяйственного оборота,
*гербовый сбор,
*наследственные
пошлины.
Прямые налоги
являлись орудием финансовой политики - рычагом перераспределения накапливаемых
в процессе хозяйствования капиталов и то же время они становились существенным
фактором роста доходов бюджета. В 1922 - 1923 гг. прямые налоги составляли
около 43% от всех налоговых поступлений в бюджет, в 1923 - 1924 гг. - 45%, в
1925 - 1926 гг. - 82%.
Косвенные
налоги: акцизы и таможенное обложение. Акцизы были установлены на продажу чая,
кофе, сахара, соли, алкогольных напитков, табачных изделий и некоторых других
потребительских товаров.
В дальнейшем
финансовая система нашей страны эволюционировала в направлении, противоположном
процессу общемирового развития. От налогов она перешла к административным
методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов
через бюджет страны. Полная централизация денежных средств и отсутствие какой -
либо самостоятельности предприятий в решении финансовых вопросов лишали
хозяйственных руководителей всякой инициативы и постепенно подводили страну к
финансовому кризису.
Список литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://tax-nalog.km.ru/