МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ РЫНКА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО КУРСУ:
«КОНЦЕПЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»
(раздел 1, вопрос 2
«Значение научно-технической революции ХХ века»)
|Выполнил: Гусаров А.Ю. |
|Группа: |
| |
|Проверил: |
|Оценка: |
|Дата: |
Самара 1999
Термин «Научно-техническая революция» возник в середине ХХ века, когда
человек создал атомную бомбу, и стало ясно, что наука может уничтожить нашу
планету.
Научно-техническая революция характеризуется двумя критериями:
1. Произошло срастание науки с техникой в единую систему (этим определяется сочетание научно-техническая), в результате чего наука стала непосредственной производительной силой.
2. Небывалыми успехами в деле покорения природы и самого человека как части природы.
Достижения научно-технической революции впечатляющи. Она вывела
человека в космос, дала ему новый источник энергии - атомную, принципиально
новые вещества и технические средства (лазер), новые средства массовой
коммуникации и информации и т.д., и т.п.
В авангарде науки идут фундаментальные исследования. Внимание властей
к ним резко возросло после того, как Альберт Эйнштейн сообщил в 1939 году
президенту США Рузвельту о том, что физиками выявлен новый источник
энергии, который позволяет создать невиданное доселе оружие массового
уничтожения.
Современная наука - «дорогое удовольствие». Строительство
синхрофазотрона, необходимого для проведения исследований в области физики
элементарных частиц, требует миллиарды долларов. А космические
исследования? В развитых странах на науку сегодня затрачивается 2-3%
валового национального продукта. Но без этого невозможны ни достаточная
обороноспособность страны, ни ее производственное могущество.
Наука развивается по экспоненте: объем научной деятельности, в том
числе мировой научной информации в ХХ веке, удваивается каждые 10-15 лет.
Расчет число ученых, наук. В 1900 году в мире было 100 000 ученых, сейчас -
5 000 000 (один из тысячи человек, живущих на Земле). 90% всех ученых,
когда-либо живших на планете - наши современники. Процесс дифференциации
научного знания привел к тому, что сейчас насчитывается более 15 000
научных дисциплин.
Наука не только изучает мир и его эволюцию, но и сама является
продуктом эволюции, составляя вслед за природой и человеком особый,
«третий» (по Попперу) мир - мир знаний и навыков. В концепции трех миров -
мира физических объектов, мира индивидуально-психического и мира
интерсубъективного (общечеловеческого) знания - наука сменила «мир идей»
Платона. Третий, научный мир, стал таким же эквивалентом философскому «миру
идей», как «град божий» блаженного Августина в средние века.
В современной философии существуют два взгляда на науку в ее связи с
жизнью человека: наука - продукт, созданный человеком (К.Ясперс) и наука
как продукт бытия, открываемый через человека (М.Хайдеггер). Последний
взгляд еще ближе подводит к платоновско-августиновским представлениям, но
первый не отрицает фундаментального значения науки.
Наука, по Попперу, не только приносит непосредственную пользу
общественному производству и благосостоянию людей, но также учит думать,
развивает ум, экономит умственную энергию.
«С того момента, как наука стала действительностью, истинность
высказываний человека обусловлена их научностью. Поэтому наука - элемент
человеческого достоинства, отсюда и ее чары, посредством которых она
проникает в тайны мироздания» (Ясперс К. «Смысл и назначение истории»)
Эти же чары приводили к преувеличенному представлению о возможностях
науки, к попыткам поставить ее выше других отраслей культуры и перед ними.
Создалось своеобразное научное «лобби», которое получило название
сциентизма (от латинского «сциенция» - наука). Именно в наше время, когда
роль науки поистине огромна, появился сциентизм с представлением о науке,
особенно естествознании, как высшей, если не абсолютной ценности. Эта
научная идеология заявила, что лишь наука способна решить все проблемы,
стоящие перед человечеством, включая бессмертие.
Для сциентизма характерны абсолютизация стиля и методов «точных»
наук», объявление их вершиной знания, часто сопровождающиеся отрицанием
социально-гуманитарной проблематики как не имеющей познавательного
значения. На волне сциентизма возникло представление о никак не связанных
друг с другом «двух культурах» - естественнонаучной и гуманитарной (книга
английского писателя Ч.Сноу «Две культуры).
В рамках сциентизма наука рассматривалась как единственная в будущем
сфера духовной культуры, которая поглотит ее нерациональные области. В
противоположность этому также громко заявившие о себе во второй половине ХХ
века антисциентистские высказывания обрекают ее либо на вымирание, либо на
вечное противопоставление человеческой природе.
Антисциентизм исходит из положения о принципиальной ограниченности
возможностей науки в решении коренных человеческих проблем, а в своих
проявлениях оценивает науку как враждебную человеку силу, отказывая ей в
положительном влиянии на культуру. Да, говорят критики, наука повышает
благосостояние населения, но она же увеличивает опасность гибели
человечества и Земли от атомного оружия и загрязнения природной среды.
Научно-техническая революция - коренной переворот, происходящий в
течение ХХ века в научных представлениях человечества, сопровождаемый
крупнейшими сдвигами в технике, ускорением научно-технического прогресса и
развитием производительных сил.
Начало научно-технической революции было подготовлено выдающимися
успехами естествознания в конце XIX - начале ХХ в. К ним относятся открытие
сложного строения атома как системы частиц, а не неделимого целого;
открытие радиоактивности и превращения элементов; создание теории
относительности и квантовой механики; уяснение сущности химических связей,
открытие изотопов, а затем и получение новых радиоактивных элементов,
отсутствующих в природе.
Бурное развитие естественных наук продолжалось и в середине нашего
века. Появились новые достижения в физике элементарных частиц, в изучении
микромира; была создана кибернетика, получили развитие генетика,
хромосомная теория.
Переворот в науке был сопряжен с переворотом в технике. Крупнейшие
технические достижения конца XIX - начала ХХ в. - создание электрических
машин, автомобиля, самолета, изобретение радио, граммофона. В середине ХХ
века появляются электронные вычислительные машины, применение которых стало
основой развития комплексной автоматизации производства и управления им;
использование и освоение процессов деления ядра кладет начало атомной
технике; развивается ракетная техника, начинается освоение космического
пространства; рождается и получает широкое применение телевидение;
создаются синтетические материалы с заранее заданными свойствами; успешно
осуществляются в медицине пересадка органов животных и человека, другие
сложнейшие операции.
С научно-технической революцией связан значительный рост промышленного
производства и совершенствования системы управления им. В промышленности
применяются все новые и новые технические достижения, усиливается
взаимодействие между промышленностью и наукой, развивается процесс
интенсификации производства, сокращаются сроки разработки и внедрения новых
технических предложений. Растет потребность в высококвалифицированных
кадрах во всех отраслях науки, техники и производства. Научно-техническая
революция оказывает большое влияние на все стороны жизни общества.