История
Финикии
Морские
путешествия финикийцев
Обогащаясь за счет своих колоний, финикийские, карфагенские
мореплаватели начали постепенно выходить далеко за пределы Средиземного моря. В
этот период расцвета финикийского и карфагенского мореходства морской путь
становится средством связи между тремя континентами Средиземноморья и более
отдаленными странами, которые находились за пределами Гибралтара.
Финикийцы первыми из народов Средиземноморья достигли
берегов нынешней Англии и здесь получали очень ценное в то время олово. Путем
обмена они также получали на побережье Атлантического океана доставляемый сюда
сухим путем из Прибалтики столь ценившийся тогда янтарь.
Карфагенские мореходы, выходя в океан через Гибралтарский
пролив, который называли они “столпами Мелькарта” (верховного бога Тира),
неоднократно плавали также вдоль западного берега Африки.
Описание одной из таких морских экспедиций отважных
карфагенских мореплавателей известно и нам в греческом переводе. Это
путешествие, которое называется путешествием Ганнона, датируемое примерно VI
или V в. до н.э. Хотя экспедиция карфагенского морехода описана как
занимательный приключенческий роман, тем не менее все его сведения, по суждению
авторитетных исследователей-историков, соответствуют действительности. Можно
шаг за шагом проследить путь экспедиции по карте, сопоставляя данные об этом
путешествии с тем, что мы знаем о географии западного побережья Африки.
Пользуясь помощью египтян, а иногда Израиля и Иудеи,
финикийские города отправляли морские экспедиции не только на северо-запад и
юго-запад, но и менее доступный тогда юг.
В данном случае финикийские корабли через Красное море
достигли, вероятно, даже Индийского океана.
Об одном из таких морских походов хорошо написано в Библии,
где рассказывается об экспедиции в богатую золотом страну Офир, организованной
Хирамом, царем Тира, и Соломоном, царем Израиля.
Но самым грандиозным предприятием необходимо считать ту
морскую экспедицию финикийцев, которую они совершили по поручению египетского
царя Нехо в конце VII в. до н.э. В течение трех лет они обогнули Африку и
вернулись через “столпы Мелькарта”, совершив этот выдающийся подвиг более чем
за две тысячи лет до Васко да Гамы.
Финикийская
культура в первой половине I тысячелетия до н.э.
Финикийская культура — культура, созданная финикийцами в IV
— I тысячелетии до н.э. на территории Финикии и ее колоний.
Финикийская культура испытала значительное влияние египтян,
ассиро-вавилонской, хеттской, Эгейской и греческой культур. Самым важнейшим
достижением финикийцев явилось изобретение финикийского консонантного письма во
второй половине II тысячелетия до н.э., от которого ведут происхождение почти
все последующие буквенно-звуковые системы письма.
Историки предполагают, что финикийское письмо возникло либо
из так называемого библского “псевдоиероглифического”, по-видимому, слогового
письма, либо из протосинайского письма и его ранних палестинских вариантов.
Древнейшими памятниками финикийской литературы являются мифологические тексты
из Угарита, надписи финикийских царей (Ахирама и Иехимилька из Библа,
Эшмуназара Сидонского и др.).
Собственно финикийские литературные и исторические
произведения до нас не дошли, однако в сочинениях поздних писателей имеются
ссылки, например, на труды финикийца Санхотиатона (до сих пор не установлено,
существовал ли он в действительности).
В период эллинизма и римского господства в Финикии была
развита литература на греческом языке: по космогонии, по теогонии, исторические
повествования Менандра, Дия (II — I вв. до н.э.), Феодота (I в. н.э.), Филона
Библского (I — II вв. н.э.) и др. Эти авторы ссылаются на “Тирские хроники” и
другие собственно финикийские произведения.
Из финикийской литературы, развивавшейся в Северной Африке,
известны (помимо пунийской исторической традиции, дошедшей до нас в изложении
античных авторов Диодора, Юстина, Саллюстия) сочинения флотоводцев Ганнона и
Гамилькона об их плаваниях в Атлантическом океане и труды Магона, посвященные
рациональному ведению сельского хозяйства.
Значительную роль играла и финикийская наука, в особенности
астрономия и географические исследования.
Финикийцы внесли значительный вклад в развитие античной
философии. Финикийский философ Мох считался одним из основоположников
атомистического учения. Карфагенянин Гасдрубал, принявший в Греции имя
Клитомаха, сына Диогнета, в последней четверти II в. до н.э. стал руководителем
Академии в Афинах.
Существовала у финикийцев и подробно разработанная, видимо,
в период эллинизма грамматическая теория.
Финикийские города с древнейших времен были центрами
высокоразвитого ремесленного производства.
Под непосредственным влиянием финикийцев развивались
литература и другие отрасли культуры народов Сирии, Палестины и Малой Азии.
Культурное влияние Финикии сказывалось и в том, что в этот
период финикийский алфавит распространяется в странах Средиземноморья.
Большое влияние на финикийскую культуру того времени
оказывают религия и мифология. Но изучаются эти области с трудом из-за
недостатка источников, а также из-за того, что имена финикийских богов обычно
были табуированы, их нельзя было произносить, и поэтому наши знания о пантеоне
финикийцев могут быть не точны. Известно, что верховный бог финикийцев
назывался Эл, что в переводе означает бог, его супруга — Элат (богиня) или
Ашерат (дух моря). Остальные боги — цари (малк) или хозяева (баал), в том числе
владыка севера — Баалцафон, хозяин неба — Баалша-мем, бог солнца (хозяин жара)
— Баалхаммон, а также владыки отдельных местностей, рек и тому подобное.
У финикийских городов имелись боги-покровители: у Тира —
Мелькарт (“царь города”), у Сидона — Эшмун (очевидно, бог врачевания), у Берита
— Великая хозяйка Берита, у Библа — богиня любви и плодородия Аштарта
(Астарта), являвшаяся также одним из важнейших общефиникийских божеств.
В Финикии особенно были распространены культы богов
плодородия. Почитались бог земледелия Дагон и бог огня, пламени и чумы Решеф.
В Угарите обнаружены записи древнейших мифов, в том числе о
гибели и воскрешении Баала — бога земледелия и плодородного дождя, который
борется с богом смерти Мотом и при помощи своей сестры — воительницы Анат
побеждает его.
Другой земледельческий культ бога Адониса (финикийское
“адон” или “адун” — господь) связан с мифом о боге, родившемся из пшеничного
зерна, умершим и после смерти попавшем в подземное царство. Его освобождает
богиня плодородия.
При храмах, представлявших собой открытую площадку, в
центре которой находился алтарь, существовали многочисленные коллегии жрецов.
Наряду с обычными жертвоприношениями (скота и продуктов земледелия) в
исключительно важных случаях, как-то: политических событиях, при закладке стен
города, в момент смертельной опасности и т.п., верующие приносили в жертву
своих малолетних детей.
Общий характер финикийской культуры в I тысячелетии до н.э.
остается догматичным на долгие годы.
Список литерат
уры
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.middleeast.narod.ru/