Реферат по предмету "Гражданское право и процесс"


Правовое регулирование и формы воспитания детей, оставшихся без родителей

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра философии и истории
Реферат
Тема: “Правовое регулирование и формы воспитания детей, оставшихся без родителей”
Выполнил: студент И-V-8
Кухарь А.А.
Принял: Базарова А.Г.
Кинель 2003 г. Усыновление.
Ребенок потерял родителей, остался сиротой. Сирота — это слово всегда наводит на мысль о горьком детстве, лишенном светлой радости родительской любви, об одиночестве. Недаром сиротой называют и взрослых людей, оставшихся без семьи, неустроенных.
Дети-сироты помещаются в детские учреждения, где делается все, чтобы они не чувствовали потери родителей. Но ребенка тянет к семье, где он как член маленького коллектива — семьи получает индивидуальную ласку и внимание.
Вот для того, чтобы создать благоприятные условия для детей, лишившихся попечения родителей, закон предусматривает возможность усыновлять (удочерять) детей. Усыновленный по закону приравнивается в правах и обязанностях к родному сыну (дочери) усыновителя.
Усыновление производится судом по заявлению лица, желающего усыновить ребенка. Усыновить ребенка могут как супруги, так и отдельные лица, не состоящие в браке. Усыновителями могут быть только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут усыновить ребенка лица, лишенные родительских прав, бывшие усыновители, опекуны (попечители), если они ненадлежащим образом осуществляли воспитание ребенка, а также лица, страдающие определенными заболеваниями (например, венерическими заболеваниями, ВИЧ- инфекцией и др.).
До вынесения решения суда об усыновлении органами опеки и попечительства производятся подробные обследования, целью которых является установить соблюдение всех условий усыновления, а также убедиться в том, что передача ребенка на усыновление лицу (лицам), выразившему такое желание, будет соответствовать интересам ребенка, поскольку усыновление допускается только в интересах несовершеннолетнего.
Если родители ребенка живы и не лишены родительских прав, то для усыновления необходимо их согласие. Согласия родителей не требуется, если они признаны судом недееспособными или безвестно отсутствующими. Для усыновления ребенка, достигшего 10 лет, требуется его согласие.
Сохранение тайны усыновления. Нередко усыновляют маленьких детей, которые не знали или не помнят своих родителей. Эти дети думают, что усыновители — их родные отец и мать. Ребенок тяжело переживает, если вдруг узнает, что он на самом деле не родной, а приемный.
Для сохранения тайны усыновления в законе предусмотрен ряд правил (например, изменение даты и места рождения ребенка). Кроме того, закон установил уголовную ответственность за разглашение тайны усыновления против воли усыновителей.
Отмена усыновления. Усыновление может быть отменено, если усыновитель плохо выполняет свои обязанности или по каким-либо другим причинам ребенок плохо себя чувствует в его семье. Отмена усыновления производится по решению суда.
Статья 140. Отмена усыновления ребенка 1. Отмена усыновления ребенка производится в судебном порядке. 2. Дело об отмене усыновления ребенка рассматривается с участием органа опеки и попечительства, а также прокурора. 3. Усыновление прекращается со дня вступления в законную силу решения суда об отмене усыновления ребенка. Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда об отмене усыновления ребенка направить выписку из этого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации усыновления. Статья 141. Основания к отмене усыновления ребенка 1. Усыновление ребенка может быть отменено в случаях, если усыновители уклоняются от выполнения возложенных на них обязанностей родителей, злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с усыновленным ребенком, являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией. 2. Суд вправе отменить усыновление ребенка и по другим основаниям исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка. Статья 142. Лица, обладающие правом требовать отмены усыновления ребенка Правом требовать отмены усыновления ребенка обладают его родители, усыновители ребенка, усыновленный ребенок, достигший возраста четырнадцати лет, орган опеки и попечительства, а также прокурор. Статья 143. Последствия отмены усыновления ребенка 1. При отмене судом усыновления ребенка взаимные права и обязанности усыновленного ребенка и усыновителей (родственников усыновителей) прекращаются и восстанавливаются взаимные права и обязанности ребенка и его родителей (его родственников), если этого требуют интересы ребенка. 2. При отмене усыновления ребенок по решению суда передается родителям. При отсутствии родителей, а также если передача ребенка родителям противоречит его интересам, ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства. 3. Сух также разрешает вопрос, сохраняются ли за ребенком присвоенные ему в связи с его усыновлением имя, отчество и фамилия. Изменение имени, отчества или фамилии ребенка, достигшего возраста десяти лет, возможно только с его согласия. 4. Суд исходя из интересов ребенка вправе обязать бывшего усыновителя выплачивать средства на содержание ребенка в размере, установленном статьями 81 и 83 настоящего Кодекса. Статья 144. Недопустимость отмены усыновления по достижении усыновленным ребенком совершеннолетия Отмена усыновления ребенка не допускается, если к моменту предъявления требования об отмене усыновления усыновленный ребенок достиг совершеннолетия, за исключением случаев, когда на такую отмену имеется взаимное согласие усыновителя и усыновленного ребенка, а также родителей усыновленного ребенка, если они живы, не лишены родительских прав или не признаны судом недееспособными.
Опека и попечительство.
Встречаются случаи, когда родители ребенка по тем или иным причинам временно не могут его воспитывать. Например, родители уезжают в длительную командировку или находятся в лечебном учреждении и т.п. Конечно, в этих случаях можно поместить ребенка в детское учреждение, но чаще лучше устроить его в семью родственников, друзей, знакомых. В семье родственников или друзей ребенок нередко остается и в тех случаях, когда он лишился родителей, но его не усыновляют. В такой ситуации необходимо, чтобы было определено лицо, которое несло бы не только моральную, но и правовую ответственность за воспитание ребенка. В этих случаях лицо, выразившее желание воспитывать ребенка, назначают опекуном (если ребенок моложе 14 лет) или попечителем (если речь идет о подростке от 14 до 18 лет) (п. 2 ст. 145 Семейного Кодекса).
Опека и попечительство устанавливается над детьми, оставшимися без попечения родителей.
Опека — способ защиты прав и интересов малолетних и недееспособных лиц.
Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет.
Опекун назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке. Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Соответственно, согласно закону, при назначении ребенку опекуна учитываются нравственные и личные качества этого человека, важно определить способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна, а также, если это возможно, желание самого ребенка.
Права детей, находящихся под опекой (попечительством), включают в себя:
— воспитание в семье опекуна, заботы со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание;
— обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства;
— права на причитающиеся им алименты, пен- сии, пособия и другие выплаты;
— сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением;
— защиту от злоупотреблений со стороны опекуна.
Нужно заметить, что детям, находящимся на полном государственном обеспечении в воспитательных учреждениях социальной защиты, опекуна (попечителя) не устанавливают. Выполнение этих обязанностей возлагается на администрации этих учреждений. В свою очередь, органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей.
Вследствие принятия решения о назначении опекуна (попечителя), у последних возникает перечень прав и обязанностей по отношению к ребенку. Опекун (попечитель) имеет право и обязан воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Опекун также вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой, учитывая его мнение и желание. Опекун с учетом мнения ребенка имеет право выбора образовательного учреждения и формы обучения. Он может требовать по суду возврата ребенка от лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований (даже от близких родственников ребенка). В свою очередь, опекун не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и близкими родственниками.
Права и обязанности опекуна и попечителя. Опекуны и попечители над несовершеннолетними детьми обязаны воспитывать своих подопечных так же, как это обязаны делать родители в отношении своих детей, защищать их права и интересы.
В случаях ненадлежащего выполнения опекуном (попечителем) лежащих на нем обязанностей орган опеки и попечительства может отстранить его от их исполнения.
Статья 150. Права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка 1. Опекун (попечитель) ребенка имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством), заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Опекун (попечитель) вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой (попечительством), с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства, а также при соблюдении требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 65 настоящего Кодекса. Опекун (попечитель) с учетом мнения ребенка имеет право выбора образовательного учреждения и формы обучения ребенка до получения им основного общего образования и обязан обеспечить получение ребенком основного общего образования. 2. Опекун (попечитель) вправе требовать по суду возврата ребенка, находящегося под опекой (попечительством), от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований, в том числе от близких родственников ребенка. 3. Опекун (попечитель) не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка. 4. Гражданские права и обязанности опекуна (попечителя) определяются статьями 36-38 Гражданского кодекса Российской Федерации. 5. Обязанности по опеке и попечительству в отношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно. На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации.
Воспитание детей в приемной семье. Приемной признается семья, которая взяла на воспитание хотя бы одного ребенка. В отличие от опеки (попечительства) основанием возникновения отношений между приемными родителями и детьми является договор о передаче детей на воспитание, заключаемый между приемными родителями (супругами или лицами, не состоящими в браке) и соответствующим органом опеки и попечительства. Труд приемных родителей по воспитанию детей оплачивается. Размер оплаты, а также объем льгот, предоставляемых приемной семье (в зависимости от числа детей, принятых на воспитание), определяется законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, каких бы отношений ни касались отдельные нормы семейного законодательства, они всегда направлены на укрепление семьи, на создание в ней таких отношений, которые соответствуют моральным представлениям нашего общества, призваны обеспечить личное счастье каждого, и в первую очередь наших детей.
Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка или детей на воспитание в семью. Этот договор заключается между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять на воспитание детей в семью). На воспитание передаются не достигшие совершеннолетия дети на срок, предусмотренный указанным договором. Договор должен предусматривать:
1) условия содержания, воспитания и образования ребенка;
2) права и обязанности приемных родителей;
3) обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства;
4) основания и последствия прекращения договора.
Договор может быть расторгнут досрочно при наличии следующих причин: а) инициатива приемных родителей при наличии уважительных причин (болезни, изменения семейного положения, конфликтные отношения в семье и т. д.); б) инициатива органа опеки и попечительства в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных для ребенка условий; в) возвращение ребенка родителям или в случае усыновления (удочерения) ребенка (детей).
За несение обязанностей приемных родителей им устанавливается заработная плата. Размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые семье, определяются в зависимости от количества принятых на воспитание детей и устанавливаются законами субъектов
Российской Федерации (ст. 152 Семейного Кодекса). Можно заметить, что приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя).
Необходимо подчеркнуть, что дети, отданные на воспитание опекунам (попечителям), в приемные семьи и воспитательные учреждения, сохраняют все свои имущественные и неимущественные права: право собственности, причитающиеся им алименты и пособия.
Главное, и это нужно подчеркнуть особо, что составляет содержание и смысл возникающих в связи с этим правоотношений — обеспечение переданному на воспитание ребенку нормальных условий его содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважения его человеческого достоинства.
Защита семейных прав. Ответственность за неосуществление семейных прав и неисполнение обязанностей
Семейные права охраняются законом, за исключением тех случаев, когда эти права осуществляются в противоречии с назначением этих прав. В соответствии с Конституцией РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Этим определены и пределы осуществления семейных прав и исполнения обязанностей.
Осуществление семейных прав в точном соответствии с их назначением предполагает такую реализацию предоставленных гражданам возможностей, которая бы всемерно содействовала укреплению семьи, обеспечивала надлежащее воспитание детей, создавала благоприятные условия для всестороннего развития всех членов семьи.
Поэтому в тех случаях, когда семейные права хотя формально и основаны на законе, но осуществляются в противоречии с их назначением в обществе (т.е. когда граждане злоупотребляют своим правом), они не охраняются государством. Например, суд праве освободить супруга от обязанности по содержанию другого супруга (хотя и нетрудоспособного и нуждающегося), если он недостойно вел себя в семье, суд также вправе отступить от начала равенства долей супругов при разделе их общего имущества, если один из супругов расходовал его в ущерб интересам своей семьи.
Несоблюдение семейно-правовых норм, нарушение обязанностей субъектами семейных правоотношений ведет к применению санкций, установленных законом.
Одной из особенностей норм семейного права является то, что в них, как ни в каких других правовых нормах, прослеживается теснейшая связь прав и обязанностей граждан. Это положение выражается, в частности, в том, что нормы семейного права предусматривают применение санкций (неблагоприятных для субъектов семейных правоотношений юридических последствий) не только за ненадлежащее исполнение обязанностей, но в значительном числе случаев и за неосуществление прав. Ведь семья находится под защитой государства (ст. 38 Конституции РФ) и неосуществление субъектами семейных правоотношений своих прав часто причиняет ущерб и общегосударственным интересам. Именно поэтому закон формирует эти права одновременно и как обязанности перед государством. Так, воспитание детей является не только правом, но и обязанностью родителей. Неосуществление этого права или ненадлежащее его осуществление рассматривается законом как злоупотребление правом, а виновные могут быть лишены родительских прав.
Санкции (ответственность, иные меры воздействия) за неосуществление семейных прав и неисполнение обязанностей могут выражаться не только в лишении субъектов семейных правоотношений соответствующих прав (например, родительских), но и в прекращении правоотношения (например, путем отмены усыновления), в понуждении к реальному исполнению обязанности (например, взыскание алиментов в принудительном порядке) и др.
Народная мудрость говорит: «Человек — кузнец своего счастья». Справедливость этой пословицы особенно видна в семейных отношениях. Счастье наших близких, наших детей, а в конечном счете и наше собственное счастье целиком зависит от нас. Тот, кто сумеет с достоинством преодолеть «слякоть и порошу» обыденных обид и неудач, кто сможет пронести свою любовь через всю жизнь, тот познает подлинное счастье, увидит достойные плоды своего воспитания в детях.
Список использованной литературы
1. Власов В.И. Основы правоведения. Ростов-на-Дону - «Феникс», 1997.
2. Лазарев В.В. Основы права. М.: Юристъ, 1998.
3. Семейный кодекс РФ. М., 1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.