Реферат по предмету "География"


Приморский край во второй половине Х1Х - начале ХХ в.

Приморский край во второй половине Х1Х - начале ХХ в.

ГАЛЛЯМОВА
Л.И., доктор исторических наук, старший научный сотрудник, зав. сектором
проблем дальневосточной истории дооктябрьского периода Института истории,
археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН

Территория
Приморья, являющегося южной частью Дальневосточного региона России (до
революции обозначалась географами как Южно-Уссурийский край), была включена в
состав Российского государства на основе Айгуньского (1858 г.) и Пекинского
(1860 г.) договоров, юридически оформивших границы между Россией и Китаем. В
административном отношении край стал частью Приморской области, образованной в
1856 г. (в нее включено все дальневосточное прибрежье Сибири - Чукотка,
Камчатка, Сахалин, Нижний Амур, Охотский, Удский и Уссурийский края) и
входившей в состав Восточно-Сибирского, а с 1884 г. - Приамурского
генерал-губернаторства. Как и другие дальневосточные территории, Уссурийский
край был очень слабо заселен: в 1861 г. в нем насчитывалось менее 20 тыс. чел.  

Администрация
генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н.Муравьева (за заключение Айгуньского
договора ему был присвоен титул графа Амурского) активно поддерживала
организацию изыскательских работ (возглавленную Г.И.Невельским; сам
Н.Н.Муравьев стал руководителем экспедиции, которая в 1859 г. обследовала
северо-западное побережье Японского моря и определила, в частности, место для
основания Владивостока), создание военных постов на пограничных землях и
всячески поощряла переселение забайкальских крестьян и казаков в низовья Амура
и в Уссурийский край. В Приморье первые военные посты возникли в 1859 г. - на
берегу озера Ханки (Турий Рог) и в бухте Св.Ольги. В 1865-1869 гг. построены
первые казачьи поселки (на р.Уссури) - Верхне-Михайловский, Графский,
Ильинский, Княжеский и др., основанные казаками Уссурийского пешего батальона
Амурского казачьего войска (позднее, в 1869 г., батальон преобразован в
Уссурийскую казачью сотню, в 1889 г. создано Уссурийское казачье войско,
задачей которого, как и Амурского, была организация охраны границ). В 1860 г.
солдаты 3-го линейного батальона образовали посты в бухте Новгородской, в
районе современных поселков Раздольное, Угловое и в других местах. 20 июня (2
июля по современному стилю) 1860 г. на военном транспорте «Манджур» в бухту
Золотой Рог были доставлены солдаты 4-го линейного батальона во главе с
прапорщиком Н.В.Комаровым, они приступили к строительству поста Владивосток.
Так началась планомерная колонизация Южно-Уссурийского края.  

В
1861 г. российское правительство встало на путь государственного поощрения
переселения в Амурскую и Приморскую области: согласно обнародованному 26 марта
закону эти территории были объявлены открытыми для заселения крестьянами, не
имеющими земли, и предприимчивыми людьми всех сословий, желающими переселиться
за свой счет. Переселенцам отводился в бесплатное пользование участок земли до
100 десятин (109 га) на каждое семейство, они навсегда освобождались от подушной
подати и на 10 лет - от рекрутской повинности; за плату (3 руб. за дес.)
поселенцы могли дополнительно приобретать землю в частную собственность; в крае
была введена беспошлинная торговля (режим порто-франко) и т.д. Эти меры, а
также отмена в 1861 г. крепостного права в России, усилившая миграционную
подвижность населения, способствовали притоку на дальневосточную окраину
крестьян, казаков, рабочих, предприимчивых людей всех сословий.  

До
1881 г. основным было сухопутное переселение крестьян главным образом из
губерний и областей Европейской и Азиатской России: Астраханской, Воронежской,
Вятской, Калужской, Тамбовской, Тобольской, Томской, Иркутской и др. С 1881 г.
созданный на народные пожертвования Добровольный флот стал осуществлять
доставку морем (что многократно сократило время пребывания в пути - с 2-3 лет
до 2-3 мес.) переселенцев из малоземельных, трудоизбыточных губерний Украины и
южной России. Приток крестьян в Южно-Уссурийский край заметно возрос: если за
1861-1881 гг. их прибыло 3,1 тыс., то за 1883-1899 гг. - около 50 тыс.
Неземледельческая колонизация развивалась за счет активной миграции рабочих,
притока ссыльных и ссыльнопоселенцев, оставления в крае уволенных в запас
солдат и матросов («оседание» которых стимулировалось с помощью предоставления
различных льгот), большое значение имело прибытие мигрантов (в основном
рабочих-отходников) из-за рубежа, особенно из соседних Китая и Кореи. В целом
во второй половине Х1Х в. Приморье являлось одной из наиболее активно заселяемых
окраин: за 1863 - 1897 гг. неместные уроженцы составляли здесь 61,4% к приросту
населения, в Амурской области - 54,3%, в Восточной Сибири - 36,9%, в Забайкалье
- только 6,7%. Переписью 1897 г. в Южно-Уссурийском крае зарегистрировано
144,49 тыс. чел., т.е. численность населения по сравнению с 1861 г. выросла
более чем семикратно.  

Важное
значение для ускорения заселения и хозяйственного освоения Дальнего Востока (и
Уссурийского края в частности) имело строительство Транссибирской
железнодорожной магистрали: в период сооружения восточного ее участка -
Уссурийской ж.д. (1891-1897 гг.) - резко возрос приток капиталов и рабочих. В
1897-1903 гг., по договоренности с китайским правительством, часть магистрали
прокладывается через Маньчжурию (КВЖД), соединив Уссурийский край с Россией
сплошным рельсовым путем. В 1900 г. перевозка крестьян морем была прекращена,
однако приток переселенцев не только не уменьшился, но продолжал нарастать: за
1900-1903 гг. в Приморье переселилось 37,6 тыс. крестьян - больше, чем за
предыдущее десятилетие. С началом проведения правительством, возглавляемым
П.А.Столыпиным, аграрной реформы (1906 г.) переселенческое движение на окраины
поощряется с помощью предоставления переселенцам различных льгот, и приток
крестьян на дальневосточную окраину сильно возрастает: в 1907-1913 гг. темпы
среднегодового переселения превышали 40 тыс. чел., а в целом за 1900-1916 гг. в
Приморскую область прибыло более 200 тыс. чел.. Одновременно резко увеличилось
движение на Дальний Восток российских рабочих-отходников, для проезда которых
введены низкие железнодорожные тарифы и другие льготы и т.д. В результате
численность населения в Приморье в начале ХХ в. продолжала расти высокими
темпами: к 1908 г. она составила 270 тыс., в 1913 г. достигла 480 тыс.
Особенностью заселения Южно-Уссурийского края было активное формирование
городского населения, шедшее с конца Х1Х в. более высокими темпами, чем
сельского: в 1897 г. горожане составляли 20,1% жителей Приморья, а в 1913 г. -
28% (в то время как в среднем по России соответственно 13,4% и 17,9%).
Особенностью формирования населения на Дальнем Востоке (как и на других
колонизуемых окраинах) было неблагоприятное соотношение полов: по данным
переписи 1897 г. доля женщин составляла в Приморье всего 28,4%, хотя в ходе
заселения она менялась и к 1914 г. возросла до 38,9% . В начале ХХ в. были
предприняты меры по снижению роли «желтой» миграции, в результате удельный вес
иностранцев (подавляющее большинство которых составляли китайцы и корейцы)
снизился с 26,4% (1897 г.) до 17% (1913 г.).  

Хозяйственное
освоение Дальнего Востока и Приморья, в частности, происходило на основе
свободных рыночных отношений, хотя и имелись пережиточные крепостнические
черты, сковывавшие свободную хозяйственную деятельность. В первую очередь это
проявлялось в земельных отношениях: право собственности на землю было
ограничено. Крестьяне получали землю в общинное владение: община имела право
производить регулярные переделы участков, продавать землю другому обществу
(причем осуществление таких сделок строго контролировалось властями) и т.д.
Выкуп земли в частную собственность осуществлялся под контролем
генерал-губернатора (участки до 400 десятин - губернатора), по его личному
разрешению. Продажа земли иностранцам запрещалась. С 1892 г. условия продажи
земли ужесточились: из торгового оборота изъяты земли, находившиеся в полосе
отчуждения Уссурийской ж. д. и проектируемой Амурской ж. д., большая часть
прибрежной зоны и т.д. К началу ХХ в. на Дальнем Востоке запас легкодоступных
свободных земель, пригодных для сельскохозяйственного освоения, был исчерпан.
Поэтому с 1 января 1901 г. введены новые Правила наделения переселенцев землей:
«на душу мужского пола не свыше 15 десятин удобной земли, включая лесные
пространства». Эти Правила провели грань между «старожилами»-стодесятинниками
(составлявшими наиболее зажиточный слой сельского населения) и
переселенцами-«новоселами».  

Обилие
свободных, плодородных земель, отсутствие феодальных латифундий давали простор
для быстрого развития аграрного производства. Ведущей отраслью сельского
хозяйства было земледелие. В целом Приморье отличалось разнообразием
возделываемых культур: здесь выращивались пшеница (озимая и яровая), рожь,
овес, гречиха, картофель, просовые, бобовые, подсолнечник, кукуруза, сахарная
свекла, конопля, лен, табак и пр, с конца Х1Х в. развиваются огородничество,
садоводство, бахчеводство. Быстрее других росли посевы высокотоварных культур -
пшеницы и овса: к 1916 г. они занимали около 80% посевных площадей Приморской
области. В конце Х1Х в. появляются хозяйства, применявшие паровую систему
земледелия, с трех- и четырехпольным севооборотом; все более широкое
распространение получают плуги, жатки, молотилки, веялки, сенокосилки и другие
с.-х. машины и орудия, за счет активного притока мигрантов быстро формировался
рынок труда. Росли валовые сборы зерна и картофеля, однако Приморью не удалось
преодолеть хлебный дефицит, недостающее количество зерна ввозилось из-за
пределов края. Важное значение имело животноводство, разводили главным образом крупный
рогатый скот, лошадей, свиней, зарождается пантовое оленеводство, развивались
также птицеводство и пчеловодство. С 1909 г. берет начало маслоделие, которое
растет довольно быстрыми темпами. С 1912 г. организуется агрономическая помощь
селу, налаживается селекционная работа, создаются первые опытные поля,
показательные фермы, Никольск-Уссурийская с.-х. школа, агрономические курсы и
т.д. Формируются значительные, высокотоварные хозяйства, складывается слой крупных
сельских предпринимателей.  

Промышленное
освоение Приморья осуществлялось в первую очередь за счет разработки богатейших
природных ресурсов, т.к. уже первое знакомство с Южно-Уссурийским краем выявило
присутствие самых разнообразных полезных ископаемых: угля, золота,
полиметаллических руд и пр. С 1860-х гг. началась добыча угля в районе залива
Посьета (кустарная добыча велась до 1878 г.), с 1897 г. разрабатывается
Подгородненское месторождение вблизи Владивостока, вскоре стала развиваться
промышленная добыча в районе богатейшего Сучанского угольного бассейна. В 1867
г. найдено рудное золото на о. Аскольд, где вскоре началась добыча. К концу Х1Х
в. промышленное значение приобретает добыча рыбы, морепродуктов (морской
капусты, трепангов, крабов и пр.), развивается лесодобывающая отрасль.
Обрабатывающая промышленность развивалась в основном за счет тех отраслей,
которые не испытывали сильной конкуренции со стороны фабрично-заводской
промышленности центральных районов России и зарубежных стран, обладали прочной
сырьевой базой и давали большие прибыли. В первую очередь это отрасли по
переработке сельскохозяйственных и природных продуктов: мукомольная,
винокуренная, кожевенная, маслобойная и т.д. В 90-х гг. стала развиваться
лесоперерабатывающая отрасль: построено 5 паровых лесопилок, спичечный и
фанерный заводы, возникло полиграфическое производство, появились первые
электростанции. Развивалось производство стройматериалов, представленное
кирпичными, известковыми и бетонными заводами. Заметную роль приобрела
металлообработка, на фоне мелких частных предприятий особенно выделялся
Владивостокский казенный судоремонтный завод, возникший на базе судоремонтных
мастерских, построенных в 1864 г.; после перевода из Николаевска-на-Амуре во
Владивосток в 1872 г. главного тихоокеанского порта России и передачи
технического оборудования, они были расширены (впоследствии перестроены) и
преобразованы в судоремонтный завод (ныне Дальзавод): в 1900 г. на нем уже
работало более 800 чел. В начале ХХ в. более динамично развивалась
обрабатывающая промышленность: ежегодный прирост ее валовой продукции в
1909-1913 гг. составлял 32%, в этой сфере производства активно использовались
двигатели, механизмы, различная техника (совокупная мощность двигателей за
1901-1913 гг. увеличилась в 21 раз). Прогрессировала горнодобывающая
промышленность, особенно угледобыча; началась промышленная эксплуатация полиметаллического
месторождения в Тетюхе (ныне Дальнегорск); успешно развивалась лесодобывающая
отрасль, рос экспорт леса.  

Развитие
торговли особенно активизируется с 1890-х гг.; за 1902-1914 гг. общий товарооборот
более чем утроился. Однако торговый баланс был пассивным: 70% принадлежало
ввозу, 30% - вывозу. В развитии торговли быстро возрастала роль городов как
емких товарных рынков и товарораспределительных центров. С 90-х гг. Х1Х в.
происходит формирование банковско-кредитной системы. Выдающуюся торгово-транспортную
роль стал играть Владивосток, вошедший к 1914 г. в пятерку крупнейших портов
России: грузооборот Владивостокского порта, который ежегодно принимал сотни
торговых судов, превышал грузооборот всего Амурского бассейна. Усилилось
международное значение Владивостока: в городе действовало более десятка
консульств, большое количество иностранных торговых представительств.  

На
процесс заселения Приморья, на его экономическое и социально-политическое
развитие существенное влияние оказывали политика российского правительства и
международная ситуация в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В конце Х1Х в.
интересы российской дальневосточной политики все более сосредоточивались на
разделе Китая, следствием этого стало строительство КВЖД, передача России в
аренду южной части Ляодунского полуострова и Порт-Артура, что привело к
ухудшению отношений между Россией и Японией и к другим серьезным последствиям:
десятки миллионов рублей потекли на строительство Дальнего и Порт-Артура, куда
из Владивостока перебазирована Тихоокеанская эскадра, в Южно-Уссурийском крае
приостановлены оборонительные работы и т.д.  

Нападение
японского флота на русскую эскадру на внешнем рейде Порт-Артура 27 января 1904
г. положило начало русско-японской войне, которая застала обороноспособность
дальневосточных рубежей России чрезвычайно ослабленной. Военные действия
развивались как на море, так и на суше неблагоприятно для российской стороны.
Внезапное нападение японцев привело Тихоокеанскую эскадру к большим потерям,
несмотря на героическое сопротивление погибли крейсер «Варяг» и канонерская
лодка «Кореец». 12 февраля японские крейсера прорвались к Владивостоку и
обстреляли город, выпустив около 200 снарядов (не причинив, правда, большего
ущерба), в тот же день Владивосток был объявлен на осадном положении. 28 июля японцами
была разбита портартурская эскадра, а 1 августа - отряд владивостокских крейсеров
(в составе крейсеров «Россия», «Рюрик» и «Громобой»). Много месяцев длилась
осада Порт-Артура, у стен которого была сосредоточена 100-тысячная армия
японцев. Несмотря на героическое сопротивление гарнизона, Порт-Артур 20 декабря
1904 г. капитулировал. 14 мая в Корейском проливе потерпела поражение 2-я
Тихоокеанская эскадра, шедшая с Балтики на подмогу русским войскам. Военные
поражения и начавшаяся в стране революция вынудили правительство России искать
мирный путь решения конфликта с Японией, которая также устала от войны. 23
августа 1905 г. в городе Портсмут (США) состоялось подписание мирного договора,
согласно которому Россия уступила Японии южную часть острова Сахалина и
отказалась в пользу Японии от аренды Ляодунского полуострова с Порт-Артуром и
портом Дальним.  

Вспыхнувшая
в России под влиянием русско-японской войны, значительно ухудшившей положение
народных масс, революция быстро распространялась по всей стране. Жители Приморья,
являвшегося прифронтовой зоной, в полной мере испытывали все тяготы войны: рост
дороговизны, нехватку продовольствия и товаров первой необходимости и т.д.
Моральное состояние населения и особенно армии было подавленным из-за позорного
военного поражения. Увольнение в запас нижних чинов армии и флота, чья
численность в годы войны возросла в несколько раз, их отправка на родину шли
крайне медленно - железнодорожный и морской транспорт не справлялись с потоком
пассажиров и военных грузов. Солдаты и матросы питались плохо, жили в
переполненных казармах и даже в палатках, за работу на крепостных сооружениях
им платили гроши, офицеры использовали грубое обращение, прибегали к рукоприкладству.
Госпитали и наскоро устроенные лазареты были забиты ранеными и больными. Все
эти факторы создали почву для роста недовольства и возмущения почти во всех
слоях населения.  

17
октября 1905 г. в России был объявлен утвержденный Николаем П Манифест,
предоставлявший законодательные права Государственной Думе и обещавший
предоставление избирательных прав для граждан. Однако обещание гражданских
свобод не смогло остановить революцию, все шире распространявшейся по стране.
Приморскими газетами Манифест был опубликован 21 октября, и в тот же день во
Владивостоке состоялся первый митинг. 26 октября в митинге, устроенном
Обществом народных чтений, участвовало уже около 3 тыс. чел., в том числе
солдаты и матросы. Нараставшее в армии недовольство привело к крупным
беспорядкам. ЗО-З1 октября солдатские волнения во Владивостоке завершились
массовыми погромами и пожарами, в ходе которых ранено и убито более 180 чел.,
убытки составили 8-10 млн. руб. 12 ноября во Владивостоке вспыхнуло восстание
порт-артурцев (вернувшихся из японского плена участников обороны Порт-Артура), разгромивших
офицерское собрание и избивших несколько офицеров. В начале декабря произошли
волнения солдат Новокиевского гарнизона, при разгоне которых было пущено в ход
оружие и ранено 10 чел.  

Активизировались
и другие слои населения, 15 ноября владивостокские почтово-телеграфные служащие
присоединились всероссийской стачке; в конце ноября во всероссийскую забастовку
включились уссурийские железнодорожники. Создаются первые профсоюзы - на Уссурийской
ж. д., во Владивостокском порту и пр. Солдаты и матросы на многолюдных
собраниях во Владивостоке избрали Комитет нижних чинов из 12 чел. и разработали
список выдвигаемых требований. Росла активность крестьян. В декабре 1905 г. в
Никольске-Уссурийском состоялся крестьянский съезд, на котором принят устав
крестьянского союза Южно-Уссурийского края. Сходки и собрания происходили и в
казачьих станицах.  

В
память «кровавого» воскресенья 10 января 1906 г. во Владивостоке состоялся
многолюдный митинг, завершившийся демонстрацией. По приказу коменданта города
А.Н.Селиванова демонстранты встречены пулеметным огнем и рассеяны казаками,
около 80 чел. было убито и ранено. В ответ на это восстали артиллеристы,
захватившие Иннокентьевскую батарею, власть в городе оказалась парализованной.
16 января при громадном стечении народа состоялись похороны жертв,
сопровождавшиеся артиллерийским салютом с Тигровой сопки. В ночь на 23 января
во Владивосток вошли казачьи части генерала Мищенко, началось разоружение
неблагонадежных частей и вывод их из города.  

В
1906-1907 гг. активную антиправительственную агитацию вели в крае левые партии:
социал-демократы, эсеры, анархисты, ряды которых множились за счет притока
революционеров из других регионов России. Весной 1907 г. в крае впервые прошли
выборы в Государственную Думу, на которых основное соперничество развернулось
между эсерами и социал-демократами, последним удалось даже провести своего
кандидата от Приморской области. Большие усилия революционеры направляли на
подготовку вооруженного восстания во Владивостоке, планируя захватить власть и
создать Дальневосточную республику. Восстание вспыхнуло 16-17 октября, оно было
быстро подавлено, сопровождалось большими жертвами, около 300 участников
арестованы и жестоко наказаны.  

После
подавления революции политический режим в крае ужесточается: усилена цензура,
распущены некоторые профсоюзы, запрещен ряд партий и организаций и т.д. Однако
в общественно-политической жизни наблюдались и позитивные изменения: кампании
по выборам в Государственную Думу усиливали интерес населения к политическим
проблемам, в их ходе происходили встречи избирателей с кандидатами в депутаты и
с депутатами, способствуя гражданскому воспитанию населения. На выборах в Ш
Государственную Думу в конце 1907 г. депутатом от Приморской области был избран
беспартийный кандидат А.И.Шило. Центрами общественной жизни стали Народные
дома, редакции газет, культурно-просветительные организации. Развивалось
кооперативное движение, создавались профсоюзы и т.д. Для либерально-буржуазных
слоев политическая активность была тесно связана с решением экономических
вопросов; для их обсуждения регулярно проводились собрания Владивостокского
биржевого комитета и съезды местных предпринимателей: лесопромышленников,
рыбопромышленников, сельских хозяев и т.д.  

Начавшаяся
летом 1914 г. первая мировая война потребовала от России огромных жертв,
привела ее к тяжелейшему экономическому и политическому кризису. Но на
объявление Германией войны России российское общество ответило взрывом патриотизма.
Манифестации и собрания под верноподданническими лозунгами, с портретами
Николая П, императрицы и цесаревича, с пением гимна состоялись во Владивостоке,
в Никольске-Уссурийском. В церквях служили молебны о даровании победы русскому
оружию. Началась мобилизация, появились добровольцы. От населения края потекли
пожертвования в пользу Красного Креста. Благотворительные общества и комитеты
занимались сбором средств, организацией помощи раненым и больным воинам и их
семьям, отправкой вещей на фронт и т.д. В связи с блокадой западных портов
России значение Владивостокского порта существенно выросло, усилился поток
грузов, проходивших через него: за 1914-1916 гг. грузооборот порта удвоился.
Возросла нагрузка на железнодорожный транспорт, главной задачей которого стало
удовлетворение потребностей армии. Однако объем коммерческих перевозок
сократился. Снизились и морские грузоперевозки, т.к. часть базировавшихся во
Владивостоке судов была передана военному флоту, а часть интернирована в
иностранных портах. Все это привело к ухудшению товарного снабжения края.
Большие трудности переживала деревня: мобилизация в армию сильных,
трудоспособных мужчин ослабила крестьянские и казачьи хозяйства. Постоянно
проводились реквизиции скота, особенно лошадей. Все это подрывало
производительные силы деревни. Темпы роста аграрного производства снизились.  

На
экономические трудности в Приморье сразу отреагировал потребительский рынок, за
годы войны в 2-3 раза выросли цены на соль, сахар, муку, рыбу, крупы и т.д.
Резко подорожали спички, керосин, ткани и другие товары первой необходимости. К
началу 1917 г. рубль обесценился до 60 коп., к концу 1917 г. - до 31 коп.
Заработная плата значительно отставала от роста цен на продовольствие и товары.
 

В
1916 г. стала проявляться усталость от войны. Росло недовольство в рабочей
среде, в крестьянских массах. В крае стало усиливаться забастовочное движение:
в 1916 г. в стачках приняли участие более 1500 чел. Оживилось революционное
движение: возникают подпольные группы Д.Позднякова и К.Суханова. Все это
свидельствовало о накоплении в крае «горючего» социального материала, который
сразу же вспыхнул, как только вести о Февральской революции и о свержении
самодержавия достигли Приморья и стали достоянием гласности.  
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.fegi.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.