Якуты
Самоназвание
саха (множественное число сахаляр), сахаурянгхай. Этноним не идентифицируется,
но предположительно восходит к более южным территориям, где начиная с VII по
ХVII вв. упоминаются народы саэки, сахэги, сайхачжэ, сахалянь.
Якуты
имеют свою автономию, Республика Якутия (Саха) и расселяются довольно широко в
бассейне реки Лена и по ее притокам (Алдан, Вилюй, Олекма), а также по рекам
бассейна Северного Ледовитого океана (Анабара, Оленек, Яна, Индигирка, Колыма).
Численность по переписям: 1897г. - 226739 (учтены вместе с долганами).
В
расовом отношении якуты являются представителями центральноазиатского
антропологического типа североазиатской расы. По сравнению с другими
тюркоязычными народами Сибири, они характеризуются наиболее сильным проявлением
монголоидного комплекса, окончательное оформление которого происходило в
середине II тыс. н.э. уже на Лене в результате взаимодействия пришлого
ценральноазиатского и местного байкальского компонентов.
Якутский
язык относится к северо-восточной ветви тюркской группы алтайских языков и
отражает сложность процесса формирования народа. Якуты существенно отличаются
от окружающих народов, что служит основанием для поиска истоков и места
формирования их культуры. Еe основу cоставляет интеграция различных
этнокультурных традиций. Истоки якутского скотоводства прослеживаются в
региональной культуре кочевников Центральной Азии и Южной Сибири начиная со
скифского времени, а формирование ряда этноспецифических элементов якутской
культуры (язык, мифология, мировоззрение) происходило в древнетюркскую эпоху и
связывается с телесскими племенами.
Следующий
этап формирования культуры якутов связан с прибайкальскими курыканами, в
составе которых присутствовала не только тюркская основа, но и монгольский, а
также тунгусский компоненты. Именно в среде курыкан происходит интеграция
разноэтнических культурных традиций, заложивших основу якутскому полуоседлому
скотоводству, ряда элементов материальной культуры, антропологическим
особенностям якутов. В Х-ХI вв. курыканы испытали сильное влияние
монголоязычных соседей, что наглядно прослеживается в лексике якутского языка.
Монголы повлияли и на последующее переселение предков якутов вниз по Лене. К
этому же вpемени относится вхождение в состав пpедков якутов кыпчакского
компонента (этнонимика, язык, обpядность), что позволяет выделять в культуре
якутов два тюркских культурно-хронологических слоя; древнетюркский, имеющий
соответствия в культуре сагайцев, бельтыров, тувинцев и кыпчакский - отдельные
группы западно-сибирских татар, северных алтайцев, качинцев и кызыльцев.
Последующее
формирование собственно якутской культуры, основу которой составило полуоседлое
скотоводство высоких широт, происходило в бассейне Средней Лены. Здесь предки
якутов появляются в конце ХIII - начале ХIV вв. Археология этого региона
иллюстрирует последующую эволюцию якутской культуры вплоть до ХVII-XVIII вв.
Именно здесь складывается особая модель хозяйства якутов, сочетающая
скотоводство и экстенсивные виды промыслов (рыболовство и охота), материальная
культура, адаптированная суровому климату Восточной Сибири, отличающие якутов
от их южных соседей скотоводов, при сохранении многих субстратных черт
общетюркской культурной традиции (мировоззрение, фольклор, орнамент, язык).
В
процессе переселения в Восточную Сибирь, якуты освоили не только относительно
благоприятные для ведения скотоводческого хозяйства районы Средней Лены, но и
ее таежные притоки (Вилюй, Алдан), а также бассейны северных рек Анабары,
Оленека, Яны, Индигирки и Колымы. Здесь, в условиях Приполярья, сложилась
особая группа якутов-оленеводов, адаптировавших северную аборигенную культуру.
Якуты модифицировали тунгусское оленеводство, в переходе от транспортной его
функции к пище-сырьевой, создали тунгусо-якутский тип упряжного оленеводства, в
зависимости от обстоятельств, северные якуты использовали различные типы жилищ,
одежды и т.п.
В
целом, в культуре северных якутов-оленеводов, отмечается доминирование тех
эвенкийских элементов, которые связаны с промысловой деятельностью. Все это
свидетельствует о сложном характере взаимодействия якутской и эвенкийской
культур, синтез которых и образует локальную специфику северных
якутов-оленеводов. В целом, эта группа якутского народа, наследует основные
тенденции формирования его культуры - интеграцию в состав якутов различных
этнических компонентов на протяжении более чем 2000-летней истории.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru