«Мировой рынок и свободные экономические зоны» Основной формой международных экономических отноше¬ний является мировая торговля, которая ведется на миро¬вых рынках. Однако мировой рынок — более широкое по¬нятие, охватывающее кроме сферы обращения товаров об¬ращение услуг, рынок труда, капиталов и валют. Зарождение мирового рынка относится к XVI—XVII вв а его окончательное формирование завершилось на рубеже
XIX—XX вв. Экономической основой мирового рынка является меж¬дународное разделение труда, которое обусловливает необ¬ходимость обмена товарами между странами. При этом в качестве покупателей и продавцов, т.е. субъектов мирового рынка, могут выступать государства; частные, акционерные и кооперативные предприятия; физические лица. Мировому рынку в отличие от национального присущи следующие специфические черты; 1) мобильность ресурсов, товаров и услуг на мировом рынке значительно ниже, чем на национальном;
2) движение товаров и услуг на мировом рынке в боль¬шей степени подвергается политическому вмешательс¬тву и контролю со стороны государства; 3) на мировом рынке существует собственная система цен — мировые цены; 4) в процессе расчетов на мировом рынке каждая страна использует свою валюту, что порождает необходимость корректировки обменных курсов национальных валют в соответствии с паритетом покупательной способности. Появление и развитие внешнеторговой инфраструктуры облегчают доступ к мировому рынку отдельным странам.
Эта инфраструктура представляет материально-техническую базу внешней торговли (склады, оснащенные современным оборудованием для погрузки, разгрузки, сортировки; тран¬спортные средства; средства связи). Мировой рывок опре¬деляет товарные стандарты и издержки производства, вли¬яет на национальные экономические программы. Мировой рынок — арена острой конкурентной борьбы между экспортерами идентичных и взаимозаменяемых то¬варов, а также поле столкновения интересов экспортеров и импортеров.
Под влиянием конкуренции здесь постоянно меняется соотношение сил между основными центрами эко¬номических отношений. Вместе с тем мировой рынок в зна¬чительной степени монополизирован, на нем сложно утвер¬диться новым конкурентам. Рост интенсивности международного обмена, борьба за расширение и завоевание новых рынков привлекли при¬стальное внимание экономистов к этой проблеме и способ¬ствовали возникновению различных теорий. Первая их них — это теория абсолютных преимуществ
А. Смита. Еще в XVIII в. он обосновал выгодность торгов¬ли без искусственных ограничений (свободной торговли) для всех участвующих в ней сторон. Согласно теории абсолют¬ных преимуществ, каждая страна должна производить и продавать то, что является конкурентоспособным на миро¬вом рынке, а покупать то, что она сама произвела бы со значительно большими затратами. По А. Смиту, разница между абсолютными стоимостями — реальное условие меж¬дународного обмена.
Если издержки производства товара в стране А ниже, чем в стране В, то для последней целесооб¬разно импортировать товар из страны А вместо того, чтобы производить его самой. Вторая теория — это теория сравнительных преиму¬ществ Д. Рикардо. По его мнению, решая вопрос о целесо¬образности обмена, не следует исходить из того, что про¬изводство товара в стране А стоит меньше, чем в стране
В. Необходимо сравнивать не издержки производства в этих Гранах, а соотношение между стоимостями товаров X и Y страны А с аналогичным соотношением стоимостей тех же товаров в стране В, т.е. в основе теории лежат сравнитель¬ные издержки. В теории Д. Рикардо упор делается на наци¬ональные различия в стоимости, обусловленные затратами труда.
Д. Рикардо брал условный пример: есть две страны — Англия и Португалия — и два товара — вино и сукно. Издер¬жки производства он условно измерял рабочим временем. Продукт Португалия Англия 1 ед. вина 1 раб. день 3 раб. дня 1 ед. сукна 2 раб. дня 4 раб. дня В данном примере производство в Португалии абсолют¬но более эффективно, чем в
Англии. Но Д. Рикардо сравни¬вает не абсолютный эффект. В Португалии издержки на производство сукна соотносятся к затратам на производ¬ство вина как 2:1, в Англии — 4:3, т. е. относительно мень¬ше. С вином наблюдается противоположная ситуация. Та* ким образом, эффективность производства вина в Португа¬лии в сравнении с производством сукна выше, чем в
Англии (1/2<3/4). Следовательно, Португалии, из соображений эф¬фективности национальной экономики, выгоднее сосредо¬точить труд и капитал в виноделии, заменив производство сукна на его импорт из Англии. С другой стороны, Англии но тем же соображениям выгоднее специализироваться на производстве сукна. Такая специализация выгодна и стра¬нам, и населению (можно купить дешевые продукты и то¬вары, что повысит реальную заработную плату). Третья теория — это теория соотношения факторов производства.
Ее основоположниками являются шведские экономисты Э. Хекшер и Б. Олин (в экономической лите¬ратуре она известна как теория Хекшера—Олииа). В соответствии с этой теорией страны неодинаково наделены фак¬торами производства — трудом, землей и капиталом. Если страна в избытке обеспечена каким-либо одним фактором, например трудом с относительно низкой заработной пла¬той, то ей выгодно производить и экспортировать трудоем¬кие товары.
Там, где есть свободные капиталы, но недоста¬ет рабочей силы, целесообразно изготовлять и вывозить капиталоемкие товары, импортируя, в свою очередь, трудо¬емкие. Данная теория признает основой обмена миграцию факторов производства. При этом предпринимаются попыт¬ки учесть возрастающее значение НТП, его требования и последствия, определять пределы и временные лаги в тех¬нологических нововведениях
различных стран, влияющие на трудоемкость и капиталоемкость, уровень и структуру торговли. Мировая торговля — это сфера международных товар¬но-денежных отношений. На ее развитии отражаются эконо¬мические, политические и культурные условия конкретной страны. Среди экономических условий существенное зна¬чение имеет уровень развития экономики. Международная торговля чутко реагирует на изменение политической ситу¬ации и правового режима.
На нее оказывает влияние и куль¬турный уровень населения — традиции, обычаи, нравы, язык и т.д. В стране с высоким уровнем культуры внешне¬экономические операции совершаются более оперативно, по¬вышается их эффективность. В мировой торговле осуществляются следующие виды внешнеторговых операций: экспортные, импортные, реэкс¬портные и реимпортные. Показателями, характеризующими внешнеторговый оборот, являются: * экспортная квота — отношение стоимости экспорта к стоимости
ВВП; * объем экспорта на душу населения. Внешнеторговый оборот характеризует открытость эко¬номики, т.е. степень ее вовлечения в мирохозяйственные связи. Внешнеторговый оборот состоит из экспорта (вывоз товаров) и импорта (ввоз товаров). Экономическая эффек¬тивность экспорта определяется тем, что страна вывозит ту продукцию, издержки которой ниже мировых. При импор¬те товаров страна приобретает товары, производство кото¬рых в настоящее время
ей экономически невыгодно (затраты при покупке изделий меньше, чем затраты на производство продукции внутри страны). Внешняя торговля оказывает существенное воздействие на динамику ВВП. Так, в США доля внешней торговли сос¬тавляет 18—20 % ВНП, в странах Западной Европы этот показатель колеблется от 30 до 55—60 % ВНП. Объем внеш¬ней торговли определяется не только уровнем развития и эффективности национальной экономики,
но и интегрированностыо страны в мировой рынок. Для количественной оценки этого воздействия исполь¬зуется мультипликатор внешней торговли. Его механизм можно объяснить следующим образом. Увеличение инвес¬тиций в страну А вызывает в ней рост национального дохо¬да. Но по мере роста национального дохода страны А уве¬личивается и объем ее импорта. Поскольку импорт стра¬ны А является одновременно экспортом страны
Б, ее доход также возрастает. В свою очередь рост дохода страны Б вы¬зывает увеличение ее импорта. А поскольку он представля¬ет собой экспорт страны А, то это снова ведет к увеличению национального продукта страны А и т.д. В настоящее время развитию мировой торговли присущи следующие тенденции: 1) мировая торговля глубоко вторглась в национальные экономики.
Поэтому возросла степень открытости всех элементов ВНП; 2) по мере роста импорта углубляется интернационали¬зация всех элементов спроса и расходов внутри страны; 3) произошли существенные изменения в направленнос¬ти экспорта. В середине XX в. из индустриальных стран промышленные товары вывозились в колонии и зависи¬мые страны. В настоящее время по этому маршруту в обратном направлении движется более половины всего экспорта развивающихся
стран; 4) возросла роль экспорта в обеспечении экономическо¬го роста национального хозяйства. Экспорт всех стран обеспечивает около 20 % совокупного мирового ВНП. 5) высокими темпами растет международная торговля машинами и оборудованием; 6) увеличивается доля взаимной торговли индустриаль¬ных стран. На нее сейчас приходится более 70% миро¬вой торговли.
Внешняя торговля играет значительную роль в эконо¬мике Беларуси. На ее долю приходится 88 % экспорта и 80 % импорта из стран СНГ. Основным торговым партнером Бела¬руси является Россия. Основной удельный вес в экспорте Беларуси занимает продукция перерабатывающих отраслей. Из страны вывозятся грузовые автомобили, тракторы, металлорежу¬щие станки, шины, мотоциклы, велосипеды,
часы и др. На долю сырьевых ресурсов приходится около 13% от общего объема экспорта. Наибольший удельный вес в импорте Беларуси занима¬ют энергоресурсы (нефть, газ, электроэнергия). На их долю приходится 31% ввозимой продукции. Энергоносители им¬портируются в основном из России. Из стран дальнего за¬рубежья вывозится оборудование, машины и социально зна¬чимые товары. Важную роль на мировом рынке играет торговля услу¬гами.
Международный валютный фонд подразделяет ее на четыре вида: фрахт, другие транспортные услуги, туризм, прочие услуги. Туризм и судоходство (фрахт) составляют 65 % оборота международной торговли. Самый большой в мире торговый флот принадлежит Японии. Великобритания и Франция удерживают первенство в сфере иностранного туризма. В перспективе доля транспортных услуг в объеме мировой торговли уменьшится, особенно за счет фрахта,
что связано с переходом индустриально развитых стран к энерго- и материалосберегающей модели развития. Зато повысится зна¬чимость прочих услуг, особенно тех, которые связаны с эк¬спортом технологии, знаний, опыта. Как известно, услуги — это продукт высокоразвитой эко¬номики. Поэтому естественно, что на мировом рынке услуг доминируют восемь ведущих стран: США, Великобритания, Франция, Германия, Япония, Бельгия,
Нидерланды, Ита¬лия. На их долю приходится 65 % мирового экспорта услуг и 50 % импорта. В США в сфере услуг занято около 73 % рабочей силы, в Германии — 41 %, в Италии — 35 %. В последнее время в экспорте услуг возрастает роль раз¬вивающихся стран. Так, Южная Корея является крупным экспортером инженерно-консультационных и строительных услуг, Мексика — туристских, Сингапур — финансовых. Соотношение между экспортом и импортом товаров на¬зывается
торговым балансом. Он бывает активным и пас¬сивным. Активный торговый баланс страны означает превышение экспорта над импортом. Пассивный торговый баланс — это превышение импорта над экспортом. Торго¬вый баланс зависит от положения страны на мировом рын¬ке, мощности и конкурентоспособности ее экономики. Торговый баланс является важнейшей частью платежного баланса, так как в нем отражается сальдо
платежей и поступле¬ний по экспортным, импортным и реэкспортным операциям. Движение торгового баланса связано и с другими стать¬ями платежного баланса по текущим операциям, что обус¬ловлено быстрым развитием сферы услуг и неторговых пла¬тежей, ростом их значения в международном обороте. За¬падная статистика называет эти статьи платежного баланса "невидимыми операциями" ("невидимый экспорт" и "неви¬димый импорт").
В современных условиях "невидимые опе¬рации" стали важным фактором сбалансированности баланса текущих операций. Ведь доля услуг в мировом товарообо¬роте составляет более 20 %, а темпы их роста опережают темпы роста совокупного товарооборота. Торговый баланс составляется за определенный период вре¬мени — месяц, квартал, год, а также на определенную дату. Меры, используемые государством или группой госу¬дарств в сфере внешнеторговой деятельности, составляют
содержание внешнеторговой политики. Основными ее эле¬ментами выступают протекционизм, система свободной тор¬говли и демпинг. Протекционизм — это деятельность государства, способ¬ствующая развитию национальной экономики путем ограж¬дения ее от иностранной конкуренции. Существует и такая формулировка: протекционизм — это политика защиты оте¬чественных производителей от иностранных конкурентов. Суть этой политики заключается в сдерживании ввоза в страну высококонкурентной
зарубежной продукции и сти¬мулировании экспорта товаров национального производства. У протекционизма есть свои плюсы и минусы. Преиму¬щества протекционизма: * сдерживание импорта помогает уравновесить торговый баланс; * защита национальной экономики от демпинга; « защита молодых отраслей, которые еще неконкурен¬тоспособны и нуждаются в государственной поддержке; * торговые барьеры на пути иностранных товаров сти¬ мулируют собственное производство.
Недостатки политики протекционизма заключаются в следующем: * ослабляется конкуренция в экономике; * снижается эффективность производства; * в достаточной степени не используются преимущества международного разделения труда; * подрываются возможности экспорта, так как ограни¬чение импорта сдерживает и будущий экспорт. Современная система протекционистских мер включает несколько основных методов Таможенное регулирование, затрудняющее импорт и эк¬спорт определенных видов продукции.
Различают адвалер-ные, специфические и смешанные таможенные пошлины. Первые взимаются в процентах от цены товара (например, 15 % от цены холодильника); вторые — в виде определен¬ной денежной суммы, взимаемой с объема, веса или штуки товара (например, 15 долларов с каждой тонны металла); третьи — это одновременное обложение и адвалерными и специфическими пошлинами. Систематизированный перечень таможенных пошлин представляет
собой таможенный тариф. Различают экспор¬тный и импортный тарифы. Таможенные тарифы включа¬ют в себя обычно три вида пошлин: максимальные, мини¬мальные и преференциальные (льготные). Первые обычно используются в торговле со странами, с которыми не подписаны торговые соглашения; вторые — в тех случаях, когда существуют торговые договоры или введен режим на¬ибольшего благоприятствования; третьи — при импорте то¬варов из развивающихся стран.
В настоящее время средняя ставка таможенных тарифов в развитых странах составляет около 6 %, развивающихся — 30—40 %. На отдельные то¬вары пошлины могут колебаться в значительно более ши¬роких пределах. Нетарифные барьеры представляют собой совокупность прямых и косвенных ограничений внешнеэкономической деятельности, введенных при помощи системы экономичес¬ких, политических и административных методов. Насчи¬тывается свыше 2,6 тыс. различных видов нетарифных барь¬еров.
Наибольшее распространение среди них получили кон¬тингентирование и лицензирование. Контингентирование означает установление определенной квоты на экспорт или импорт отдельных товаров и товарных групп, в пределах которой внешнеторговые операции осуществляются относи¬тельно свободно. Лицензирование предполагает необходи¬мость получения организацией разрешения на осуществле¬ние внешнеэкономических операций. К косвенным ограни¬чениям также могут быть отнесены национальная налоговая система и национальные
стандарты. Средства государственного стимулирования экспорта существуют в виде прямых дотаций государства или льгот¬ных экспортных премий, государственного страхования эк¬спортных кредитов. Государство использует также различ¬ные формы информационного и организационного содей¬ствия экспорту продукции национальных предприятий, обеспечение субъектов хозяйствования торгово-экономичес¬кой информацией, организацию ярмарок и выставок и т.д. Свободная торговля или фритредерство — это торгов¬ля, не ограниченная
какими-либо барьерами. Другими сло¬вами, свободная торговля — это открытая внешнеторговая политика, предполагающая свободное движение товаров и услуг между странами. Свободная торговля обладает следу¬ющими преимуществами: * стимулирует конкуренцию, ограничивая монополизм; » повышает эффективность производства, снижает цены; * расширяет выбор товаров для потребителей; * позволяет полностью использовать преимущества меж¬дународного разделения труда.
Большинство современных государств проводят гибкую внешнеторговую политику, которая сочетает в себе элементы как протекционизма, так и фритредерства. И все же общим курсом здесь является либерализация мировой торговли. Демпинг — это экспорт по ценам, которые значительно ниже цен, установившихся на рынке. Демпинг осуществля¬ется для подавления конкурентов. Цены в этом случае могут быть ниже уровня мировых и даже ниже издержек производ¬ства.
Между протекционизмом и демпингом существует тес¬ная связь. Протекционизм обеспечивает увеличение прибы¬лей при продаже товаров на внутреннем рынке, и за счет этих прибылей возникает возможность финансировать демпинг. Выделяют разбойничий и постоянный демпинг. Первый означает временное установление низких цен, которые мо¬гут быть восстановлены после вытеснения с рынка конку¬рента.
Постоянный демпинг может продолжаться неограни¬ченное время. - Государственное регулирование внешней торговли ох¬ватывает широкий круг вопросов, связанных с экспортно-импортными операциями. Межгосударственное торговое регулирование включа¬ет в себя создание таможенных союзов, ассоциаций свобод¬ной торговли, заключение таможенных торговых догово¬ров и торгово-экономических соглашений. Международное регулирование мировой торговли осу¬ществляется разными международными организациями.
Крупнейшей международной организацией, которая ре¬гулирует торгово-экономические отношения между страна¬ми, является Всемирная торговая организация (ВТО). Она возникла в результате развития Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), которое было подписано в 1947 г. и первоначально объединило 23 государства. ВТО на 1 января 1997 г. объединяла 128 стран. Все они придер¬живаются определенных правовых норм и правил торгов¬ли, участвуют в текущих торговых
переговорах, решают спорные вопросы и т.д. Другая крупная организация, регулирующая междуна¬родную торговлю, — ЮНКТАД — Конференция ООН по торговле и развитию. Она создана развивающимися страна¬ми. В нее входят 170 стран, а также ряд международных организаций. ЮНКТАД содействует развитию и регулиро¬ванию торговых отношений между индустриально разви¬тыми н развивающимися странами. Регулированием торговых отношений занимается еще один международный орган —
КОКОМ — Координацион¬ный комитет по экспортному контролю. Членами этой ор¬ганизации в период ее возникновения стали государства НА¬ТО и Япония. КОКОМ был создан в качестве контролирую¬щего органа для предотвращения возможной реализации техники и передовой технологии социалистическим стра¬нам. Список товаров, запрещенных к вывозу, насчитывал примерно 3 тыс. наименований.
КОКОМ продолжает дей¬ствовать и в настоящее время. В последнее время в международной торговле возрастает значение свободных экономических зон, или зон свободно¬го предпринимательства. Свободная экономическая зона (СЭЗ) — это ограниченный район той или иной страны, где созданы особо благоприят¬ные условия для свободного предпринимательства и внешне¬экономической деятельности. СЭЗ также определяют как ограниченную территорию с льготными экономическими ус¬ловиями
для деятельности иностранных и национальных предпринимателей. Обычно такие зоны создаются или в при¬граничных районах, или на приморских побережьях. Для обеспечения благоприятных условий предприни¬мательства и внешнеэкономической деятельности в СЭЗ ис¬пользуются: * специальные, облегченные таможенные и торговые режимы; * обеспечение большей свободы перемещения товаров, трудовых ресурсов, капиталов и прибылей; • льготные режимы налогообложения; • предоставление
широких возможностей для инвести¬рования. В качестве главных целей организации СЭЗ можно выделить: а) ускорение социально-экономического развития данно¬го региона; б) овладение достижениями мировой экономики и научно- технической мысли; в) расширение внешнеэкономических связей; г) экспериментальную проверку новых методов производ¬ства, хозяйствования, управления бизнесом и регионом; д) решение общеэкономических, социальных, региональ¬ных и научно-технических проблем.
СЭЗ можно условно подразделить на следующие виды: 1) свободные таможенные зоны. Это беспошлинные зо¬ны, которые создаются в основном на оживленных тран¬спортных артериях мира и на их перекрестках. Здесь отсутствует обычный таможенный контроль и не взима¬ются пошлины; 2) зоны свободной торговли (с минимальными ограни¬чениями на торговлю). Они базируются на отмене (смяг¬чении) таможенных пошлин и экспортно-импортного контроля над товарами,
поступающими в зону и реэк¬спортируемыми из нее; нацелены преимущественно на перевозку, переработку и хранение грузов; 3) зоны экспортного производства (с концентрацией пред¬приятий, работающих на экспорт); 4) экспортные и импортные промышленные зоны, глав¬ное назначение которых — обеспечение страны товара¬ми и услугами, а также современной техникой и техно¬логией. Они базируются не только на применении льгот¬ного торгового и таможенного режимов, но и на льготном
финансировании и льготном налоговом режиме; 5) научно-технические зоны (территории, ориентирован¬ные на активное проведение НИОКР, производство нау¬коемкой продукции, инновационную и внедренческую деятельность); 6) технологические зоны (технологические парки, тех¬нополисы), обеспечивающие разработку и внедрение сов¬ременных технологий с помощью национальных и инос¬транных предприятий и организаций; 7) комплексные зоны — свободные или открытые горо¬да, особые районы.
Здесь используются элементы раз¬ных видов перечисленных зон; 8) зоны страховых и бытовых услуг, которые специали¬зируются на банковских и страховых операциях. К середине 90-х годов в мире действовало более 700 раз¬личных СЭЗ. Однако их создание — сложный и капитало¬емкий процесс. В некоторых странах их создают исходя больше из политических соображений, а не реальной эко¬номической
потребности. К особой разновидности СЭЗ можно отнести так называ¬емые оффшорные зоны — районы с благоприятными экономическими условиями для иностранных компаний. (Офф¬шорный — означает бизнес, осуществляемый в других стра¬нах.) В оффшорных зонах существует льготное или даже нулевое налогообложение, возможность сохранить тайну сде¬лок и вкладов, большая свобода действий (например, пра¬ктическое отсутствие валютного контроля). Оффшорные фирмы ведут самую разнообразную посредническую деятель¬ность: это могут быть торговые, банковские,
страховые, су¬довладельческие, инвестиционные и другие компании. В настоящее время во всем мире насчитывается пример¬но 3 млн оффшорных компаний, из которых 60 тыс. — рос¬сийские. Главная выгода для территорий и страны от создания таких зон — определенные налоговые поступле¬ния, повышение деловой активности в регионе, а значит, и оживление производства товаров и услуг. Среди наиболее известных в мире оффшорных центров можно назвать
Сянган, Либерию, Кипр, Мальту, Панаму, Сингапур и др. Литература 1. Албегова И.М Емцов Р.Г Холопов А.В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку / Под общ. ред. А.Б. Сидоровича М.: Дело и Сервис, 2005. 2. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории М.: Новая вол¬на,
2000. 3. Власьевич Ю.Е Бартенев С.А. Экономика России: эффекты и парадоксы М.: БЕК, 2003, 4. Гайгер Л. Макроэкономическая теория и переходная эконо¬мика / Пер. с англ М.: Прогресс, 2007. 5. Дадаян B.C. Макроэкономика для всех Дубна.: Феникс, 1996. 6. Долан Э. Дж Линдсей Д. Макроэкономика / Пер. с англ. -СПБ 1994.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |