Реферат по предмету "Биржевое дело"


Учёт дилерской деятельности

Московский Государственный Университет Сервиса
Поволжский Технологический Институт Сервиса
Кафедра «Бухгалтерский учёт и аудит»
Индивидуальная работа
По предмету: Учёт в банках, биржах и фондах
На тему: «Учёт дилерской деятельности на рынке ценных бумаг»
Выполнила студентка группы Ф – 402
Лопаткина Е.Г.
Проверила:Келарева Е.В.
Тольятти 2001
Содержание
Введение стр.
1. Бухгалтерский и налоговый учёт затрат при ведении дилерской деятельности 5
2. Регистры внутреннего учёта профессиональных участников рынка ценных бумаг 9
3. Контроль за дилерской деятельностью 12
Заключение 13
Список используемой литературы 14
Введение
Дилерской деятельностью признаётся совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счёт путём публичного объявления цен покупки и продажи определённых ценных бумаг с обязательством покупки и продажи этих ценных бумаг по объявленным ценам. При этом дилер имеет право объявить иные существенные условия договора купли-продажи ценных бумаг: минимальное и максимальное количество покупаемых и продаваемых ценных бумаг, а также срок, в течение которого действуют объявленные цены. При отсутствии иных существенных условий дилер обязан заключить договор на существенных условиях, предложенных его клиенту. В том случае, если дилер уклоняется от заключения договора, ему может быть предъявлен иск о принудительном заключении такого договора или о возмещении причинённых клиенту убытков.
Основной целью организации учёта на основе учётных регистров и внутренней отчётности профессиональных участников рынка ценных бумаг является формирование полной и достоверной информации о сделках с ценными бумагами, а также обеспечение контроля над их деятельностью со стороны клиентов, саморегулируемых организаций и Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.
Профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие дилерскую деятельность на рынке ценных бумаг на основании лицензии, подчиняются единым требованиям к ведению внутреннего учёта, составлению и представлению отчётности. С этой целью профессиональные участники должны вести точный и своевременный учёт всех сделок с ценными бумагами в денежном и количественном (натуральном) выражении.
Профессиональные участники осуществляют ведение внутреннего учёта отдельно от бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности. Практика показывает, что при организации внутреннего бухгалтерского учёта преследуются различные цели. Данное правило является одним из важнейших, поскольку управленческий учёт компании состоит в организации и функционировании внутреннего учёта непосредственно для целей самой компании, а бухгалтерский учёт в основном служит для выявления результата производственно-хозяйственной деятельности и составления финансовых отчётных документов для государственных органов контроля.
Саморегулируемые организации в установленном порядке обязаны разработать и утвердить правила ведения внутреннего учёта в соответствии с требованиями по ведению учётных регистров и составлению внутренней отчётности, предварительно согласовав их с Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. 1. БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ ЗАТРАТ ПРИ ВЕДЕНИИ ДИЛЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С введением в действие с 01.07.97 г. приказа МФ РФ от 15.01.97 г. N 2 "О порядке отражения операций с ценными бумагами", а также в связи с отсутствием иных специальных законодательных актов, регламентирующих порядок ведения бухгалтерского учета и налогообложения для организаций - профессиональных участников рынка ценных бумаг, на страницах газет стали появляться статьи, посвященные данной проблеме.
В частности, высказывается мнение, что "если строго следовать положениям налогового законодательства, дилер не может уменьшать в целях налогообложения свою выручку от реализации ценных бумаг ни на затраты, непосредственно связанные с этой операцией, ни на общехозяйственные расходы". Так как "с точки зрения налогового законодательства дилерская деятельность - это всего лишь реализация имущества, то и прибыль для целей налогообложения определяется как разница между продажной и первоначальной /балансовой/ ценой ценных бумаг". И после того как ценные бумаги становятся инвестиционным институтом на учет, уплачиваемые сторонними организациями суммы, непосредственно связанные с приобретением ценных бумаг /вознаграждения посредническим организациям/, расходы по уплате процентов по заемным средствам следует относить на финансовые результаты, но не учитывать для целей налогообложения /то есть за счет чистой прибыли предприятия/". При этом приводятся ссылки на п. 2.4 Инструкции ГНС РФ от 10.08.95г. N37 "О порядке исчисления и уплаты налога на прибыль предприятий и организаций", п. 3.2 Приказа МФ РФ от 15.01.97 г. N 2 "О порядке отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами, а также обращается внимание на изъятие в 1996 году из Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности /утвержденной приказом МФ РФ от 12.11.96 г. N 97/ положения о том, что инвестиционные институты при составлении отчетности дополнительно руководствуются письмом Госкомимущества РФ и Минфина РФ от 25/21 мая 19 93 г. N ДВ-2/3498,62 "О порядке оценки чистых активов, особенностях состава затрат, формировании финансовых результатов и бухгалтерском учете в инвестиционных фондах" и письмом Минфина РФ от 10.12.93 г. N 145 "Об отдельных вопросах бухгалтерского учета и отчетности в инвестиционных фондах в 1993 г.". Однако хотелось бы заметить, что при составлении бухгалтерской отчетности с 1996 г. необходимо руководствоваться также "указаниями соответствующих федеральных органов исполнительной власти в связи с особенностями формирования бухгалтерской отчетности инвестиционными организациями". Поэтому утверждение, что с 1996 г. дилеры не могут пользоваться ранее указанными письмами и, следовательно, принимать в целях налогообложения расходы, связанные с деятельностью такого инвестиционного института, учитываемые при определении финансового результата, является, по мнению автора, неправильным.
Согласно п. 2 статьи 2 закона РФ от 27.12.91 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" валовая прибыль, являющаяся объектом обложения налогом, представляет собой сумму прибыли /убытка/ от: а/ реализации продукции /работ, услуг/; б/ реализации основных фондов /включая земельные участки/, иного имущества предприятия; в/ доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
В бухгалтерской отчетности, порядок составления которой регулируется приказом МФ РФ N 97 от 12.11.96 г. "О годовой бухгалтерской отчетности", данные показатели, скорректированные для целей налогообложения на показатели, увеличивающие /уменьшающие/ прибыль, согласно Справке "О порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета налога от фактической прибыли", находят отражение: а/ по строке 050 "Прибыль /убыток/ от реализации" "Отчета о прибылях и убытках"; б/ по статьям 090 "Прочие операционные доходы" и 100 "Прочие операционные расходы" "Отчета о прибылях и убытках"; в/ по статьям 120 "Прочие внереализационные доходы" и 130 "Прочие внереализационные расходы" "Отчета о прибылях и убытках"
Согласно Приказу МФ РФ N 97 организации - профессиональные участники рынка ценных бумаг:
- по статье "Выручка от реализации продукции, работ, услуг" /строка 010/ "Отчета о прибылях и убытках" отражают выручку от реализации ценных бумаг;
- по статье "Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг" /строка 020/ - покупную /учетную/ стоимость ценных бумаг, выручка от реализации которых отражена по строке 010 формы 2;
- по статье "Управленческие расходы" /строка 040/ - сумму издержек по деятельности.
Таким образом, логично предположить, что действие пункта 2.4 Инструкции ГНС РФ от 10.08.95 г. N 37 "О порядке исчисления и уплаты налога на прибыль предприятий и организаций" не распространяется на порядок налогообложения прибыли от реализации ценных бумаг профессиональными участниками рынка ценных бумаг, при этом следует руководствоваться п.2.3 данной инструкции.
Также хотелось бы обратить внимание, что введение в действие приказа N 2 "О порядке отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами" было осуществлено в целях дальнейшего совершенствования системы нормативного регулирования бухгалтерского у чета в РФ, и не затрагивало действующего налогового законодательства.
Воспроизведя общую формулировку п. 39 "Положения о бухгалтерском учете" /"финансовые вложения принимаются к бухгалтерскому учету в сумме фактических затрат для инвестора"/ новый Порядок отражения дает достаточно подробный и вместе с тем не закрытый перечень возможных затрат по приобретениям ценных бумаг.
Утверждения, что суммы, уплачиваемые по расходам, непосредственно связанным с приобретением ценных бумаг после принятия их к бухгалтерскому учету, следует относить на финансовые результаты, но не учитывать для целей налогообложения, не нашло должного подкрепления в законе РФ "О налоге на прибыль", в соответствии с которым при определении состава затрат, включаемых в себестоимость продукции /работ, услуг/, следует руководствоваться Положением о составе затрат по производству и реализации продукции /работ, услуг/, включаемых в себестоимость продукции /работ, услуг/, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением правительства РФ от 05.08.92 г. N 552, с учетом последующих изменений и дополнений, внесенных в указанное Положение.
Согласно данному Положению в состав затрат, включаемых в себестоимость продукции /работ, услуг/, в частности, включаются:
- оплата консультационных, информационных услуг;
- затраты на оплату процентов по полученным кредитам банков /за исключением ссуд, связанных с приобретением основных средств, нематериальных и иных внеоборотных активов/ и т.д.
Таким образом, по мнению автора, суммы, уплачиваемые по данным расходам после принятия ценных бумаг к учету, следует отражать в составе издержек по деятельности инвестиционных институтов и учитывать при налогообложении прибыли.
Введение нового Порядка определения фактической стоимости ценных бумаг в зависимости от факта принятия их к бухгалтерскому учету с точки зрения налогообложения затронуло порядок определения базы для расчета налога на пользователей автодорог, так как со гласно п. 21.14 Инструкции ГНС РФ N 30 от 15.05.95 г. "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" /с учетом изменений и дополнений/ профессиональные участники рынка ценных бумаг уплачивают налог от суммы разницы между выручкой от продажи ценных бумаг, с одной стороны, и их учетной стоимостью, с другой стороны.
2. РЕГИСТРЫ ВНУТРЕННЕГО УЧЁТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ
БУМАГ.
Регистры внутреннего учёта профессиональных участников рынка ценных бумаг составляют основу работы по организации и функционированию учёта и внутренней отчётности.
Компания, занимающаяся дилерской деятельностью, обязана постоянно вести следующие регистры внутреннего учёта: > регистры учёта сделок; > регистры учёта расчётов; > регистры учёта ценных бумаг.
Регистры внутреннего учёта и отчётности представлены на рис.1.
Регистры внутреннего учёта, представленные на схеме, предусматривают формирование полной и доставерной информации о сделках с ценными бумагами. Причём особое внимание привлекает регистр учёта ценных бумаг, который аккумулирует информацию регистров лицевого учёта и оборотов операций с ценными бумагами самого профессионального участника рынка ценных бумаг и регистра учёта сделок клиентов. Информация данных регистров впоследствии концентрируется в регистре сводных итогов, заносимая в хронологическом порядке.
Рис.1. Схема организации внутреннего учёта и отчётности профессиональных участников рынка ценных бумаг
Требования к оформлению учётных регистров.
В правилах ведения внутреннего учёта дилеров содержатся конкретные требования к оформлению учётных регистров, не противоречащие установкам, выработанным саморегулируемыми организациями и государственными органами управления. Дилер вправе вести регистры внутреннего учёта без указания имён (наименования) клиентов. Однако при этом каждому клиенту должен быть присвоен свой уникальный код.
В регистры учёта сделок вносится информация обо всех сделках с ценными бумагами, поступлении и выплате денежных средств в течении рабочего дня. Регистры должны содержать следующую информацию: дату сделки, место совершения сделки, номер поручения клиента вид сделки (покупка – продажа, иной вид сделки), номер и дату договора, номера корреспондрующих счетов, наименование эмитента, вид и количество ценных бумаг, цену одной ценной бумаги, сумму вознаграждения дилера, сумму иных расходов, связанных с совершением сделки, итоговую сумму сделки.
Регистры учёта расчётов предназначены для обобщения информации о расчётах по операциям с клиентами. Регистры ведутся в разрезе аналитических счетов как по денежным средствам, так и по ценным бумагам, по каждому клиенту. Регистры учёта расчётов должны содержать информацию о неисполненных обязательствах, в том числе о дате возникновения и о дате исполнения обязательства.
Регистры учёта ценных бумаг ведутся в форме регистров учёта государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО), облигаций федерального займа (ОФЗ) и регистров учёта иных ценных бумаг.
Кредитные организации ведут регистры учёта ГКО и ОФЗ в соответствии с порядком, установленным ЦБ РФ, регистры учёта иных ценных бумаг – в соответствии с требованиями по ведению учётных регистров и составлению внутренней отчётности, разработанными саморегулируемыми организациями.
Профессиональные участники, не являющиеся кредитными организациями, ведут регистры учёта ценных бумаг в соответствии с требованиями по ведению учётных регистров и составлению внутренней отчётности, установленными саморегулируемыми организациями.
Для ведения регистров учёта ценных бумаг установлены формы регистров учёта государственных ценных бумаг и регистров учёта корпоративных ценных бумаг. Характерно, что кредитные организации в этом отношении подчиняются требованиям разработанным Банком России и саморегулируемыми организациями, а некредитные организации – только требованиям, установленными саморегулируемыми органами.
3. КОНТРОЛЬ ЗА ДИЛЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.
Профессиональные участники должны предоставлять в Федеральную коммиссию по рынку ценных бумаг по соответствующиему запросу учётные регистры и внутреннюю отчётность.
Не реже одного раза в квартал профессиональные участники обязаны сверить донные учётных регистров с данными выписок из реестров, а также выписок со счетов депо в других депозитариях в отношении ценных бумаг клиентов, находящихся на хранении у профессионального участника и учтённых на открытых у него счётах депо.
По итогам проделанной работы составляется протокол сверки, который подписывается лицам, проводящим её. В случае обнаружения расхождений данных регистров внутреннего учёта с результатами сверки в них на основании данных протокола должны быть сделаны исправительные записи. Исправительная запись должна содержать дату проведения сверки, имя и подпись лица, совершившего запись.
В случае выявления нарушений профессиональным участником требований по ведению внутреннего учёта, составлению и представлению отчётности ФКЦБ вправе приостановить действие или аннулировать лицензию на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. После устранения обнаружений недостатков деятельность профессиональных участников возобновляется и осуществляется с неукоснительным выполнением требований саморегулируемых организаций и государственных органов управления.
Заключение
В данной индивидуальной работе был рассмотрен учёт и налогообложение дилерской деятельности, регистры внутреннего учёта и контроль за дилерской деятельностью.
Фондовые биржи играют на рынке ценных бумаг важную системообразующую роль, концентрируя вокруг себя в той или иной мере все виды организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на фондовом рынке.
Все виды деятельности на рынке ценных бумаг осуществляются на основе лицензии, которая является своеобразным допуском на рынок ценных бумаг. Серьёзные требования предъявляются к организационно-правовой форме организации, занимающихся деятельностью на рынке ценных бумаг, к величине их собственного капитала и способу его расчёта, правилам совмещения профессиональной деятельности и уровню квалификации специалистов.
Целью организации учёта на основе учётных регистров и внутренней отчётности профессиональных участников рынка ценных бумаг является формирование полной и доставерной информации о сделках с ценными бумагами. Основными принципами органиции внутреннего учёта являются отражение всех операций с ценными бумагами в ведомостях внутреннего учёта на день совершения операций, разделение во внутреннем учёте собственных денежных средств и ценных бумаг и денежных средств и ценных бумаг своих клиентов, предоставление регилярной отчётности клиентам.
Профессиональные участники обязаны периодически отчитываться перед клиентами, а также представлять учётные регистры и внутреннюю отчётность по запросу ФК ЦБ.
Список используемой литературы
1. Положение «О порядке рассмотрения документов и заключения Банком России договоров о выполнении функции дилера на рынке ГКО-ОФЗ» от 10.11.1998 г.
№ 59-П.; 2. Важнейшие показатели деятельности брокеров и дилеров в 1998 – 2001 г.
(по материалам исследования НАУФОРД «Брокеры и дилеры фондового рынка в
2000 г.») // Рынок ц/б. – 2001. - № 20. – с. 63-64; 3. Килячков А.А., Чалдаева Л.А., Рынок ценных бумаг и биржевое дело. – М.:
Юристъ, 2001. – 704 с.; ----------------------- Регистры внутреннего учёта и отчётности профессиональных участников рынка ценных бумаг
Регистры учёта сделок
Регистры учёта ценных бумаг
Регистры учёта расчётов
Регистры лицевого учёта и оборотов операций с ценными бумагами
Регистры учёта операций клиентов
Регистры сводных итогов


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.