Реферат по предмету "Международные отношения"


НИС Азии и Латинской Америки на мировом рынке услуг

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дальневосточная Государственная Академия Экономики и Управления Кафедра мировой экономики КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине « Мировая Экономика» На тему : НИС Азии и Латинской Америки на мировом рынке услуг Выполнил : студент 141-АМ Кискина Т. А. Руководитель: доцент


Костюкова О. И. Владивосток 2002 Оглавление Введение 1. Характеристика мирового рынка услуг 1.1 Особенности мировой торговли услугами 1.2 Товарная структура мировой торговли услугами 1.3 Географическая структура мировой торговли услугами 2. Современное состояние рынка услуг НИС Азии и Латинской


Америки 2.1 Основные черты экономического развития НИС Азии и Латинской Америки 2.2 Характеристика сферы услуг НИС Азии и Латинской Америки 3.Перспективы участия НИС Азии и Латинской Америки в мировой торговле услугами 39 Заключение 45 Список литературы 47 ВВЕДЕНИЕ Мировой рынок услуг является неотъемлемой частью международных


экономических отношений наряду с мировыми рынками товаров, капитала и рабочей силы. В настоящее время развитые страны переходят от индустриального развития к постиндустриальному. Другими словами, основной целью экономического развития этих стран является переориентация материало ресурсо трудоемких производств в наукоемкие. Экономика, в которой ведущие позиции занимает сектор услуг, считается конкурентоспособной, имеющей перспективы роста.


Такой тип экономического развития характерен для развитых стран-лидеров мирового сообщества, в которых поступления от торговли услугами являются главной статьей доходов и занимают наибольший удельный вес в ВВП этих стран. В таких странах, как США, Франция, Германия, Япония доля сферы услуг в ВВП составляет от 56% до 65%, что характеризует их как страны с постиндустриальной экономикой. Отсюда следует, что развитие сферы услуг – критерий экономического роста


и благосостояния страны. В мире, кроме индустриально развитых и развивающихся стран существует группа стран, занимающая промежуточное положение между ними. Эти страны объединяют в НИС, они показали впечатляющие темпы экономического роста и роста сферы услуг. Опыт экономического развития НИС актуален для России, так как на данный момент РФ по многим секторам экономики не конкурентоспособна, а развитие сферы услуг дает шанс неценового соперничества


отечественных товаропро- изводителей с иностранными, повышения экономического потенциала. В настоящее время на международную торговлю услугами приходится 20% всей мировой торговли. Сфера услуг выросла в крупнейший сектор хозяйства: на нее приходится примерно 70% мирового ВВП, а также 65% общей численности занятых, кроме того она способствует росту технической оснащенности труда, внедрению более совершенных технологий. Цель данной работы – определение места новых индустриальных


стран Азии и Латинской Америки на мировом рынке услуг. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: - проанализировать особенности торговли услугами в мире, - определить характерные черты географической и товарной структуры мировой торговли услугами, - оценить современное состояние НИС Азии и Латинской Америки на рынке услуг и их положение на рынке услуг в перспективе.


1. Характеристика мирового рынка услуг 1.1 Особенности мировой торговли услугами Большой интерес представляет сфера нематериального производства, так как интенсивность развития сферы услуг влияет на экономическое развитие страны. Сфера услуг в мировом экспорте промышленно развитых стран занимает 2/3 и в импорте 50%. Международная торговля товарами и международная торговля услугами тесно связаны между собой. При поставках за рубеж това¬ров оказывается все больше услуг, начиная с анализа


рынков и заканчивая транспортировкой товаров. Многие виды услуг, поступающих в международный оборот, или отражаются не полностью, или включа¬ются в экспорт и импорт товаров. Международная статистика предо¬ставляет ограниченные сведения о структуре мировой торговли услу¬гами.[1] Современный международный рынок услуг предоставляет широкий ассортимент услуг. Сюда относятся все виды международного и транзитного транспорта, иностранный туризм, услуги банковских


и страховых компаний, платежи за патенты и лицензии, авторские гонорары и права, до¬ходы от рекламы, художественные работы, услуги здравоохране¬ния, обучение, программное обеспечение вычислительной техни¬ки, торговое посредничество. [8] Если в 1970 г. объем мирового экс¬порта услуг составлял 80 млрд $, то в 1995г. — 1,17 трлн $, т. е. больше 20% стоимости продаваемых товаров. На ус¬луги приходится более 40% экспорта США, 46% —


Англии. МВФ подразделяет торговлю услугами только на четыре вида — фрахт, остальные транспортные услуги, туризм и прочие услуги. [1] Становление зрелого международного рынка товаров и его насыщен¬ность привели к увеличению спроса на услуги, что вызвало интенсивное развитие международного рынка услуг. Таблица 1 Годовые темпы прироста мирового ВВП, мирового экспорта товаров и услуг (в %) Показатели 1995 год 1996 год 1997 год ВВП Экспорт товаров


Экспорт услуг 0,53 3,94 2,7 2,6 2,6 5,0 2,9 2,0 1,9 Источник :[4] Так, объем мирового экспорта услуг оце¬нивался в 1980 г. в 364 млрд.долл что со¬ставляло 15,8% всей международной торгов¬ли товарами и услугами, а в 1998 в 1317 млрд что составляло 19.6% соответственно. Таблица 2 Мировой экспорт товаров и услуг ( млрд.$ ) Показатели 1980 г. 1998г. Экспорт товаров Экспорт услуг


Доля услуг в экспорте товаров и услуг 1900,8 363,5 15,8 5397,3 1316,7 19,5 Источник [12] Международная торговля услугами по сравнению с торговлей товарами имеет следующие особенности: • регулируется не на границе, а внутри страны соответствующими поло¬жениями внутреннего законодательства. Отсутствие или наличие факта пе¬ресечения услугой границы не может выступать критерием экспорта услуги (равно как и валюта, в которой эта услуга оплачивается); • услуги не подлежат хранению.


Они производятся и одновременно по¬требляются. В связи с этим требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг. • производство и реализация услуг имеют большую государственную защиту, чем сфера материального производства и торговля. Транспорт, связь, финансовые и страховые услуги, наука, образование, здравоохранение во многих странах находятся в полной или частичной собственности государ¬ства или же под строгим его контролем; • международная


торговля услугами находится в тесной взаимосвязи с торговлей товарами и оказывает на нее сильное воздействие. Например, ве¬лико воздействие услуг на торговлю наукоемкими товарами, требующую больших объемов технического обслуживания, информационных и различ¬ных консультационных услуг; • не все виды услуг в отличие от товаров могут являться предметом тор¬говли. Услуги, поступающие преимущественно в личное потребление, не могут быть вовлечены в международный хозяйственный оборот.[1]


Развиваясь, сфера услуг способствует: 1. Снижению общей материало ресурсо- и энергоемкости ВВП, так как по этим показателям сфера услуг примерно в 4 раза уступает отраслям материального производства. 2. Поглощению избыточной рабочей силы, вы¬свобождающейся в результате повышения производительности тру¬да в отраслях материального производства, так как сервисные отрасли в силу своей раздробленности отличаются высокой трудоемкостью и по мере своего развития образуют весьма емкий «резервуар».


3.Решению территориальных проблем развития, которые обостряются по мере снижения ресурсоемкости производства, что превращает целый ряд районов тяжелой и добывающей промышленности в кри¬зисные ареалы. Это относится к ряду портов, которые долгие десятилетия были ориентированы на переработку массовых сырье¬вых грузов. 4. Решению экологических проблем. Сфера услуг, доля ко¬торой в ВВП США составляет 65%, а в


Западной Европе и в Япо¬нии 56—62%, значительно более безопасна в экологическом отно¬шении, чем предприятия и целые отрасли в сфере материального производства. 5. Открытости экономик постиндустриальных стран, в кото¬рую сервисные услуги вносят существенный вклад. Мировой экс¬порт услуг в 1998 г. составил 1316,7 млрд.$, т.е. примерно 1/4 объема товар¬ного экспорта. По странам торговля услугами менее сконцентриро¬вана, чем товарный оборот.[2]


Помимо положительных моментов, связанных с развитием международного рынка услуг, есть у него отрицательные стороны и негативные последствия для стран. К ним, в частности, можно отнести: 1. Социально-культурные и психологические последствия, которые связаны с эффектом подражания образу жизни и поведению иностранных туристов, что может привести к забвению собственных традиций. 2. Кроме решения экологических проблем, мировой рынок услуг и порождает их.


Так, например, происходит ускоренная индустриализация естественных ландшафтов, строительство дорог, портов. 3. Валютные последствия. Хотя первое место по значимости международного рынка услуг для национальных хозяйства отводится поступлениям валюты, возможна и значительная ее утечка. Развивающиеся страны вынуждены импортировать необходимое оборудование для промышленности, значительное количество товаров и продуктов для туристов. 1.2 Товарная структура мировой торговли услугами.


При уменьшении экспорта некоторых традиционных услуг (транспорт и т.п.) быстро развивается экспорт услуг, связанных с применением научно-технических достижений, с внедрением вы¬числительной техники, консультационных, торгово-посреднических и технических услуг, ноу-хау, услуг в области связи, услуг бан¬ков, страховых агентств и т.п. Особо следует отметить быстрый рост торговли патентами и лицензиями, объема строительных работ за рубежом (инжиниринг) и аренды зарубежного оборудо¬вания (лизинг).


Наиболее крупной и динамичной в структуре международной торговли услу¬гами является развитие прочих коммерческих услуг. Доля прочих услуг, включающих фи¬нансовые услуги и в области страхования, международных телекоммуникаций, почто¬вой и курьерской связи, компьютерной ин¬формации и обмена данными, строительные услуги, роялти и лицензионные платежи, профессиональные, технические, культурно-оздоровительные и другие услуги, увеличи¬лась с 33,9% в 1980 г. до 44,7% в 1998 г.


На сегодняшний день объем мирового рынка прочих услуг составляет порядка 600 млрд.$ по сравнению с немногим более 120 млрд.$ в начале 80-х годов. Объеди¬няя прогрессивные и эффективные виды ус¬луг, субпозиция «прочие услуги» более широко представлена в экспорте стран с высо¬ким уровнем доходов (48% к итогу, в том числе 60% в Японии, 56% в Великобритании. 53% в Германии), тогда как для стран с низ¬ким и средним уровнем доходов она имеет относительно меньшее значение


(около 34% в суммарном экспорте услуг).[12] Разные виды услуг характери¬зуются разной степенью вовлечения в международный оборот. Сегодня для успеха компании на внешнем рынке важное значение имеет умело поставленная реклама. Важно вовремя оповестить рынок о по¬ложительных качествах, новизне и эффективности выпускаемой продукции, ее привлекательных внешних данных. Реклама стала одним из главных видов сервисной деятельности: за 15 лет (с 1080 по 1995 гг.) затраты на рекламу выросли в 3 ра¬за - с 65 млрд до 200 млрд $, в том


числе газетная реклама с 30 до 90 млр $, на телевидении с 20 до 60 млрд $. Особенно активны американские рекламные фирмы на западноевропейском рынке; число их агентств за последнее десятилетие выросло с 60 до 250.[2] Удача во внешней торговле обеспечивается также хорошо ор¬ганизованным послепродажным обслуживанием. Современная сложная техника требует своевременного ремонта, наличия запас¬ных частей. Кто сумеет обеспечить это, тот выигрывает на рынке.


Сферу услуг представляют коммуникационные услуги. Их новый этап развития постепенно заме¬няет (частично) транспортные услуги. Это позволяет сотрудникам фирм «уйти» из крупных городов, сохраняя при этом полный контакт со своим офисом. Получают распространение видеоконференции, которые заменяют личные контакты. Общее число людей, использующих для работы телекоммуникационные сети, насчитывает в


Великобритании 1,2 млн. человек, в США - более 4 млн.( почти 4% от общего числа занятых в хозяйстве).[2] Отрасль телекоммуникаций характеризуется следующими факторами: быстрым ростом сегмента мобильных телекоммуника¬ций, взрывным развитием Интернета, снижением цен и усилением конкурен¬ции.[10] Сейчас на большей части Азии и некоторых частях Латинской Америки на душу населе¬ния приходится менее 10 телефонов.


В беднейших стра¬нах к Интернету подключено «менее одного человека» на 10 тыс. населения, в то время как в наиболее развитых странах Интернетом охвачено уже более 20% населения. Однако Китай, Индия и большинство стран Латинской Америки сейчас демонст¬рируют впечатляющие темпы роста. [4] Важную роль в обеспечении средствами связи играет внедрение сотовых телефонов.


Число абонентов растет на 27% в год и достигло в мире уже 200 млн в том числе в Северной Америке 60 млн в Западной Европе – 57 млн Азиатско-Тихоокеанском регионе (без Японии) – 40 млн. Если говорить о международной торговле электронными услугами, то объем торговли ими в 1996 г. оценивался в 10 млрд. долл. и в 1999 г в 50 млрд. По мнению экспертов, в 2001 -


2002 гг. он может возрасти в несколько раз. Объектами элек¬тронной торговли до последнего времени являлись в основном то¬вары и услуги, которые могут переводиться в цифровой формат и доставляться покупателям по¬средством пересылки в виде файла по компьютерной сети (программное обеспечение, музы¬кальная и видеопродукция, а также информационно-консультационные услуги, в том числе из области медицины, права, образования и др.). К услугам относят и финансово-кредитную деятельность, которая находит свое выражение в концентрации


и переплетении капиталов и в формировании крупных банковских центров. Процесс глобализации эконо¬мики, как считают некоторые экономисты, базируется на раз¬витии НТП, специализации и коопери¬рования производства, расширении трансграничных финансовых опе¬раций. Под действием этих опера¬ций постепенно устраняются ба¬рьеры между внутренними и ми¬ровыми финансовыми рынками. [8] Так для ускорения заключения финансовых сделок уже создано око¬ло 20 компьютерных центров


в Нью-Йорке, Торонто, Лондоне, Пари¬же, Франкфурте, Амстердаме, Цюрихе, Токио, Сингапуре, Сянгане и др являющихся, как правило, мировыми финансовыми центрами.[2] «Финансовыми гаванями» называют Багамские и Антильские острова, Гонконг, Сингапур и др. Вместе с тем, перспективными секторами сферы услуг являются НИОКР, коммерческие исследо¬вания (анализ и прогнозы), развитие электронной торговли че¬рез


Интернет, сферы телекомму¬никации, а также коммерческая деятельность в космосе, в том числе запуски космических аппа¬ратов в коммерческих целях (в 90-е годы запускалось в сред¬нем 120 аппаратов ежегодно, в начале XXI в. прогнозируется увеличение до 160 аппаратов). Для развивающихся стран ха¬рактерна специализация на транс¬портных, туристических и финан¬совых (оффшорных) услугах.[6] Традиционно наибольшее значение в торговле услугами имеют транспорт и меж¬дународный туризм.


Однако, если доля транспортных услуг в международном обме¬не товарами неуклонно снижается (с 39,2% в 1980 г. до 25,3% в 1998 г.), то относительная значи¬мость международного туризма за период 80-х-90-х годов даже несколько возросла (соот¬ветственно с 27,0% до 30,3%). Транспортные услуги в зависимости от вида транспорта подразделяются на мор¬ские, речные, воздушные, железнодорожные, автомобильные и трубопроводные. Сущест¬вуют оценки, что морской транспорт обслу¬живает


до 60% внешнеторгового оборота, а грузовладельцы платят судовладельцам за транспортное обслуживание порядка 105-110 млрд. долл. ежегодно (на начало 90-х годов). В 1998 г. международные морские грузоперевозки превысили пяти миллиардный рубеж и достигли 5060 млн. т (1980 г 3704 млн. т). Доля транспорта (объединяет две субпозиции - перевозку грузов и перевозку пассажиров), в прошлом традиционно наибо¬лее крупная статья в мировом экспорте услуг, систематически снижается.


Удельный вес транспортных операций в мировом экспорте услуг снизился с 39,2% в 1980 г. до 25,3% в 1998 г. Уменьшение роли транспорта в экс¬порте услуг вызвано в основном падением доли перевозки грузов под влиянием сокра¬щения удельного веса сырья, включая энер¬гоносители, в мировой торговле, а также снижением фрахтовых ставок. По этой же причине и в связи с быстрым развитием меж¬дународного туризма важнейшей субпозици¬ей в транспортных услугах стала перевозка пассажиров.[12]


Таблица 3 Мировой экспорт транспортных и туристических услуг в отдельных странах [4] Отрасли Объём (млрд$) Доля ( %) Объём (млрд$) Доля ( %) Объём (млрд $) Доля (%) 1980 г. 1990 1997 Экспорт услуг в том числе: Транспорт-ные услуги Туризм Др. частные услуги 402,0 168,8 112,6 120,6 100 42,0 28,0 30,0 802,0 232,6 256,6 312,8 100 28,8 32,0 39.1 1310,8 320,0 430,8 560,0 100 24,4 32,8 42,8 Для постиндустриального этапа развития мирового хозяйства ха¬рактерно быстрое нарастание международного


туризма - важного вида трансграничного перемещения людей. Туризм в современном понимании превратился в целый комплекс отраслей, ох¬ватывающих транспорт, гостиничное хозяйство, индустрию развлечений, спорт, рекламное дело, общественное питание. За 1970—1991 гг. число международных туристов в мире возросло с 160 млн до 525 млн человек, т.е. более чем в 3 раза, в то же время доходы от туризма увеличились с 20 млрд до 500 млрд $, т.е. в 25 раз.[2]


Мировой доход от международного туризма в1998 году составил 439969 млн. долл. Его основные фонды по данным 1992 года оценивались в 3,8 трлн $, годовые капиталовложения — 438 млрд $, число занятых в нем превысило 130 млн человек. Таким образом, международный туризм, наряду с автомобильной промышленностью, стал ведущим сектором мировой экономики.[12] Таблица 4 Доходы от международного туризма Страны Доходы от международного туризма


Млн. долл. В % к экспорту товаров и услуг 1980 г. 1998 г. 1980 г. 1998 г. 1 2 3 4 5 Мир в целом США Канада Япония Германия Франция Великобритания Нидерланды Италия 101399 10058 2284 644 6566 8235 6932 1668 8213 439969 71250 9393 3742 16429 29931 20987 6803 29809 4,6 3,7 3,0 0,4 2,9 5,4 4,7 1,8 8,4 6,3 7,6 3,8 0,9 2,6 7,7 5,6 3,0 9,6 1 2 3 4 5 Испания Швейцария Мексика Бразилия Индия Китай Респ. Корея Малайзия Таиланд Тунис Филиппины 6968 3149 5393 1794 1150 617 369 265 867 601 320 29737 7815 7897 3678 3124 12602 5890 2456 5934 1557 2413 21,7 6,5 23,8 8,2 10,2 3,6 1,9 1,9 10,9 18,4 4,4 18,7 6,5 6,1 6,3 6,6 6,1 3,8 3,4 9,0 18,4 6,5


Источник :[12] Примерно 1/5 экспорта туризма дают стра¬ны новой индустриализации, особенно азиатского региона.[12] Республика Корея, Гонконг, Сингапур, Тайвань, Китай, Таиланд активно выступают на мировом рынке услуг, увеличив на протяжении двух последних тысячелетий ее объемы более чем в 6 раз.[4] Эта деятельность дает значительные ва¬лютные поступления, позволяющие сократить дефицит внешнетор¬гового баланса.[12] Расширение международного туризма в связи с увеличением


доходов населения, со¬вершенствованием средств транспорта и гос¬тиничного хозяйства, удешевлением воздуш¬ных перевозок (авиатранспорт прочно зани¬мает лидирующее положение в транспортных пассажирских сообщениях), ослаблением ограничений на вывоз валюты, а также упро¬щением пограничных формальностей приве¬ло в конечном счете к увеличению его доли в мировом экспорте услуг. В таких странах, как Япония, США, Швейцария, Малайзия,


Финляндия. Дания, Германия каждый житель ежегодно путеше¬ствует по одному и более раз.[12] По количеству въезжающих туристов на 1998 год лидирующие позиции занимают: Франция-70000 тыс Испания – 47749 тыс США – 46395 тыс Италия-34829 тыс а из НИС: Китай - 25073 тыс Мексика-19810 тыс Таиланд – 7843 тыс Малайзия – 5551 тыс Бразилия-4818 тыс. человек.[12]


Другим важным видом трансграничного перемещения людей является движение иностранной рабочей силы: сюда входят и работники физического труда и все более увеличивающийся поток ученых. Современные трудовые миграции достигли в сумме уже 100 млн. человек, а общий поток валюты, заработанный мигрантами и идущий в обратном направлении в страны, откуда эмигранты выехали, превышает 400 млрд. долл. ежегодно. Проблема утечки умов, т.е. эмиграция научной и творческой интеллигенции очень остро стояла


в Китае, в развивающихся странах, сейчас она коснулась России.[2] Все большее значение приоб¬ретает производство услуг на за¬рубежных филиалах ТНК, учиты¬вая, что свыше 40% размещен¬ных в мире прямых зарубежных инвестиций вложено в сферу ус¬луг. Среди отраслей, куда наибо¬лее активно направляются инве¬стиции, выделяются финансовая сфера и торговля. В связи с растущими масшта¬бами мирового обмена услугами возникает необходимость создания международных


механизмов регу¬лирования. Наиболее важным на¬правлением является работа по выполнению условий Генерально¬го соглашение по торговле услу¬гами (ГАТС). Согласно классификация ВТО, к наиболее «открытым» в мире относится туризм.[3] Таким образом можно сделать вывод, что около 25% объема «невидимого» экспорта приходится на транс¬портные услуги, 20% - на международный туризм. Остальные 55% распределяются между страхованием, коммуникативными


услугами, обработкой и передачей информации, рекламой, техническими и инженерно-проектными услугами, кинопрокатом, консультационными услугами.[2] Международная статистика свиде¬тельствует о том, что мировая торговля услу¬гами является одним из наиболее быстро рас¬тущих секторов мирового хозяйства. По дан¬ным Мирового Банка, экспорт услуг за 1980-1998 гг. вырос в 3,6 раза, увеличиваясь в среднем на 8% в год.[12] 1.3 Географическая структура мировой торговли услугами.


Географическое распределение тор¬говли услугами, предоставляемыми отдель¬ными странами, отличается крайней нерав¬номерностью в пользу развитых государств с рыночной экономикой. На мировом рынке услуг доминируют восемь ведущих стран, на которые приходится свыше половины миро¬вого экспорта и импорта услуг, при этом на четыре из них - США, Великобританию, Францию и Германию - около 40%.


Для мно¬гих компаний из этих стран все большее зна¬чение имеет производство услуг на их зару¬бежных филиалах. Таблица 5 Доля стран в мировом экспорте товаров и услуг ( %) [5] Страны Экспорт товаров Экспорт услуг 1980 г. 1998 г. 1980 г. 1998 г. 1 2 3 4 5 Всего США Канада Япония Германия Франция Великобритания Италия Нидерланды 1 100 11,8 3,6 6,7 10,1 5,8 5,8 4,1 3,9 2 100 12,5 4,0 6,9 10,1 5,6 5,8 4,5 3,2 3 100 10,5 2,0 5,2 7,1 11,6 9,4 5,2 4,6 4 100 18,2 2,2 4,7 6,5 6,4 7,4 5,1 3,9 5


Китай Республика Корея Мексика Индия Малайзия Таиланд Россия - 0,9 0,9 0,4 0,7 0,3 - 3,4 2,4 2,2 0,6 1,3 1,0 1,4 - 0,7 1,2 0,8 0,3 0,4 - 1,8 1,8 0,9 0,8 0,8 1,0 1,0 Доля развивающихся стран в мировом экспорте услуг несколько возросла в 2000г. За счет НИС, и их доля в объеме торговли услугами увеличилась с 3% в 1980г. до более 8% в конце 90-х


годов. Основная торговля услугами происходит на рынках развитых стран. Таблица 6 Распределение экспорта товаров и услуг по группам стран ( в % к итогу) Группы стран Экспорт товаров Экспорт услуг 1980 г. 1998 г. 1980 г. 1998 г. Всего С низким уровнем доходов Со средним уровнем доходов, в том числе: Ближе к нижней границе Ближе к верхней границе С высоким уровнем доходов 100 4,7 23,3 9,2 14,1 72,0 100 6,4 18,1 6,3 11,8 75,5 100 3,2 14,9 8,1 6,8 81,9 100 4,0 16,4 6,5 9,9 79,6


Источник :[12] Основываясь на данных таблицы 6 можно сделать вывод, что в мировой торговле услугами лиди¬рующие позиции занимают страны с высоким уровнем доходов, чей удельный вес в экспорте достиг в 1980 г 81,9%,а в 1998 г. 79.6% . Еще 8-10% приходится на быстрорастущие рынки Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна. Наименьший показатель удельного веса экспорта услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг был зафиксирован для стран с низким уровнем доходов -4% в 1998 г тогда


как в странах со средним уровнем доходов он составлял 16,4%. Доля развивающихся стран в мировом экспорте услуг по мере их экономического развития и притока иностранного капитала повышалась и, прежде всего, за счет азиат¬ских стран и территорий, включая Китай, Республику Корею, Сингапур, Гонконг, Таи¬ланд, Малайзию. Однако даже достигнутые совокупные показатели для всей группы раз¬вивающихся стран остаются


несопоставимы¬ми с масштабами экспорта услуг из развитых государств.[12] Для развивающихся стран характерно наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами. Вместе с тем, это не ис¬ключает того факта, что некоторые из них яв¬ляются крупными экспортерами услуг. Так, например, Республика Корея специализируется на инженерно-консультационных и строительных услугах, Мексика - на туристи¬ческих, Сингапур является крупным финан¬совым центром.[3].


Таблица 7 Структура мирового экспорта услуг Страны 1 Экспорт ( млрд. $) Услуги транспорта ( % к итогу) Поездки (% к итогу) Прочие ( % к итогу) 1980 2 1998 3 1980 4 1998 5 1980 6 1998 7 1980 8 1998 9 Мир в целом США Канада Япония Германия Франция 1 363,5 38,1 7,1 18,8 25,8 42,2 2 1316, 7 239,9 30,3 61,8 78,9 84,6 3 39,2 37,4 35,7 67,9 34,2 25,0 4 25,3 19,0 19,6 34,4 25,7 24,1 5 27,0 27,8 35,8 3,4 19,4 19,6 6 30,3 34,7 30,9 6,1 20,8 35,4 7 33,9 34,8 28,5 28,7 46,4 55,4 8 44,7 46,3 49,5 59,5 53,4 40,5 9 Великобрита- ния Италия Нидерланды Норвегия Мексика


Бразилия Венесуэла Индия Китай Респ. Корея Индонезия Малайзия Таиланд Россия 34,3 18,8 16,7 8,5 4,4 1,7 0,7 2,9 - 2,4 - 1,0 1,4 - 97,6 66,6 51,6 14,0 11,9 7,1 1,3 11,1 24,0 23,8 4,3 10,7 13,1 12,9 41,3 24,4 52,9 75,3 10,2 48,6 43,0 15,6 - 64,3 - 45,1 21,9 - 19,5 16,0 39,9 61,2 12,0 26,3 21,4 16,0 10,2 42,8 0 22,0 20,4 24,5 20,2 47,6 13,5 8,9 73,1 7,5 36,7 54,2 - 15,4 - 30,3 63,5 - 24,6 44,7 13,2 15,0 66,2 18,6 74,1 26,6 52,4 24,9 98,0 22,3 47,2 50,3 38,5 28,0 33,6 15,8 16,8 43,8 20,4 30,2


- 20,3 - 24,6 14,6 - 55,9 39,3 47,0 23,9 21,8 55,1 4,5 57,3 37,3 32,3 2,0 55,8 32,2 25,2 Источник :[12] Таким образом, международная торговля услугами - один из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства. Географическое распределение торговли услугами отличается крайней неравномерностью в пользу развитых государств, для которых характерны высокие уровни доходов. Хотя в последние годы существует тенденция к увеличению роли развивающихся государств в торговле услугами


и в основном это происходит за счет НИС Азии и Латинской Америки. Перспективными секторами мировой торговли услугами являются электронные и телекоммуникационные услуги, услуги предоставляемые через Интернет и рекламные агентства. Доля транспортных услуг, традиционно занимавшая наибольшее значение в международной торговле услугами, постепенно снижается, что связано с сокращением удельного веса перевозимого сырья.


2.Современное состояние рынков услуг НИС Азии и Латинской Америки 2.1 Основные черты экономического развития НИС Азии и Латинской Америки В ходе мирового промышленного развития из общей массы государств выделилась группа новых индустриальных стран Более высокие темпы хозяйственного развития для этих стран характерны в 70—80-е годы XX в. Сейчас темпы экономического роста большинства


НИС значи¬тельно превышают аналогичные показатели не только разви¬вающихся государств, но и многих развитых капиталистических стран. Таблица 8 Темпы роста ВВП ( % ) [6] Темпы роста ВВП % 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000* 2001* Гонконг (Китай) 5,4 3,9 4,5 5,0 -5,1 2,9 5,0 5,5 Респ. Корея 8,3 8,9 6,8 5,0 -6,7 10,7 7,5 6,0 Сингапур 11,2 8,4 7,5 8,0 1,5 5,4 5,9 6,2


Тайвань (Китай) 7,1 6,4 6,1 6,7 4,6 5,7 6,3 6,2 КНР 12,7 10,5 9,6 8,8 7,8 7,1 6,5 6,0 Малайзия 9,2 9,8 10,0 7,5 -7,5 5,4 6,0 6,1 Филиппины 4,4 4,7 5,8 5,2 -0,5 3,2 3,8 4,3 Таиланд 9,0 8,9 5,9 -1,8 -10,4 4,1 4,5 4,6 Индия 7,8 7,6 7,5 5,0 6,8 5,9 7,0 7,0 *Оценка Они заняли особое положение в мировом хозяйстве и составили новую самостоя¬тельную группу. К НИС относят четыре «малых дракона» Азии: Южную Корею,


Тайвань, Сингапур, Гонконг. НИС Латинской Америки представлены Аргентиной, Бразилией, Мексикой. Все перечисленные страны — это НИС «первой волны», или «первого поколения». Ко второму поколению причисляют: Малайзию, Таиланд, Индию, Чили. Третье поколение включает Кипр, Тунис, Турцию, Индо¬незию. К четвертому поколению относят


Филиппины, южные про¬винции Китая и др. По классификации ООН, к НИС относятся Аргентина, Бразилия, Мексика, Южная Корея, Тайвань, Гонконг (с 1 июля 1997 г. — Сянган — юрисдикция КНР), Сингапур.[11] Общим в развитии НИС Азии и Латинской Америки были высокие темпы роста, которые достигались за счет высокой нормы накопления, ис¬пользования


современных технологий, высокой производитель¬ности труда. Новые индустриальные страны обладают только им прису¬щими чертами. Ведущей отраслью почти всех НИС стала обра¬батывающая промышленность, ориентированная на экспорт. У 15 стран товары обрабатывающей промышленности превышают 50% их экспорта. В экономическом развитии НИС наблюдаются тенденции, присущие зрелой капиталистической экономике: идет


процесс концентрации производства и капитала, формируется финан¬совый капитал. В наиболее развитых странах (Южной Корее, Тайване, Сингапуре, Бразилии, Мексике, Аргентине) сформи¬ровались ТНК. Уровень ВВП соответствует таким промышленно развитым странам, как Греция, Португалия. Южную Корею и Тайвань уже сейчас вполне можно перевести в разряд индустриально раз¬витых


государств.[8] Хотя для НИС Азии и Латинской Америки характерны высокие макропоказатели, их не относят к развитым странам, так как НИС не соответствуют последней группе по таким критериям, как: уровень и качество жизни населения, уровень образования населения, продолжительность жизни, социальные показатели, продолжительность рабочей недели и ряд других. Причинами экономического роста НИС послужили: 1) выгодное географическое положение;


2) наличие дешевой рабочей силы; 3) крупные вложения иностранного капитала, и прежде всего США, Японии, ФРГ; 4) опережающее развитие внешнеэкономических отношений; 5) активная роль ТНК (около 80 % всех средств было вложено в НИС).[7] Малайзию, Таиланд, Аргентину, Бразилию причисляют к «новым индустриально-аграрным странам», так как наряду с развитой промышленностью они имеют современ¬ную базу сельскохозяйственного производства


и являются круп¬ными мировыми экспортерами соответствующей продукции. Так, Бразилия один из крупнейших в мире производителей( около 3 млн. т в год) и экспортеров кофе, сахарного тростника, какао- бобов, бананов и апельсинов, сизаля; другие важные экспортные культуры - соя, хлопчатник, табак, кукуруза.[42] В Малайзии основой сельского хозяйства является производство натурального каучука, пальмового масла (одно из ведущих мест в мире), какао-бобов, ананасов, перца.


Основная продовольственная культура — рис. Для всех перечисленных стран характерно присутствие ино¬странного капитала в экономике, причем его доля наиболее значительна в более развитых НИС. Более высокий уровень развития является следствием использования иностранных ин¬вестиций в национальной экономике. Так, иностранные кредиты и займы, 70% которых составляли инвестиции США за 20 лет, с 1950 по 1970 гг. увеличились с 0,6 млрд. долл. до 28 млрд.[9]


НИС удалось показать пример стремительного экономиче¬ского возвышения над основной массой развивающихся госу¬дарств. По производству отдельных видов промышленной про¬дукции, в том числе и наукоемких ее видов, НИС вышли на ведущие позиции в капиталистической экономике. Исходя из вышесказанного, НИС можно причислить к груп¬пе стран, находящихся в промежуточной зоне между развитыми и развивающимися странами. Это обстоятельство позволяет со¬хранять целостность мировой хозяйственной


системы. Основными критериями, по которым государства относят к НИС, являются: • размер ВВП на душу населения; Гонконг (Сянган) и Сингапур в конце 90-х занимают 4-е и 5-е место в мире по доходам на душу населения. К 2010 году в КНР прогнозируется удвоение ВВП, который в 2001 году составил 1 трлн. долларов. ВВП на душу населения в Бразилии=2680 $ в год, в Малайзии = 2490 в год • среднегодовые темпы прироста


ВВП. Так, например, Тайвань за период с 1952 по 1993гг. увеличил объем ВВП в 170 раз (при росте населения в 2,5 раза). Высокие темпы роста в 90-е годы демонстрируют Южная Корея-8%, Сингапур - около 8%,Малайзия-более 9% в год. • удельный вес обрабатывающей промышленности в ВВП (бо¬лее 20%); • объем экспорта промышленных изделий и их доля в об¬щем вывозе. • объем прямых зарубежных инвестиций. В первую половину 80-х прямые инвестиции в экономику


НИС достигли 42% прямых капитальных вложений в развивающиеся страны. Ведущие инвесторы- США, Япония В зависимости от уровня дохода на душу населения НИС можно разделить следующим образом: • с высоким уровнем дохода (Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Гонконг: бо¬лее 9 тыс. долл. в год); • со средним уровнем дохода (Малайзия, Таиланд, Индоне¬зия, Филиппины, Аргентина, Бразилия,


Мексика, Чили: 750 долл 8,5 тыс. долл. в год); • с низким уровнем дохода ( Индия: менее 750 долл. в год). Причиной выделения НИС в отдельную группу стало тесное экономическое сотрудничество развитых государств с НИС. Новые индустриальные страны должны были увеличить экономический потенциал развитых стран, предоставить им дополнительную базу для развития капитала. В 70-е годы отмечался процесс пере¬мещения из стран


Запада в развивающиеся страны трудоинтенсивных производств по изготовлению деталей и узлов, отдель¬ных изделий электронной аппаратуры бытового назначения, химических препаратов с последующим их экспортом. Это было связано с желанием ТНК повысить конкурентоспособ¬ность своей продукции за счет дешевой рабочей силы, снизить отрицательное воздействие ряда производств на окружающую среду в своих странах. Процесс индустриализации был усилен за счет проводи¬мой


НИС политики, направленной на формирование меха¬низма соединения науки и производства и образование ком¬плекса НИОКР.[9] Индустриализацию НИС можно разделить на четыре этапа: 1) развитие импортозамещающих отраслей; На этом этапе (середина — конец 50-х годов) ставилась задача развития отраслей промышленности, призванных замес¬тить своей продукцией импорт аналогичных товаров из-за рубе¬жа. Реализация этой политики давала возможность сэкономить значительные валютные средства


и насытить внутренний рынок основными потребительскими товарами. 2) создание экспортного потенциала и базовых отраслей; Начало второго этапа — конец 60-х годов. Политика экс¬портной ориентации имела принципиальные различия в ази¬атских и латиноамериканских НИС. В странах Азии создава¬лись преимущественно трудоемкие предприятия по выпуску массовой потребительской продукции. Латиноамериканские страны основной упор сделали на развитие


капиталоемких, высокотехнологичных отраслей преимущественно в обрабаты¬вающей и добывающей промышленности. 3) развитие наукоемких отраслей; Переход к развитию наукоемких отраслей и создание собственной научно-исследова¬тельской базы начался в конце 70-х - начале 80-х годов. Ос¬новная черта этого этапа — постепенный рост государственных и частных ассигнований на развитие НИОКР. 4) интеграция НИС в мировое хозяйство. В НИС практически нет отраслей, где бы в той или иной


форме не присутствовал иностранный капитал.[6] В последнее десятилетие усилились структурные сдвиги в экономике НИС, что ведет к постепенному сближению их с передовыми промышленно развитыми государствами и вместе с тем к быстрому расширению экономической пропасти между ними и основным массивом развивающихся стран. Хотя в НИС проживает менее 1/8 всего населения развивающихся стран, там создается свыше 2/5 его совокупной промышленной и ва¬ловой продукции. 2.2 Характеристика развития сферы услуг


НИС Азии и Латинской Америки В последнее время все большее значение для НИС Азии и Латинской Америки принимает международная торговля услугами, постепенно смещающая торговлю товарами. Таблица 9 Торговля услугами Страны Экспорт Млрд $ % от экспорта(импорта) услуг Изменение в % к прошлому году 2000 1990-2000 1998 1999 2000 1 2 3 4 5 6 Латинская Америка 60 7 7 0 12 Мексика 13 6 6 -3 15


Азия 304 9 -13 4 13 Китай(с Гонконгом) 30 18 -3 -1 25 Гонконг 43 9 -6 4 14 Индонезия, Р. Корея, Малайзия, Таиланд, Филиппины 66 10 -22 0 7 Импорт 1 2 3 4 5 6 Латинская Америка 72 8 4 -5 13 Мексика 16 5 7 10 18 Азия 359 7 -11 5 7 Китай (с Гонконгом) 35 24 -5 16 14


Гонконг 24 8 1 -1 3 Индонезия, Р. Корея, Малайзия, Таиланд, Филиппины 85 11 -25 4 15 Источник : [21] Сфера услуг стран Азии развивается более динамично, чем в странах Латинской Америки. Так, в 2000 году доход от экспорта услуг и средства, потраченные на импорт услуг в Азию, превышают аналогичные показатели в Латинской


Америке в 5 и 4,9 раз соответственно. Экспорт услуг в одном только Гонконге превышает экспорт услуг Мексики в 3,3 , а импорт в 1,5 раза. Самым первым по времени возникновения считается рынок транспортных услуг. Связано это с тем, что транспорт является ведущим связующим звеном во внешней торговле товарами. Между НИС Латинской Америки и Азии существуют различия в развитии рынка транспортных услуг.


Наиболее развитым видом транспорта в Латинской Америке является железнодорожный, причем необходимо отметить, что Мексика, Аргентина и Бразилия относятся к группе стран, обладающих относительно старой и развитой железнодорожной сетью. Аргентина и Бразилия входят в “первую десятку” стран по общей протяженности железных дорог, в Бразилии она составляет 33 тыс. км. Но большая часть железных дорог служит лишь для перевозок внутри страны.[37]


Исключение составляет Мексика, где большее число железнодорожных путей связано с промышленно-развитым соседом США, а также на территории Латинской Америки расположены железнодорожные магистрали, которые соединяют между собой Аргентину, Уругвай, Парагвай, Бразилию, Боливию.[37] Следует отметить, что в НИС Латинской Америки исторически железнодорожный и автомобильный транспорт развивались с учетом вывоза


природных ресурсов, а, следовательно, в большинстве своем они соединяют места добычи полезных ископаемых с морскими портами, с этим фактором связано и то, что густота сети железных дорог весьма неравномерна. Наибольшей плотностью характеризуются восточные прибрежные районы Бразилии и Аргентины, что связано с обменом портов, причем ряд из них мирового значения.[37] В Аргентине во внешних перевозках ведущее место занимает морской и воздушный транспорт.


Крупнейший морской и авиапорт Аргентины - Буэнос-Айрес. Через него осуществляется большая часть внешней торговли, особенно импорта. [37] Для НИС Азии характерно более интенсивное развитие морского и воздушного видов транспорта. Например, Гонконг – крупнейший в мире морской контейнерный порт, через который проходит ежегодно в среднем 15 млн. стандартных морских контейнеров. Грузы обрабатываются непрерывно круглые сутки, работа


на всех этапах автоматизирована. Новый аэропорт Чек Лап Кок, открытый в 1998 году на острове Лаптау – крупнейший в Азии и ведущий в мире по объему грузовых перевозок (около 1,7 млн. тонн в год). В Сингапуре действуют порты воздушного и морского сообщения свободные от таможенных пошлин и акцизных сборов на многие виды товаров. В стране находится региональный узловой аэропорт, через который проходят


рейсы более чем 100 мест назначения.[31] Также, если сравнивать развитие речного рынка транспортных услуг, то можно сделать вывод, что в НИС Азии этот вид услуг более развит, чем в НИС Латинской Америки. Таблица 10 Основные показатели работы речного транспорта отдельных НИС Страна Длина внутренних водных путей, тыс.км Объем перевозок грузов, млн. т Грузооборот, млрд. т км Средняя дальность перевозки 1 т груза, км


Китай 109,4 807,5 310,0 383,9 Индия 14,5 18,0 1,2 66,7 Бразилия 43,6 26,5 35,5 134,0 Источник : [24] Протяженность речных путей Китая в 2,5 раза превышает протяженность Бразильских речных путей, а грузооборот в 8,5 раз. В настоящее время НИС Азии и Латинской Америки становятся все более вовлеченными в международный туризм. Для многих из них туризм стал одним из важнейших источников поступления иностранной валюты.


Таблица 11 Показатели международного туризма (1998 год) Страны Прибытия Доходы Прирост доходов по сравнению с 1980г. тыс чел. Доля % млн $ Доля % 1 2 3 4 5 6 НИС Латинской Америки Мексика 19810 3,12 7897 1,8 1,5 Бразилия 4818 0,76 3678 0,86 2,05 НИС Азии Р. Корея 4250 0,67 5890 1,34 15,96 1 2 3 4 5 6


Малайзия 5551 0,87 2456 0,56 9,3 Таиланд 7843 1,24 5934 1,35 6,8 Китай 25073 3,95 12602 2,86 20,42 Мир в целом 634659 100 439969 100 4,4 Источник :[12] В 2000 г. рост туристического бизнеса наблюдался в первую очередь в НИС Азии. Традиционным лидером по привлечению туристов остается Китай. Из данных таблицы видно, что сумма доходов от туризма в


Китае за 1998 превышала сумму доходов Бразилии и Мексики вместе взятых за тот же самый период. Определенной сенсацией стало опережение в 2000 году Ма¬лайзией Таиланда, которая сумела привлечь 10 млн. туристов, что на 25% больше, чем в 1999г. По данным Всемирной туристической организации за 2000 г. в число стран-лидеров в области иностранного туризма, кроме развитых стран входят: Мексика, Китай,


Гонконг. Таблица 12 НИС-лидеры в области предоставления туристических услуг [17] Страна Занимаемое место в мировых турист. услугах Число прибытий туристов 2000 г. Прирост туристов в 2000 г. 1990 г 1995 г 2000 г Китай 12 8 5 312000 15,5 Мексика 8 7 9 20000 5,0 Гонконг, Макао (Китай) 19 15 14 13100 15,3 Гонконг в 2000 г. посетили 13 млн. туристов ( на 11 % больше, чем в 1999).


Доход от туристического бизнеса составил 6,5 млрд. $.[26] Развитие туризма дает возможность создания дополнительного количества рабочих мест, снижает уровень безработицы, формирует благоприятные условия для привлечения капитала из-за рубежа, положительно сказывается на развитии индустрии туризма в целом и создает дополнительный валютный доход странам. Например, Китай в 1997 г. занял пятое место в мире по числу посе¬тивших его иностранцев и восьмое -


по сумме валютных поступлений от туризма. Основную долю на международном рынке Китая всегда составляли туристы с Тайваня, из Гонконга и Аомыня – около 90%визитеров. [18] Наиболее крупной и динамичной в структуре международной торговли услугами является развитие коммерческих услуг. Если сравнить развитие этих услуг в НИС Азии и Латинской Америки, то можно сделать вывод, что в


НИС Азии эти услуги развиваются более динамично, чем в НИС Латинской Америки. Так азиатский экспорт коммерческих услуг в 2000 году увеличился на 13%. Зарегистрировано ускорение его роста у Гонконга и КНР. Среди стран, сумевших увеличить как импорт, так и экспорт коммерческих услуг более чем на 10%, следует отметить Китай, Республику Корея, Сингапур,


Тайвань, Мексику. Таблица 13 Экспорт-импорт коммерческих услуг Страны Млрд.$ Доля(%) в сфере услуг Прирост (%) 1 2 3 4 5 6 2000 2000 1990-2000 1999 2000 Экспорт Гонконг 43,3 3,1 9 4 14 Китай 29,7 2,1 18 -1 25 1 2 3 4 5 6 Республика Корея 29,2 2,1 12 4 13 Сингапур 26,6 1,9 8 25 13 Тайвань 20,2 1,4 11 3 18 Индия 16,4 1,2 14 26 18 Малайзия 13,5 0,9 14 4 14


Мексика 13,4 0,9 6 -3 15 Таиланд 12,9 0,9 7 11 - Импорт Китай 34,8 2,5 24 16 14 Республика Корея 33,7 2,4 13 11 26 Тайвань 25,7 1,8 6 0 10 Гонконг 24 1,7 8 -1 3 Сингапур 21,3 1,5 10 8 13



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Дунаевский Исаак Осипович
Реферат Кредитные риски: Их факторы и пути снижения в современных условиях
Реферат Аннотация рабочей программы дисциплины логистика складирования наименование дисциплины для направления подготовки
Реферат Человек в социокультурных типах философии
Реферат Бухгалтерский учет на ФГУ ПУОХ "Пригородное"
Реферат банкротство
Реферат Бельское городище
Реферат Прием, обучение военнослужащих, прибывших на пополнение в подразделения по охране ВГО и ввод их в боевую службу
Реферат Влияние металлургических предприятий Украины на окружающую среду
Реферат Поведенческая экономическая теория
Реферат Полицейские реформы 18 века
Реферат МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Реферат Псориаз зимний тип вульгарная форма прогрессирующая стадия
Реферат Проектирование привода технологического оборудования
Реферат Типы данных в Object Pascal