АРМИИ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ
Завершающийся XX век оказался самым воинственным и кровавым: в его
войнах и конфликтах погибло 140—150 миллионов человек, причем треть из них
— граждане нашей страны.
На пороге нового века и тысячелетия перед человечеством открываются два
пути. Один — в сторону от войн и военных конфликтов к «мирной эпохе» через
последовательную демилитаризацию, отказ от политики силы и самой силы в ее
милитаристской форме. Другой — изведанный и проторенный — продолжать
разработку и создание еще более убойного оружия, наращивать мощь армий,
закладывать предпосылки новых, еще более страшных войн, способных погубить
/человечество.
Увы, похоже, что политики увлекают мировое сообщество на второй путь,
что не может не внушать тревоги за будущее.
Глобальные тенденции
Улучшение международных отношений, произошедшее в последнее десятилетие,
привело к снижению опасности как ядерной, так и большой обычной войны,
практическому исчезновению классических войн между государствами, усилению
миротворческой роли Совета Безопасности ООН, его военных структур.
Действует тенденция сокращения количества ядерных и обычных вооружений,
военных ассигнований. С 1987-го по 1997 год мировые военные расходы
уменьшились с 1,36 триллиона до 800—850 миллиардов долларов при
среднегодовом темпе снижения 7—8 процентов. Общая численность регулярных
войск всех стран мира сократилась с 28,5 миллиона до примерно 24,5—25
миллионов, то есть на 3,5—4 миллиона человек (на 16—17 процентов).
Начинается всеобщая ликвидация химоружия. На очереди решение вопроса об
уничтожении противопехотных мин. ООН учится пресекать попытки некоторых
государств обзавестись оружием массового поражения.
Политика стала применять армии более осторожно, чаще использовать их
коллективно, по мандату ООН, под флагом миротворческих акций. Развиваются
связи между армиями, которые недавно считали друг друга врагами.
Однако милитаризация мира не только остается чрезмерно высокой, но,
продолжая расширяться, выливается в новые направления и формы.
В военной сфере общества, включающей армии, разработку,
совершенствование и производство вооружений, людские и материально-
технические резервы, мобилизационные структуры, «военизацию» населения и т.
п., все еще задействованы огромные массы наиболее здоровых и
квалифицированных людей.
Количество людей, связанных с военной сферой жизни общества
|Основные |Вооруже|Подготовл|Занятые|Всег|В % к |
|элементы |нные |енные |в |о |численност|
|военной |силы |резервы и|военном| |и |
|сферы | |военнообя|произво| |населения |
| | |занные |дстве | |планеты |
|Число |24—25 |-900 |-55 |-100|-15—20 |
|людской | | | |0 | |
|массы | | | | | |
|(млн.) | | | | | |
СЕРЕБРЯННИКОВ Владимир Васильевич — доктор философских наук, профессор,
генерал-лейтенант запаса.
Во второй половине XX века происходил беспрецедентный рост боевых
возможностей и частоты применения армий, к 50 существовавшим армиям
прибавилось еще около 1^0, из которых почти 25 — на постсоветском
пространстве.
Почти в 30 странах, где идут гражданские войны или происходят
вооруженные конфликты, имеется как минимум по две армии. Мощь вооруженных
сил развитых государств за последние 50 лет выросла в десятки раз.
Рост количества, численности и боевой мощи армий в XX веке
Показатели Временные рубежи эволюции
_____________________________________________________________ мировой системы Начало XX века Канун Второй Конец XX века армий мировой войны
Количество армий в мире -30 -50
>200 Совокупная численность (млн.) 7—8 15—17 24—25
Рост разрушительно- в3—4 раза в 10—15 раз в
20—25 раз истребительной силы по сравнению по сравнению по сравнению (без учета ядерного с концом XIX века с началом XX
века со Второй мировой войной оружия)
Армии, имеющиеся практически во всех государствах (кроме Коста-Рики и
Исландии), образуют единую систему, где они связаны генетически,
функционально, эволюционно, и стимулируют рост или снижение боевой мощи
друг друга. Понятие «система армий», которое широко использовалось в конце
XIX века по отношению к Европе, теперь обрело глобальные масштабы.
В эволюции глобальной системы армий преобладают опасные явления. Боевая
мощь армий развитых государств, прежде всего великих держав (даже без учета
ядерного оружия), многократно превышая оборонительные потребности (кроме
России), продолжает стремительно расти. Невиданными темпами наращивается и
без того решающее превосходство американской армии по сравнению с любой
другой. На нее приходится почти треть мировых военных расходов. Укрепляются
и расширяются союзы армий групп государств (особенно НАТО). Происходит
быстрое подтягивание по технической оснащенности до уровня передовых армий
вооруженных сил более ста развивающихся государств. Увеличивается
многообразие форм «невоенного» применения армий (для усиления дипломатии,
давления, обеспечения безопасности торговли и т. д.), групповое
использование военной силы под флагом миротворчества и в обход ООН в
эгоистических интересах отдельных государств.
Боевые возможности армий многократно увеличиваются за счет внедрения
новых военных технологий и систем вооружения, усиления профес- '
сионализации, наращивания подготовленных резервов.
Россия и США объявляют ядерное оружие главным сдерживающим фактором
вплоть до середины XXI века, и это оружие продолжает совершенствоваться.
Десятки государств стремятся оснастить свои армии ракетно-ядерными
средствами.
Ускоренное внедрение в вооруженных силах высокоточного оружия повышает
поражающий эффект войск в 8—15 раз. Совершенствование систем связи и АСУ,
проведенное в армии США, эквивалентно включению в нее дополнительно 15—20
дивизий. Компьютеризация подразделений наделяет группу солдат в 3—4
человека огневой мощью пехотной роты. Появляются компьютерные дивизии и
корпуса. Повсюду энергично развиваются НИОКР, зреет новая революция в
военном деле, способная породить воистину фантастические вооружения.
Появляется стрелковое оружие со ско-рострельностью в сотни тысяч и миллионы
выстрелов в минуту, пули которого пробивают любое современное пулезащитное
снаряжение. Оно обеспечивается прицелами ночного видения. Создаются
самолеты-«невидимки», корабли, танки, орудия XXI века. Разрабатываемое
нелетальное (несмертоносное) оружие способно вызывать массовые инфаркты,
припадки эпилепсии, паралич нервной системы, животный страх и т. п.
состояния, уродующие психику и здоровье людей. Лидируют в этом США и страны
НАТО.
Торговля оружием, которая расширилась за 10 лет почти на 20 процентов и
поглощает 32 миллиарда долларов в год, позволяет некоторым развивающимся
странам, не располагавшим до второй половины XX века собственными армиями,
сразу сделать их высокотехнологичными. Например, Саудовская Аравия, имевшая
полвека назад всего лишь воинские формирова-» ния отдельных племен почти
исключительно со стрелковым оружием, сейчас создала одну из наиболее
боеспособных армий в регионе. Она включает авиацию, флот, сухопутные
войска, ПВО, ракетные части и т. п. Армия строится на профессиональной
основе и проявила высокие качества во время войны в Персидском заливе.
Мощными армиями располагают Египет, Сирия и многие другие арабские страны.
Крупномасштабные проекты переоснащения своих армий осуществляют Индонезия,
Малайзия, Филиппины, Эквадор и десятки других государств. Повсеместно идет
«накачка военных мускулов». В страны Южной и Юго-Восточной Азии, Ближнего
Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона нарастает поток вооружений из США,
Франции, ФРГ, Англии, России, ЮАР и др. В «третьем мире» гонка вооружений
грозит перерасти все мыслимые границы. Там, где в начале века знали лишь
копья и луки, теперь враждующие группировки применяют друг против друга
ракетно-артиллерийские системы (Сомали, Либерия и др.). Насыщение оружием
некогда свободных от него территорий способствует появлению новых очагов
военных угроз, в том числе для государств — продавцов вооружений,
распространению насилия и терроризма.
Многие развивающиеся страны налаживают собственное производство новейшего оружия. Уже сейчас 8 из них выпускают боевые самолеты, танки и другую военную технику. К 2000 году 15 стран будут производить ракеты. Возможно появление в XXI веке новых военных сверхдержав. Обозначаются новые регионы, способные по совокупности военной мощи тягаться в будущем с европейским и другими регионами. На долю Восточно-Азиатского региона приходится сейчас 32 процента вооруженных сил всего мира: самой большой в мире является армия КНР (2,9 миллиона человек), а КНДР, Южная Корея, Вьетнам, Тайвань, Таиланд и другие страны данного региона по численности армий входят в число 15 крупнейших военных держав планеты.
Ряд стран в последние 3—5 лет заметно увеличил военные расходы: Иран — на 42 процента, Пакистан — почти на 20, Индия —на 12 и т.д. Многие страны видят выражение национальной мощи в больших регулярных армиях и современных системах оружия.
Росту боевых возможностей наступательности, способности к внезапным действиям и агрессивности армий способствует усиление их профессионализации, интенсификация боевого обучения и психологической обработки военнослужащих. Армия, состоящая из профессионалов, за плечами которых от четырех до десяти и более лет службы, обладает несравненно более высоким наступательным потенциалом и готовностью к внезапным действиям, чем армия, основанная на ежегодных призывах молодежи со сроком службы от 1 до 2 лет, в которых лишь 50 процентов солдат и сержантов подготовлены на начальном профессиональном уровне.
В штабах, научных центрах, военных академиях стран НАТО проигрываются сценарии будущих войн, в том числе большой (мировой) войны, причем в качестве возможного противника в них «участвует» и Россия. Принятые стратегические концепции и военные доктрины стран НАТО предусматривают возможность применения военной силы в любой точке планеты. 2. «Свободная мысль» № 2.
Способность армий ведущих государств к широкомасштабным действиям и
участию в больших войнах подкрепляется многомиллионными резервистами,
наличием подготовленных военнообязанных людей, которые могут в считанные
часы и дни встать под ружье (около 800—900 миллионов человек). Без них
регулярные вооруженные силы не способны вести большие войны. И то, что в
США, Канаде, европейских странах такие резервы наращиваются, говорит о
многом.
Таким образом, основная масса армий объективно оказывается в
противоречии с потребностями и тенденциями мирового развития и намерена
сохранять такой курс по меньшей мере до 2020—2030 годов. Особенно это
касается регионов, где имеется мало доверия, но сохраняется много
враждебности и претензий государств друг к другу. Внедрение новых военных
технологий служит тому, чтобы истреблять значительно больше людей и
производить большие разрушения, чем в прежних войнах.
Закладываются материальные основы будущих крупных войн, в том числе
мировой. Численность армий при нынешних среднегодовых темпах сокращения на
1,5—1,6 процента составит к 2030 году 13—15 миллионов человек, то есть
почти столько, сколько насчитывалось перед Первой мировой войной.
Поражающий же потенциал армий вследствие перехода преимущественно
количественной гонки вооружений в качественную усилится в 40—50 раз. В
огромной мере возрастает маневренность действий. Военные доктрины многих
государств исходят из возможности в будущем крупных войн, которые стали бы
невозможны, если бы эволюция армий повернула в противоположную сторону.
Нередко полагают, что армии и оружие сами по себе не представляют
угрозы, не являются причинами войн, которые происходят не от них, а от
политических противоречий, ведущих к использованию оружия (см. Р. Никсон.
1999 год. Победа без войны. — «2000 год: победа без войны или апокалипсис».
М., 1989, стр. 48). Утверждается, что гонка вооружений якобы не влияет на
безопасность (см. Дж. Эберли. Изменение взглядов на применение военной
силы. — «Армия и общество». М., 1990, стр. 42—48).
Тем самым игнорируется воздействие армий и вооружений на подитику: они
своей огромной мощью нередко сами подталкивают к их применению, питают
политический авантюризм, являются материальным основанием соответствующих
идей и военных решений. Усиление и угрожающее поведение одних армий
зачастую вызывает аналогичные действия других. Военная сила всегда
олицетворяла и обслуживала конфронтационность. Наличие сверхмощных армий,
готовых к широкомасштабным и внезапным наступательным действиям, сеет
недоверие, усиливает возможность случайных войн и конфликтов.
Не удерживаются от соблазна использовать наличные сильные армии и страны
«зрелой демократии», которая нередко объявляется решающим признаком
миролюбия и неагрессивности. Вице-президент Академии военных наук генерал
В. Слипченко показал, что именно на западные демократии приходится
подавляющее большинство агрессивных войн в XX веке: более 95 процентов (см.
В. И. Слипченко. Ядерное оружие — фактор сдерживания? — «Клуб «Реалисты»»,
1997, № 30, стр. 29).
Количество агрессивных войн XX века, приходящихся на адерные государства
|Ядерные государства |Количество|Процентное |
| |развязанны|распределение |
| |х войн |войн (%) |
|США |30 |23 |
|Великобритания Франция |40 28 28 4|30 21 21 2.5 |
|Израиль (принимается за | | |
|ядерное государство) СССР | | |
|Китай |7 |1.5 |
И применяли свои ар^ии демократические западные государства, как
правило, на полную их истребительно-разрушительную мощь, в том числе против
мирного населения: массированные площадные бомбардировки мирных городов
Германии и Японии, сброс атомных бомб на Хиросиму и Нагасаки, массовое
применение ядовитых веществ и другие зверства во Вьетнаме, Камбодже, Лаосе
и других местах. Благодаря в значительной мере стараниям западных
демократий война стала массированным организованным государственным
террором против народов, о чем свидетельствует нижеследующая таблица.
Рост жертв среди мирного населения в войнах XX века (в %)
|Войны XX века |Первая|Вторая|Корейска|Вьетнамс|Войн|
| |мирова|мирова|я война |кая |а в |
| |я |я |(1950—19|война |Чечн|
| |война |война |53) | |е |
|Число жертв |5 |50 |84 |90 |95 |
|мирного | | | | | |
|населения от | | | | | |
|общего числа | | | | | |
|жертв | | | | | |
Становится более многообразным применение армий без непосредственного
развертывания вооруженной борьбы: демонстрация силы и устрашение,
проведение учений и маневров, сосредоточение войск вблизи границ тех или
иных стран, введение их для вмешательства во внутренние дела государств под
предлогом содействия демократии и т. п. По данным западной прессы, только
администрация Р. Рейгана осуществила 21 военное вмешательство в другие
страны, в том числе для свержения действующих правительств.
В документе «Стратегия национальной безопасности США в следующем
столетии» (1997) американским вооруженным силам отводится важнейшая роль в
создании и укреплении коалиций государств и формировании выгодной для
Америки международной обстановки, обеспечении мирового лидерства,
эффективности дипломатии, усилении влияния во всех уголках мира, подпорки
«демократических реформ» в постсоциалистических странах. Для этого нужно
мощное военное присутствие США в Европе, Азиатско-Тихоокеанском регионе,
Юго-Восточной Азии и других местах. «Мы сохраним в Европе группировку
вооруженных сил США численностью примерно 100 тысяч человек для сохранения
американского влияния и обеспечения лидирующих позиций в НАТО, поддержания
жизненно важных для нас трансатлантических связей, наглядности фактора
сдерживания, реагирования на кризисы и действия региональной стабильности»,
— говорится в докладе президента США конгрессу о национальной безопасности
в XXI веке («Стратегия национальной безопасности США в следующем столетии».
М., 1997, стр. 36).
Открыто проповедуется усиление роли армии как постоянного фактора
мировой политики. Другие страны предупреждаются, что если они не
отреагируют на устрашение, то Соединенные Штаты без санкции ООН пойдут на
прямое применение военной силы. Последняя должна быть готова осуществлять
как чрезвычайные операции, так и вести одновременно две победоносные войны
в различных регионах мира. Военная сила призывается служить строительству
единообразного мира по образу и подобию мирового лидера. Она должна
обеспечить свободный доступ к источникам сырья, энергоносителей, рынкам во
всех частях света. Идея мирового лидерства США с опорой на военную силу
противопоставляет народы, сеет неприязнь, подрывает мир.
Силовое мышление и старый силовой подход к мировым делам политиков
Запада толкают их к сохранению, расширению и усилению военных блоков,
прежде всего НАТО, подчинению себе все большего числа армий.
Сейчас армии ряда постсоциалистических государств Европы ускоренно
вовлекаются в НАТО, трансформируются и перевооружаются по стандартам этого
союза, наращивают боевой потенциал.
При отсутствии реальных причин наращивания силы армий придумываются
новые лицемерные аргументы. Они будто бы нужны для поддержания законности и
порядка, ликвидации возможных массовых беспорядков и бесчинств в тех или
иных регионах и странах; для борьбы с терроризмом, преступностью,
наркобизнесом; при стихийных бедствиях и техногенных катастрофах,
осуществлении гуманитарных операций; для улучшения окружающей среды и т.п.
На деле выполнению всех этих функций служат другие специальные институты
(полиция, спасательные службы и т. п.), которые дешевле и безопаснее для
общества. Передача армиям функций других институтов свидетельствует лишь о
вполне реальной возможности радикального сокращения вооруженных сил.
Российский компонент
На фоне почти всеобщего быстрого усиления боевой мощи армий большинства
государств российские Вооруженные Силы переживают многолетнее и невиданное
по масштабам падение боеготовности и боеспособности до практически
ничтожного значения (если не считать ракетно-ядерных сил), оказались сильно
отстающими, никак не могут выбраться из глубокого кризиса, который
продолжится как минимум еще 5—6 лет.
Если взять разрабатываемую наукой систему предельно критических
(пороговых) показателей снижения качественно-количественных характеристик
армии, выход за которые на длительное время означает утрату ее
боеспособности, то для российских Вооруженных Сил важнейшие из них выглядят
следующим образом.
Таблица соотношения предельно критических и реальных показателей состояния российской армии в 1996 году (в%)
|Название |Предель|Величина |Вероятные |
|показателя |но |показателя в |последствия для |
| |критиче|1997 году для |боеспособности |
| |ское |российской | |
| |значени|армии | |
| |е в | | |
| |мировой| | |
| |практик| | |
| |е | | |
|Укомплектова|70 |-60 |Утрата |
|нность | | |боеспособности |
|личного | | | |
|состава | | | |
|Доля |60 |