Опасность школьной дезадаптации
Петрова Е. Э.
Неравномерность
развития, как закон диалектики, распространяется и на личность: нет похожих
людей, нет одинакового уровня развития и образования. Не секрет, что в
современной школе увеличилось количество неуспевающих учеников среди младших
школьников и почти половина из них — отстает в психофизическом развитии. Причин
тому — несколько. Одна из них — стремление родителей к раннему обучению ребенка
чтению, письму, языку и т.д. без учета его индивидуальных особенностей,
возможностей, состояния здоровья. В какой-то мере это оправдано современными
требованиями начальной школы — охотнее принимаются дети, которые к 6—7 годам
уже умеют читать, писать, считать, они изначально ориентированы на ускоренное,
опережающее обучение.
Итак,
родители вынуждены перед школой в прямом смысле "натаскивать"
ребенка, перегружая его неокрепший мозг, как правило, лишней информацией. В
итоге — количество успешных детей в среднем звене школы не только не
увеличивается, а напротив — учащаются случаи, когда ребенок
"выпадает" из учебного процесса. Совокупность признаков, которые
свидетельствуют о несоответствии психологического, социального и
психофизического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения,
называется школьной дезадаптацией. Необходимо учитывать, если у ребенка были
какие-либо отклонения в развитии в период дошкольного детства, патология при
родах, травмы, наличие страхов и т.д., то, вероятно, мозг этого ребенка будет
не в состоянии переработать огромное количество учебной информации в рамках
школьной программы.
Стойкая
ситуация неудовлетворенности, усталости, неуспеха является психотравмирующей и
ведет к дальнейшим нарушениям в развитии, причем нередко на фоне негативного
отношения к учебе и к взрослым, являющимся в этом плане раздражителем. Неудачи
(в ситуации неоправданных притязаний родителей) формируют чувство
неполноценности, у ребенка появляются попытки компенсировать личную
несостоятельность, но так как выбор адекватных способов самоутверждения
ограничен, ребенок реализуется в противодействии школьным нормам: "уход в
болезнь", агрессивность, гиперподвижность, конфликтность, обидчивость в
сочетании с повышенной утомляемостью, торможением познавательных процессов
(восприятия, внимания, памяти и т.д.).
Хочется
отметить, что психодиагностические методики (тесты), которые используются в
современной школе, зачастую дают неверную оценку развития ребенка, отсюда
затруднения в плане прогнозирования и стереотипность рекомендаций: нарушения
письма и чтения — требуется увеличить количество упражнений; признаки школьной
де-задаптации — необходимо создать ситуацию успеха и т.д. Получив такие
рекомендации от специалистов, педагоги и родители в явном недоумении: с чего
начинать и каким образом воздействовать на того или иного ребенка? При этом
система активизации однотипна: убеждение, внушение, ограничение, запрет,
наказание и т.д. Круг замыкается. Взрослые пытаются "вписать" ребенка
в учебный процесс, от которого он в силу индивидуальных особенностей отходит
все дальше и дальше.
Даже
в пределах одного класса уровень развития детей настолько разный, что нелегко
передаваемую информацию ориентировать на всех учеников. Да и цели, стоящие
перед учителем, и их отражение в сознании учеников не всегда соответствуют.
Полноценное
усвоение информации — активный процесс, проходящий несколько этапов:
1)
установка — готовность к восприятию информации. Может быть положительной
(вызывать интерес) и отрицательной (дальнейшая информация не воспринимается;
2)
отбор информации, необходимой для развития именно этого ребенка. Процесс
основан на соотношении с уже известным материалом;
3)
перекодировка информации (обобщение, осознание). Как правило, зависит от
словарного, понятийного запаса каждого ребенка;
4)
понимание — осмысление информации.
В
условиях накопления непонятной информации у ребенка формируются ситуативная
тревожность и естественное желание изменить негативную ситуацию имеющимися в
наличии способами (плаксивость, агрессивность и т.д.). При постоянных неудачах
появляется и закрепляется личностная тревожность, которая уже может служить
сигналом психического нездоровья.
Первыми
из учебного процесса "выпадают" так называемые
"заторможенные" дети. Их психофизиологическое состояние имеет свои причины:
—
проявление особенностей темперамента;
—
результат несформированности учебных умений;
—
ситуативная медлительность (утомление, астения, ситуация неуспеха, нарушение
самооценки и т.д.).
Практика
показывает, что если этих детей постоянно торопить, напоминать об ограничении
во времени, то процесс их деятельности нарушается: появляются лишние движения,
суетливость, затрудняется контроль, в результате — количество ошибок
увеличивается, и опять неудачи.
Выход
из данной ситуации довольно прост:
•
проведение ранней, качественной диагностики актуального уровня развития каждого
ребенка (в дошкольном детстве);
•
момент поступления в школу должен соответствовать не паспортному возрасту (7
лет), а психофизиологическому (для некоторых детей это может быть и 7 с половиной
и даже 8 лет);
•
диагностика при поступлении ребенка в школу должна учитывать не столько уровень
умений и знаний, сколько особенности психики, темперамента, потенциальные
возможности каждого ребенка.
Сегодня
существует серьезная необходимость пересмотреть качество и сущность диагностики
в предучебный период жизни ребенка. Иначе тенденция к росту количества
неуспешных школьников, к сожалению, сохранится.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/