Образование, как основа
для формирования стратегического мышления
Андрианов А.Ю.
Одной
из сложнейших задач образования XXI века будет приведение в состояние гармонии
стремления передавать знания в области науки и техники и стремления пробуждать
человеческие чувства, ту чувствительность, которая побуждает людей
последовательно проявлять индивидуальность и искреннее желание поддерживать
межличностные отношения.
Институты
формального образования все больше подчиняются требованиям экономической
системы, которая отдает предпочтение таким ценностям как продуктивность,
эффективность и рентабельность. Переход к новой экономике возможен лишь при
осознании того, что универсальным средством для этого является образование. На
этой основе должно формироваться стратегическое мышление, прежде всего
региональных руководителей, а так же руководителей муниципальных образований,
которые с «низу» формируют развитие муниципальных образований. Это продиктовано
тем, что современные российские муниципальные образования, имея формальные
основания для самоуправления, находятся в ситуации, которая характеризуется
нехваткой всех основных видов ресурсов необходимых для стратегического
развития: финансовых, материальных, информационных, временных, но самое главное
людских[1]
(квалификация).
Но
с другой стороны попытки достичь упомянутых целей приводят к двум отрицательным
последствиям. Во-первых, они относят к маргинальным группам людей с менее развитыми
способностями. Во-вторых, не оставляют времени для передачи идей гуманизма
одновременно с обучением навыкам и отношениям, чтобы использовать их в
повседневной жизни.
Учреждения
образования прилагают усилия, чтобы удовлетворить потребность в обучении
ценностям, но им препятствуют сомнения, какие ценности или чьи ценности нужно
преподавать.
Современное
общественное развитие России — это, прежде всего проявление противоречивых
диалектических процессов, связанных с интегративными тенденциями углубления мирохозяйственных
связей и инерцией политического потенциала огромного идеологизированного
государства. Россия стоит на пороге технологической революции, позволяющей
обеспечить равный доступ к высококачественному образованию всех слоев и групп
населения на основе создания общегосударственных банков дидактических
материалов, баз данных обучающих программ. Развитие личности, создание условий
для максимального раскрытия индивидуальных возможностей каждого человека
выдвигаются в число наиболее значимых ориентиров современного развития. Исходя
их этого положения, можно сформулировать одну из основных тенденций развития
высшей школы: настоятельной необходимостью становятся индивидуализация
обучения, развитие индивидуальных творческих способностей. Становятся недопустимыми
утилитарность и узость целей образования, превращение сферы высшего образования
в конвейер по производству специалистов.
Именно
поэтому в Российской Федерации сложилась ситуация осознанной необходимости
регулирования процессом подготовки будущих специалистов с высшим образованием в
сфере государственного и муниципального управления[2]
.
Государственная
политика в образовательной сфере определяется сегодня через государственные
образовательные стандарты. Подготовка будущих государственных и муниципальных
служащих регламентируется государственным образовательным стандартом.
Обеспечение
достижения целей и приоритетов политики обучения кадров для эффективного функционирования
в сфере местного самоуправления предполагает наличие механизма реализации такой
политики. Такая постановка вопроса инициирует необходимость рассмотрения целого
ряда теоретических проблем, связанных с изучением сущности и структуры механизма
реализации политики, в сфере подготовки и профессионального роста муниципальных
служащих[3]
.
Прежде
всего, попытаемся определиться с сущностью механизма реализации рассматриваемой
политики. Сущность механизма реализации политики подготовки и профессионального
роста муниципальных служащих состоит в целенаправленном воздействии структур
общегосударственного, регионального (на уровне субъекта Российской Федерации) и
муниципального управления на все составляющие системы обучения муниципальных
служащих в интересах формирования персонала местного самоуправления, способного
эффективно решать широкий круг проблем социально-экономического развития муниципального
образования, существенно улучшить, в конечном счете, качество жизни населения.
Что
касается структуры такого механизма, то она включает в качестве основных
звеньев принципы, методы и функции реализации политики подготовки и
профессионального роста муниципальных служащих.
При
построении механизма реализации территориальной политики в сфере подготовки и
профессионального дополнительного образования работников муниципальной службы
следует ориентироваться, прежде всего, на принципы системности и комплексности.
Следование принцип у системности означает, что политику подготовки и повышения
квалификации муниципальных служащих следует рассматривать в контексте общей
политики кадрового обеспечения местного самоуправления.
Комплексный
подход к формированию механизма реализации политики обучения муниципальных
служащих означает также рассмотрение его как системы, состоящей из элементов и
имеющей определенную внутреннюю организацию. Комплексный подход способствует
сбалансированному функционированию всех звеньев рассматриваемого механизма,
ликвидации диспропорций и противоречий между различными сторонами процесса
подготовки и профессионального роста муниципальных служащих.
Основные
требования к профессиональным знаниям и умениям государственных и муниципальных
служащих определяются целями, задачами и функциями органов государственной
власти и органов местного управления.
В
соответствии с указанными выше целями, задачами и функциями государственный
служащий должен:
1)
знать:
теорию
государства и права;
государственное
устройство Российской Федерации (конституционные основы, структуру и
организацию деятельности власти);
основы
законодательства;
законодательство
в сфере профессиональной деятельности;
общую
теорию управления;
теорию
государственного управления;
основы
политологии и политического управления;
основы
социального управления;
теорию
и практику по предмету специализации (профессиональной деятельности);
2)
уметь анализировать и прогнозировать макропроцессы в экономической,
политической и социальной сферах
• разрабатывать предложения по формированию
(совершенствованию) и реализации государственной политики в сфере
профессиональной деятельности, в том числе предложения к планам и программам;
• разрабатывать проекты государственных
нормативных правовых актов в сфере профессиональной деятельности;
муниципальный
служащий должен.
1)
знать:
-
основные положения теории государства и права;
государственное
устройство Российской Федерации и
субъекта Российской Федерации;
-
принципы организации местного самоуправления;
-
структуру и организацию деятельности органов местного самоуправления
муниципального образования;
-
основы законодательства;
-
законодательство в сфере профессиональной деятельности;
общую
теорию управления;
-
основные положения политологии и политического управления;
-
теорию муниципального управления;
-
формы и методы хозяйственного управления;
-
формы и методы социального управления;
-
формы и методы ситуационного у правления;
2)
уметь: анализировать и прогнозировать процессы в экономической, политической и социальной
сферах в муниципальном образовании;
разрабатывать
предложения по формированию (совершенствованию) и реализации муниципальной
политики в сфере профессиональной деятельности, в том числе предложения к
планам и программам;
разрабатывать
проекты муниципальных нормативных правовых актов в сфере профессиональной
деятельности;
осуществлять
непосредственное управление (руководство) отдельными сферами муниципального
хозяйства.
Из
этого следует, что от государственного служащего требуются, в первую очередь,
глубокие знания в области права, политологии, макроэкономики, общей теории
управления и умение на их основе участвовать в разработке и реализации
государственной политики. Основная функция государственного служащего –
управление методом нормативного регулирования.
Муниципальный
служащий должен быть, прежде всего, знаком с формами и методами текущего
непосредственного управления хозяйственной и социальной сферами муниципального
образования. Его основная функция — управление методом руководства.
В
результате набор дисциплин, необходимых для подготовки государственных и
муниципальных служащих, примерно одинаков, но принципиально различны акценты в
их изучении (широта и глубина знаний по тем или иным предметам).
Нивелирование
знаний в перечисленных областях приводит к подготовке «усредненного»
специалиста, которому потребуется длительная адаптация и дополнительное
обучение при занятии должности государственной или муниципальной службы.
Стыковку
и акцент на экономико-правоведческом профиле квалификации специалистов
государственного и муниципального управления мы считаем необходимой,
правомерной, отвечающей духу и букве Федерального закона «Об основах
государственной службы Российской Федерации», в котором прямо и непосредственно
предусмотрены экономико-правовые квалификационные требования к государственным
служащим. Необходимо иметь ввиду, что государственная и муниципальная службы
призваны внести порядок и рациональную организацию в социальное пространство и
таким образом поднять на качественно новый уровень степень, масштабы,
адаптационные механизмы и эффективность новой системы общественного управления,
которая в отличие от жесткой прежней структуры организации, строится на базе
гибких структур управления, которые укрепляют и сам механизм государственного и
муниципального управления.
Практика
решения кадровой проблемы в сфере разработки и реализации муниципальной
политики кадрового обеспечения местного самоуправления свидетельствует, что
здесь можно указать на две крупные проблемы.
Во-первых
— некомпетентность специалистов кадровых служб муниципальных органов, которые
должны осуществлять маркетинг и мониторинг кадровой составляющей муниципального
управления, выявлять основные проблемы социально-экономического развития
муниципального образования, решение которых требует получения теоретических
знаний и практических навыков, формировать муниципальный заказ на подготовку
специалистов сферы местного самоуправления.
Из
этого следует необходимость скорейшего введения достаточно серьезной
независимой аттестации работников кадровых служб органов местного
самоуправления, инициирования и проведения научно-проектных работ, связанных с
уточнением действующих структур управления, должностных инструкций.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://journal.vlsu.ru
[1]
Лапыгин Ю.Н., Илларионов
А.Е., Лачинина Т.А. Разработка и реализация стратегий муниципалитета. – Владимир: Влад. книж.
типография, 2005. - с. 4.
[2]
Глазунова Н.И. Государственное и муниципальное управление. //Из-во
«Магистр». 1997г. С.1-47.
[3]
Гневко В.А. Муниципальное управление: подготовка и повышение
квалификации служащих. // г. С-Петербург. 1999г.