Реферат по предмету "Психология"


Эмоциональность как показатель темперамента детей дошкольного возраста

Министерство образования Республики Беларусь
«Мозырский государственный педагогический университет им. И.П.Шамякина»
Кафедра практической психологии и дефектологии

Курсовая по психологии
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ТЕМПЕРАМЕНТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

студентки 3 курса, 2 группы
специальность «Дошкольное образование.
Физическая культура»
факультета ДиНО
Антоненко Людмилы
Научный руководитель: И.Д. Стельченко
Мозырь — 2010

Содержание
Введение
Глава 1. Изучение темперамента дошкольников
1.1 Определение, понятие, компонентытемперамента
1.2 Эмоциональность как параметр темперамента
1.3 Проявлениетемперамента у детей дошкольного возраста
Глава 2. Исследование проявлений темперамента удошкольников
2.1 Изучениеиндивидуально-типологических особенностей дошкольника
2.2 Определение уровня зрелостинервных процессов: теппинг-тест
Заключение
Библиографический списокВведение
Детство представляет собой особый период, сущностью которогоявляется процесс — взросления ребёнка, вхождения его в социальный мир взрослых,что предусматривает приобретение свойств и качеств, зрелой личности. Дошкольныйвозраст характеризуется максимальной ролевой идентификацией ребёнка со взрослымии сверстниками, стремлением соответствовать образцам адекватного поведения, чтобыбыть принятым в обществе и чувствовать себя достаточно компетентным и увереннымв общении.
Слово «темперамент» в переводес латинского языка означает «надлежащее соотношение частей». Именно темпераментпроявляется у ребенка в виде общей психической активности. От темперамента зависитсамая первая реакция на некое событие или ситуацию.
Уже древнегреческий философ Аристотель выделил 4 типа темперамента:сангвинический, холерический, меланхолический, флегматический. «Чистые типы»в жизни встречаются очень редко, чаще в каждом ребенке можно встретить сочетаниеразных характеристик с преобладанием определенных черт.
Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психическиеразличия между людьми — различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций,эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические,индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности.Тем не менее, темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой.Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, чтотемперамент — биологический фундамент, на котором формируется личность как социальноесущество. Р.С. Немов «Общие основы психологии», Москва, 1994
Мы считаем, что работа педагога не может быть успешной без глубокогознания им свойств личности, а именно темперамента. Зная эти особенности педагогбудет грамотно управлять процессами воспитания и развития личности, избегая в процессевоспитания многих ошибок.
Вопросы о темпераменте волновал и до сих пор продолжает привлекатьвнимание многих исследователей, таких как Р.С. Немов, М.К. Тутушкина, В.П. Ильин,С.Л. Рубинштейн, А.В. Барташев, В.С. Мерлин, Е.Н. Рогов, Д.Б. Эльконин, Я.Л. Коломинскийи другие. Разные подходы к изучению темперамента отражены во многих работах. Средиэтих подходов можно выделить объяснение сущности темперамента как соотношение процессоввозбуждения и торможения (И.П. Павлов), либо изучение частных проявленийтемперамента (В.С. Мерлин).
Цель исследования — теоретически раскрытьи обосновать значение эмоциональности как параметра темперамента дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить специальной литературы по данной теме;
2. Изучить теоретические основы темперамента детей дошкольного возраста;
3. Установить значение эмоциональности как параметра темперамента дошкольников;
4. Определить методы исследования темперамента дошкольников.
Объект исследования — темперамент детейдошкольного возраста.
Предмет исследования — эмоциональностькак значимый параметр темперамента детей дошкольного возраста.
Исходя из этого можно сформулировать следующую гипотезу: внешние проявления темперамента, значительно выражаютсяв эмоциональности детей дошкольного возраста.
В исследовании использовались следующие методы:
· Наблюдение;
· Тестирование;
· Теппинг-тест.
База исследования: воспитанники среднейгруппы ДУ №29 г. Мозыря.
Глава 1. Изучение темперамента дошкольников1.1 Определение, понятие, компоненты темперамента
Наблюдая за другими людьми, за тем, как они трудятся, учатся,общаются, переживают радости и горе, можно заметить различия в их поведении. Одни- быстры, порывисты, подвижны, склонны к бурным эмоциональным реакциям, другие- медлительны, спокойны, невозмутимы, с незаметно выраженными чувствами и т.д. Причинаподобных различий кроется в темпераменте человека, присущем ему от рождения. [17,с.111]
Темперамент — совокупность типологическихособенностей человека, проявляющиеся в динамике его психологических процессов: вбыстроте и силе его реакции, в эмоциональном тонусе его жизнедеятельности.
Учение о темпераменте и его типах имеет длинную историю. Основуучения о типах темперамента заложил Гиппократ, который, используя гуморальный подход,выделил четыре типа «красиса» (в переводе с греческого — смешения), т.е.соотношения в организме четырех жидкостей (соков): крови, желтой и черной желчии слизи. Каждая жидкость имеет свои свойства (кровь — тепло, слизь — холод, желтаяжелчь — сухость, черная желчь — влажность), и поэтому преобладание одной из нихопределяет состояние организма, его склонность к тем или иным заболеваниям.
Древнегреческий философ Аристотель, живший чуть позже Гиппократа,видел причину различий между людьми не в преобладании того или сока, а в различияхсостава важнейшего из этих соков — крови. Он заметил, что способность к свертываниюкрови у разных животных не одинаковая. Большая быстрота свертывания обусловливается,по его мнению, преобладанием твердых, или земляных, частиц, меньшая — преобладаниемводных, или жидких, частиц. Жидкая кровь холодная и предрасполагает к страху, кровьже, богатая плотными веществами, отличается теплотой и предрасполагает к гневу.
В популярной литературе и учебниках говорится, что именно Гиппократявился основателем учения о четырех типах темперамента, дошедших до нашего времени:сангвиническом, холерическом, флегматическом и меланхолическом. Однако это не совсемтак. Названия этих типов темпераментов появились позже и связаны с именами римскихврачей, живших несколько столетий спустя, и использовавших представления Гиппократао смешении жидкостей. Они заменили греческое слово «красис» на латинскоеслово temperamentum, от которого и ведет свое начало термин«темперамент».
В средние века, с возникновением алхимии, появились попытки объяснитьтемпераменты преобладанием в теле тех или иных алхимических элементов: соли, серыи ртути, даже эфира и воздуха.
Развитие в эпоху Возрождения анатомии и физиологии придало новоенаправление объяснению типов темперамента. Их все больше стали связывать с особенностямистроения тела. Например, ряд ученых в основу деления темпераментов кроме физическихсвойств крови положили различие тканей и ширину просветов сосудов. Другое анатомическоенаправление связывало типы темперамента со строением центральной нервной системы,так как именно мозг теснее всего связан с теми психическими особенностями, которыехарактеризуют различные темпераменты. Некоторые видели главную основу темпераментав величине мозга и толщине нервов, другие — в особенностях их функционирования.[ильин]
Иммануил Кант дал формальное описание четырех типов темперамента,которые он делил на две группы. Сангвинический и меланхолический типы темпераментаон рассматривал как темпераменты чувства, а холерический и флегматический — кактемпераменты действия (с точки зрения современных подходов можно первые связатьс эмоциональностью как характеристикой темперамента, а вторые — с активностью).[7, с.64]
эмоциональность темперамент дошкольник тест
Большим шагом вперед в разработке проблемы темперамента былиработы академика И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. В основу своейклассификации он положил характеристику нервных процессов, возбуждения и торможения,- силу, уравновешенность, подвижность. Под силой возбуждения понимается скоростьи прочность выработки условных рефлексов и навыков. Сила торможения — полнота искорость выработки дифференцировки, угасания, запаздывания. Уравновешенность нервныхпроцессов — соотношение по силе торможения и возбуждения. Подвижность нервных процессов- скорость «переделки» отрицательных и положительных условных рефлексов.Исходя из сочетания этих трех свойств, Павловым выделены четыре основных типа высшейнервной деятельности.
Отечественными психологами Б.М. Тепловым и В.Д.Небылициным, продолжавшими исследование И.П. Павлова, были открыты новые свойстваосновных нервных процессов. Среди них динамичность — свойство, которое определяет скорость и легкость выработки условно-рефлекторныхсвязей (положительных — возбуждения, отрицательных — торможения) и лабильность нервных процессов — особое свойство,определяющее скорость возникновения возбудительного процесса. [20, с.330]
Советский психофизиолог В.М. Русалов, опираясьна новую концепцию свойств нервной системы, предложил на ее основе более современнуютрактовку свойств темперамента. Исходя из теории функциональной системы П.К. Анохина,включающей четыре блока хранения, циркулирования и переработки информации, Русаловвыделили четыре связанные с ними свойства темперамента, отвечающие за широту илиузость степени напряженности взаимодействия организма со средой, легкость переключенияс одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведенияи чувствительность к несовпадению реального результата действия с его акцептором.
В соответствии с этим традиционная психофизиологическаяоценка темперамента изменяется и вместо двух параметров — активности и чувствительности- включает уже четыре компонента: энергичность (устойчивость), пластичность, скоростьи эмоциональность (чувствительность). Все эти компоненты темперамента, по мнениюВ.М. Русалова, биологически и генетически обусловлены. Темперамент зависит от свойствнервной системы, а они в свою очередь понимаются как основные характеристики функциональныхсистем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельностьмозга, всей нервной системы в целом. [12, с.397]
Другой подход к темпераменту был у В.С. Мерлина,основателя пермской психологической школы. Спецификой этой научной школы явилосьизучение частных проявлений темперамента — темпераментных свойств. В.С. Мерлин считал,что понятие темперамента должно быть не исходной предпосылкой, а конечным результатомразработки теории темперамента. Исходной же предпосылкой этой теории должно бытьописание признаков, по которым можно было бы отличить темперамент от других индивидуальныхпсихологических особенностей.
В.С. Мерлин считал, что тип темперамента зависитот общего типа нервной системы. Однако такую характеристику темперамента он считалнедостаточной и выдвигал ряд других признаков.
Первым основным признаком темперамента В.С. Мерлинсчитал обусловленность его свойствами нервной системы. Далее он называл следующиеособенности, которые можно отнести к свойствам темперамента: регулируют динамикупсихической деятельности в целом; характеризуют особенности динамики отдельных психическихпроцессов; имеют устойчивый характер на протяжении длительного времени. К свойствамтемперамента он также относил особенности эмоционально-волевой сферы.
Однако на практике все велось к изучению отдельныхтемпераментных свойств, к которым В.С. Мерлин относил сенситивность, реактивность,активность, соотношение реактивности и активности, темп реакций, пластичность — ригидность, экстравертированность — интровертированность.
Прикладное значение учения о темпераменте, как отмечает М.К.Тутушкина, заключается в определении тех негативных и позитивных черт, которые проявляютсяв поведении человека. Например, холерику надо всегда помнить,что его активность может носить разрушительный характер. Сангвиникунеобходимо, особенно в важных вопросах, быть немного посерьезнее; флегматику — незабывать, что желательно действовать несколько быстрее, меланхолику — уметь отделять неудачи от «катастроф», неурядицы — от бед, частный промах — от крушенияжизненных планов.
Для темперамента показательна, во-первых, силапсихических процессов. При этом существенна не только абсолютная сила их в тот илииной момент, но и то, насколько она остается постоянной, т.е. степень динамическойустойчивости.
Существенным выражением темперамента являетсяскорость протекания психических процессов. От скорости или быстроты протекания психическихпроцессов нужно еще отличать их темп и ритм. Основное проявление темперамента оченьчасто ищут в динамических особенностях «реакций» человека — в том, с какойсилой и быстротой он действенно реагирует на раздражения. Действительно, центральнымизвеньями в многообразных проявлениях темперамента являются те, которые выражаютдинамические особенности не отдельно взятых психических процессов, а конкретнойдеятельности в многообразных взаимосвязях различных сторон ее психического содержания.Для темперамента особенно существенны впечатлительность человека,импульсивность, тревожность. [15, с.613]
Впечатлительность — это сила воздействия на человекаразличных стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них. Одни и теже стимулы на впечатлительного человека оказывают большее воздействие, чем на недостаточновпечатлительного.
Импульсивность проявляется в несдержанности реакций,в их спонтанности и появлении еще до того, как человек успевает обдумать сложившуюсяситуацию и принять разумное решение по поводу того, как в ней действовать. Импульсивныйчеловек сначала реагирует, а потом думает, правильно ли он поступил, часто сожалеето преждевременных и неправильных реакциях.
Тревожный человек отличается от малотревожного тем, что у негослишком часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания: боязнь,опасения, страхи. Ему кажется, что многое из того, что его окружает, несет в себеугрозу для собственного «Я». Тревожный человек боится всего: незнакомыхлюдей, телефонных звонков, экзаменов, испытаний, официальных учреждений, публичныхвыступлений.
Сочетание описанных свойств и создает индивидуальный тип темперамента.Те проявления темперамента, которые в конечном счете становятся свойствами личности,зависят от обучения и воспитания, от культуры, обычаев, традиций, многого другого.[12, с.402]
В основе взглядов Шелдона также лежит предположение о том, чтотело и темперамент — это 2 параметра человека, связанных между собой. Структуратела определяет темперамент, который является его функцией. У. Шелдон исходил изгипотезы о существовании основных типов телосложения, описывая которые он заимствовалтермины из эмбриологии. Им выделены 3 типа:
1. ЭНДОМОРФНЫЙ (из эндодермы образуются преимущественно внутренниеорганы);
2. МЕЗОМОРФНЫЙ (из мезодермы образуется мышечная ткань);
3. ЭКТОМОРФНЫЙ (из эктодермы развивается кожа и нервная ткань).
При этом людям с эндоморфным типом свойственно относительно слабоетелосложение с избытком жировой ткани; мезоморфному типу свойственно иметь стройноеи крепкое тело, большую физическую устойчивость и силу; а эктоморфному — хрупкийорганизм, плоскую грудную клетку, длинные тонкие конечности со слабой мускулатурой.
По У. Шелдону, этим типам телосложений соответствуют определенныетипы темпераментов, названные им в зависимости от функций определенных органов тела:висицетрония (лат. viscera — “внутренности”), соматония (греч. soma — “тело”) ицеребротония (лат. cerebrum — “мозг”).
В психологической науке большинство конституционных концепцийстало объектом острой критики. Они неправомерны. Их недостаток в том, что они односторонни- их создатели учитывают только одну сторону деятельности организма.
С помощью этих теорий нельзя объяснить многочисленнее факты,показывающие зависимость темперамента от свойств типа нервной системы. Это проявляетсяв том, что определенные свойства нервной системы и темперамента соответствуют индивидуальнымособенностям в обмене веществ и в деятельности желез внутренней секреции.
Тем не менее при одном и том же типе конституции тела могут иметьместо свойства темперамента, зависящие от разных типов нервной системы. Поэтомуфизиологической основой темперамента является общий тип нервной системы, посколькутолько нервная система, а не конституция желез внутренней секреции обеспечиваетнаиболее полное приспособление организма к среде. Гормональные теории темпераментаодносторонне преувеличивают роль желез внутренней секреции и не в состоянии объяснитьприспособление темперамента к требованиям деятельности. [7, c.72]
Черты темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайноплохо поддаются изменению. Основные усилия человека при анализе своего темпераментадолжны быть направлены не на его изменение, а на выявление и осознание его особенностейс тем, чтобы знать, какие виды и способы деятельности больше соответствуют его природнойпредрасположенности. Это связано с тем, что темперамент определяет стиль поведениячеловека, способы, которыми он пользуется для организации своей деятельности. [17,с.112]1.2 Эмоциональность как параметр темперамента
В эмоциональной сфере между людьми обнаруживаются особенно яркиеиндивидуальные различия. Все особенности личности, ее характера и интеллекта, ееинтересов и отношений к другим людям проявляются и отсвечивают в радуге эмоций ичувств. [15, с.590]
Эмоции — класс психологических состояний,представляющих собой приятные, неприятные и более сложные по своей окраске внутренниепереживания. Это — настроения, аффекты, чувства, страсти, стрессы. [13, с.315]
Эмоции представляют собой своеобразную форму отражения реальногопроцесса взаимодействия с окружающей действительностью. В эмоциях человек проявляетсвое отношение к содержанию познаваемого в виде удовольствия или неудовольствия,радости, грусти, страха, восторга и т.д. Эмоции могут колебаться от бурных взрывовстрасти до тонких оттенков настроения. [17, с.162]
У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаряэмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состоянияхдруг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным,например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способныбезошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять понему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение,удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда ненаходились в контактах друг с другом.
Эмоциональность — свойство темпераментаи черта характера человека, проявляющаяся в частоте, интенсивности и длительностивозникающих у него эмоций, а также в их влиянии на его психологическое состояниеи поведение. [13, с.316]
Эмоциональность образует комплекс свойств, характеризующих особенностивозникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. В качестве основных характеристик эмоциональности выступаютвпечатлительность, импульсивность, эмоциональная лабильность. Впечатлительностьвыражает аффективную восприимчивость субъекта, чуткость его к эмоциональным воздействиям.Импульсивность означает быстроту, с которой эмоции становятся побудительной силойпоступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решениявыполнить их. Под эмоциональной лабильностью понимается скорость, с которой прекращается эмоциональное состояние или происходит смена одногосостояния другим.
Типичные различия эмоциональных особенностей личности могут выражаться:
1) в сильной или слабой эмоциональной возбудимости;
2) в большей или меньшей эмоциональной устойчивости. Эти различияв эмоциональной возбудимости и устойчивости существенно характеризуют темпераментчеловека;
3) силу, или интенсивность, чувства, и 4) его глубину. [15, с.592]
Разные люди в зависимости от их индивидуальности и личного опытапо-разному реагируют на те или иные обстоятельства жизни. Холерики, например, вцелом более эмоциональны, чем флегматики. На сравнительно незначительные жизненныесобытия они реагируют бурно, их эмоциональная реакция ярко выражена. Подобного родаэмоциональность, вызванная индивидуальными различиями в темпераментах, являетсячаще всего природно обусловленной, т.е. зависит от врожденных особенностей нервнойсистемы человека. Поэтому такую эмоциональную реакцию некоторых людей на обстоятельстванадо принимать как должное и просто привыкать к ней как к неизбежной.
Но есть эмоциональность и другого рода, представляющая собойдурные привычки, сложившиеся в процессе жизни человека. Такими реакциями он в состоянииуправлять, но для этого ему надо знать их причину, выработав у себя новую, болееадекватную форму эмоционального реагирования на те же самые жизненные обстоятельства.[13, с.236]
Эмоциональные ощущения биологически, в процессе эволюции закрепилиськак своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границахи предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.[12, с.438]
У дошкольников система эмоций и чувств еще только формируется.Поэтому их эмоции — не столько проявление переживаемого чувства, сколько материалдля обобщения и формирования на их основе высших чувств. Развитие эмоций и чувствсвязано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени — с речью.С помощью речи происходит осознание ребенком своих чувств и эмоциональных проявлений,управление ими. Эмоции и чувства наиболее эффективно развиваются в соответствующемвозрасту дошкольников виде деятельности — игре. Игра для дошкольников является нетолько ведущим, но и наиболее насыщенным переживаниями деятельности.
Необходимо отличать эмоциональность и эмоциональную отзывчивость.Эмоциональность как особенность поведения более доступна наблюдению, чем эмоциональнаяотзывчивость. Эмоциональность выступает в разнообразных формах: плаксивость, обидчивость,динамика настроения. Эмоциональная отзывчивость связана с социальными мотивами,проявляется в эмпатии, идентификации, сотрудничестве со сверстниками. [4, с.319]
Развитие эмоций неразрывно связано с развитием личности в целом.Эмоции и чувства, которые появляются у человека на определенной стадии его развития,не обязательно являются, хотя и усложненным опытом, но все же продолжением его эмоцийна предшествующей стадии эмоции не развиваются сами по себе. Они не имеют собственнойистории; изменяются установки личности, ее отношение к миру, складывающееся в деятельностии отражающееся в сознании.1.3 Проявление темперамента у детей дошкольноговозраста
В основе индивидуальности ребенка лежат его природные особенности,обусловленные всевозможными комбинациями человеческих генов, некоторыми анатомо-физиологическимиособенностями организма, головного мозга, органов чувств, а также типологическимисвойствами нервной системы, т.е. типом высшей нервной деятельности.Тип высшей нервной деятельности в психологии рассматривается как физиологическаяоснова темперамента.
Темперамент — это характеристика индивидасо стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости темпа, ритма психическихпроцессов и состояний.
Различия в темпераменте — это различия не по уровню возможностейпсихики, а по своеобразию ее проявлений. Темперамент проявляется в психической активностии эмоциональности. Общая активность личности складывается в интенсивности и объемевзаимодействия со средой; моторная — в темпе реакций, быстроте, ритме и общем количестведвижений; речевая — в темпе речи и силе голоса; эмоциональность — в особенностяхвозникновения, протекания и разрешения эмоциональных состояний, а также в преобладающемзнаке эмоций.
Психологическая характеристика типов темперамента определяютсяследующими основными его свойствами.
Сенситивность — наименьшая сила внешних воздействий, необходимаядля возникновения какой-либо психической реакции человека, и скорость возникновенияэтой реакции (повышенная чувствительность). Если у одного человека определенныеусловия деятельности не вызывают раздражения, то для другого они становятся сильнымсбивающим фактором. Одна и та же степень не удовлетворенности потребностей однимчеловеком почти не замечается, а у другого вызывает страдание. В данном случае,второй имеет более высокую сенситивность.
Реактивность — степень непроизвольности реакций на внешние иливнутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, угроза,резкий и неожиданней звук).
Активность — то, с какой степенью активности (энергичности) человеквоздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении цели. Сюдаотносятся целенаправленность и настойчивость в достижении цели, сосредоточенностьвнимания на длительной работе и т.д.
Соотношение реактивности и активность — то, от чего в большейстепени зависит деятельность человека: от случайных внешних и внутренних обстоятельств(от настроения, желания, случайных событий) или от цели, намерений, стремлений,убеждений человека.
Темп реакции — скорость протекания различных психических реакцийи процессов: скорость движения, находчивость, скорость запоминания, быстрота ума.
Пластичность и противоположное ей качество — ригидность. Этолегкость и гибкость приспособления человека к внешним воздействиям (пластичность)или инертность и косность его поведения (ригидность).
Экстраверсия и противоположное ей качество — интроверсия. Этото, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека — от внешнихвпечатлений, возникших в данный момент (экстравертированность) или от образов, представленийи мыслей, связанных с прошлым и будущим (интровертность). Поэтому спортсмен-экстравертсклонен «уходить в себя», особенно в напряженной обстановке.
Эмоциональная возбудимость — насколько слабое воздействие необходимодля возникновения эмоциональной реакции, и с какой скоростью она возникает. Онавыражается в эмоциональной впечатлительности, импульсивности, эмоциональной подвижности(быстрота смены эмоциональных состояний, начало и прекращения их).
Судить о том, к какому типу темперамента принадлежит ребенок,можно на основе анализа его деятельности, внешнего поведения, его реакций на различныевоздействия. Причем чем младше ребенок, тем легче и надежнее будет эта классификация.Тип высшей нервной деятельности (ВНД) не определяет содержание его деятельности(строит, наблюдает за рыбками, ссорится). На тип ВНД укажет то, как он строит — спокойно или суетливо, может ли часами смотреть на плавающих рыб или срывается сместа, не успев присесть у аквариума, пускает ли в ход кулаки, кричит или молчаотходит от обидчика.
Уже в первые дни жизни младенцы заметно отличаются друг от друга.Н.И. Касаткин утверждает, что за 25 лет работы по изучению образования ранних условныхрефлексов у младенцев (от рождения до одного месяца) он не встретил двух детей сабсолютно одинаковыми свойствами нервной системы. Существенные различия проявляютсяв том, как дети засыпают и как переходят от сна к бодрствованию. У детей более старшеговозраста типологические различия особенно ярко выступают в играх, в общении с другимидетьми и взрослыми. Один постоянно весел, другой без всякой на то причины заливаетсяслезами; один не может и не желает играть в одиночку, другого трудно заставить присоединитьсяк сверстникам; кто-то охотно уступает свои игрушки, а кто-то проявляет настойчивоестремление забрать все себе. Различна реакция детей на нарушения привычного режима.Запоздалый обед, затянувшееся время бодрствования, присутствие посторонних людейпочти не изменяет поведения одних детей и резко повлияют па поведение других. Темпераментпроявляется и в том, как ребенок радуется, как он двигается или играет, как реагируетна разные события. [4, с.355]
Врожденные типологические свойства не определяют, каким будетчеловек: добрым или злым, замкнутым или общительным, ленивым или трудолюбивым, т.е.тип нервной деятельности не предопределяет ни отдельных черт характера, ни характерав целом, но обеспечивает различные условия для формирования систем временных связей(динамических стереотипов), влияет на характер, благоприятствуяили противодействуя формированию его определенных черт. Воспитание предполагаетне борьбу с врожденными свойствами, а учет, опору на них.
Ребенок-сангвиник обладает сильной подвижной,уравновешенной нервной системой. Поведение сангвиника отличается живостью, жизнерадостностью.Это активные, общительные дети с живой мимикой, бодрым, постоянным настроением.В отличие от напористых холериков это дети покладистые. Их особенностью являетсялегкая приспособляемость к новым условиям.Дети этого типа легко вступают в контакты с другими детьми, быстро находят товарищейв любой обстановке, причем могут и руководить, и подчиняться. Дети за короткое времяосваиваются в яслях и в детском саду, они сразу чувствуют себя там, как дома. Онибыстро засыпают и легко просыпаются, без особых сложностей переходят от подвижныхигр к занятиям и наоборот. Общительностьдетей-сангвиников располагает к ним взрослых, поэтому иногда за внешней формой поведениямогут маскироваться не очень привлекательные черты характера.
Сангвиник быстро устает от однообразия. Как только деятельностьтеряет свою привлекательность, он стремится ее прекратить, переключается на другую.Нарисовал ствол, ветки, несколько листочков, и стало скучно: «Хватит, будурисовать пароход». Во всех подобных ситуациях обязательно нужно добиться, чтобыначатое дело было закончено с хорошим результатом, например не разрешать начинатьвторой рисунок, пока не закончен первый. Чтобы дети не прекращали деятельность,не отвлекались, следует применять и одобряющие стимулы. Небрежно выполненную работуполезно предложить сделать заново. Не следует допускать частой смены деятельности- привычка за все браться и ничего не добиваться может стать свойством характера.
Ребенок возбудимого типа – холерик — имеетсильную, подвижную, но неуравновешенную нервную систему с преобладанием процессавозбуждения над процессом торможения. У детей этого типа выразительная мимика, порывистыежесты, быстрая громкая речь, бурные реакции на любое неудобство, запрет. Переживанияочень сильны, ярко выражены (он не плачет — рыдает, иногда бьется в истерике, онне просто смеется — хохочет до слез). Он очень импульсивен (даже в большей степени,чем это свойственно дошкольнику). Ребенок этого типа склонен к частой перемене настроения.Дети-холерики любят подвижные игры и занятия, в которых можно проявить себя, стремятсявыполнять главную роль в игре, организуют сверстников, руководят ими, пытаются руководитьвзрослыми. Ситуации, в которых надо сдержать себя, вызывают у них чувство протеста.В коллективе они излишне подвижны, шумливы, импульсивны, вспыльчивы, драчливы (агрессивны),с трудом подчиняются установленным правилам, конфликтуют из-за игрушек, правил игры,если что-то задевает таких детей слишком сильно, они теряют контроль над собой.
Сложность воспитания возбудимого ребенка усугубляется из-за неправильногоотношения к нему тех взрослых, которые любой ценой пытаются препятствовать активностиребенка, сдержать его подвижность.
С возбудимым ребенком следуетговорить спокойно, но требовательно, без уговоров. Надо помнить о том, что у детейот природы слабый тормозной процесс. Поэтому важно не корить их за чрезмерное возбуждение,а помочь его обуздать.
Ребенок-флегматик имеетсильную, уравновешенную, но малоподвижную нервную систему. В раннем детстве этоспокойный малыш, который редко плачет, много спит, не требует к себе внимания(«удобный ребенок»). Все реакции таких детей имеют нечеткий характер:смеются негромко, плачут мало и тихо, нет лишних движений и жестов. Эти дети — «тихони». Малая подвижность нервных процессов сказывается на темпе речи,во всех реакциях на окружающее, на деятельности. Говорит с паузами, на вопрос отвечаетне сразу, за дело не возьмется, пока не подтолкнешь (будет сидеть с полной тарелкой,с чистым листом бумаги). Для флегматика необходим период вхождения в деятельность,внешнее воздействие. Поведение ребенка-флегматика отличается устойчивостью. Все,к чему он привык, становится постоянным. Любое новшество воспринимается не сразу.Этим детям трудно привыкнуть к детскому саду, ведь надо приспособиться к новомурежиму, новым требованиям, расстаться с родителями, познакомиться с детьми. Но впривычной обстановке ребенок без принуждения, спокойно выполняет правила поведения(но редко бывает первым, в отличие от сангвиника), справляется со знакомой работой,аккуратно и старательно выполняет кропотливую работу. Эти особенности можно отнестик положительным. Но мешает флегматику вялость, замедленный темп действия, пониженнаяактивность.
Дети со слабой нервной системой — меланхолики, отличаются повышенной ранимостью ичувствительностью. Слабость нервных процессов не означает их неполноценность. Простоу этих детей слишком быстрые и сильные реакции на слабые раздражители, быстро наступаетутомление, слабый, как тормозной, так и возбудительный процесс. Все реакции меланхоликасглажены, его не видно и не слышно. Он не включается в разговор, не будет демонстрироватьсвои умения, он малоактивен, предпочитает спокойную деятельность, не требующую движений.Играет в одиночку, инициативы в общении не проявляет и не отвечает на инициативудругих, шумные сверстники его утомляют, он их сторонится. Чувства меланхолика глубокие,сильные, но без внешнего выражения. [4, с.359-367]
Поскольку нервная система не выдерживает длительныхнапряжений, дети быстро устают от шума, от новых людей, от замечаний. Всякий нажимеще более усиливает усталость, резкий тон подавляет и без того малую активностьмеланхолика.
Пассивность, утомляемость, замкнутость, медлительность,легкая ранимость — основные уязвимые черты меланхолика. Однако дети со слабым типомимеют и ряд очень ценных свойств, таких как чуткость, способность к сопереживанию,устойчивость интересов, привязанностей, привычек.
Важность учета в воспитании и обучении индивидуально-типологическихособенностей ребенка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитиюотрицательных черт у дошкольников, например у сангвиника — распыленности, разбросанностиинтересов; холерика — несдержанности, резкости, неуживчивости, легкомыслия; флегматика- безынициативности, безучастности, лености, вялости, апатии; меланхолика-застенчивости,замкнутости, неуверенности, обидчивости.
Воспитатель может направлять деятельность детей, чтобы способствоватьформированию положительных и избегать появления отрицательных черт у дошкольников.
Таким образом, уже и из этих кратких характеристиквидно, что вряд ли можно говорить о «хороших» или «плохих» темпераментах.Неверно считать, что такие свойства нервной системы, как слабость или инертность,отрицательные, а черты темпераментов, которые складываются на их основе, подлежатскорейшей переделке. Конечный результат зависит от воспитания. При неправильномподходе хорошее может обернуться плохим, а при умелом воздействии влияние отрицательныхчерт может быть перекрыто. Поэтому, говоря о правильном подходе родителей и воспитателейк детям, имеется в виду лишь необходимость сбалансировать действие тех или иныхсвойств темперамента, а вовсе не искоренять их.
Ни родители, ни педагоги не выбирают детей, но темпераменту,воспитывать нужно всех, но по-разному. В дошкольном возрасте темперамент выраженеще неярко. К специфическим особенностям этого возраста относятся: слабость возбудительногои тормозного процессов; их неуравновешенность; высокая чувствительность; быстроевосстановление. Желая правильно воспитать ребенка, родители и воспитатели учтутжизненную силу нервного процесса: сохранение работоспособности при длительной напряженностиработы, устойчивый и достаточно высокий положительный эмоциональный тонус, смелостьв непривычных условиях, устойчивое внимание, как в спокойной, так и в шумной обстановке.
Таким образом, во всех своих проявлениях темперамент опосредовани обусловлен реальными условиями и конкретным содержанием жизни человека.
Поэтому следует помнить, что деление людей на четыре вида темпераментаочень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента;часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. Темпераментможет также изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек можетизменить в определенную сторону свой темперамент.
Глава2. Исследование проявлений темперамента у дошкольников
Среди индивидуальных особенностей личности, которыеярко характеризуют динамические особенности ее поведения, деятельности, общения,психических процессов, особое место принадлежит темпераменту.
Физиологической основой темперамента являетсятип высшей нервной деятельности, такие ее свойства, как сила, подвижность, уравновешенность.
Изменчивость темперамента в дошкольном возрастеразнообразна по своим формам и имеет специфические для данного возраста черты. Впроцессе изучения детей дошкольного возраста замечены следующие изменения темперамента:а) изменение отдельных свойств темперамента; б) усложнение структуры темперамента;в) изменение типа темперамента в целом (у детей раннего возраста).
Физиологической предпосылкой изменчивости темпераментау дошкольников является высокая пластичность нервной системы детей. Тип высшей нервнойдеятельности в этом возрасте продолжает формироваться, нервные процессы еще не укрепились,недостаточно выражена сила нервных процессов и, в особенности, активное корковоеторможение. Это и определяет податливость типа нервной системы различным влияниям.
Психологической предпосылкой изменчивости темпераментаможно считать повышенную впечатлительность детей, их склонность к подражанию, слабуюопосредованность темперамента сложившимися чертами личности, находящимися у детейдошкольного возраста в процессе становления.
Весьма важным является вопрос о соотношении наследственногои приобретенного в происхождении темперамента. В ряде исследований, направленныхна изучение роли наследственности в формировании высшей нервной деятельности животных,получены многочисленные факты, прямо или косвенно указывающие на участие наследственногофактора в происхождении силы и инертности нервных процессов, а также их подвижности.
Наиболее распространенными методами изучения темпераментаявляются метод наблюдения, эксперимент, тесты, а также методики «Наконечник»,теппинг-тест. Для исследования темперамента дошкольников мы использовали метод наблюденияи теппинг-тест.2.1Изучение индивидуально-типологических особенностей дошкольника
Метод наблюдения является наиболее приемлемымдля изучения темперамента детей дошкольного возраста. Он помогает по жизненным показателямопределить основные свойства нервной системы, лежащие в основе темпераментаконкретного ребенка. Выделяют три основных свойства нервной системы (силу, уравновешенность,подвижность и четыре основных сочетания этих свойств (И.П. Павлов): сильный, неуравновешенный,подвижный — «безудержный» тип; сильный, уравновешенный, подвижный — «живой» тип; сильный, уравновешенный, малоподвижный — «спокойный»тип; «слабый» тип. [9, с.88]
Эти свойства нервной системы, составляющие физиологическую основутемперамента, проявляются в повседневном поведении человека.
Изучить индивидуально-типологические особенностидошкольников нам помогла программа, использованная в исследовании Л.И. Уманского[Приложение А].
Анализ исследования индивидуально-типологическихособенностей. Мирослава Е, 4 года
В результате исследования мы установили, чтоМирослава общительная, располагает к себе окружающих, легко входит в новуюобстановку и в новую деятельность, имеет много товарищей,но редко доводит начатое до конца, быстро реагирует на всеновое в окружающей среде, легко и быстро вырабатывает и изменяетжизненные стереотипы (привычки, навыки). Мирослава быстро засыпает, сон спокойный,крепкий. Мирослава покладиста, с легкостью подчиняется и с такой же легкостью беретна себя руководство. Для нее характерно непостоянство интересов. Однако ее жизнерадостностьи коммуникабельность делают ее любимицей коллектива. На основании этих показателеймы сделали вывод, что темперамент Мирославы относится к сангвиническому типу.
Даша Г, 4 года
Даша очень настойчива в достижении цели. Онадостаточно долго пытается добиться успеха, не сдается, несмотря ни на что. Неудачивызывают раздражение, агрессию. Речь очень громкая, разбивчивая, быстрая, сопровождаетсявыразительной мимикой и жестикуляцией. Она легковозбудимая, очень энергична,импульсивна, задириста, часто конфликтует из-за игрушек, склонна к смене настроения,очень любит подвижные игры, стремится выполнять в них главные роли, стремится клидерству, руководству. Переживания очень сильны, ярко выражены. Ситуации, в которыхнадо сдержать себя, вызывает у нее чувство протеста. Долго засыпает, но быстро просыпается.Проанализировав поведение Даши, мы пришли к выводу, что у нее холерический тип темперамента.
Никита Ф, 3,5 года
Никита обычно спокоен, сдержан, малоподвижен.Часто длительное время находится в молчаливом, неподвижном состоянии. Однако нетпризнаков вялости и равнодушия. Наоборот, он всем интересуется, живо реагирует наокружающее, но без всякой внешне проявленной эмоциональности. Для него характернасерьезность и спокойствие. Он редко плачет, не требует к себе особого внимания,засыпает быстро, сон крепкий, медленно просыпается. Никита инертен, его трудно вывестииз себя, говорит и смеется он негромко. В привычной для него обстановке без принуждениявыполняет правила поведения, исполняет данные ему поручения, очень старателен, аккуратенв выполнении работы, старателен. Не склонен к частой смене настроений. В результатеисследования мы выявили, что Никита обладает флегматическим типом темперамента.
Саша М, 4 года
Саша отличается повышенной ранимостью, замкнутостьюи чувствительностью. Он не только тихий, он еще и добрый, мягкий, доверчивыйи открытый. Он играет в одиночку, инициативы в общении не проявляети не отвечает на инициативу других. Неуверен в себе, ему трудно самостоятельносделать выбор, теряется в незнакомой обстановке и совершенно не в состоянии постоятьза себя. Саша не включается в разговор, не демонстрирует свои умения,он малоактивен, предпочитает спокойную деятельность, не требующую движений. Он быстроустает от шума, от новых людей, от замечаний. Внимание его неустойчивое,ему трудно сосредоточиться и распределить внимание. Саша обладает меланхолическимтипом темперамента.2.2 Определение уровнязрелости нервных процессов: теппинг-тест
В диагностической работе мы воспользовались теппинг-тестомО. Черниковой (в модификации А.И. Вайнштейна, В.П. Жура, Л.В. Кармановой). [16,с.355]
На листе бумаги воспитателем (психологом) рисуются6 квадратов. Нумеруются они следующим образом:   2 3 6 5 4
(Это делается для того,чтобы ребенок не терял времени в процессе выполнения тестового задания при переходек работе с 3-го в 4-й квадрат.) Перед проведением теста детям несколько раз даютпоиграть в игру «Насыпем птичкам в клетки зернышек» с тем, чтобы у нихобразовался навык проставления точек в максимально быстром темпе. Затем проводитсясам тест. У каждого ребенка лист с квадратами и карандаш. По сигналу воспитателядети начинают в максимальном темпе ставить точки в 1 квадрат («сыпать зернышкиптичке»). По второму сигналу ребенок без остановки переходит к работе во второмквадрате и т.д. Продолжительность проставления точек в каждом квадрате по 10 секунд.В целом тестирование длится 1 минуту. Тест выявляет динамику работоспособности ребенка.Воспитатель анализирует полученные данные по каждому ребенку.
К сильному типу нервной системы относят детей, у которых разница между 1-м и 6-м квадратом отсутствует или же наблюдается увеличениеточек в 6-м квадрате. Сильный тип нервной системы характеризуется отсутствием пиков.Пиком считается увеличение более чем на 10 % числа точек в одном квадрате по отношению к среднему показателю точек. Средний показательвычисляется путем сложения числа точек во всех 6 квадратах и делением на число квадратов,т.е. на 6. Эти показатели говорят о том, что у ребенка сохраняется высокая работоспособность без значительных колебанийв течение заданного времени.
Слабый тип нервной системы характеризуется значительнымснижением количества точек в последних квадратах и наличием нескольких пиков. Этоявляется показателем того, что период работоспособности ребенка непродолжителени характеризуется перепадами.
Анализ результатов
Мирослава Е., 4 года
У Мирославы сильный тип нервной системы, т.к.число точек в 6-м квадрате превысило число в 1-м квадрате. Также показателемсильного типа нервной системы является отсутствие пиков, т.е. увеличенияболее чем на 10 % числа точек в одном квадрате по отношению к среднему показателю точек.Эти показатели говорят о том, что уМирославы сохраняется высокая работоспособность без значительных колебаний в течениезаданного времени.
Даша Г., 4 года
Даша обладает сильным типом нервной системы. Числоточек в 1-м и в 6-м квадрате одинаковое. Также показателем сильного типа нервной системы является отсутствие пиков, т.е. увеличения болеечем на 10 % числа точек в одном квадрате по отношению к среднему показателю точек.Эти показатели говорят о том, что уДаши сохраняется высокая работоспособность без значительных колебаний в течениезаданного времени.
Никита Ф., 3,5 года
В результате теппинг-теста мы пришли к выводу,что у Никиты слабый тип нервной системы. Он характеризуетсязначительным снижением количества точек в последних квадратах и наличием несколькихпиков. Это является показателем того, что период работоспособности непродолжителени характеризуется перепадами. В деятельности Никита уравновешен,инертен.
Саша М., 4 года
Саша является обладателем слабого типа нервнойсистемы. В последних квадратах количество точек значительно меньше по сравнениюс 1-м квадратом. Также показателем слабого типа нервной системы является наличиепиков. Саша характеризуется низкой работоспособностью и быстрой утомляемостью.
ТЕСТ для родителей
«Какой тип темперамента преобладает у Вашегоребенка?» (Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционныеигры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. — М.: ИздательствоГНОМ и Д, 2000г.)
Мы провели тестирование с родителями, котороепомогло глубже изучить темперамент детей, т.к. поведение в детском саду и в семьеможет быть неодинаковым.
Изучив результаты теста мы пришли к выводу:
У Мирославы сангвинический тип темперамента, т.к. практически во всех вопросах родителиМирославы отметили вариант а). Это говорит о том, что Мирославаодинаково легко вступает в общение как со знакомыми людьми, так и незнакомыми. Охотновключается в игры, рвется выполнять задания в числе первых. Как дома, так и в детскомсаду ведет себя активно, энергично, преобладает веселое настроение.
Даша Г.
Даша вспыльчивая, несдержанная, быстро успокаивается,если ей идут на встречу, уступают. Ее движения порывисты, но непродолжительны. Настроениечасто меняется, не заканчивает начатое. Пользуется авторитетом среди сверстников.Холерик берется со страстью за любое дело, страшно инициатив. В общении вспыльчива,резка, не сдерживает эмоции. Данные показатели свидетельствуют отом, что у Даши холерический тип темперамента.
Никита Ф.
Исследование показало, что Никита обладает малойреактивностью. Это проявляется в том, что его трудно рассмешить или рассердить.Высокая активность значительно преобладает над малой реактивностью, что и определяеттерпеливость, выдержку, самообладание. Психический темп замедленный — движения неторопливы,медленная походка, на вопросы отвечает не сразу. Он медлителен и спокоен, проявляетво всем основательность, склонен к порядку, него устойчивое настроение, уклоняетсяот ссор. Неудачи и неприятности не выводят его из себя. Таким образом, проанализировавответы родителей, мы выявили, что темперамент Никиты относится к флегматическомутипу.
Саша М.
Саша обидчив, редко смеется, не уверен в себе, часто и легкотеряется, не доводит работу до конца. Отличается медленным психическим темпом — его движения вялые, слабые, говорит медленно. Быстро утомляется от людей и новойобстановки, чувства медленно возникают, но проявляется глубиной, легко уязвим, хотявнешне этого не показывает. Тактичный, мягкий, стеснительный. Ему присуща мнительностьи пессимизм. У Саши слабый тип нервной системы, он обладает меланхолическим типомтемперамента.
Таким образом, в результате исследования нами были выявлены специфическиечерты каждого типа темперамента, которые отличают их друг от друга. Также мы зафиксировалиразличия в поведении детей в различных ситуациях, их реакции на явления окружающейдействительности, отношения со сверстниками и взрослыми.
В чистом виде темпераменты практически не встречаются. У каждогочеловека преобладают черты какого-то одного темперамента в сочетании темпераментадругого. Приведенные характеристики не претендуют на категоричность, так как делениетемперамента всех людей на четыре группы весьма условно. Более широко можно говоритьлишь о том, что темперамент определяет главным образом течение психической жизничеловека, динамику психической деятельности. «Течение психической жизни подобноводному потоку. У одних, как в горной реке, образы и мысли, чувства и настроениястремительно и быстро сменяют друг друга. У других, подобно широкой, многоводнойреке, психическая жизнь течет медленно, с большим внутренним напором». В этомплане в основном и можно говорить об индивидуальных различиях людей по свойствамтемперамента.
Важность учета в воспитании и обучении индивидуально-типологическихособенностей ребенка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитиюотрицательных черт у дошкольников, например у: сангвиника — распыленности, разбросанностиинтересов;
холерика — несдержанности, резкости, неуживчивости, легкомыслия;
флегматика — безынициативности, безучастности, лености, вялости,апатии;
меланхолика-застенчивости, замкнутости, неуверенности, обидчивости.
Нужно направлять деятельность детей, чтобы способствовать формированиюположительных и избегать появления отрицательных черт у дошкольников. В воспитаниидетей всех типов темперамента важное значение имеет следование постоянному четкомурежиму дня. Оно облегчает выполнение действий и заданий, способствует выработкеположительных привычек поведения. В работе с детьми разного темперамента воспитательможет использовать своеобразный способ учета темперамента, когда воздействие накакое-либо свойство осуществляется в знакомых и привлекательных для ребенка видахдеятельности. Например, влияние на свойства темперамента в учебной деятельностиу детей в период адаптации к школе не приносит успеха. Наиболее эффективно оно вобщении ребенка со сверстниками.
Неумение учитывать особенности темперамента поройприводит к серьезным ошибкам в воспитании. Это бывает, например, тогда, когда родителии воспитатели принимают особенности темперамента детей за хорошие или дурные чертыхарактера. Поэтому важно владеть способами распознавания темперамента и учета ихв воспитательной работе с детьми.
Заключение
Таким образом вряд ли можно говорить о «хороших»или «плохих» темпераментах. Неверно считать, что такие свойства нервнойсистемы, как слабость или инертность, отрицательные, а черты темпераментов, которыескладываются на их основе, подлежат скорейшей переделке. Конечный результат зависитот воспитания. При неправильном подходе хорошее может обернуться плохим, а при умеломвоздействии влияние отрицательных черт может быть перекрыто. Поэтому, говоря о правильномподходе родителей и воспитателей к детям, имеется в виду лишь необходимость сбалансироватьдействие тех или иных свойств темперамента, а вовсе не искоренять их.
Ни родители, ни педагоги не выбирают детей, но темпераменту,воспитывать нужно всех, но по-разному. В дошкольном возрасте темперамент выраженеще неярко. К специфическим особенностям этого возраста относятся: слабость возбудительногои тормозного процессов; их неуравновешенность; высокая чувствительность; быстроевосстановление. Желая правильно воспитать ребенка, родители и воспитатели учтутжизненную силу нервного процесса: сохранение работоспособности при длительной напряженностиработы, устойчивый и достаточно высокий положительный эмоциональный тонус, смелостьв непривычных условиях, устойчивое внимание, как в спокойной, так и в шумной обстановке.
Таким образом, во всех своих проявлениях темперамент опосредовани обусловлен реальными условиями и конкретным содержание жизни человека.
Поэтому следует помнить, что деление людей на четыре вида темпераментаочень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента;часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. Темпераментможет также изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек можетизменить в определенную сторону свой темперамент.
Следует помнить, что не стоит сваливать на темперамент невоспитанность,безответственность и прочие недостатки воспитания. Темперамент характеризует тольковрожденные особенности характера: эмоциональность, чувствительность, активность,энергичность. От него не зависят увлечения, взгляды, воспитанность и социальнаяориентация человека. Тип темперамента определяет манеру поведения и образ действийчеловека в окружающей среде.
В чистом виде темпераменты практически не встречаются. У каждогочеловека преобладают черты какого-то одного темперамента в сочетании темпераментадругого. Приведенные характеристики не претендуют на категоричность, так как делениетемперамента всех людей на четыре группы весьма условно. Более широко можно говоритьлишь о том, что темперамент определяет главным образом течение психической жизничеловека, динамику психической деятельности. «Течение психической жизни подобноводному потоку. У одних, как в горной реке, образы и мысли, чувства и настроениястремительно и быстро сменяют друг друга. У других, подобно широкой, многоводнойреке, психическая жизнь течет медленно, с большим внутренним напором». В этомплане в основном и можно говорить об индивидуальных различиях людей по свойствамтемперамента.
Важность учета в воспитании и обучении индивидуально-типологическихособенностей ребенка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитиюотрицательных черт у дошкольников, например у:
сангвиника — распыленности, разбросанности интересов;
холерика — несдержанности, резкости, неуживчивости, легкомыслия;
флегматика — безынициативности, безучастности, лености, вялости,апатии;
меланхолика-застенчивости, замкнутости, неуверенности, обидчивости.
Нужно направлять деятельность детей, чтобы способствовать формированиюположительных и избегать появления отрицательных черт у дошкольников. В воспитаниидетей всех типов темперамента важное значение имеет следование постоянному четкомурежиму дня. Оно облегчает выполнение действий и заданий, способствует выработкеположительных привычек поведения. В работе с детьми разного темперамента воспитательможет использовать своеобразный способ учета темперамента, когда воздействие накакое-либо свойство осуществляется в знакомых и привлекательных для ребенка видахдеятельности. Например, влияние на свойства темперамента в учебной деятельностиу детей в период адаптации к школе не приносит успеха. Наиболее эффективно оно вобщении ребенка со сверстниками.
Неумение учитывать особенности темперамента поройприводит к серьезным ошибкам в воспитании. Это бывает, например, тогда, когда родителии воспитатели принимают особенности темперамента детей за хорошие или дурные чертыхарактера. Поэтому важно владеть способами распознавания темперамента и учета ихв воспитательной работе с детьми.
Библиографическийсписок
1. Барташев, А.В. Диагностика темперамента и характера/ А.В. Барташев. — 2е изд., перераб. — Спб.: Питер, 2007.
2. Довгая, Н. Об особенностях развития эмоциональной сферыребенка / Н. Довгая, О. Перелыгина // Дошкольное воспитание, 2007, №12. С.12-17.
3. Выготский, Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Л.С. Выготский/ Собр. соч., т.2. — М., 1982.
4. Детская психология: Учеб. пособие / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоуси др.; / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. — Мн.: Университетское, 1988.- с.354-365.
5. Ершова, У.В. Эмоциональное воспитание в семье / У.В. Ершова // Практическаяпсихология и логопедия, 2008, — №6. — С.25-31.
6. Изотова, Е. И Эмоциональная сфера ребенка / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.
7. Ильин, Е.П. Дифференциальная психология. — Спб.: Питер, 2001. — 464с.: ил.- (серия «Учебник нового века»)
8. Каменская, В.Г. Эмоциональное и мотивационное развитие детей раннего возраста// В.Г. Каменская Детская психология с элементами психофизиологии: Учебное пособие./ В.Г. Каменская. — М.: ФОРУМ, 2005.
9. Коломинский, Я.Л. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника/ Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус. — Минск: «Университетское»,1997. — С.88-102.
10. Мерлин, В.С. Очерк теории темперамента / В.С. Мерлин. — М.: Издательскийцентр «Академия», 2001.
11. Мухина, В.С. Детская психология / Под. ред. Л.А. Венгера. — 2-е изд., перераб.и доп. — М.: Просвещение. 1985. — С.106-114.
12. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.- 4-е изд. / Р.С. Немов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн.1: Общие основыпсихологии. — 688 с.
13. Немов, Р.С. Практическая психология: Познание себя: Влияние на людей: Пособиедля уч-ся. / Р.С. Немов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 320с.
14. Осипова, М.П. Педагогика и методика семейного воспитания / М.П. Осипова[и др.]; под ред. М.П. Осиповой. — Минск: ИВЦ Минфина, 2008. — 360с.
15. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн. — Спб.: Питер,2002. — 720 с.
16. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания ребенка: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия»,2001. — 368с.
17. Тутушкина М.К. Современная практическая психология: Учеб. пособие для студ.высш. пед. учеб. заведений / М.К. Тутушкина, Е. А Соловьева, О.Б. Годлиник и др.;Под ред. М.К. Тутушкиной. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 432с.
18. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед.учуб. заведений. — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия»,2001. — с.249-254.
19. Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева- М.: Издательский центр «Академия», 1995.
20. Шостак, В.И. Психофизиология. Учеб. пособие / В.И. Шостак, С.А. Лытаев, М.С.Березанцева. — СПб.: ЭЛБИ — СПб, 2007. — 352с.
21. http://www.psychology-online.net/articles/doc-709.html
22. http://referat. pusk. by/r-4074.html


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.