Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Нормобарическая гипокситерапия в реабилитации детей с различными заболеваниями

Нормобарическая гипокситерапия в реабилитации детей с
различными заболеваниями

Охрицкая В.Д.

В
настоящее время особую актуальность в реабилитации несовершеннолетних
приобретает разработка и реализация комплексных мероприятий, направленных на
восстановление здоровья несовершеннолетнего, его социальную адаптацию в
обществе, коррекцию нарушений психо-эмоциональной сферы.

Для
реализации этих направлений реабилитации в социально-реабилитационном центре
(СРЦ) Азовского района Ростовской области «Пеликан» в 1996 году было
организовано отделение медико-социальной реабилитации (ОМСР)
несовершеннолетних. Специалисты отделения (врачи, специалист по социальной работе,
педагог-психолог, дефектолог) совместно разрабатывают для каждого
несовершеннолетнего, проходящего курс реабилитации, индивидуальную программу
реабилитации (ИПР), включающую комплекс медицинских, социальных и
психолого-педагогических мероприятий.

Регулярно
проводимые специалистами отделения первичные и повторные медико-социальные
патронажи семьи, в которой проживает несовершеннолетний, позволяют выделить
основные социальные проблемы этой семьи и пути их решения, решить вопрос о
необходимости медицинской реабилитации несовершеннолетнего в ОМСР СРЦ, оказать
своевременно психолого-педагогическую помощь несовершеннолетнему, и, конечно,
осуществить контроль над выполнением программы реабилитации
несовершеннолетнего.

В
отделении медико-социальной реабилитации СРЦ «Пеликан» проходят реабилитацию
несовершеннолетние, оказавшиеся в социально трудных и неблагополучных жизненных
ситуациях, имеющие различные заболевания. Это дети, временно проживающие в
приюте СРЦ, а также дети из малообеспеченных, многодетных, неполных семей,
проживающие в Азовском районе. Кроме того, в отделении имеется дневной
стационар для реабилитации детей с ограниченными возможностями, для которых
наряду с восстановлением физического здоровья важна их социальная адаптация в
обществе.

ИПР
несовершеннолетнего включает реабилитационные мероприятия во время курса
реабилитации в отделении и дальнейшие рекомендации специалистов после курса.
Кроме медицинских процедур и занятий со специалистами дети участвуют в работе
кружков и студий, общественных мероприятиях Центра, занимаются с педагогами
подготовкой к школьным урокам. Специалисты отделения проводят с родителями
детей тематические семинары по актуальным вопросам реабилитации «Мамина школа».

Медицинская
реабилитация несовершеннолетнего в ОМСР включает в себя комплекс
медикаментозного лечения, физиотерапии, рефлексотерапии, массажа, лечебной
физкультуры. Отделение оснащено современным медицинским оборудованием. Наряду с
традиционной физиотерапией, здесь широко используются новейшие методы
аппаратного лечения: нормобарическая гипокситерапия, небулайзерная,
вибросенсорная, лазерная терапия, электропунктура, краниолазеропунктура и др.

Нормобарическая
гипокситерапия, точнее прерывистая нормобарическая гипокситерапия (ПНГ) – это
один из новых немедикаментозных методов профилактики, лечения и реабилитации в
медицине.

Суть
метода заключается в чередующемся вдыхании воздуха с пониженным содержанием
кислорода (10%-12%) при нормальном парциальном давлении кислорода и
атмосферного воздуха с обычным содержанием кислорода (21%).

На
практике это ни что иное, как имитирование высокогорных условий по содержанию
кислорода, но в нормобарической равнинной атмосфере.

В
основе практического применения гипокситерапии лежит концепция адаптации
(приспособляемости) организма к воздействию экстремальных факторов. Гипоксия
(недостаток кислорода) – один из древнейших факторов, воздействующих на живые
организмы, поэтому приспособительные реакции в ходе адаптации к гипоксии хорошо
отработаны в процессе эволюции. Согласно концепции о перекрестной адаптации к
одному экстремальному фактору, повышается устойчивость организма к целому
комплексу неблагоприятных воздействий. Любое патологическое состояние, болезнь
сопровождаются гипоксией, отсюда понятна важность тренировки организма к недостатку
кислорода с целью активации адаптационных процессов.

Недостаток
кислорода во вдыхаемом воздухе во время сеанса гипокситерапии первоначально
запускает срочные механизмы адаптации организма («борьба за кислород»):
усиливается легочная вентиляция, улучшается трахеобронхиальная проходимость,
максимально утилизируется кислород из альвеол легких в кровь, улучшается
кислородотранспортная функция крови, раскрываются резервные капилляры и
улучшается микроциркуляция тканей, активируются процессы клеточного и тканевого
дыхания, усиливается обмен веществ.

В
процессе длительной тренировки организма к гипоксии (в течение курса
гипокситерапии) реализуются долговременные механизмы адаптации, проявляющиеся
повышением сопротивляемости организма к различным неблагоприятным факторам,
стимуляцией иммунитета, нормализацией обмена веществ в органах и тканях,
мобилизацией антистрессовых механизмов регуляции эндокринной и центральной
нервной систем.

В
отделении медико-социальной реабилитации СРЦ «Пеликан» нормобарическая
гипокситерапия, согласно методическим рекомендациям, применялась в реабилитации
детей со следующими заболеваниями:

1.
Хронические неспецифические заболевания легких, бронхов, в т.ч. бронхиальная
астма, респираторные аллергозы.

2.
Хронические воспалительные заболевания носоглотки.

3.
Аллергические заболевания (сезонные поллинозы, рецидивирующая крапивница и
др.).

4.
Вторичные иммуннодефицитные состояния у часто болеющих детей простудными
заболеваниями.

5.
Хронические воспалительные заболевания внутренних органов в стадии ремиссии.

6.
Вегетососудистая дистония пубертатного периода.

7.
Последствия перинатального и натального поражения центральной нервной системы с
проявлениями монопарезов, парапарезов, эписиндрома, дизартрии. Последствия
черепно-мозговых травм.

8.
Малая мозговая дисфункция (ММД).

9.
Детский церебральный паралич (ДЦП), прогрессирующая мышечная дистрофия (ПМД).

10.
Неврозы у детей, в том числе: энурез, невроз навязчивых состояний,
астено-невротический синдром, гипердинамический синдром.

Во
время курса реабилитации метод прерывистой нормобарической гипокситерапии (ПНГ)
чаще использовался в комбинации с другими методами (физиолечение, массаж,
рефлексотерапия, лечебная физкультура), в единичных случаях как самостоятельный
метод при наличии противопоказаний к другим видам реабилитации. ПНГ проводилась
с помощью установки гипокситерапии «Био-НОВА-204» («Горный воздух»),
выпускаемой НТО «БИО-НОВА», г. Москва.

Установка
«БИО-НОВА-204» имеет надежную запатентованную систему контроля кислорода и
самотестирования. Каждому пациенту задается индивидуальная программа дыхания,
по которой во время сеанса гипокситерапии пациент дышит через маску
гипоксической смесью («горным воздухом»), а часть времени, отстранив маску,
дышит атмосферным воздухом.

Временный
интервал «горного воздуха» - 1-5 мин, атмосферного – 1-5 мин., чередуются они
многократно. Продолжительность одного сеанса составляет 60 мин, рекомендованный
курс до 15 сеансов.

Повторный
курс гипокситерапии рекомендуется индивидуально через 3-6 месяцев.

С
каждым сеансом программа дыхания усложняется (увеличивается время «горного
воздуха» и уменьшается время атмосферного), что способствует постепенной
адаптации к недостатку кислорода. Перед каждым пациентом имеется дисплей,
наглядно индуцирующий программу, на пульте медсестры установлены время сеанса и
программа дыхания каждого пациента. Программа дыхания задается врачом в
зависимости от его заболевания, возраста, функционального состояния.

За
период с 2000 года по 2005 год в отделении медико-социальной реабилитации
гипокситерапию получили 511 детей. Из них детей с детским церебральным
параличом – 96 чел., с последствиями перинатального и натального поражения
центральной нервной системы с проявлениями парезов, эписиндрома, дизартрии,
малой мозговой дисфункцией – 112 чел., детей со вторичным иммуннодефицитным
состоянием при частых простудных заболеваниях - 104 чел., с бронхиальной астмой
и респираторными аллергозами – 59, с ВСД пубертатного периода – 74, с неврозами
– 61 чел.

В
результате применения гипокситерапии при бронхолегочных заболеваниях у детей
наблюдалось уменьшение частоты и длительности обострений заболеваний,
увеличение периода ремиссии; при бронхиальной астме – уменьшение частоты и
тяжести приступов удушья, улучшение функции внешнего дыхания; у часто болеющих
детей со вторичным иммуннодефицитом повысилась общая сопротивляемость
организма, реже дети стали болеть ОРВИ; у детей с неврозами уменьшились
проявления энуреза, логоневроза, невроза, навязчивости, улучшался сон,
настроение.

У
детей с перинатальным и натальным поражением центральной нервной системы, с ДЦП
отмечалось уменьшением явлений гиперкинезов, спастичности мышц, улучшение
двигательных функций, речи, внимания, сна.

Выводы:

Нормобарическая
гипокситерапия – один из эффективных методов реабилитации несовершеннолетних
при различных заболеваниях, в комплексе с другими реабилитационными
мероприятиями способствующий скорейшему выздоровлению и физической реабилитации
детей и подростков.

Охрицкая
В.Д., врач-физиотерапевт отделения медико-социальной реабилитации ГОУСРЦ
Азовского района Ростовской области «Пеликан»
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.psy.su


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.