Деструктивность семейных отношений как фактор
нарушений психического развития у детей
В.Б.Никишина
В
настоящее время педагоги и психологи все большее внимание уделяют изучению
влияния внешней среды, в том числе семьи, на интеллектуальное и личностное
развитие ребенка. Однако в течение длительного времени в истории исследования
проблем причинной обусловленности отклонений в развитии психической сферы
детерминантами большая часть работ была посвящена определению доли генетических
и средо-вых компонентов изучаемых признаков. Все негенетические факторы
оценивались суммарно, недифференцированно и объединялись в группу средовых.
Однако невозможно оценить всю структуру причин формирования патологии, не
учитывая различий средовых условий. Поэтому необходимо выделять у каждого
обследуемого ребенка общую и различающуюся среду.
Общая
среда - это те внешние условия, которые совпадают у обследуемых (сравниваемых родственников):
образование родителей, их социальный статус, материально-экономические условия
семьи, психологические особенности родителей и т.д.
Различающаяся
среда - это те внешние условия, которые у обследуемых (сравниваемых
родственников) не совпадают: они могут обучаться в разных школах, разных
классах, ходить в различные секции и т.д.
Для
оценки влияния генетических и средовых составляющих в формировании когнитивной
и личностной сфер ребенка важными являются также параметры семейной
конфигурации: количество детей в семье, порядковый номер рождения ребенка,
интервал между рождениями и т.д.
Согласно
предположению ряда исследователей, тип семейных отношений определяется степенью
их конфликтности, способами разрешения конфликтов. В частности, родители, которые
не могут разрешить существующие между ними проблемы другими способами,
используют свои отношения с детьми как возможность выхода из конфликтной
ситуации. Степень включенности детей в эту ситуацию обуславливает различия в их
семейной среде. С другой стороны, дети могут разрешать свои собственные
конфликты, изменяя степень близости друг с другом, с родителями, и, таким
образом, увеличивать значимость различающейся среды.
Следовательно,
условия развития детей в одной и той же семье могут оказаться в значительной
степени не похожими: к ним по-разному относятся окружающие, они имеют разных
друзей и разные интересы, по-разному реагируют на одни и те же события и
по-разному относятся друг к другу. Важно отметить, что многие особенности
среды, которые, на первый взгляд, могут показаться «общими», при более
тщательном анализе оказываются «различающимися». Так, одно и то же семейное
событие, например, развод родителей, может быть совершенно по-разному
воспринято двумя детьми и иметь для них совершенно разные последствия.
Можно
сделать вывод, что различающаяся среда, или среда, не совпадающая у членов
одной семьи, в значительной степени определяет вариативность показателей
личностной сферы и влияет на вариативность показателей интеллекта.
Д.
Роу показал, что некоторые сре-довые условия развития могут зависеть от
генотипа: чем больше генетическое сходство между родственниками, тем более
похожим образом они оценивают условия, в которых живут.
Наиболее
последовательно генетический анализ средовых показателей был проведен в
исследовательском проекте «Различающаяся среда и развитие подростков»,
выполненным под руководством Девида Рисса. В работе сравнивалось сходство пар
подростков, живущих в одной семье и имеющих разное количество общих генов - МЗ
и ДЗ близнецы, сибсы (родные братья и сестры, живущие в одной семье) и дети,
живущие в сводных семьях (сибсы, имеющие одних и тех же родителей, но живущие с
матерью и отчимом или с отцом и мачехой; полусиб-сы, у которых совпадает только
мать или отец; сводные братья и сестры). Полученные результаты свидетельствуют
о том, что параметры взаимодействия подростков с родителями (вариативность этих
параметров) оказываются связанными с генотипом. Особенно это касается
показателей эмоциональности общения, настойчивости, включенности, асоциального
и просоциального поведения, более четверти вариативности которых определяется
генотипом. Поведенческие характеристики, которые отражают менее общие
переменные и связаны с разрешением проблемных ситуаций, как оказалось, не
испытывают влияния генотипа. Средние для всех переменных показатели
наследуемости равны 0,21 (отношение к матери) и 0,23 (отношение к отцу).
Еще
большее внимание средовым условиям развития придает Р. Кейрнс. В своих работах
этот ученый подчеркивает, что исследование именно средовых условий является
ключом для понимания механизмов генотип-средового взаимовлияния.
В
целом эти данные показывают, что исследование роли генотипа и среды в развитии
некоторой психологической характеристики должно учитывать условия, в которых
происходит развитие и в которых могут возникать разнонаправленные влияния,
изменяющие как абсолютную величину изучаемой характеристики, так и соотношение
генотипиче-ских и средовых факторов в детерминации ее вариативности.
Чем
больше выражена генетическая детерминированность изучаемой характеристики, тем
в большей степени вариабельность развития зависит от фиксированных параметров
генофонда. Чем более значительны тенденции в социальных влияниях, тем в большей
степени средовая детерминанта определяет тип и характер развития.
Если
для задержанного типа развития вклад генетической составляющей − 0,698,
то степень выраженности генетической детерминированности при У/О выше (0,872).
Для умственной отсталости, как формы психического недоразвития, характерно
более выраженное влияние генотипа.
Исследования
роли параметров общей среды в семьях детей с нарушениями умственного развития,
а именно: образование родителей, их социальный статус, род деятельности, место
жительства и т.д. − достаточно подробно представлены в работах Г.Б. Шаумарова
и других. Однако содержательное исследование параметров образа жизни с позиции
оценок одних и тех же характеристик одновременно и детьми, и родителями не
проводилось.
Для
исследования роли параметров образа жизни семьи, имеющей детей с различным типом
развития, была составлена анкета. В анкетировании принимали участие дети с
умственной отсталостью и задержкой психического развития, а также их родители.
Аналогичная процедура исследования проводилась и в группе детей с нормальным
развитием. Анкета была составлена с использованием вопросов закрытого типа и
проводилась в двух вариантах: для детей и для родителей. В первой части анкеты
содержались вопросы, касающиеся характера внутрисемейных отношений, семейных
привычек и традиций. Во второй части анкеты включались вопросы об особенностях
отношений родителей и детей. В исследовании принимали участие 182 ребенка, из
них 60 - с нормальным развитием, 62 - с ЗПР (задержкой психического развития) и
60 - с У/О (умственной отсталостью), а также 182 родителя (в таком же
количественном соотношении). Полученные результаты представлены в табл. 1,2:
Таблица
1
Результаты
исследования параметров образа жизни в семьях, имеющих детей с нормальным
развитием, задержанным и недоразвитием (F* - Фишер; α = 0,05)
№ п/п
Параметры образа жизни
Норма (1)
F*
ЗПР (2)
F*
У/о (3)
F*
Дети (п)
Род. (п)
Дети (п)
Род. (п)
Дети (п)
Род. (п)
1.
Эпизодическое употребление
алкоголя одним или двумя родителями
15
11
0,89*
31
20
2,02*
40
29
2,04*
2.
Регулярное употребление
алкоголя одним или двумя родителями
4
2
0,85*
13
6
1,77*
31
19
2,24*
3.
Частые конфликты, ссоры в
семье, в отношениях между родителями
16
12
0,87*
32
21
2,08*
48
32
3,16*
4.
Отношения родителей и детей
отстраненные, эмоционально холодные
11
9
0,49*
34
20
2,56*
42
30
2,25*
5.
Отношение родителей попустительское,
они не знают, где большую часть времени проводят их дети.
10
6
1,08*
36
25
1,99*
39
19
3,73*
6.
Отношение родителей к ребенку
агрессивное.
9
5
1,15*
31
22
1,64*
43
31
2,27*
7.
Отношение родителей к ребенку
придирчиво требовательно
12
15
0,66*
41
32
1,65*
43
26
3,19*
Условные
обозначения:
1
— группа детей с нормальным развитием и их родители
3
— группа детей с УО и их родители;
2
— группа детей с ЗПР и их родители;
-
различия статистической достоверности.
Таблица
2
Результаты
значимости различий характера социально-семейных отношений в группах детей с
различными типом развития и их родителей (F* - Фишер; α = 0,05)
№ п/п
Параметры образа жизни
F*(в группах детей)
F* (в группах родителей)
1-2
1-3
2-3
1-2
1-3
2-3
1.
Эпизодическое употребление алкоголя
одним или двумя родителями
2,89*
4,73*
1,88*
1,78*
3,57*
1,82*
2.
Регулярное употребление
алкоголя одним или двумя родителями
2,37*
5,93*
3,60*
1,47*
4,57*
3,02*
3.
Частые конфликты, ссоры в
семье, в отношениях между родителями
2,86*
6,18*
3,38*
1,74*
3,89*
2,18*
4.
Отношения родителей и детей
отстраненные, эмоционально холодные.
4,32*
6,01*
1,74*
2,28*
4,25*
2,00*
5.
Отношение родителей
попустительское, они не знают, где большую часть времени проводят их дети.
4,92*
5,66*
0,79*
4,05*
3,02*
0,99*
6.
Отношение родителей к ребенку
агрессивное.
4,28*
6,70*
2,48*
3,81*
5,44*
1,49*
7.
Отношение родителей к ребенку
придирчиво требовательно.
5,37*
5,98*
0,66*
3,07*
2,00*
0,91*
Условные
обозначения:
1
— группа детей с нормальным развитием и их родители;
3 — группа детей с УО и их родители;
2
- группа детей с ЗПР и их родители;
На
основании полученных результатов можно отчетливо выделить следующие тенденции:
1)
Выделенные параметры неблагополучия в характере образа жизни семей значимо
отличаются в семьях, в которых формируются дети с нормальным, замедленным типом
развития и с недоразвитием. Так, установлено, что по эпизодическому и
регулярному употреблению алкоголя одним или двумя родителями (и по ответам
детей, и по ответам родителей) фиксируется значимо более высокая частота
употребления в семьях с низкими показателями умственного развития детей, чем в
семьях нормально развивающихся детей. Эта тенденция проявляется тем более
значительно, чем глубже форма умственного недоразвития детей. Данные результаты
показывают, что данную характеристику можно включить в качестве количественной
и качественной характеристики таких форм психического дизонтогенеза, как ЗПР и
У/О.
2)
Высокая конфликтность отношений устойчиво проявляется в оценках родителей и их
детей с ЗПР, У/О. Это свидетельствует о том, что высокую конфликтность в
отношениях можно включить в устойчивый средовой фон формирования детей таких
категорий.
3)
В системе отношений родители -ребенок отчетливо проявляются деструктивные
тенденции в семьях, имеющих детей с умственной отсталостью и задержкой
психического развития. Так, в семьях детей с умственной отсталостью и детей с
задержкой психического развития дети значительно чаще определяют их отношения с
родителями как безразличные, дистанцинированные, равнодушные, включающие агрессивные
способы решения проблем со стороны родителей. В то же самое время и родители
детей с У/О, и родители детей с ЗПР указывают на малую осведомленность о
режимных моментах в отношениях с их детьми, говорят о том, что не осведомлены о
школьных проблемах, друзьях и образе жизни, круге интересов собственных детей.
4)
Анализ социально-семейных отношений в семьях детей с нарушением умственного
развития позволяет выявить деструктивные тенденции, которые одновременно можно
включить в комплекс неблагоприятных социально-средовых влияний.
В
последние десятилетия проявляется все больший интерес исследователей к таким
схемам анализа, которые позволяют не только оценить отдельные компоненты
фенотипических дисперсий, но и понять, какие качественные особенности стоят за
формальными показателями, определяющими долю средовых дисперсий в общей
фенотипической дисперсии признака. Этот интерес стимулирует исследование
различающейся среды, которая определяет значительную часть вариативности психологических
характеристик.
Результаты
исследования различающейся среды показывают, что некоторые средовые параметры
необходимо включать в анализ детерминирующих механизмов, опосредующих развитие
и формирование психологических характеристик ребенка в норме и при нарушении
развития.
Все
описанные тенденции имеют под собой экспериментальные обоснования, но,
поскольку исследование новой проблематики только начинается, эти обоснования
можно рассматривать скорее как иллюстрации, чем как исчерпывающие
экспериментальные доказательства, и вряд ли механизмы среды в формировании
разнообразных типов развития можно свести только к описанным параметрам.
Скорее, вопрос надо ставить шире: какое соотношение средовых взаимодействий
определяет данный конкретный тип развития.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/