Духовность в формировании ценностных ориентации
старшеклассников лицея
А. В. Атаманчук
В
настоящие время российское образование, как и общество в целом, вступило в
новый этап своего развития. Этот период напрямую связан с переменами
менталитета общества и личности, а также изменением ценностных ориентации, в
первую очередь, у подрастающего поколения.
Измененная
система ценностей приводит к необходимости осмысления такого базового
компонента, как духовность. Именно духовность является той «поступательной
сущностью человека, которая обеспечивает ему полноценное развитие и
саморазвитие, усвоение социального опыта с целью преобразования собственной
природы» [1].
Выступая
стержневым компонентом личностной системы ценностей, духовность, по мнению Л.
П. Буевой, становится «показателем существования определенной иерархии
ценностей, целей и способностей» [2].
Направленность
современного образования на формирование духовных ценностей у детей и
подростков способствует созданию условий к укреплению базовых общечеловеческих
ценностей.
Для
более четкого представления определенных человеческих условий, стимулирования
духовного развития человека обратимся к уточнению понятия «духовность». Само по
себе оно многогранно. И все же существует ряд определений, позволяющих выделить
базовые критерии и признаки духовности.
В
исследовании Л. Степаненко «Философия и история образования» подчеркивается,
что философское понятие «духовность» включает в себя прежде всего
устремленность к возвышенному, идеалам, высшим ценностям, нравственным
императивам. Такую позицию мы находим в работе И. М. Ильичевой, где духовность
рассматривается как «постоянный возврат человека к человеческому в себе» и как способность
создавать внутренний мир, мир индивидуальных смыслов [3]. Опираясь на
индивидуальные смыслы, личность получает возможность преодолевать жестокость
жизненных ситуаций, проблем. Именно в этот период появляется готовность
подняться из состояния повседневности в сферу достойного, истинно
человеческого.
Здесь
можно говорить уже о духовном саморазвитии личности, что связано, в первую
очередь, с умениями преодолевать одномерности духовного мира, приобретать все
новые духовные ценности. Это и есть процесс формирования нравственной
самостоятельной, духовно богатой личности.
Ядром
же духовности считается сформированная система ценностей. Термином «ценность»
обозначается природное свойство человека в его отношении к миру, окружающем его
людям, к самому себе, в котором присутствует оценка субъекта, проявление
избирательности, предпочтения по отношению к другим объектам. Осваивая
ценности, человек приобретает такие свойства, которые характеризуют его как
активную личность, субъект жизнедеятельности.
Разрабатываемые
концептуальные основы духовного развития в процессе образования юношества
решают, прежде всего, задачи интеграции знаний о духовной сфере человека и ее
развития, о ценностях как фундаментальных основах человеческой культуры.
В
связи с этим отметим, что актуальной проблемой педагогики на современном этапе
является определение в содержании образования его аксиологически ценностных
аспектов, создающих в образовательном пространстве условия для развития у
учащихся гуманистических ценностных ориентации. Таким образом, результат
воспитания духовности усматривается в развитии позитивных гуманистически
ориентированных чувств и их тенденций к высшему проявлению, духовному развитию
личности ребенка.
В
контексте вышесказанного на базе лицея-интерната СевКавГТУ было проведено
изучение исследования ценностных ориентации старшеклассников.
Данные
для научной рефлексии были получены с помощью использования таких комплексных
методов, среди которых: наблюдение, беседа, «незаконченные предложения», эссе
на тему: «Я в мире человек». Респондентам предлагалась серия незаконченных
предложений, состоящих из одного или нескольких слов, с тем, чтобы они
завершили их по своему усмотрению. Предложения формировались таким образом,
чтобы была возможность стимулировать лицеистов на ответы, относящиеся к
определенным нами исследовательским задачам. Эта работа позволила нам выявить
наличие у подростков проблем духовного самоопределения, ожидания
психолого-педагогической помощи со стороны взрослых, возможности раскрытия
внутреннего мира личности старшеклассника лицея.
Результаты
диагностики ценностных ориентации лицеистов свидетельствуют о довольно высоком
уровне осознания значимости общечеловеческих ценностей в процессе
жизнедеятельности во всех социальных сферах. Однако отметим, что полученные
результаты могут быть широко интерпретированы в зависимости от выбранного
предмета исследования. Особое значение для нас приобретает тот факт, что
ценности, относящиеся к области духовной сферы личности, не смогли занять
ведущих мест по результатам диагностики.
•
Так, «уверенность в себе», характеризующаяся внутренней гармонией, свободой от
внутренних противоречий и сомнений была поставлена на 4 место (в общей
выборке);
•
свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) - 5 место;
•
«красота природы и искусства», которая связана с переживанием прекрасного в
природе и искусстве - 10 место.
Наиболее
значимыми для лицеистов явились:
•
здоровье-1;
•
материально обеспеченная жизнь - 2;
•
общественное признание - 3.
Такие
данные свидетельствуют о превалировании тех ценностей, которые смогут
способствовать укреплению социального положения, основанного на материальном
превосходстве и общественном признании. Это положение во многом отражает
особенности социальной стратификации современного российского общества,
подчеркивает кризис духовного развития подрастающего поколения.
На
основании вышеизложенного отметим, что проблема развития ценностных ориентации
в старшем школьном возрасте является на современном этапе одной из актуальных.
В структурной иерархии диспозиций личности ценностные ориентации занимают
высший уровень, так как ценности играют важную роль в изменении личностных
пространств в период ранней юности.
Данные
диагностического исследования показали, что подросток нуждается в косвенной помощи
взрослого при формировании ценностных ориентации на этапе ценностного
самоопределения. Однако эффективность в значительной мере определяется
характеристиками взаимодействия, предполагая преодоление авторитарности и
выработку новых конструктивных стилей равноправного общения. Потребность в
установлении ценностей в качестве жизненных ориентиров претерпевает
существенные трудности в период ценностного, духовного кризиса в обществе.
Развитие ценностных ориентации предполагает освоение культурного опыта, что
делает наиболее важными в этом отношении содержательный компонент ряда
предметных блоков в образовательном пространстве лицея.
Выявленные
особенности ценностного ряда старшеклассников лицея позволяют сделать вывод о
необходимости проводить коррекционную работу как со старшеклассниками, так и
методов взаимодействия и обучения педагогов лицея.
В
заключение отметим, что развитие духовности старшеклассников, основанное на
приоритете общечеловеческих ценностей, становится той платформой, на которой
происходит становление личности, способной гуманно функционировать в социуме,
целесообразно преобразовывающей действительность на принципах творческой
реализации внутреннего потенциала.
Список литературы
1.
Ильичева И. М. Психология диагностики. - СПб., 2003.
2.
Буева Л. П. О ценностях духовной культуры. - СПб., 1999.
3.
Степаненко Л. М. Философская история образования. - М., 2000.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://science.ncstu.ru