Эмоционально-личностные особенности старшеклассников,
как фактор включенности в учебную группу
И. Селезнева
Общеизвестно,
что школьная учебная группа - явление двойственное. С одной стороны, она
является результатом прямых и косвенных педагогических воздействий. С другой
стороны, это саморазвивающийся организм, действующий по собственно вырабатываемым
правилам, не зависящим от мнения взрослых. Эта симбиотичность находит свое
выражение в структуре группы, состоящей из систем формальных и неформальных
отношений. Общая цель совместной учебной деятельности, а также общения
школьников, реализующих адекватные этой деятельности социальные роли, приводят
к установлению системы деловых или формальных отношений. Наряду с формальной в
процессе межличностного общения формируется и неформальная структура, которая
характеризуется связями и отношениями эмоционально-психологического характера.
Эти два типа структур тесно переплетены и взаимно влияют друг на друга, но эта
взаимозависимость не лишает каждую из подсистем реального самостоятельного
существования. Система межличностных отношений традиционно измеряется
социометрическим статусом, который показывает степень включенности личности в
некоторую группу. Включенность в систему формальных отношений может далеко не
совпадать с включенностью в неформальные отношения. Причина этому видится в
неоднозначности факторов, обуславливающих статус школьника в учебной группе.
Изучению
зависимости статуса от системы групповых личностных факторов посвящено немало
исследований у нас в стране и за рубежом. Разноречивость подходов многих
авторов связана с желанием найти "общий фактор социальной
приемлемости". Но несмотря на возникающие противоречия, авторы,
занимающиеся этой проблемой, обнаруживают некоторые общие гипотезы и
экспериментальные подходы ее решения. Наиболее общая гипотеза заключается в
следующем: статус определяется особенностями группы (уровнем ее развития),
особенностями взаимодействия в ней, характеристиками социальной перцепции и
т.д. Это гипотеза относительно "группового" фактора. Что касается
"личностного" фактора, то здесь статус определяется суммой независимых
качеств личности, особенностями поведения, социально-демографическими
характеристиками, внешностью, особенностями высшей нервной деятельности. В
данном исследовании речь будет идти о "личностном" факторе. Следует
отметить, что исследования в этой области часто касались изучения мотивировок
выбора. Но, как отмечает Коломинский, результаты, полученные с помощью изучения
мотивов, не будут являться действительным доказательством наличия этих черт у
детей. По результатам, полученным таким образом, возможно построение
"идеальной модели предпочтения". "Реальная модель
предпочтения" исследуется другими экспериментальными способами, что и
будет сделано в моей работе.
Целью
работы явилось выявление эмоционально-личностных детерминант, определяющих
подсистемы внутригрупповых отношений. Соответственно цели исследования были
поставлены следующие задачи:
Определить
эмоциональноличностные особенности старшеклассников.
Исследовать
внутригрупповую структуру.
Выделить
подструктуры ("профили") внутригрупповых отношений.
Определить
детерминанты выделенных "профилей".
Для
реализации первой задачи были применены следующие методики:
Характерологический
опросник Леонгарда.
Методика
многофакторного исследования личности Кеттела.
Шкала
социальнопсихологической адаптированности Роджерса (СПА).
Цветовой
тест Люшера.
Методика
"Незаконченные предложения".
Для
реализации второй и третьей задач применялся метод социометрии, позволяющий
получить информацию о положении данного человека в системе межличностных
отношений в малой группе. Используя параметрическую процедуру, статистически
были выделены группы "предпочитаемых" и "отвергаемых" как в
формальной, так и в неформальной структуре. На основе этих данных было выделено
четыре подструктуры внутригрупповых отношений:
учащиеся,
предпочитаемые как в формальной, так и в неформальной структуре;
учащиеся,
предпочитаемые в неформальных и отвергаемые в формальных отношениях (в
дальнейшем "неформальные");
учащиеся,
предпочитаемые в формальных и отвергаемые в неформальных отношениях (в
дальнейшем "формальные");
учащиеся,
отвергаемые как в формальных, так и в неформальных отношениях (в дальнейшем
"изолированные").
Для
определения эмоционально-личностных детерминант выделенных подструктур
применялся tкритерий Стьюдента, определялась достоверность различий каждой из
подструктур с остальными членами учебной группы.
Полученные
результаты
Хотелось
здесь наиболее подробно остановиться на двух "профилях":
"неформальных" и "формальных", обозначить характерные для
них особенности.
"Неформальные".
Для этих детей характерно отсутствие демонстративности, перспектива быть
незамеченными не отягощает их. Это может свидетельствовать о том, что они
натуры самодостаточные. В общении эти дети искренни, просты, поэтому сверстники
тянутся к ним, т.к. первые удовлетворяют свойственную этому возрасту
потребность в доверительном и искреннем общении. Кроме этого, выявлено, что
"неформальные" практичны, руководствуются в своих решениях реально
достижимым, ориентируясь при этом на объективную реальность (фактор
"практичность развитое воображение"). При этом они не теряют
присутствие духа в любой ситуации, сохраняют самообладание. А, как известно, в
этом возрасте ребята склонны обсуждать со сверстниками события реальные,
происходящие в настоящем. Поэтому закономерно обращение к
"неформальным", которые могут реально оценить происходящее, быстро
помочь в принятии решения, поддержать. В то же время "неформальные"
мягки, уступчивы, послушны (фактор "подчиненность доминантность"). В
общении они ориентированы на окружающих, готовы их выслушать, т.е. они являются
своеобразными "психотерапевтами" для своих сверстников. Кроме этого,
отмечена тенденция к ведомости (фактор "доминирование ведомость"
шкалы СПА). Эти ребята, очевидно, не стремятся быть впереди, быть лидерами, они
довольствуются своим реальным положением. Это подтверждает и ощущение ими
нервнопсихического благополучия. Только у "неформальных" цветовые
предпочтения приближаются к АТнорме. Они чувствуют себя комфортно и уверенно.
"Формальные".
Отмечено наличие у этих детей эмотивной акцентуации. Они характеризуются
эмоциональностью, тревожностью, а также повышенным чувством долга и
исполнительностью. Этим во многом объясняется наличие у них формального
статуса: поручив им ряд обязательств, можно быть уверенным, что они будут
выполнены с точностью и в срок. Также выявлена тенденция к застреванию.
"Застревающие" характеризуются умеренной общительностью,
неразговорчивостью, настороженностью по отношению к людям, что вряд ли будет
способствовать их включению в неформальную структуру. Но помимо этого им
свойственно повышенное честолюбие, они стремятся достичь наивысших результатов
в любой деятельности, что будет способствовать повышению их авторитета и
занятию определенной позиции в формальной подсистеме. Плюс к этому по показателям
"рабочей группы" теста Люшера отмечено, что "формальные"
обладают высокой работоспособностью, но выполняют работу они с большим
напряжением, часто усилием воли. Следовательно, работа как процесс не цель для
них, не приносит удовлетворения, а является лишь средством достижения
определенного положения, его удержания. Также отмечена тенденция к замкнутости,
необщительности, безучастности к проблемам окружающих (фактор "замкнутость
общительность"). Поэтому в плане доверительного неформального общения со
сверстниками они значительно "обделены". И то, что эта
неудовлетворенность осознается, некоторым образом подтверждает фактор
"неприятие себя" (по шкале СПА): они не принимают себя как человека,
осознают наличие проблем в себе. Об этом свидетельствует и качественный анализ
объектов тревоги по методике "Незаконченных предложений": только
"формальные" тревожатся по поводу своих внутриличностных проблем.
Полученные
результаты свидетельствуют о том, что произведенное выделение внутригрупповых
подструктур не было случайным и имеет под собой достаточно четкие основания:
каждый "профиль" детерминирован определенной системой
эмоциональноличностных особенностей.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.medictime.ru