Похождения
бравого солдата Швейка во время второй мировой войны. Гашек Ярослав
ПОХОЖДЕНИЯ
БРАВОГО СОЛДАТА ШВЕЙКА ВО ВРЕМЯ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Роман (1921-1923) Швейк Йозеф -
главный герой романа. И роман и герой при всей современности темы, содержания,
описываемых событий и действующих лиц имеют давнюю "родословную", в
стиле и духе которой уже само название произведения. Она дает о себе знать как
в плане идейно-смысловом, так и собственно художественном. Это живое -
модернизированное в духе бытового реализма и экспрессионизма - продолжение
традиции, восходящей к средневековой народно-городской литературе и возникшего
во времена Возрождения плутовского романа: воплощающий простонародный ум и
смекалку плут и пройдоха превращается в современный персонаж - простолюдина,
"простого человека" - и переносится в современный мир. Ш. И., как и
его давние "сородичи" - пришедшие в Европу раннего средневековья
древнееврейский Мархольт и древнегреческий Эзоп, позднейшие Эйленшпигель и поп
Амис в германском мире, Ласарильо с Тормеса и Гусман де Альфараче в испанском,
Бертольдо в Италии, Совизжал в Польше, Франта в Чехии, Иванушка-дурачок в
России, - персонифицированное воплощение простонародной стихии, образ
свойственного смеховой культуре шута, скомороха, издревле противостоящего
"серьезности" жреца и правителя - власти духовной и светской -
пересмешника, выворачивающего наизнанку понятия и стереотипы официальной культуры.
Внешне Ш. И. почти не обрисован. Подобно своим литературным предкам, он скорее
персонаж, тип, образ-маска, нежели индивидуальность. Лишь в начале романа
походя, как бы вскользь и бегло отмечено, что Ш. И. возраста неопределенного,
глаза у него голубые, улыбка мягкая. Своим всемирно известным
"портретом" он обязан не Гашеку, а творческой фантазии Йозефа Лады -
художника, иллюстрировавшего роман и нашедшего адекватное по форме и духу
визуальное сочетание давнего (то, что в России обрело воплощение в образе
горьковс-кого Луки) и современного экспрессионистского стиля изображения
традиционного героя массовой литературы.
Нет в романе и
психологической характеристики - внутренний образ (как и в случае его
литературных предшественников) складывается из поступков и высказываний,
действий и рассуждений, отношения к событиям и людям, с которыми сводит его
судьба. Этот чешский Иванушка-дурачок в своей внешней наивности, простоватости
и придурковатости (то, что "нормальные" персонажи романа называют "современным"
словом "кретинизм") оказывается умнее и практичнее всех
здравомыслящих, потому что его дурость - это дурашливость житейски мудрого
шута, его наивность - это естественность плебея, а простоватость - житейская
прагматичность, реалистическая заземленность, проистекающая из знания людей и
свойственных им отношений, пристрастий, слабостей. Особенность же Ш. И., в
отличие от его литературных "родичей", имеет специфически
национальный подтекст, свойственный всему творчеству Гашека, где порой
сатирически, порой с дозой иронии и снисходительного юмора изображены порядки,
отношения и быт многоэтничной австро-венгерской монархии времен Франца Иосифа.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://http://lib.rin.ru