Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Этапы развития внимания

Этапы развития внимания
Возрастное развитие внимания
Развитие внимания

Внимание,
как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые
представлены непроизвольным вниманием, а вторые — произвольным.
Непосредственное внимание — это также более низкая форма его развития, чем
опосредствованное.

Историю
развития внимания, как и многих других психических функций, пытался проследить
Л.С. Выготский в русле своей культурно-исторической концепции их формирования.
По его мнению, история внимания ребенка есть история развития организованности
его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не
внутри, а вне личности ребенка.

Произвольное
внимание возникает, когда окружающие малыша люди направляют его внимание,
руководят им, подчиняют его и таким образом дают в руки ребенка те средства, с
которыми он в дальнейшей жизни сам овладевает своим вниманием.

Культурное
развитие внимания заключается в том, что при помощи взрослого малыш усваивает
ряд искусственных стимулов-средств (знаков), посредством которых он дальше
направляет свое собственное поведение и внимание.
Возрастное развития внимания

Процесс
возрастного развития внимания по идеям Л.С. Выготского представил А.Н.
Леонтьев. С возрастом внимание ребенка улучшается, однако развитие внешне
опосредствованного внимания идет гораздо быстрее, чем его развитие в целом, тем
более натурального внимания.

В
школьном возрасте наступает перелом в развитии, который характеризуется тем, что
первоначально внешне опосредствованное внимание постепенно превращается во
внутренне опосредствованное, и со временем эта последняя форма внимания
занимает, вероятно, основное место среди всех его видов.

Различия
в характеристиках произвольного и непроизвольного внимания возрастают, начиная
с дошкольного возраста, и достигают максимума в школьном возрасте, а затем
вновь обнаруживают тенденцию к уравниванию. Это связано с тем, что в процессе
своего развития система действий, обеспечивающих произвольное внимание, из
внешней постепенно превращается во внутреннюю.

Малыша
с колыбели окружают неизвестные предметы, привлекающие его внимание своей
яркостью или необычным видом, он также обращает внимание на своих родных,
радуясь их появлению в поле зрения или, начиная плакать, чтобы они взяли его на
руки.

Близкие
люди, находящиеся рядом, произносят слова, смысл которых малыш постепенно
постигает, они руководят им, направляют его непроизвольное внимание. Т.е. его
внимание с раннего возраста направляется с помощью специальных слов-стимулов.

Овладевая
активной речью, малыш начинает управлять и первичным процессом собственного
внимания, причем сначала — в отношении других людей, ориентируя собственное их
внимание обращенным к ним словом в нужную сторону, а затем — и в отношении
самого себя.

Когда
мы общаемся с малышом, наши слова вначале являются как бы указателями,
выделяющими для него какие-то признаки в предмете, мы обращаем его внимание на
эти признаки. При обучении слово все более и более направляется в сторону выделения
абстрактных отношений и приводит к образованию абстрактных понятий.

Вначале
процессы произвольного внимания, направляемого речью взрослого, являются для
малыша процессами его внешнего дисциплины, чем саморегуляции. Постепенно,
употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе,
ребенок переходит к самоуправлению поведением, т.е. к произвольному вниманию.
Последовательность основных этапов развития детского
внимания

Представим
последовательность основных этапов развития детского внимания так, как она
выглядит по данным наблюдений и экспериментальных исследований:

Первые
недели-месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного,
врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.

Конец
первого года жизни. Возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности
как средства будущего развития произвольного внимания.

Начало
второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием
речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет.

Второй-третий
год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы
произвольного внимания.

Четыре
с половиной-пять лет. Появление способности направлять внимание под влиянием
сложной инструкции взрослого.

Пять-шесть
лет. Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием
самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства).

Школьный
возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания,
включая волевое.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.effecton.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Gender Issues In Advertisements Essay Research Paper
Реферат Взаємозвязок пияцтва як форми девіантної поведінки у підлітків з акцентуаціями характеру
Реферат Разработка технологического процесса обработки ступенчатого вала
Реферат Общие требования к производственным помещениям и организации рабочих мест
Реферат Зовнішньоекономічні звязки України з Туреччиною
Реферат История отечественной криминологии
Реферат Статистический анализ курса доллара США
Реферат Державне пенсыйне забезпечення
Реферат Финансовая среда предпринимательства
Реферат Влияние качества услуг на предприятиях гостиничного сервиса
Реферат А. И. Горылев конституционное право россии методические рекомендации
Реферат Законы Кеплера
Реферат Революционные народники
Реферат Время Эпоха Лирический герой МЮ Лермонтов
Реферат Економічні аспекти взаємодії суспільства і природи 4