Информационная педагогика
Хуторская Лариса Николаевна, канд. пед. наук, доцент
ГрГУ, г.Гродно
Всеобщий
характер информатизации современного общества выявляет новые задачи и рождает
новые тенденции в развитии педагогической науки. В последнее время внимание
педагогов было обращено на исследование различных проблем, связанных с
информационным подходом к учебному познанию, к воспитанию, школьному
управлению, поскольку там существуют мощные информационные процессы передачи,
хранения, использования, трансформации информации. И хотя к изучению различных
аспектов связи информационных процессов с обучением и воспитанием только
приступают, тем не менее, информационная педагогика формируется как новая
отрасль педагогической науки, исследующая информационные процессы в
педагогических явлениях.
Важно
подчеркнуть, что применение общей концепции информации в педагогике даст
возможность заменить традиционную плоскость проблематики педагогического
исследования учебного и воспитательного процессов проблематикой информационной
деятельности при осуществлении этих процессов.
Следует
отметить, что сколь-нибудь полной и целостной теории ин формационной педагогики
пока нет. Она находится в стадии своего развития. И, тем не менее, нами
предпринята попытка охарактеризовать концептуальный подход к информационной
педагогике как к теории, охарактеризовать ее понятийный аппарат, методы,
закономерности.
Природа
информационной педагогики – комплексная, относящаяся к ведению ряда наук. В
этих условиях мы попытались сделать изложение до статочно целостным и
законченным, не отягощать его многочисленными отсылками к другим работам
педагогического, психологического, философского характера. Сложные проблемы,
являющиеся пограничными между педагогикой и другими науками, мы только
перечислили и ограничились рассмотрением лишь концептуальных идей
информационной педагогики.
Информационную
педагогику рассмотрим как теорию получения, преобразования, передачи и усвоения
информации в учебно-воспитательном процессе. Как и в любой научной теории в ней
выделим основание (базис), ядро и следствия (см. схему 1).
Схема
1. Структура теории информационной педагогики.
Информационная педагогика
основание
ядро
следствия
информатизация общества;
эмпирический базис;
теоретический базис;
основополагающие понятия: информация, информационные
процессы, учебно-воспитательный процесс;
принципы получения, передачи, приема информации;
Закономерности и закономерные тенденции (учет психологии
усвоения информации, организация обратной связи и др.);
педагогические методы исследования.
практическая информационная деятельность учителя,
классного руководителя и др. участников учебно- воспитательного процесса;
информационные основы учебника, урока, внеклассной, воспитательной
работы и др.;
теория применения средств информации;
теория информационной технологии и др.
Охарактеризуем
данную структуру информационной педагогики как теории. В основании ее выделим:
1.
тенденцию к информатизации современного общества;
2.
эмпирический базис (передовой опыт передачи, обработки, хранения,
преобразования информации, его обобщение и закономерности);
3.
теоретический базис: концептуальные положения, понятия дидактики, теории
воспитания, психологии, кибернетики, информатики, философии и др.
Информатизация
как одна из ведущих тенденций научно-технического прогресса затрагивает многие
стороны жизни современного общества. Интенсивно создаются информационная
индустрия, информационные технологии. Любая наука рассматривается как один из
способов накопления, хранения и переработки информации, ее анализа, выработки
норм, правил отбора информации, создания методик и методологии конструирования
моделей.
Информация
приобретает черты информационного поля, окружающего человека. Происходит разделение
профессий по двум сферам: сфере производства самой информации (инженер, ученый,
писатель, руководитель, учитель и др.) и сфере производства различных
информационных услуг (журналистика, ЭВМ, радио, телевидение, книгоиздательство,
реклама и др.).
С
развитием ЭВМ, микроэлектроники и мощных технических средств информатизации
возникает понятие инфосферы. Современный человек, входа в ноосферу (сферу
разума) в качестве ее активного компонента, начинает осознавать информационную
картину мира, овладевать информационной культурой. В наш обиход входят такие
понятия, как "информация", "информационный вакуум",
"информационные потоки", "информационный шум",
"информационное агенство", "средства массовой информации",
"информационный взрыв" и др. Информационные процессы, происходящие в
обществе, оказываются необходимой составной частью всей социальной жизни людей.
С
помощью информационных процессов люди присваивают общественно-исторический опыт
предыдущих поколений. Зарождается информология – общая наука (метанаука) об
информации, формирование которой стало объективной необходимостью и объединяет
изучение всех проявлений и сторон информации, всех процессов, связанных с нею.
Эмпирический
базис информационной педагогики основан на анализе уже существующего педагогического
опыта обработки, передачи, хранения и преобразования учебной информации, его
обобщении и выявлении определенных закономерностей. На каждого ученика в период
его учебы обрушивается помимо всевозможной информации внеучебного характера
(радио, телевидение) мощные информационные потоки учебной информации. Передовые
учителя, обучая и воспитывая учеников, накопили опыт эффективного получения,
педагогической обработки различной информации для своих учеников, разработали
рекомендации по работе с научной, учебной, методической и другой информацией,
по освоению многих составляющих информационной культуры учителя. На схемах 2 и
3 представлены варианты информационных процессов по производству учителем
информации из разных источников: текстовой – из учебников и научно-популярной
литературы и визуальной – из ТСО, ЭВМ, демонстрационного эксперимента.
Схема
2. Производство текстовой информации.
Схема
3. Производство визуальной информации.
Теоретический
базис информационной педагогики связан с интеграцией и комплексным
использованием теоретических достижений дидактики, теории воспитания,
психологии, кибернетики, информатики, философии, социологии, семиотики и других
наук.
Ядро
информационной педагогики включает:
1.
концепцию информационного подхода к учебно-воспитательному процессу;
2.
положения о структуре и функциях информации в учебно-воспитательном процессе,
об элементарных информационных процессах получения, передачи, усвоения учебной
информации;
3.
фундаментальные положения (принципы, закономерности, тенденции);
4.
педагогические методы исследования.
Рассмотрим
вначале концепцию информационного подхода применительно к
учебно-воспитательному процессу. Информационный подход оказался весьма
плодотворным во многих областях научных исследований.
В
настоящее время в процессе своего становления и развития находится не только
информационная педагогика, но и целый ряд наук и направлений, включающих самую
разнообразную проблематику, но все они объединяются тем, что так или иначе
связаны с информацией. Термин "информация" – латинского происхождения:
лат. informatio – осведомление – и имеет буквальное значение: сведения, данные,
знания. Это общенаучное понятие, имеющее философское и методологическое
значение, обозначает не только сведения, передаваемые людьми в ходе их общения,
но, прежде всего, одно из основных свойств объективного мира, которое связано с
наличием в нем особого рода процессов, называемых информационными (например,
общение людей друг с другом, работа какой-либо системы автоматического
регулирования, приспособление живого организма к меняющимся условиям
существования, наследственная передача признаков родителей детям, познание мира
человеческим мозгом и др.).
Информационный
подход рождает в недрах традиционных наук новые науки: информационную медицину,
информационную экономику, информационное право, информационную географию и др.
Основное
содержание информационного подхода в педагогических исследованиях заключается в
выделении и изучении именно информационного аспекта учебно-воспитательного
процесса. Спецификой информационной педагогики, как отмечалось, является
интеграция научного знания из разных областей. Эта интеграция идет по
нескольким направлениям.
Во-первых,
переносятся идеи и представления из одной области знания в другую (например,
идеи о свойствах информации, ее переработке, представленные в кибернетике и
информатике).
Во-вторых,
используются понятийно-концептуальный аппарат, методы и иные познавательные
средства из разных наук (например, понятия "код", "ключевое
слово", "знак", "символ", "массив
информации", "информационный шум" и др. берутся из кибернетики и
семиотики; некоторые методы преобразования информации – из информатики; такие
общенаучные подходы, как моделирование, системные структурные, вероятностные
представления и методы поиска, проверки, совершенствования качественно новых
путей и средств обучения и воспитания – из программированного и компьютерного
обучения, философии, социологии);
В-третьих,
формируются комплексные межнаучные проблемы и направления исследования
(например, в постановке вопросов методологии, таких как роль и место
моделирования в обучении, методов изучения сложных педагогических систем,
соотношения структурного и функционального подходов к изучению видов научных и
учебных знаний, роль и место вероятностных методов в педагогической диагностике
и др.).
В-четвертых,
формируются новые научные дисциплины пограничного типа на стыках известных
ранее областей знания (например, педагогическая информатика, информационная
методика и технология обучения и др.). Информационный подход в педагогике не
сводится к кибернетическому, его проблематика другая.
Информационная
педагогика формируется как интегративная наука, и не столько как наука,
находящаяся на стыке разных наук, сколько как комплексная наука. Это значит,
что для нее характерно не простое сложение методов ряда наук вместе, а слияние
наук воедино при изучении общего для них объекта. Общим же объектом изучения
для информационной педагогики совместно с педагогикой, психологией,
социологией» кибернетикой, информатикой выступают информационные процессы,
присущие учебно-воспитательному процессу.
Отличительной
особенностью информационной педагогики является совмещение информационных
процессов с учебно-воспитательным процессом, информационный подход к последнему
как к сложному процессу обмена информацией между разными педагогическими
системами: между воспитателями и воспитуемыми, между учителями и учениками,
между всеми участниками системы управления обучением и воспитанием на всех
уровнях, всех возрастов.
Информационная
педагогика включает в себя теории воспитания, дидактику, школоведение,
охватывая вопросы, связанные со сбором, хранением, поиском, переработкой,
преобразованием, распространением и использованием информации в учебном,
воспитательном, управленческих процессах.
Информационный
подход к изучению педагогических явлений, как видим, является, с одной стороны,
общенаучным, широким по сфере применения. С другой стороны, он является
специальным, специфическим и определяется лишь одной общенаучной категорией –
информацией, в которой отражена лишь одна (хотя и важная) сторона
учебно-воспитательного процесса. В информационной педагогике концепция
информационного подхода не абсолютизируется в ущерб другим средствам познания,
но допускает широкое использование его возможностей. Изучение информационных
процессов не отменяет, например, собственно педагогического исследования, не
противоречит ему, а, наоборот, дополняет его.
Охарактеризовав
информационный подход в педагогике, сосредоточим внимание на понятийном
аппарате информационной педагогики. Сложный и многоплановый характер имеет
понятие "информация". Анализ приведенного выше общенаучного понятия
"информация" показывает, что с его помощью удалось найти общее в
столь различных, на первый взгляд, процессах, как познание мира человеческим
мозгом и приспособление живого организма к меняющимся условиям существования. В
этом плане понятие "информация" имеет сходство с понятием
"энергия", которое позволило взглянуть с некоторой общей точки зрения
на множество ранее казавшихся различными процессов.
Проблема
связи "информации" с познавательной, обучающей, воспитательной,
управляющей деятельностью позволяет выявить общее и особенности в свойствах
"информации" как объекта этих видов деятельности в разных
педагогических системах ("авторы программ и учебников – ученик –
учитель"; "воспитатель – ученик" и др.). В связи с этим понятие
"информация" в педагогике – в полном объеме – весьма развитая и
разветвленная система, состоящая из множества подсистем различных уровней.
Раскрыть
содержание и объем этого понятия можно лишь на основе системного подхода.
Критерии выделения видовых понятий "информация" как подсистем
достаточно многочисленны. Это, например, форма представления учебной информации
в предмете; информация для учителя и для ученика в процессе воспитания; информация
об усвоении материала; диагностическая информация, эмоциональная информация,
психологическая информация и др. Каждая подсистема, в свою очередь,
складывается из подсистем низших уровней и элементов.
С
системой педагогической информации как таковой взаимодействуют другие системы,
иссле дуемые информационной педагогикой: система информации, занесенная в ЭВМ и
другие ТСО, система научно-методической информации и т.п. Эти системы,
естественно в значительной мере характеризуются собственными структурными
подразделениями. В свете вышеизложенного становится ясно, что предмет
исследования информационной педагогики – информация в педагогических явлениях –
имеет довольно сложную и разветвленную иерархию информационных уровней и
компонентов, связанных между собой как по горизонтали, так и по вертикали.
Поэтому глубокое исследование информационно-педагогической теории и практики
невозможно без должного внимания к раскрытию центрального понятия –
"информация" путем структурного анализа изучаемых информационных систем
в педагогических явлениях и процессах.
Структурный
подход к информации дополняется функциональным. В информационной педагогике эта
сторона особенно важна: в статическом виде, вне своего функционирования
педагогическая информация была бы лишена всяческого практического смысла.
Динамика же ее проявляется в разных информационных процессах, технологиях,
явлениях (создание информации в ходе педагогического творчества, ее анализ,
синтез, накопление, хранение, обработка, поиск, передача, представление в нужной
форме, использование и т.п.), т.е. в процессе функционирования различных
информационных систем.
Из
сказанного ясно, что понятие "информация" в педагогике – довольно
сложное понятие. Здесь, как и в других науках, классификация видов информации в
педагогических явлениях еще не разработана. Плодотворными могут оказаться
системный и функциональный подходы к его исследованию.
Отметим
еще одну важную особенность понятия "информация" в педагогике:
"информация как результат информационного процесса". Другими словами,
информация не существует вне и независимо от процесса ин формационной связи,
ибо результат и процесс – две стороны одного целого, каждая из которых является
предпосылкой другой. Информационные процессы можно объединить в три крупных
блока; производство информации, передача информации, получение информации,
причем процессы передачи и приема не тождественны процессу производства
информации. Обучение, воспитание, познание – как информационные виды
деятельности в учебно-воспитательном процессе проецируются на них (см. схему
4).
Схема
4.
Каждый
из этих блоков состоит из элементарных информационных процессов: возникновение,
получение, выбор, отбор, хранение, переработка, использование, преобразование
информации и др. Педагогическим явлениям присуща множественность элементарных
информационных процессов, их различная сочетаемость между собой для конкретных
случаев. Объединить и упорядочить их можно с помощью понятия
"информационная ситуация". Ее можно определить как такую
педагогическую ситуацию, в которой представлено все поле информационных
процессов в конкретной системе информационной взаимосвязи субъекта и объекта.
К
примеру, блок 3 – получение информации – для учителя и ученика будет
определяться разными информационными ситуациями, состоящими из разных
информационных процессов. Для учителя информационная ситуация включает: отбор,
хранение, переработка информации из программ, учебников, методической
литературы и др. источников информации. Для ученика – получение учебной
информации связано с ее восприятием, осмыслением, запоминанием и др.
процессами, которые организует в обучении учитель.
Элементарные
информационные процессы могут быть представлены в разных вариантах их
сочетаемости. Вариативность информационных ситуаций в обучении и воспитании
находит свое воплощение в разном педагогическом опыте организации учения и
воспитания учащихся. Он нуждается в системном исследовании информационных
процессов.
В
ядро информационной педагогики входят общие дидактические и воспитательные
принципы, которые дополняются и конкретизируются специфическими принципами
новизны информации, занимательности информации, к ним мы относим принцип
конструирования интегральной информации, принцип переноса и преобразования
информации, принцип кодирования информации» принцип генерализации информации,
принцип дополнительности, принцип динамизма информации, принцип компьютеризации
и др.
Например,
принцип новизны информации утверждает, что новизна – необходимое и достаточное
свойство информации, но обладающее определенной степенью относительности
новизны для различных потребителей. Например, в учебнике по алгебре и началам
анализа для 10 класса сообщается ученикам какое-то количество информации, но
этот же учебник не несет никакой содержательной информации ни для 1 класса, ни
для специалиста – математика, хотя и по разным причинам: первоклассник ничего в
учебнике не понимает, так как книга написана для него на неизвестном языке;
математик, напротив, слишком хорошо знает предлагаемый материал, и учебник не
содержит для него необходимой новой информации, (см. схему 5).
Схема
5.
Выделенные
принципы позволяют разграничить понятия "информация" и
"знание". (Эти понятия мы относим к учебному, а не научному
познанию.) Информацию мы трактуем как знание, передаваемое другим. Знание шире,
чем информация, поскольку содержит информативные (передаваемые другим) и
неинформативные компоненты. К последним от носим непередаваемые другим
компоненты знания, например, художественно-эмоциональные, что особенно важно
при рассмотрении вопросов творческого мышления, эстетического переживания и др.
Степень
интереса к передаваемой информации определяется тем, в какой мере эта
информация удовлетворяет запросы ее конкретного потребителя – ученика. Поэтому
одна из основных забот учителя – нахождение оптимального отношения известного и
нового в сообщаемой информации.
Потребность
ученика в информации зависит от степени развития школьника, от его подготовки к
использованию полученной информации в процессе деятельности, от уровня
информативности и ценности передаваемых ученику знаний. Как видим, анализ
функционирования информации в процессе обучения предполагает рассмотрение
соотношения между знанием и информацией, изучение проблем информативности –
знания.
С
другой стороны, разработка проблемы связи информации с учебной познавательной
деятельностью ученика приобретает не только теоретическое, но и практическое
значение. Эта проблема позволяет выявить особенности и свойства учебной
информации как объекта учебной познавательной деятельности, а также специфику
информационного аспекта обучения (и воспитания).
На
современном этапе развития информационной педагогики можно выделить также общие
закономерности процессов передачи, преобразования и использования учебной
информации в различных педагогических явлениях. Эти закономерности, как и
принципы, образуют ядро информационной педагогики.
Учебная
информация используется в процессе обучения тем эффективнее, чем больше она
скоординирована с познавательной деятельностью ученика, его потребностями,
целями, с психологией усвоения информации. Функции такой координации в
информационных ситуациях выполняет учитель. Успешное решение педагогических
задач невозможно без учета психологических закономерностей и фактов, которые
обусловливают ход и результативность учебно-воспитательного процесса.
Процесс
передачи учителем информации своим ученикам не есть процесс передачи каких-то
предметов, которые можно передавать из рук в руки, или перекладывать из головы
в голову. Передача и получение информации связаны с определенными процессами в
психике ученика. Он возникают в голове ученика толь ко в результате его
собственной психической активности. Если ее нет, то ни какую информацию ученик
не усвоит. Исследовать информационные процессы в педагогических явлениях -
значит понять, какие именно качества учебно-познавательной деятельности
учеников подвергаются изменениям в результате восприятия и дальнейшей
переработки разнообразной информации, как эти изменения влияют на развитие.
Рассмотрим одну из важнейших закономерностей информационной педагогики, как
учет основного психологического закона усвоения учебной информации.
Психолого-педагогический
анализ процесса усвоения учебной информации позволяет выделить в нем следующие
основные компоненты:
1)
восприятие информации;
2)
осознание и осмысление информации;
3)
запоминание информации;
4)
обобщение и систематизация информации;
5)
применение информации.
Усвоение
учебной информации – целостный процесс. Все его компоненты тесно взаимосвязаны
и взаимопроникают, переплетаются в реальном учебном процессе. Однако на
отдельных этапах этого учебного процесса могут преобладать восприятие и
осознание, осмысление и запоминание, об общение, систематизация и применение. К
примеру, обобщение информации сопровождает весь процесс ее усвоения, но
преобладающая роль обобщения и систематизации присуща заключительному этапу.
Учитывая целостный характер процесса усвоения информации следует особо
отметить, что каждый компонент, каждое звено этого процесса обязательны и
требуют выделения специальных, факторов, способствующих его успешной реализации.
Покажем
это на примере выделения факторов, способствующих успешному восприятию и
пониманию учебной информации (первое и второе звено закона усвоения
информации). Восприятие учебной информации учеником в значительной степени
зависит от его внимания (произвольного и непроизвольного) к этой информации.
Поэтому следует выделить свойства информации, обеспечивающие привлечение
внимания ученика, форму представления информации (визуальную, словесную,
композиционную, техническую) и структурную организацию информации (обзорная,
иллюстрирующая и др.). Еще один фактор важен здесь – отношение ученика к
познанию информации (см. таблицу 1).
Таблица
1. Факторы успешного восприятия учебной информации.
Характер информации (свойства)
Форма информации и ее структурная организация
Ценностная ориентация ученика к
информационно-познавательной деятельности
новизна (абсолютная и относительная);
занимательность;
парадоксальность;
конкретность;
контрастность;
аналогичность;
необычность и др.
разнообразная форма информации (словесная, визуальная,
композиционное, техническое исполнение);
неожиданность предъявления информации;
сочетаемость трудной и легкой для восприятия информации;
структурированная информация;
регламентирующая информация;
иллюстрирующая и поясняющая информация;
обзорная и обобщающая информация и др.
значимость информации для ученика;
актуализация прежней информации;
положительное отношение ученика к процессу получения
информации;
связь информации с чувствами (положительными эмоциями),
радостью эстетического обогащения (эмоциональный и эстетический эффекты) и
др.
Нередко
учитель при сообщении учебной информации основную задачу видит только в
восприятии учащимися сообщенного, для чего использует только те факторы,
которые указаны в таблице 1. Но это не способствует полноценному усвоению
учениками полученной информации.
Ориентировка
учителя на осмысление и первичное обобщение информации учениками значительно
уменьшает проявление формализма в учебно-воспитательном процессе. Понимание
информации учеником приходит не сразу, а после попытки проникнуть в ее смысл.
Для понимания важна ин формация об одном и том же объекте познания, но уровень
понимания ин формации отличается от другого широтой переноса познанной
информации в новые условия, т.е. применением ее. Для этого нужны определенные
логические умения (сравнивать, выделять главное, доказывать, опровергать), а
также умения работать с информационными источниками (справочной литературой,
первоисточниками, научно-популярной и т.д.).
В
таблице 2 представлены факторы, способствующие успешному пониманию учебной
информации.
Таблица
2. Факторы успешного понимания учебной информации
Характер информации
Форма информации и ее структурная организация
Ценностная ориентация к информационно-познавательной
деятельности
сущность и смысл информации представлены в содержании в
явном виде, ясно и четко;
раскрыто значение отдельных слов, терминов, условных
обозначений;
выявлен скрытый смысл суждений;
дана разносторонняя информация по одному и тому же вопросу
(теме);
дана конкретизирующая и обобщающая информация и др.
установлены связи явлений друг другом;
даны связь и соотношения с уже освоенной информацией;
вычленены из общей информации отдельные ее части;
объединены отдельные части информации в систему;
визуальная и словесная информация представлены в виде
сравнительных таблиц, графов, схем различного рода (функциональных,
структурно-логических, обобщающих, систематизирующих) и др.
специальная предварительная подготовка по осознанию
информации;
осмысление внутренних связей и отношений в информации;
решение проблемных заданий, познавательных задач разного
вида;
целенаправленное осмысление мыслительных операций на
сравнение, сопоставление, анализ, синтез, классификацию, систематизацию и
обобщение и др.
Следствия
и практические приложения информационной педагогики как теории позволяют
определить цели и закономерности получения информации, основываясь на
особенностях конкретного учебного предмета и усвоения его учащимися,
разрабатывать содержание информации: в соответствии с выделенными целями
обучения и воспитания, адекватными целям и содержанию эффективные методы,
средства и приемы передачи и преобразования информации. К примеру, разные цели
в системах образования различных стран порождают разные тенденции к потреблению
учебной информации. В нашей стране общие требования научно-технического
прогресса к образованию воплотились в концепции всесторонне развитой личности,
готовой к труду и непрерывному образованию, самообразованию, неоднократной
смене или видоизменению профессии, углублению и расширению знаний, умений и
навыков, совершенствованию мастерства.
Вариативный
выбор учебной информации дам разных уровней образованию определяет эту
концепцию (в базовых школах, лицеях, гимназиях, колледжах). Способность
учеников адаптироваться к изменениям окружающей жизни, а не подчиняться
обстоятельствам действительности сегодня не менее важна, чем сумма
узкопрофессиональных знаний и умений. В связи с этим в США и Японии базовая
цель образования рассматривается как подготовка граждан, обладающих таким
капиталом знаний, который позволяет достичь успеха в информационном веке,
приспособить информационные процессы в обучении и воспитании к требованиям
развивающейся экономики, отобрать наиболее одаренных учащихся.
В
развивающихся странах – направлена на ликвидацию массовой неграмотности,
сообщению учащимся определенного минимума необходимой информации и на этой
основе на подготовку национальных профессиональных кадров, что определяет
тенденцию на использование, в основном, профессионально значимой информации. В
дидактике разработаны разные способы передачи учебной информации, известны
разные подходы к их изучению, педагогическому анализу. Один из них –
кибернетический, который нашел свое воплощение в программированном обучении.
Информационный подход отличается от него целым рядом характеристик (см. таблицу
3). Преувеличение обратной связи в виде разного вида контроля за усвоением
информации присуще кибернетическому подходу. В программированном обучении
изыскиваются (и небезуспешно) способы постоянного и неумолимого контроля за
работой учащихся с информацией. Между тем контроль – не единственное средство
обратной связи. Кроме того, контроль бессилен без самоконтроля, без рефлексии.
В информационном подходе основное внимание уделено всем звеньям процесса
усвоения информации, составляющим единое целое.
Таблица
3. Сравнительные характеристики кибернетического и информационного подходов в
обучении.
Сравниваемые характеристики
Кибернетический подход (программированное обучение)
Информационный подход к обучению
основное звено в процессе усвоения информации
Основное внимание уделено обратной связи в виде контроля
за работой учащихся
Основное внимание уделено всем звеньям процесса усвоения
информации (основной закон усвоения информации)
форма преподнесения информации и ее структурная
организация
информация дискретная;
малонаглядная;
язык формализованный (для ЭВМ)
кодирование информации разными методами с опорой на 1
сигнальную систему;
наглядно-образный язык
Форма выражения одного и того же содержания
учебной информации может быть разной. Форма не работает сама по себе, а лишь
как носитель определенного содержания и лишь будучи включенной в познавательную
деятельность. В программированном обучении информация представляется в
дискретной форме на языке, формализованном для ЭВМ.
Информационный
подход основан на передаче информации путем ее кодирования разными языками (см.
схему 6). Кодирование – одна из важнейших сторон преобразования информации,
т.е. ее воплощения, выражения как определенного содержания в той или иной
форме.
Схема
6.
Кодирование
одной и той же информации например о законе Ома для участка цепи, может быть
осуществлено:
а)
путем словесной формулировки (в разных вариантах);
б)
путем рисунка электрической цепи с изображением показаний приборов;
в)
путем формулы;
г)
графиков зависимости силы тока от напряжения при постоянном напряжении.
В
заключении выделим проблематику информационной педагогики для исследования:
1.
Сущность учебной информации, механизмы ее создания и аналитико-синтетической
переработки.
2.
Информационная среда обучения и воспитания, проблема оптимизации ее структуры в
современных условиях.
3.
Кодирование учебной информации и различные виды ее материальных и
нематериальных носителей.
4.
Метаинформация в обучении.
5.
Информационно-поисковые системы различных типов в обучении и воспитании и роль
информационной техники в них.
6.
Информационный подход к популяризации научных знаний.
7.
Управление информационными потоками в системе образования и др.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.eidos.ru