Мариенгоф А.Б.
Мариенгоф Анатолий Борисович (1897 - 1962), поэт, прозаик, драматург.
Родился 24 апреля в Нижнем Новгороде в дворянской семье с хорошими
культурными традициями, исконным демократизмом, где царили любовь и уважение
друг к другу.
Окончив частный пансион, поступает в привилегированный Дворянский
институт императора Александра II. Отец не одобрял этот выбор, и через
некоторое время А. Мариенгоф поступает в обычную гимназию. Отец оказал
определяющее влияние на жизнь, мировоззрение и творчество сына.
По окончании гимназии отправляется в 1916 на фронт и служит в
инженерно-строительной дружине. Здесь пишет первую пьесу в стихах "Жмурки
Пьеретты", которая имела успех у слушателей.
Об Октябрьской революции узнал в вагоне, когда ехал в отпуск в Пензу.
Возвращение сюда совпало с трагедией: во время атаки города чехословацкими
батальонами случайной пулей был убит отец. В эти годы начинает всерьез
заниматься поэзией, писать стихи. Как позже напишет - "влюбился в
метафору", называл ее по-французски - имаж (образ). Позже был
организатором (вместе со своим другом И. Старцевым) группы имажинистов. За свой
счет напечатали в Пензенской типографии сборник "Исход".
С чемоданом, набитым экземплярами "Исхода", приехал в 1918 к
своему дяде, занимавшему должность комиссара водного транспорта, который
познакомил его с зав. издательства ВЦИК К. Еремеевым, поддержавшим молодого
поэта. В этом издательстве Мариенгоф познакомился с С. Есениным, ставшим его
другом. Есенин ввел его в круг молодых поэтов, создавших новое направление в
русской поэзии - имажинизм. Сначала поэты собирались в кафе Всероссийского
союза поэтов "Домино", с 1919 - в кафе "Стойло Пегаса".
Организовали издательство "Имажинисты", где выпустили с 1922 по 1924
четыре номера журнала "Гостиница для путешествующих в прекрасном" и
ряд сборников "Имажинисты".
В 1920 выходит его программная работа "Буян-остров.
Имажинизм", где пишет: "Одна из целей поэта вызвать у читателя максимум
внутреннего напряжения. Как можно глубже вонзить в ладони читательского
восприятия занозу образа..." В 1922 выпускает пьесу "Заговор
дураков", в 1926 появляются его прозаические произведения - "Роман
без вранья", в 1928 - "Циники". Этот роман (вместе с романом Е.
Замятина "Мы") был осужден на общем собрании писателей как
"антиобщественные проявления в области литературы".
В 1930 Мариенгоф почти не печатается, его постепенно забывают читатели
и издатели. Он пытается искать новые формы, обращается к драматургии. Во время
войны его приглашают работать на ленинградское радио, где он выступает с
чтением своих стихов и поэм о войне.
В 1953 начинает писать свое лучшее прозаическое произведение -
"Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги" - книгу о своем детстве,
юности, выдающихся современниках, с которыми приходилось встречаться и дружить.
Несколько раз перерабатывал. Только после смерти, в 1965, книга была напечатана
в журнале "Октябрь". В 1988 была опубликована первая редакция книги,
переданной когда-то самим писателем в библиотеку им. М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Потребность в поэтическом слове Мариенгоф снова ощутил в начале Великой
Отечественной войны. В июне 1941-го он приходит на Ленинградское радио и
ежедневно пишет баллады (очерки в стихах), тут же звучащие в выпусках
"Радиохроники". Вскоре, вместе с Большим драматическим театром,
Мариенгоф с женой были эвакуированы в Киров, где прожили около трех лет. Здесь
в 1947 году выходят две его книги - "Пять баллад" и "Поэмы войны".
Сборники эти оказались последними прижизненными публикациями поэта.
В последние годы увидели свет и другие произведения Мариенгофа: стихи,
некоторые пьесы, киноповесть о Ермаке, исторический роман
"Екатерина".
Умер А. Мариенгоф в Ленинграде в день своего рождения, 24 апреля 1962.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/