Локк. "Опыт о человеческом разумении"
Идеи
- это то, что каждый человек сознает, что он мыслит, чем занят его ум во время
мышления. Все идеи происходят от ощущения или рефлексии. Ум - есть tabula rasa
и материал для рассуждений и знаний он получает из опыта, т.е. наше наблюдение,
направленное на внешние ощущаемые предметы или внутренние действия ума, доставляют
нашему разуму весь материал мышления. Источники идей: 1 ) объекты ощущения.
Чувства доставляют уму разные восприятия вещей, что дает нам идеи например
красного или желтого (т.е. чувственных качеств). Т.о. они доставляют уму то,
что вызывает в нем эти восприятия. Это источник и есть ощущения.
2)
внутренние восприятие действий нашего ума, когда он занимается приобретенными
им идеями. Это есть рефлексия онимаемая как наблюдение, которому ум подвергает
свою деятельность и способы ее проявления, в следствии чего в разуме появляются
идеи этой деятельности. Внешние идеи доставляют уму идеи чувственных качеств, а
ум снабжает разум идеями своей собственной деятельности. Люди различными
способами снабжаются идеями соответственно различию встречаемых им объектов.
Идеи рефлексии возникают позднее, потому, что требуют внимания. Задача человека
в детстве - знакомиться с внешним миром. Но вырастая в постоянном внимании к
внешним ощущениям, люди до наступления более зрелого возраста редко размышляют
о том, что происходит внутри них. Ум приобретает идеи, когда начинает
воспринимать. Человек впервые имеет идеи тогда, когда он начинает воспринимать,
поскольку иметь идеи = воспринимать их. Если человек мыслит, но сам об этом не
знаю, то никто другой тоже не знает об этом. Сновидения составлены из идей
бодрствующего человека в достаточно причудливой форме. Во время сна душа
вспоминает свои врожденные идеи и что во время того разобщения с телом, когда
она мыслит самостоятельно, идеи, которые ее занимают, по крайней мере иногда,
есть более врожденные и естественные. Последние происходят от тела или от действий
души по отношению к этим идеям. Память сохраняет только те идеи, которые произошли
от тела или от действий души по отношению к ним. Наблюдения над детьми
показывает, что нет других идей, кроме получаемых из ощущений и рефлексии. Душа
мыслит прежде, чем чувства снабжают ее идеями для мышления. Душа развивает
способность мышления, также как впоследствии сочетанием этих идей и рефлексии о
своей деятельности она увеличивает свой запас, развивает легкость воображения и
рассуждения. Благодаря чувствам душа обогащается идеями. Она мыслит тем
усиленнее, чем больше у нее материала для мышления. Она постепенно переходит к
упражнению способности расширения, сочетания и абстрагирования своих идей.
Человек
начинает иметь идеи тогда, когда он впервые получает ощущение. Размышляя о своей
деятельности в отношении приобретенных идей она обогащает себя новым рядом идей
- рефлексии. Эти впечатления, произведенные над внешними объектами, находящимися
вне души и есть собственная деятельность души. Таким образом, первой способностью
человеческого ума является ее способность приноравливаться к тому, чтобы воспринимать
впечатления, произведенными на нее или внешними объектами через чувства или ее
собственной деятельностью когда она над ней размышляет. При восприятии простых
идей разум пассивен или ум образуется из простых идеи, получаемых от ощущения и
рефлексии. При этом он производит собственных действия, при помощи которых из простых
идеи строятся более сложные: 1 . соединение нескольких простых идеи в одну
сложную; 2. . сведение вместе двух идей и сопоставлении их, так, что ум приобретает
способность их все сразу, не соединяя в одну (так приобретаются все идеи
отношений); 3 обособление идеи от всех остальных, сопутствующим им в реальной
действительности (абстрагирование) - путь образования общих идей. К сложным
идеям относятся красота, человек, вселенная и др.
Наибольшая
часть слов во всех языках - общие термины. Сначала у детей идеи, подобно лицам,
которые с ними разговаривают единичны (не “мать” вообще, а конкретная). Затем
они замечают, что есть еще много других, с похожими качествами. При этом
исключается идея конкретного человека и остается только то, что у них есть
общее. Общая природа вещей есть не что иное как отвлеченная идея.
Наше
познание касается наших идей. Поскольку у ума во всех его мыслях и рассуждениях
нет непосредственного объекта кроме его мыслей, те которые он рассматривает, то
становиться ясно, что наше познание касается только их. Познание есть восприятие
соответствия или несоответствия двух идей. Оно есть восприятие связи или ее
отсутствия между нашими идеями. Это соотношение бывает четырех видов: тождество
или различие; отношение между двумя идеями; совместное существование в одном и
том же предмете; реальное существование.
Душа
овладевает истиной разными путями (познание). Типы: актуальное - непосредственное
созерцание умом соответствия или не - своих идей или их взаимного отношения
;приобретенное; интуитивное - ум воспринимает отношение между идеями
непосредственно через них самих, без вмешательства других идей; демонстративное
- ум не всегда между идеями, там где оно может быть обнаружено и он не идет
дальше вероятностных предположений. Когда ум не может соединить свои идеи так,
чтобы воспринять их отношение через их непосредственное сравнение, он старается
обнаружить искомое отношение через другие идеи. Это есть рассуждение. Это тип
познания зависти от доказательств.
О
сфере человеческого познания Познание заключается в восприятии отношения наших
идей. Отсюда: 1. познания не больше, чем идей; 2 . не больше, чем мы можем
воспринять из отношения; Восприятие бывает через интуицию (непосредственное
сравнение), рассуждение (отношение двух идей посредством других) и ощущение
(восприятие других вещей); 3. интуитивное познание простирается не на все
отношения наших идей. Аналогично и для рационального; 4. чувственное познание
более ограничено, чем все остальные; 5. наше познание более ограничено, чем
наши идеи.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://flogiston.ru/