Реферат по предмету "Биографии"


Николай Иванович Кареев

Николай Иванович Кареев

(1850 – 1931)

Н.И.
Кареев  - выдающийся русский ученый –
историк и социолог, крупнейший представитель классического позитивизма в
социологии, один из основателей отечественной социологии, настойчивый и
убежденный последователь и популяризатор учения Конта и других западных
философов и социологов.

Николай Иванович Кареев родился 24 ноября 1850 г. (6 декабря — по новому
стилю) в Москве. В 1873 окончил 
Московский  университет  (где под руководством В.И.Герье занимался
историей Великой французской революции). В юности испытал влияние идей
Л.Фейербаха, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова и особенно Д.И.Писарева, а в
дальнейшем — субъективистов П.Л.Лаврова и Н.К.Михайловского. Вместе с тем,
Кареев разработал свой собственный взгляд на субъективный фактор: он
отождествлял его с личностью, рассматриваемой в качестве элемента общества.

В 1879—84 гг. Кареев был профессором Варшавского, а затем Петербургского
университетов. С 1910 г. - член-корреспондент Российской академии, с 1929
почётный член АН СССР. В 1870-х гг. Кареев написал свой лучший труд «Крестьяне
и крестьянский вопрос во Франции в последней четверти XVIII века» (1879); в
1881 году вышел его «Очерк истории французских крестьян с древнейшего времени
до 1789 года». Кареев закрепил за русской наукой приоритет в области
конкретного изучения крестьянского вопроса накануне и в период Великой
Французской революции.

Политические взгляды Кареева можно охарактеризовать как умеренный либерализм,
но несмотря на всю умеренность своего либерализма, Кареев в 1899 году был
уволен в связи со студенческими волнениями из Петербургского университета, куда
вернулся лишь в 1906 году. Во время Революции 1905—07 гг. вошёл в ряды
кадетской партии и был избран членом 1-й Государственной Думы. В курсе Кареева
«История Западной Европы в новое время» (т. 1—7, 1892—1917) отводилось
существенное место социально-экономическим процессам. В 1911—15 гг. Кареев
приступил к разработке истории парижских революционных секций. В 1924—25 гг.
опубликовал 3-томную работу «Историки Французской революции» — первый сводный
обзор историографии Великой  французской
революции не только в русской, но и в зарубежной литературе.

Помимо
основательных чисто исторических работ, оказавших серьезное влияние на многих
отечественных и зарубежных историков, Кареев плодотворно занимался
разнообразными методологическими проблемами социологии. Так, он рано и
независимо от немецких неокантианцев поставил вопрос об особенностях обобщения
в естественных и гуманитарных науках, о типологическом анализе и др.
Внимательно следя за историей становления мировой и русской социологии, он
быстро откликался на очередные новинки в этой области то статьей, то рецензией.
Часто завязывалась полемика. Статьи объединялись в сборники и многократно
переиздавались.

Кареев
пришел в науку в то время, когда шли усиленные поиски аргументов в пользу
самостоятельности социологии. Он активно включился в эту работу и наряду с
разработкой конкретных тем в области социологии и истории создал ряд
оригинальных исследовании по общим вопросам теории и методологии
социологического знания.

Кареев принадлежал к субъективной школе, стремясь систематизировать
многие ее уроки, защитить от критики со стороны марксистов, неокантианцев,
религиозной социальной метафизики. Среди конкретных
социологических проблем особое внимание уделял междисциплинарным
отношениям  социологии
(особенно с психологией), роли личности в истории,
прогрессу и др. Наиболее значителен его вклад в разработку истории
социологической науки, он является основателем и зачинателем известной
"русской традиции" историко-критического обозрения социологических
школ и направлений, в которую входили влиятельные социологи - М.Ковалевский,
В.Хвостов, П.Сорокин, П.Тимашев и др. Кареев - один из первых удачных
библиографов социологии и составитель ранних учебных программ по этой
дисциплине. Идейное наследие Н. Кареева многопланово и обширно и
философско-исторические и социологические работы в нем занимают весомое место.

Кареев, в
основном, оставался приверженцем позитивистских установок при изучении реальных
факторов ("эмпирических событий"). Главную задачу для себя он видел в
открытии законов развития человечества с помощью точных методов исследования.
Общество как организованное целое - социальный прогресс, социальная
организация, контроль и регуляция - все эти факторы, тесно связанные между
собой, утверждал Кареев, и образуют основу закономерного, развития общества как
сложной системы психических и практических взаимодействий личности.

Кареев дал определение социологии как абстрактной науки, занимающейся
изучением природы и генезиса общества, его основных сил и их взаимоотношений, а
таете происходящих в нем процессов, независимо от времени и места их
возникновения.

"Социология,
- писал он, - есть общая абстрактная наука о природе и генезисе общества, об
основных его элемента факторах и силах, об их взаимоотношениях, о характере
процессов, в ней совершающихся, где бы и когда бы все это ни существовало и ни
происходило".

В работе
"Общие основы социологии" Кареев развивает свое представление о
социологии. Он пишет: "Социология берет общество интегрально, имея в виду,
что государство, право и народное хозяйство, обособленно взятые для
изолированного изучения, существует только в абстракте, что реально нет
государства, в котором не было бы права и хозяйства, что нет хозяйства без
государства и права и что нет, наконец, и последнего без первых двух".

Основной
источник социологии Кареева – позитивизм, особенно – контизм. Вместе с тем
Кареев выступал с критикой его теорий - не принял тезиса Конта, согласно
которому вся история может быть представлена трехфазной схемой, выражающей
законы движения наук в соответствии с формами миросозерцания; отрицательно
относился к игнорированию Контом значения политической экономии для построения
социологии. классификации наук, считая ее неполной. Огюст Конт, по мнению
Кареева, в силу неразвитости психологического знания в тот период сделал скачок
от биологии к социологии, минуя психологию. «Между биологией и социологией мы
ставим психологию, но не индивидуальную, а коллективную», - писал Кареев.
Коллективная психология способна, по его мнению, стать подлинной основой
социологии, поскольку все общественные явления есть в конечном счете духовное
взаимодействие между отдельными людьми.

Главные
проблемы социологии, согласно Карееву, таковы: 1) социология как наука; 2)
научный и этический элемент в ней; 3) отношения социологии с другими
общественными науками, а также с биологией и психологией; 4) экономический
аспект общества; 5) социальная структура; 6) прогресс как сущность
исторического процесса и 7) роль личности в истории.

Кареев придавал большое значение развитию теоретической социологии. В
соответствии с принципами позитивизма Кареев рассматривал социологию как чисто
теоретическую дисциплину, стремящуюся исключительно к познанию объективных
тенденций общественного развития и не допускающую в своих построениях
каких-либо оценок, выходящих за пределы того, что доступно проверке.

Кареев не
был согласен с Контом относительно задач социологии, которые основоположник
социологии выразил следующим афоризмом: "Знать, чтобы предвидеть,
предвидеть, чтобы господствовать". Кареев писал: '"Социология подобно
всякой положительной науке о том, что есть, как оно есть, должна быть
беспартийной и надклассовой... Чтобы сохранить свой научный характер.
социология должна не только не решать вопрос о наилучшем устройстве общества,
но даже не брать на себя предсказаний о том, каково будет дальнейшее развитие
существующего общества, потому что и в этой области гаданий многое
подсказывается чаяниями сердца. Поскольку социология есть наука о законах
явлении, в ней нет места и для нравственной оценки, так как посложней могут
подлежать только отдельные явления и поступки людей, разные между ними
отношения и определенные социальные нормы".

Придавая большое значение теоретической форме знания и проблеме метода в
научном исследовании, Кареев занимался обоснованием выполняемых теорий
объяснительной (экспликативной) и предписывающей (нормативной) функций.

Н.И.Кареев, за несколько лет до западных социологов пришел к мысли о
необходимости разделения всех общественных наук по характеру изучаемого объекта
на науки о явлениях (феноменологические - история, философия истории) и о
законах (номологические), к которым отнес и социологию. Становление социологии
как самостоятельной науки об обществе ставило задачу определения ее места в
кругу других наук, как естественных, так и гуманитарных, выработки своего
особого метода, отличного от прочих, четкого определения проблематики и
исследовательской программы. Особого внимания в этом отношении заслуживает
вклад Н.И.Кареева, который наиболее полно разрабатывал в рассматриваемый период
вопрос о методах социальных наук.

В основу классификации наук об обществе Кареев положил степень обобщения
ими социальных явлений или уровень абстракции. В соответствии с этим он выделил
три основные науки - историю и другие родственные ей науки: социологию и
философию истории, - каждая из которых имеет свой предмет, метод и уровень
обобщения информации.

Кареев
сопоставляет две науки - историю и социологию, и приходит к выводу, что они
неразрывно связаны между собой. История доставляет социологу необходимый
фактический материал, помогая тем самым формировать полную картину движения
человеческого бытия; социология вырабатывает способы понимания исторических
событий и фактов.

Кареев
считает, что в задачу истории входит выявление источников информации, их
критическая проверка, описание индивидуальных и неповторимых явлений прошлого.
История, следовательно, есть описательная наука, представляющая предварительную
стадию изучения общества. "Задача истории, - пишет Кареев, - не в том,
чтобы открывать какие-либо законы (на то есть социология) или давать практические
наставления (это - дело политики), а в том, чтобы изучать конкретное прошлое
без какого бы то ни было поползновения предсказать будущее, как бы изучение
прошлого и ни помогало в иных случаях предвидению того, что может случиться и
наступить". Отвергая идею рассмотрения истории как номологической науки
(т.е. изучающий закон общества), Кареев видит ее цель, во-первых, в добывании
фактов, во-вторых, установлении реальных взаимосвязей между ними и, в-третьих,
в первичных их обобщениях.

Становясь
на позиции крайнего субъективизма, Кареев объявлял, подобно Михайловскому,
содержанием философии истории «идеальный мир норм, мир должного, мир истинного
и справедливого, с которым будет сравниваться действительная история». С тех же
субъективно-идеалистических позиций с 1890-х гг. боролся против марксизма,
называя его «экономическим материализмом». Известен ряд критических работ
Кареева, в которых он обосновывает свой взгляд на теорию марксизма как
научно-несостоятельное направление в социологии.

Кареев много сделал в области изучения проблемы личности,  глубокую разработку которой считал главным
призванием социологии. Личность рассматривается им как субъект психических
переживании, мыслен и чувств, желании и стремлении, составляющий исходный пункт
социальных процессов.

Личность в теории Кареева - субъект истории, соединяющий в себе
антропологические, психологические и социальные начала. Именно такое понимание
личности составляет основу того субъективизма, на котором так настаивал ученый
как на методе познания социальных явлений. Он утверждает, что субъективизм
неизбежен в изучении общества, поскольку и отдельные события, и общественный
процесс в целом оцениваются с точки зрения определенного идеала.

Общество в социологии Кареева выступает в абстрактной форме, вне его исторических,
экономических и прочих особенностей. Общество, по Карееву, есть сложная система
психических и практических взаимодействий личностей. Оно делится на две части:
на культурные группы и социальную организацию. Культурные группы есть предмет
индивидуальной психологии. Отличительными признаками культурных групп являются
не природные свойства, а те привычки, обычаи, традиции, которые возникают в
результате воспитания. Вторая сторона общества – социальная организация –
результат коллективной психологии и изучается социологией. Социальная
организация – это совокупность экономической, юридической и политической сред.
Основанием для такой схемы у Кареева выступает положение личности в обществе:
ее место в самой социальной организации (политический строй); защищаемые
государственной властью частные отношения к другим лицам (право); ее роль в
экономической жизни (экономический строй). Для Кареева социальная организация –
показатель пределы личной свободы.

Главными достижениями всей научной мысли XIX в. Кареев, как и другие
ученые, считал открытие двух основных методов познания общества - сравнительно
исторического (позволяющего представить статистическую картину общества, его
горизонтальный срез) и эволюционного (позволяющего представить общество в
развитии, динамике, состоящей в смене ряда фаз или культурных типов, т.е.
осуществить вертикальный срез).

Если
сравнительно исторический метод занимается сходными историческими явлениями,
выявлением реально существующих их типов, то задача эволюционного метода состоит
в анализе процессов их развития, стадий или фаз этого процесса, а также
выяснением причин их возникновения, оформления и смены.

Кареев, не отрицая роли экономического фактора в истории, первостепенную
роль отводил фактору психическому, что позволило учесть сложный характер
человеческих поступков, роль творческих и волевых импульсов. Человеческое
поведение он рассматривает как единство социального и индивидуального;
достижение общественного идеала реализуется исключительно через действия
отдельных индивидов. Такая трактовка личности лежит в основании концепции
индивидуализма субъективной школы. К позиции субъективной школы близки взгляды
Кареева и на отношение субъективного и объективного, суть которых состоит в
том, что безразличная к индивидуальному существованию среда перерабатывается
личностью в ходе его практических действий и в соответствии с ее идеалом, в
результате чего и создаются все человеческие формы бытия.

Особое место в историко-социологических трудах Кареева занимает анализ
процесса проникновения идей позитивизма в русскую социологию и формирование
здесь на их основе наиболее значительных тенденций. В истории русской
социологии им были отмечены как наиболее влиятельные - субъективная школа и
марксистская социология; противостояние этих течений он использовал в качестве
определяющего признака при разработке периодизации истории отечественной
социологии. В истории социологии России Кареев выделяет три крупных периода:
конец 60-х - середина 90-х годов XIX в.; с середины 1890-х до 1917 г.; после 1917
г. Первый этап соответствует периоду зарождения субъективной школы. Второй
характеризуется одновременным развитием марксистской и немарксистской
социологий, сопровождаемый борьбой между ними. Третий отмечен установлением
господства марксистской социологии и, как это представлялось Карееву,
намечавшейся возможностью сближения "экономизма" и
"психологизма". Кареев высказал оригинальный подход к изучению
культуры, в определение которой он включил всю совокупность результатов
психологического взаимодействия между людьми. Содержание человеческой культуры
в концепции Кареева представлено в виде двух крупных пластов.

Один из
них объединяет такие продукты духовной деятельности как язык, религию,
искусство, науку, философию; другой состоит из структур, обеспечивающих
функционирование общества: государство. народное хозяйство, право.

В
заключении необходимо отметить, что Н.И.Кареев великолепно знал историю
социологии. Его труды явились одной из первых в России попыток осмысления общих
закономерностей развития социологии, анализ ее успехов и неудач.

Кареев
наряду с большой научно-исследовательской работой в течение всей своей жизни -
преподавал историю и социологию, создал много работ, посвященных задачам
преподавания истории и социологии, выступая в этой области как теоретик и
методист. Он заботился о совершенствовании системы школьного и вузовского
образования, ходатайствовал о создании кафедр социологии в российских
университетах, занимался научным поиском в области методов обучения, изучал
традиции. сложившиеся в российской системе образования. Преодолевая характерную
для русского обществоведения того времени публичность, Кареев заботился об
усилении профессионализма в подготовке квалифицированных социологов.

Список литературы

1.
Гусейнова Ф.Д. «Социология. Учебное пособие.», ч. 2. М., 1997.

2.
«Антология русской классической социологии» / под. ред. Клементьева и Панковой.
М., 1995.

3.
Голосенко, Козловский «История русской социологии XIX
– XX вв.» М., 1995.

4. Гофман
А.Б. «Семь лекций по истории социологии» М., 1995.

5. Радугин
А.А., Радугин А.К. «Социология: курс лекций» М., 1996.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.cooldoclad.narod.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Контрольно-кассовые аппараты
Реферат Операции с использованием банковских пластиковых карточек в Республике Беларусь
Реферат Правила взаимодействия подразделений направления связи ОАО КБ Искра с использованием системы
Реферат Фрески Кносского дворца
Реферат Копчение
Реферат Планування праці і заробітної плати
Реферат History Of Slavery Essay Research Paper Slavery
Реферат Символіка давньоруської держави
Реферат Разработка 4-этажного оздоровительного комплекса Звезда в п. Новомихайловке
Реферат Типологическая модель характера А. Лоуэна
Реферат Личностно-ориентированное обучение на уроках биологии
Реферат География и государственное устройство Германии
Реферат Анализ финансового состояния коммерческого банка пути его оптимизации
Реферат Физкультурно-спортивные сооружения для детей дошкольного возраста
Реферат Значение, отраслевой состав и взаимосвязи предприятий картофельного подкомплекса