Реферат по предмету "Культура и искусство"


Фрески Кносского дворца

Фрески Кносского дворца
Не следует, однако,думать, что вся живопись Крита имела такой условный характер, хотя некоторыеособенности ранней живописи повторялись постоянно и в дальнейшем. Впротивоположность «Собирателю шафрана» очень большой реалистическойнаблюдательностью и при этом особенной красочной тонкостью обладают фрескиконца среднеминойского периода (то есть конца 17—начала 16 в. до н. э.) из АгиаТриады с изображениями растений и животных. В сохранившемся фрагменте фрески скошкой, охотящейся в зарослях за фазаном, художник хорошо нашел и гибкую,осторожную поступь кошки и спокойствие не замечающего опасности фазана; сзамечательным декоративным изяществом и в то же время верностью натуре переданыветви и листья различных растений в других фрагментах этих фресок.Непосредственная свежесть восприятия природы отличает и фреску «Синие дельфиныи цветные рыбы» на голубом фоне моря, на стене одного из «помещений царицы» вКноссе.
Живописность идекоративность, так же как свобода и смелость критской живописи в концесреднеминойского периода, нашли свое выражение и в фресках, более или менееконкретно изображающих жизнь обитателей Крита. В так называемой Старой башнеКносского дворца найдены фрагменты фрески, где очень бегло, но достаточнонаглядно изображена пестрая толпа людей, собравшаяся перед храмом, околокоторого сидят нарядно одетые женщины, может быть, жрицы, по-видимому,оживленно разговаривающие. Женщины эти одеты в платья с широкими юбками,стянутыми в талии, с открытой грудью и пышными рукавами, на тщательнопричесанных волосах — диадемы и ожерелья. Большой интерес представляютархитектурные формы храма. Он состоит из увенчанной нарядной кровлей центральнойчасти на высоком каменном основании с двумя расширяющимися кверху колоннами,двух боковых пристроек, расположенных ниже, с одной колонной у каждойпристройки и, наконец, двух лестниц по сторонам здания, также с колоннами.Точка зрения на всю сцену взята сверху, но храм (включая и лестницы) показанстрого фронтально.
Еще более любопытнакносская фреска с «дамами в голубом», как их назвали археологи. Насохранившейся верхней части трех женских фигур лица нарисованы в профиль, глазаи грудь — в фас; женщины одеты в узорные голубые платья с узкими талиями, соткрытой грудью и рукавами до локтей, на их головах диадемы и жемчужные нити,которыми перевиты пряди тяжелых черных волос, часть которых падает на спину игрудь, на лбу завитки. Свободно переданы манерные жесты полных украшенныхбраслетами рук с тонкими пальцами. Лица женщин совершенно одинаковы ималовыразительны, но в них все же есть некоторое оживление: перед ними,возможно, развертывалось цирковое представление или какое-либо другое зрелище.
Обе эти фрески даютпредставление об облике знатных женщин Крита, о сложности и изысканностикультуры обитателей Кносского дворца, позволяя строить предположения о важномзначении женщины в критском обществе. В северозападной части Кносского дворцанайдены фрагменты многофигурной «фрески с табуретами», где изображены нарядноодетые юноши, сидящие на табуретах, и среди них девушка в профиль с огромнымсмеющимся черным глазом, ярким ртом, исполненная живости и задора. На нейузорное голубое с красным платье с большим бантом на шее сзади; на лбу — локон.Несмотря на неожиданную для искусства той эпохи непринужденность и дажесвободную естественность подвижных жестов или эффектных костюмов и причесок,общий характер всей этой живописи, однако, не выходит за границы древневосточнойторжественности и зрелищности, неизменно сохраняя черты узорности иплоскостности.
Среди фресок Кносскогодворца, как и во всем искусстве Крита, очень значительное место занимаетизображение быка, игравшего, видимо, чрезвычайно важную роль в хозяйственнойжизни и в религиозных и мифологических представлениях критян. В религияхдревних народов всего Средиземноморья бык занимал важное место. Понимание этогообраза изменялось от древних и примитивных тотемистических представлений доолицетворения в нем животворящей силы природы. Однако нигде быку не придавалосьтакое большое значение, как на Крите.
В Кноссе найденызамечательные фрески с акробатами — юношами и девушками, прыгающими черезстремительно бегущего быка. Они все одеты одинаково — с повязкой на бедрах,талии стянуты металлическими поясами. Их движения свободны и ловки. Подчеркнутыширина груди, тонкость талии, гибкость и мускулистость рук и ног. По-видимому,эти особенности считались признаками красоты. Возможно, что такие опасныеупражнения с разъяренным быком имели не только зрелищный, но и священный смысл.Среди критских фресок только эти динамические акробатические сцены обладаюттакой же жизненной правдивостью, как и фрески, изображающие природу, хотя чертыусловности выступают и в них достаточно ясно («летящий галоп» быка и т. п.).
Уже к позднеминойскомупериоду (после 1580 г. до н. э.) относятся большие декоративные росписи в такназываемом «коридоре процессий» Кносского дворца, где фрески были, вероятно,расположены в два ряда; сохранился нижний ряд с процессией юношей, несущихсосуды из серебра, и девушек с музыкальными инструментами. Человеческие фигурыданы здесь в очень большой мере условно — декоративно и плоскостно. Такого жерода и знаменитый раскрашенный рельеф из Кносса, так называемый (попредположению Эванса) «Царь-жрец». Этот не полностью сохранившийся иреставрированный рельеф, большой по размеру (около 2,22 м высоты) и слабовыступающий из фона (не более 5 см в наиболее выдающихся частях), изображаетидущего юношу в традиционном древнем костюме (повязке и поясе), с тонкой талиейи широкими плечами. Поступь юноши исполнена торжественности. На голове его —корона из лилий и три спускающихся назад пера, на груди — ожерелье, также изцветов лилии. Правой рукой, сжатой в кулак, он касается груди, в отведеннойназад левой руке держит жезл. Он проходит среди растущих белых лилий с краснымитычинками и порхающих бабочек. Фон рельефа — красный. Необыкновенно изысканныйи манерный стиль этого рельефа находит отклики в одновременном дворцовомискусстве Микен и Тиринфа. Еще более условны и похожи на плоский узор росписисаркофага из Агиа Триады, где представлены культовые сцены — жертвоприношениеперед двумя двойными секирами (по-видимому, бывшими символом священного быка) ипринесение даров умершему. Все более усиливающаяся схематизация приводиткритскую живопись уже в 15 в. до н. э. к полному упадку.
Наиболее ранней фрескойв Кносском дворце считается так называемый 'Собиратель шафрана' (возможно, 18или 17 в. до н. э.) — наклонившаяся человеческая фигура (а возможно, и нечеловек, а обезьяна) посреди крупных цветов крокуса или шафрана.Непропорциональная, данная плоским силуэтом фигура окрашена голубовато-зеленойкраской; белые распустившиеся цветы, растущие на очерченных извилистым криволинейнымконтуром 'горках', ярко выделяются на красном фоне.
Критяне были рыбаками имореходами, воинами и торговцами. Они хорошо знали морскую флору и фауну. Неслучайно на сосудах, фресках и печатях с таким знанием дела художники иремесленники Крита изображали многочисленных обитателей моря.
При раскопках Кносскогодворца ученые с удивлением и восхищением рассматривали фреску на стенеапартаментов царицы. Древний художник изобразил морской простор, синихдельфинов и разноцветных рыб. Поражала достоверность и точность росписей. Откораллов и губок, составляющих бордюр фрески, поднимались вверх прозрачныепузыри. Критские художники изображали и страшных осьминогов с горящими, почтичеловеческими глазами, и водоросли, и морских звезд.
До нашего времени сохранилисьфрески, где изображены целые флотилии критских кораблей. В 1960-е гг. наострове Санторин (Фера), принадлежавшем в древности Критской морской державе,греческий археолог Спиридон Маринатос раскопал городок, засыпанныйвулканическим пеплом и пемзой после колоссального извержения расположенноговблизи вулкана.
На втором этаже одногоиз домов на главной площади, названного археологами западным домом, обнаруженыкрасочные фрески. На шестиметровой полосе изображены три города. Один из них,как считают археологи, критский. Об этом свидетельствуют типичные для островныхдворцов украшения — бычьи рога. Там же изображены две реки и целая флотилияукрашенных цветочными гирляндами (видимо, в знак победы) кораблей сзарифленными (подобранными) парусами, входящих в гавань на веслах. Изящноодетые женщины и дети приветственно машут с балконов и крыш домов, выстроенныхступеньками на фоне красных гор.
По углам комнаты,украшенной этой фреской, почти в натуральную величину изображены два рыбака.Одна из фигур видна полностью. Это юноша с тонкой, как и на других критскихизображениях, талией и с широкими, повернутыми анфас плечами. В руках он держитсвязки выловленных рыб.
На другой фрескезападного дома виден большой военный корабль с шестью каютами. Над люками в каютыустановлены шесты, поддерживающие шлемы, украшенные рогами. На фреске изображенкормчий с огромным веслом в руках, гребцы, капитан, выглядывающий из каюты.
Ученые считают, чторазмеры корабля свидетельствуют о его использовании для дальних походов. Об этомже говорят изображения на фресках. Один из нарисованных на них трех городов —судя по всему, африканский (возле домов растут пальмы).
О контактах критян сДревним Египтом свидетельствует наличие на обеих фресках западного дома шестовс символами египетской богини Буто — пучками переплетенных лилий. Такой жесимвол заметен над каютой капитана на фреске с кораблем. Изучив изображенный нафреске живописный ландшафт с извивающейся рекой, некоторые ученые пришли квыводу, что это Нил (см.: Хейердал Т. Древний человек и океан. М.: Мысль, 1982;Ильинская Л.С. Легенды и археология. М.: Наука, 1988).
Критские моряки иторговцы издавна имели прочные связи с Египтом. Уже в начале II тысячелетия дон.э. островные купцы вели там оживленную торговлю. Особым спросом в Египтепользовались критские керамические сосуды, расписанные белой, оранжевой ижелтой красками по темному фону. Большей частью орнамент представлял собойстилизованные растения — видимо, водоросли. Не меньшей популярностьюпользовались в Египте критские золотые и серебряные сосуды.
Египетские ремесленникистали изготавливать имитации критской посуды, а художники заимствовали уостровитян некоторые приемы и орнаменты.
Ярким подтверждениемсвязей Крита с африканскими странами, которые осуществлялись, естественно,только по морю, являются фрески Кносского дворца, где изображены такиехарактерные представители африканской флоры и фауны, как пальмы, лотос,ливийский сильфий, гиппопотамы, зеленые и голубые мартышки. На фрескахвстречаются изображения негров; весьма показательна картина, на которой мывидим отряд чернокожих воинов под командой критского командира.
Египет также оказывалогромное культурное влияние на критское общество. Об этом свидетельствуюткритские печати, фрески, изделия из камня. Взаимное влияние наблюдалось и всудостроении. Это подтверждает гипотезу о начале интенсивного плавания критскихсудов в Египет не позднее чем в самые первые десятилетия II тысячелетия до н.э.(а возможно, и ранее).
Дипломатические связиКритской державы с Египтом осуществлялись, естественно, морским путем. Нафреске, украшавшей гробницу одного из вельмож эпохи фараона Тутмоса III (XV в.до н.э.), показано прибытие послов с Крита.
Жизнь ахейскогообщества была тесно связана с морем и мореплаванием. Это нашло свое отражение вхудожественных произведениях, украшавших дворцы ахейских владык. При раскопкедворца в Тиринфе археологи обнаружили, что полы во многих парадных помещенияхбыли покрыты изображениями дельфинов, осьминогов и других обитателей моря.Стены дворца в Пилосе также были украшены фресками, на которых явственноразличимы морские растения и животные.
Дельфин — существо,живущее в двух стихиях, морской и воздушной. Он служит связующим звеном междуземным и небесным и является царем рыб, спасителем людей, потерпевшихкораблекрушение, провожатым душ в потустороннем мире. Дельфин — это аллегорияспасения, вдохновленная древними легендами, которые изображают его как другачеловека. Он символизирует море, морскую силу, безопасность и скорость,свободу, благородство, любовь, удовольствие.
В минойской культуре онолицетворяет власть на морях. Почти четыре тысячи лет назад древние художникизапечатлели дельфинов на фреске Кносского дворца на острове Крит: словноморские божества, огромные животные, плавно скользя, совершают свой танец впрозрачных водах, охраняя мир и покой подводного царства.
Характернымипроизведениями минойской культуры являются керамика и вазовая живопись.Статуэтки из фаянса, стеатита, камня, слоновой кости, предметы культа, сосуды,инструменты, оружие, перстни-печати, украшения из золота говорят нам овысочайшем искусстве минойских мастеров и уникальности древней цивилизации.Приковывает внимание знаменитое золотое украшение – две осы соединенные каплеймеда – образец минойского ювелирного искусства. Две фаянсовые статуэтки –«Большая богиня со змеями» и «Малая богиня со змеями» поражают воображение, онисозданы в 16 веке до н.э. Ритон – сосуд из стеатита в виде головы быка,позволяет представить, как, возможно, выглядел Зевс, похитивший Европу.
/>
О культе минойцевизвестно немного. Для них природа всегда была чем-то божественным иолицетворялась с богиней-матерью. Она была повелительницей диких зверей, гор илесов, покровительницей плодородия, царицей подземного мира, воплощаламатеринство. Роль женщины в Минойском обществе была определяющей. Женщиныпринимали участие в собраниях, состязаниях, религиозных обрядах, красиво одевалисьи причесывались. Основу религии составлял пантеон женских божеств, связанный сприродой и плодородием. Их поистине божественные лики сохранились на фресках,вазах и увековечены в скульптурах.
Стихии морскихкатаклизмов, бурь, разрушительных землетрясений и гроз ассоциировались уминойцев с образом могучего и свирепого бога-быка. Отсюда особый культ этогоживотного и мифы, связанные с ним. Ритуальные игры с быком, присущие толькоминойской цивилизации, запечатлены на фресках. В числе подвигов, совершенных Гераклом,есть и одоление Критского быка, изрыгавшего пламя: весьма вероятно, что это нетолько отражение победы греков в борьбе с критянами, но и катастрофы, постигшейКрит.
Удивительная гармониякрасок, ярких и пастельных, нежных и вызывающих, красота и изящество женщин,сила и мужественность мужчин, изображенных в сложных ракурсах, передающиединамику движения переносят нас в те далекие времена. И порой кажется, чточеловечество что-то безвозвратно утратило, что тайны минойцев так навсегда иостанутся для нас неразгаданными. (Олеся Брукс, RATA-news)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Hалоги
Реферат Сравнительный анализ основных требований к бухгалтерской финансовой отчетности в МСФО и РПБУ
Реферат Сравнительный анализ Основных правил работы ведомственных архивов и Основных правил работы
Реферат Oil and Gas
Реферат Сравнительный анализ МСФО 16 Основные средства МСФО 17 Аренда с ПБУ 6 01
Реферат Сравнительная характеристика финансового и управленческого аспектов учета на примере ООО Спорт
Реферат Сравнительный анализ ПБУ 142007 и МСФО 38
Реферат Сравнительный анализ методов хозяйственного учета
Реферат Методика обучения технологии машинной вышивки
Реферат Учет кредитов на примере ОАО Металлургический завод им АК Серова
Реферат Стан та напрями удосконалення первинного обліку оплати праці
Реферат Стоимостное измерение
Реферат Статистические методы анализа финансовых результатов деятельности
Реферат Сравнительная характеристика зарубежных и отечественных стандартов аудита
Реферат Стандарты аудиторской деятельности 2