Реферат по предмету "Биографии"


Марцевич Эдуард Евгеньевич

Марцевич
Эдуард Евгеньевич

Народный артист
России.

Родился 29
декабря 1936 г. в г.Тбилиси. Отец - Марцевич Евгений Михайлович (1911-1974).
Мать - Крылова (урожд.Саранкина) Нина Алексеевна (1914-1980). Супруга -
Марцевич (урожд.Салямова) Лилия Османовна (1952 г.рожд.), служащая в банке.
Сыновья: Марцевич Кирилл Эдуардович (1974 г.рожд.), окончил училище
им.М.С.Щепкина по классу Народного артиста СССР, профессора Ю.М.Соломина,
работает в театре «Модерн» под руководством С.А.Враговой; Марцевич Филипп
Эдуардович (1980 г.рожд.) - студент актерского факультета школы-студии МХАТ
имени В.И.Немировича-Данченко.

Родители
Эдуарда познакомились друг с другом в Народном театре, где Евгений Михайлович Марцевич,
профессиональный артист, работающий в Бакинском драматическом театре, вел
студию, а Нина Алексеевна была суфлером. Их сын, Эдуард, родился и провел
первые три месяца своей жизни в Тбилиси, куда Бакинский театр выехал на
гастроли. Затем семья вернулась в Баку. Воспитываясь в актерской семье, мальчик
часто бывал в театре, где он жадно впитывал все происходящее на сцене,
чрезвычайно эмоционально воспринимая увиденное. Как-то в спектакле «Вагиф», в
сцене убийства шута, которого играл отец, он стал так громко кричать и плакать,
что пришлось срочно вывести его из зала.

Когда Эдуарду
исполнилось три года, родители развелись. Но он все также продолжал бывать у
отца в театре. Разлучила отца с сыном лишь война. Евгений Михайлович ушел на
фронт. Попал в окружение, тяжело раненым попал в немецкий плен. Чудом остался
жив. После войны вернулся на Родину, но не в Баку, а в Вильнюс. Устроился на
работу в Вильнюсский драматический театр. К тому времени каким-то невероятным
велением судьбы вместе с мамой, отчимом и сестрой именно в Вильнюсе уже
находился Эдуард. Отец и сын вновь встретились...

Евгений
Михайлович совмещал работу в театре с преподаванием в драматическом кружке в
Вильнюсском клубе связи. Юный Эдуард записался в этот клуб, во все кружки,
какие было возможно: танцевальный, певческий, художественного чтения... Только
в драматический кружок отец его не брал, боялся, вдруг у сына не окажется
таланта. Но настойчивость младшего Марцевича победила опасения отца. Услышав
как-то раз, как Эдуард читает стихи, Евгений Михайлович поверил в способности
сына, взял его к себе в кружок, стал поручать большие, ответственные роли.

В Москву на
вступительные экзамены в театральный ВУЗ юный Марцевич отправился смело, без
колебаний, ведь у него за плечами был большой опыт актерской работы в
спектаклях строгого профессионального отца! Но вдруг столкнулся с
неожиданностью. На экзамене в ГИТИСе ему сказали: «Вы очень симпатичный молодой
человек. У вас умные глаза. Но вам не стоит заниматься театральным искусством».
К счастью, параллельно с экзаменами в ГИТИС, шли туры в других театральных
школах. Его сразу пригласили на третий тур в школу-студию МХАТ. А в «Щепке»
сказали: «Пришли к нам, нечего бегать по другим школам». Так он стал студентом
театрального училища имени М.С.Щепкина при Малом театре на курсе знаменитого
актера, режиссера и педагога Константина Александровича Зубова.

Курс был
талантливый, яркий, запоминающийся. Вместе с Э.Марцевичем учились будущая
актриса Малого театра, ныне Народная артистка России Нелли Корниенко, Народный
артист России Станислав Любшин... Актерское мастерство преподавали
замечательный педагог и режиссер В.И.Цыганков, Г.Н.Дмитриев, возглавивший курс
после смерти К.А.Зубова, и совсем тогда еще молодой В.И.Коршунов, ныне Народный
артист СССР, директор и ведущий актер Малого театра. Дипломной работой
Марцевича была роль Алексея в спектакле «Оптимистическая трагедия»,
поставленном В.Коршуновым. Роль была сыграна с успехом. О Марцевиче заговорили.
Стало известно, что его хотят принять в Малый театр.

Но незадолго до
выпускных экзаменов Марцевич увидел в концертном исполнении отрывок из трагедии
Шекспира «Гамлет» с Евгением Валериановичем Самойловым в заглавной роли. Образ
Гамлета-Самойлова в сцене объяснения Гамлета с матерью из знаменитого спектакля
50-х годов, поставленного Н.П.Охлопковым в театре имени В.В.Маяковского,
настолько потряс начинающего артиста, что он буквально заболел. Даже спать
перестал, все думал о роли Гамлета. Подготовил самостоятельно отрывок из роли,
показал сцену своим сокурсникам. Кто-то из «маяковцев» оказался на показе и
предложил выступить в роли перед самим Охлопковым. А после выступления
последовало приглашение на роль Гамлета в театр имени Маяковского!!! Более
счастливого человека, чем был Эдуард Марцевич в те минуты его жизни, представить
себе невозможно. Он еще студент, еще не сдал выпускных экзаменов, а тут такое
неожиданное и лестное предложение! Играть сложнейшую шекспировскую роль, да еще
в спектакле Охлопкова, где уже состоялись два Гамлета, созданные известными
артистами Е.Самойловым и М.Казаковым... Кружилась голова, внутри все ликовало.
Он прибежал в училище как безумный и стал кричать: я буду играть Гамлета, я
буду играть Гамлета... Сокурсники приняли его за сумасшедшего. Роль Гамлета в
22 года?! Такого не было нигде и никогда.

После выпускных
экзаменов Марцевич получил официальное приглашение в Малый театр, в школе
которого он учился 4 года. Но в тот момент Гамлет оказался для Марцевича выше
всего. Даже перспектива работы в великом театре не могла отвлечь его от мечты сыграть
эту роль.

Именно в роли
Гамлета состоялся профессиональный дебют Эдуарда Марцевича на сцене театра
имени Маяковского, в труппу которого он вступил в 1959 г. В темпераментный,
яростный спектакль Охлопкова, где противоположность мыслей и страстей героев,
противостояние двух несовместимых миров достигало наивысшей точки, Марцевич
вошел уверенно и отважно. Новый Гамлет был почти неправдоподобно юным,
пронзительно искренним, пылким и ранимым и казался, на первый взгляд, совсем
хрупким и беззащитным. Но этот трогательный юноша, почти мальчик, был способен
явить недюжинную силу духа и бесстрашную решимость вступить в единоборство с
извращенным, «вывихнутым» веком. «Это сама юность мира, перед которой отступает
все грязное, низкое, вчерашнее», - писал драматург А.Штейн о Гамлете-Марцевиче.
Яркий дебют принес молодому исполнителю широкую известность, успех у зрителей и
интерес профессиональной критики. Не все совпадали во мнении, судя об
интерпретации сложнейшей шекспировской роли молодым исполнителем. Но талант
Эдуарда Марцевича, его редкое сценическое обаяние и врожденный артистизм были
неоспоримыми.

Следующая
работа Марцевича в пьесе А.Н.Арбузова «Иркутская история» тоже вызвала огромный
общественный интерес.

Поддержанный и
направляемый Охлопковым, Марцевич вскоре занял заметное положение в труппе
театра. Играл большие, центральные роли в спектаклях «Нас где-то ждут»
А.Арбузова, «Как поживаешь, парень?», «Проводы белых ночей» В.Пановой и других.
А также ввелся в уже идущий спектакль «Царь Эдип» Софокла, сыграл заглавную
роль - одну из сложнейших в мировом классическом репертуаре.

Параллельно с
работой в театре молодой артист много выступал на концертных площадках, радио и
телевидении с чтецкими программами, которые отличали глубокое постижение
авторского замысла и стиля, тонкий вкус, мастерство исполнения. К тому же еще
со студенческих времен он снимался в кино. Дебютировав на экране в роли Аркадия
Кирсанова в фильме «Отцы и дети» (1958 г.), Марцевич привлек к себе внимание
серьезных кинорежиссеров. Б.Барнет пригласил его в свою картину «Аннушка»,
С.Бондарчук доверил роль Друбецкого в «Войне и мире», М.Калатозов поручил
сыграть Мальмгрена в его, ставшем впоследствии знаменитом, имевшем большой
международный успех, фильме «Красная палатка», в котором партнерами Марцевича
выступали К.Кардинале, П.Финч, Ш.Коннери, Ю.Соломин, Н.Михалков, Д.Банионис...

Жизнь и карьера
складывались более чем удачно и благополучно, но направление творческого пути
артиста вдруг резко меняется. Смерть выдающегося режиссера Н.П.Охлопкова,
которого Марцевич считает своим Учителем, авторитет которого был и остается для
него неоспоримым, оборвала его работу в театре имени Маяковского. Уезжая на
съемки «Красной палатки», он навсегда покинул театр, принесший ему первую
известность и немало сценических побед, поскольку не видел для себя перспективы
в коллективе, полностью менявшем свое художественное направление с приходом
новых руководителей.

С 1969 г.
Эдуард Евгеньевич Марцевич - артист Малого театра, которому, прерываясь на
незначительное время, он служит уже 30 лет. Его возвращение в «альма-матер» -
шаг естественный, логичный и закономерный.

Первые же роли,
сыгранные Марцевичем на сцене старейшего драматического театра страны: Мешем в
«Стакане воды» Э.Скриба, Дон Жуан в «Каменном хозяине» Леси Украинки, Аркадий
Кирсанов в «Отцах и детях» по И.Тургеневу, доказали взаимную необходимость и
взаимообусловленность Малого театра и Эдуарда Марцевича. Актер удивительно
тонкой нервной организации, необыкновенной внешней и внутренней пластичности, сохраняющий
непосредственность, искренность создал в 70-е годы такие сложные образы
русского классического репертуара, как Алеша в «Униженных и оскорбленных» по
Ф.Достоевскому, Кисельников в «Пучине» А.Н.Островского на сцене Малого театра и
Пети Трофимова в «Вишневом саде» А.П.Чехова, Райского в «Обрыве» по
И.Гончарову, в спектаклях Л.Хейфеца, созданных для телевизионного экрана.

Марцевич упорно
шел к своим главным сценическим работам. Назначенный дублером И.Смоктуновского
на заглавную роль в спектакле «Царь Федор Иоаннович» А.К.Толстого, поставленном
Б.И.Равенских в 1973 г., он вышел на сцену в роли Федора только в 1983 г.
Десять лет артист не переставал думать о роли, вести непрестанную внутреннюю
работу над образом и надеяться. Он «выстрадал» роль, сыграл ее мудро, свежо,
сильно и продолжает играть до сих пор, выявляя в своем герое его генетическую
связь с грозным отцом, деспотом и тираном, царем Иоанном IV, который сам Федор
и старается побороть.

Почти
одновременно с Федором в спектакле «Заговор Фиеско в Генуе» Марцевич создал
сложный трагически раздвоенный образ шиллеровского Фиеско - человека
вдохновенного, рожденного для доблести и славы, но сгорающего в огне
собственного честолюбия и неуемной гордыни, губящего себя властолюбием и
предательством собственных идеалов. А месяцем раньше шиллеровского героя
появился импозантный, обаятельный, утонченный, но циничный, лицемерный,
бессердечный, лишенный морали Иван фон Крижовец в пьесе «Агония» классика
югославской литературы М.Крлежи.

Все эти роли
выпали на весну 1983 г., которая стала звездным часом в судьбе Эдуарда
Марцевича. В это же время Марцевич по-новому совершенно неожиданно раскрылся в
своей следующей крупной работе на сцене Малого театра. в спектакле «Рядовые»
А.Дударева, посвященном подвигу солдат Великой Отечественной войны, он сыграл
роль Дугина с благородной, трагической сдержанностью, с оттенком сухой горечи,
сильно, мужественно и строго.

Но не только
лирика и романтика, героические и драматические проявления характерны для
артистической индивидуальности Эдуарда Марцевича. Ему подвластна и острая
характерность. Юмор, вдохновенное лицедейство и необыкновенная сценическая
заразительность артиста способствовали созданию таких выразительных,
художественно-завершенных образов, как Репетилов («Горе от ума»
А.С.Грибоедова), Веточкин («Холопы» П.П.Гнедича), Князь К. («Дядюшкин сон» по
Ф.М.Достоевскому), Лыняев («Волки и овцы» А.Н.Островского).

В кино Марцевич
также выступает в различных жанрах, использует многообразные стилистические
решения, создает непохожие, разноплановые, запоминающиеся характеры. Марцевичу
удается сотворить емкие, выразительные экранные образы, такие, как великий
немецкий поэт Генрих Гейне («Карл Маркс. Молодые годы»), утонченно-изысканный,
ироничный лорд Горинг («Идеальный муж»), человек сложной биографии, мучительно
ищущий свой путь в жизни священник Александр («Ищу мою судьбу»). Успех
сопутствовал также ролям, сыгранным артистом в фильмах «Отзвуки прошлого»,
«Женщина в белом», «С вечера до полудня», «Казино», «Пчелка» и многих других.
Всего артист снялся более, чем в 60-ти картинах.

В 1987 г.
Эдуарду Марцевичу присвоили звание «Народный артист России». В настоящее время
актер продолжает работать в кино и регулярно выходит на сцену Государственного
Академического Малого театра в пяти сложнейших ролях русского классического
репертуара. Играет упомянутых выше князя К. и Лыняева, а также чеховского
Войницкого в «Дяде Ване» и двух исторических персонажей в трагедиях
А.К.Толстого: царя Федора Иоанновича в одноименном спектакле и Василия Шуйского
в «Царе Борисе».

Последней
сценической работой Э.Марцевича стал срочный ввод в спектакль «Не было гроша,
да вдруг алтын» на роль Крутицкого вместо заболевшего Е.В.Самойлова. В данном
случае Марцевич-актер выручил Марцевича-режиссера, ибо этот пользующийся
большим успехом у зрителей спектакль поставил он сам.

Еще в начале
своего артистического пути он пробовал свои силы в режиссуре. Он инсценировал,
поставил и вместе с З.Андреевой играл в концертном варианте спектакль «Белые
ночи» по Ф.Достоевскому. Затем последовали другие постановки. И, наконец,
пришло решение заняться режиссурой профессионально. Ради этого он на год
оторвался от театра и уехал в литовский город Паневежис к известному режиссеру
Ю.Мильтинису обучаться профессии режиссера-постановщика.

По окончании
режиссерского курса Марцевич подтвердил свою квалификацию, поставив в
Паневежисском театре «Старый дом» А.Казанцева, а затем в разные годы
«Обыкновенную историю» по И.А.Гончарову и «Иванова» А.П.Чехова. В своем родном
Малом театре он тоже выпустил три спектакля. Поставил пьесу А.Стриндберга
«Отец», в которой сам исполнил главную роль Ротмистра. Затем комедию
А.Н.Островского «Не было гроша, да вдруг алтын», для которой избрал на главную
роль одного из самых любимых и почитаемых актером современного театра Евгения
Валериановича Самойлова. И совсем недавно, в конце 1998 г., осуществил
постановку собственной инсценировки романа Л.Н.Толстого «Воскресение», в
которой стремился раскрыть сложные философские, религиозные и
морально-этические убеждения автора, обнажить перед сегодняшним зрителем
духовно-нравственные искания и социальные побуждения его героев.

Э.Е.Марцевич -
член Российской ассоциации международного и научного сотрудничества со странами
Балтии (Дом Дружбы, 1995 г.), член Союза кинематографистов (1975 г.), член
Союза театральных деятелей России (1962 г.). Награжден орденом Дружбы (1997
г.), медалями «Ветеран труда» и «В память 850-летия Москвы».

В редкие,
свободные от работы минуты Эдуард Марцевич больше всего любит перечитывать
любимых авторов, преимущественно классиков: А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского,
А.Н.Островского, В.Шекспира, Л.Н.Толстого; слушать музыку, главным образом
классическую (Моцарт, Чайковский, Шуберт, Гайдн, Шнитке, Рахманинов). Любюмые
артисты - Н.К.Симонов, И.М.Смоктуновский, Лоуренс Оливье, Марлон Брандо.

Еще ему
нравится выезжать на природу. Например, в необъятные костромские леса, в
неохватные взглядом поля вокруг бывшего имения А.Н.Островского, ныне дома
творчества «Щелыково» или к себе на дачу под Москвой. При этом он не признает
ни рыбалки, ни охоты, даже так называемой тихой, ни копания в саду или огороде.
За природой, жизнью леса, неба, озера он любит только наблюдать. Вообще, по
натуре Эдуард Евгеньевич - созерцатель. И когда речь не идет о профессиональной
работе, он склонен скорее к наблюдениям и размышлениям, нежели к активным
действиям.

В небольшой
квартире Марцевичей нашел приют и пес Адольф, названный так в честь ротмистра
Адольфа - героя артиста в спектакле «Отец».
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.biograph.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Графология
Реферат Внешне экономическая деятельность предприятия на примере ООО «Евролифт"
Реферат Еквімаржинальний принцип досягнення раціонального вибору та рівновага споживача
Реферат Особенность влияния гендерного фактора на проявления враждебности
Реферат Links To Learning Essay Research Paper Links
Реферат Показания свидетеля
Реферат Интенсификация обучения иностранному языку с использованием компьютерных технологий
Реферат Налоговая политика в Российской Федерации и система органов государственной власти, участвующих в ее разработке и реализации
Реферат Основания административной ответственности в области природы и охраны законодательства за нарушение порядка землепользования
Реферат К изучению типов простого предложения русского языка в советском языкознании (Безличные предложения)
Реферат Как выполнил Гринев завет отца по роману А. С. Пушкина Капитанская дочка 2 й вариант
Реферат @заголовок = Международная конференция "Арктические рубежи" в Норвегии @автор = /Анатолий Найдионов, корр. Итар-тасс в Осло
Реферат Некоторые подходы к формированию изобразительной деятельности старших дошкольников с двигательными
Реферат Каретный ряд и сад «Эрмитаж»
Реферат Presidential Powers Essay Research Paper From the