Реферат по предмету "Биографии"


Марцевич Эдуард Евгеньевич

Марцевич
Эдуард Евгеньевич

Народный артист
России.

Родился 29
декабря 1936 г. в г.Тбилиси. Отец - Марцевич Евгений Михайлович (1911-1974).
Мать - Крылова (урожд.Саранкина) Нина Алексеевна (1914-1980). Супруга -
Марцевич (урожд.Салямова) Лилия Османовна (1952 г.рожд.), служащая в банке.
Сыновья: Марцевич Кирилл Эдуардович (1974 г.рожд.), окончил училище
им.М.С.Щепкина по классу Народного артиста СССР, профессора Ю.М.Соломина,
работает в театре «Модерн» под руководством С.А.Враговой; Марцевич Филипп
Эдуардович (1980 г.рожд.) - студент актерского факультета школы-студии МХАТ
имени В.И.Немировича-Данченко.

Родители
Эдуарда познакомились друг с другом в Народном театре, где Евгений Михайлович Марцевич,
профессиональный артист, работающий в Бакинском драматическом театре, вел
студию, а Нина Алексеевна была суфлером. Их сын, Эдуард, родился и провел
первые три месяца своей жизни в Тбилиси, куда Бакинский театр выехал на
гастроли. Затем семья вернулась в Баку. Воспитываясь в актерской семье, мальчик
часто бывал в театре, где он жадно впитывал все происходящее на сцене,
чрезвычайно эмоционально воспринимая увиденное. Как-то в спектакле «Вагиф», в
сцене убийства шута, которого играл отец, он стал так громко кричать и плакать,
что пришлось срочно вывести его из зала.

Когда Эдуарду
исполнилось три года, родители развелись. Но он все также продолжал бывать у
отца в театре. Разлучила отца с сыном лишь война. Евгений Михайлович ушел на
фронт. Попал в окружение, тяжело раненым попал в немецкий плен. Чудом остался
жив. После войны вернулся на Родину, но не в Баку, а в Вильнюс. Устроился на
работу в Вильнюсский драматический театр. К тому времени каким-то невероятным
велением судьбы вместе с мамой, отчимом и сестрой именно в Вильнюсе уже
находился Эдуард. Отец и сын вновь встретились...

Евгений
Михайлович совмещал работу в театре с преподаванием в драматическом кружке в
Вильнюсском клубе связи. Юный Эдуард записался в этот клуб, во все кружки,
какие было возможно: танцевальный, певческий, художественного чтения... Только
в драматический кружок отец его не брал, боялся, вдруг у сына не окажется
таланта. Но настойчивость младшего Марцевича победила опасения отца. Услышав
как-то раз, как Эдуард читает стихи, Евгений Михайлович поверил в способности
сына, взял его к себе в кружок, стал поручать большие, ответственные роли.

В Москву на
вступительные экзамены в театральный ВУЗ юный Марцевич отправился смело, без
колебаний, ведь у него за плечами был большой опыт актерской работы в
спектаклях строгого профессионального отца! Но вдруг столкнулся с
неожиданностью. На экзамене в ГИТИСе ему сказали: «Вы очень симпатичный молодой
человек. У вас умные глаза. Но вам не стоит заниматься театральным искусством».
К счастью, параллельно с экзаменами в ГИТИС, шли туры в других театральных
школах. Его сразу пригласили на третий тур в школу-студию МХАТ. А в «Щепке»
сказали: «Пришли к нам, нечего бегать по другим школам». Так он стал студентом
театрального училища имени М.С.Щепкина при Малом театре на курсе знаменитого
актера, режиссера и педагога Константина Александровича Зубова.

Курс был
талантливый, яркий, запоминающийся. Вместе с Э.Марцевичем учились будущая
актриса Малого театра, ныне Народная артистка России Нелли Корниенко, Народный
артист России Станислав Любшин... Актерское мастерство преподавали
замечательный педагог и режиссер В.И.Цыганков, Г.Н.Дмитриев, возглавивший курс
после смерти К.А.Зубова, и совсем тогда еще молодой В.И.Коршунов, ныне Народный
артист СССР, директор и ведущий актер Малого театра. Дипломной работой
Марцевича была роль Алексея в спектакле «Оптимистическая трагедия»,
поставленном В.Коршуновым. Роль была сыграна с успехом. О Марцевиче заговорили.
Стало известно, что его хотят принять в Малый театр.

Но незадолго до
выпускных экзаменов Марцевич увидел в концертном исполнении отрывок из трагедии
Шекспира «Гамлет» с Евгением Валериановичем Самойловым в заглавной роли. Образ
Гамлета-Самойлова в сцене объяснения Гамлета с матерью из знаменитого спектакля
50-х годов, поставленного Н.П.Охлопковым в театре имени В.В.Маяковского,
настолько потряс начинающего артиста, что он буквально заболел. Даже спать
перестал, все думал о роли Гамлета. Подготовил самостоятельно отрывок из роли,
показал сцену своим сокурсникам. Кто-то из «маяковцев» оказался на показе и
предложил выступить в роли перед самим Охлопковым. А после выступления
последовало приглашение на роль Гамлета в театр имени Маяковского!!! Более
счастливого человека, чем был Эдуард Марцевич в те минуты его жизни, представить
себе невозможно. Он еще студент, еще не сдал выпускных экзаменов, а тут такое
неожиданное и лестное предложение! Играть сложнейшую шекспировскую роль, да еще
в спектакле Охлопкова, где уже состоялись два Гамлета, созданные известными
артистами Е.Самойловым и М.Казаковым... Кружилась голова, внутри все ликовало.
Он прибежал в училище как безумный и стал кричать: я буду играть Гамлета, я
буду играть Гамлета... Сокурсники приняли его за сумасшедшего. Роль Гамлета в
22 года?! Такого не было нигде и никогда.

После выпускных
экзаменов Марцевич получил официальное приглашение в Малый театр, в школе
которого он учился 4 года. Но в тот момент Гамлет оказался для Марцевича выше
всего. Даже перспектива работы в великом театре не могла отвлечь его от мечты сыграть
эту роль.

Именно в роли
Гамлета состоялся профессиональный дебют Эдуарда Марцевича на сцене театра
имени Маяковского, в труппу которого он вступил в 1959 г. В темпераментный,
яростный спектакль Охлопкова, где противоположность мыслей и страстей героев,
противостояние двух несовместимых миров достигало наивысшей точки, Марцевич
вошел уверенно и отважно. Новый Гамлет был почти неправдоподобно юным,
пронзительно искренним, пылким и ранимым и казался, на первый взгляд, совсем
хрупким и беззащитным. Но этот трогательный юноша, почти мальчик, был способен
явить недюжинную силу духа и бесстрашную решимость вступить в единоборство с
извращенным, «вывихнутым» веком. «Это сама юность мира, перед которой отступает
все грязное, низкое, вчерашнее», - писал драматург А.Штейн о Гамлете-Марцевиче.
Яркий дебют принес молодому исполнителю широкую известность, успех у зрителей и
интерес профессиональной критики. Не все совпадали во мнении, судя об
интерпретации сложнейшей шекспировской роли молодым исполнителем. Но талант
Эдуарда Марцевича, его редкое сценическое обаяние и врожденный артистизм были
неоспоримыми.

Следующая
работа Марцевича в пьесе А.Н.Арбузова «Иркутская история» тоже вызвала огромный
общественный интерес.

Поддержанный и
направляемый Охлопковым, Марцевич вскоре занял заметное положение в труппе
театра. Играл большие, центральные роли в спектаклях «Нас где-то ждут»
А.Арбузова, «Как поживаешь, парень?», «Проводы белых ночей» В.Пановой и других.
А также ввелся в уже идущий спектакль «Царь Эдип» Софокла, сыграл заглавную
роль - одну из сложнейших в мировом классическом репертуаре.

Параллельно с
работой в театре молодой артист много выступал на концертных площадках, радио и
телевидении с чтецкими программами, которые отличали глубокое постижение
авторского замысла и стиля, тонкий вкус, мастерство исполнения. К тому же еще
со студенческих времен он снимался в кино. Дебютировав на экране в роли Аркадия
Кирсанова в фильме «Отцы и дети» (1958 г.), Марцевич привлек к себе внимание
серьезных кинорежиссеров. Б.Барнет пригласил его в свою картину «Аннушка»,
С.Бондарчук доверил роль Друбецкого в «Войне и мире», М.Калатозов поручил
сыграть Мальмгрена в его, ставшем впоследствии знаменитом, имевшем большой
международный успех, фильме «Красная палатка», в котором партнерами Марцевича
выступали К.Кардинале, П.Финч, Ш.Коннери, Ю.Соломин, Н.Михалков, Д.Банионис...

Жизнь и карьера
складывались более чем удачно и благополучно, но направление творческого пути
артиста вдруг резко меняется. Смерть выдающегося режиссера Н.П.Охлопкова,
которого Марцевич считает своим Учителем, авторитет которого был и остается для
него неоспоримым, оборвала его работу в театре имени Маяковского. Уезжая на
съемки «Красной палатки», он навсегда покинул театр, принесший ему первую
известность и немало сценических побед, поскольку не видел для себя перспективы
в коллективе, полностью менявшем свое художественное направление с приходом
новых руководителей.

С 1969 г.
Эдуард Евгеньевич Марцевич - артист Малого театра, которому, прерываясь на
незначительное время, он служит уже 30 лет. Его возвращение в «альма-матер» -
шаг естественный, логичный и закономерный.

Первые же роли,
сыгранные Марцевичем на сцене старейшего драматического театра страны: Мешем в
«Стакане воды» Э.Скриба, Дон Жуан в «Каменном хозяине» Леси Украинки, Аркадий
Кирсанов в «Отцах и детях» по И.Тургеневу, доказали взаимную необходимость и
взаимообусловленность Малого театра и Эдуарда Марцевича. Актер удивительно
тонкой нервной организации, необыкновенной внешней и внутренней пластичности, сохраняющий
непосредственность, искренность создал в 70-е годы такие сложные образы
русского классического репертуара, как Алеша в «Униженных и оскорбленных» по
Ф.Достоевскому, Кисельников в «Пучине» А.Н.Островского на сцене Малого театра и
Пети Трофимова в «Вишневом саде» А.П.Чехова, Райского в «Обрыве» по
И.Гончарову, в спектаклях Л.Хейфеца, созданных для телевизионного экрана.

Марцевич упорно
шел к своим главным сценическим работам. Назначенный дублером И.Смоктуновского
на заглавную роль в спектакле «Царь Федор Иоаннович» А.К.Толстого, поставленном
Б.И.Равенских в 1973 г., он вышел на сцену в роли Федора только в 1983 г.
Десять лет артист не переставал думать о роли, вести непрестанную внутреннюю
работу над образом и надеяться. Он «выстрадал» роль, сыграл ее мудро, свежо,
сильно и продолжает играть до сих пор, выявляя в своем герое его генетическую
связь с грозным отцом, деспотом и тираном, царем Иоанном IV, который сам Федор
и старается побороть.

Почти
одновременно с Федором в спектакле «Заговор Фиеско в Генуе» Марцевич создал
сложный трагически раздвоенный образ шиллеровского Фиеско - человека
вдохновенного, рожденного для доблести и славы, но сгорающего в огне
собственного честолюбия и неуемной гордыни, губящего себя властолюбием и
предательством собственных идеалов. А месяцем раньше шиллеровского героя
появился импозантный, обаятельный, утонченный, но циничный, лицемерный,
бессердечный, лишенный морали Иван фон Крижовец в пьесе «Агония» классика
югославской литературы М.Крлежи.

Все эти роли
выпали на весну 1983 г., которая стала звездным часом в судьбе Эдуарда
Марцевича. В это же время Марцевич по-новому совершенно неожиданно раскрылся в
своей следующей крупной работе на сцене Малого театра. в спектакле «Рядовые»
А.Дударева, посвященном подвигу солдат Великой Отечественной войны, он сыграл
роль Дугина с благородной, трагической сдержанностью, с оттенком сухой горечи,
сильно, мужественно и строго.

Но не только
лирика и романтика, героические и драматические проявления характерны для
артистической индивидуальности Эдуарда Марцевича. Ему подвластна и острая
характерность. Юмор, вдохновенное лицедейство и необыкновенная сценическая
заразительность артиста способствовали созданию таких выразительных,
художественно-завершенных образов, как Репетилов («Горе от ума»
А.С.Грибоедова), Веточкин («Холопы» П.П.Гнедича), Князь К. («Дядюшкин сон» по
Ф.М.Достоевскому), Лыняев («Волки и овцы» А.Н.Островского).

В кино Марцевич
также выступает в различных жанрах, использует многообразные стилистические
решения, создает непохожие, разноплановые, запоминающиеся характеры. Марцевичу
удается сотворить емкие, выразительные экранные образы, такие, как великий
немецкий поэт Генрих Гейне («Карл Маркс. Молодые годы»), утонченно-изысканный,
ироничный лорд Горинг («Идеальный муж»), человек сложной биографии, мучительно
ищущий свой путь в жизни священник Александр («Ищу мою судьбу»). Успех
сопутствовал также ролям, сыгранным артистом в фильмах «Отзвуки прошлого»,
«Женщина в белом», «С вечера до полудня», «Казино», «Пчелка» и многих других.
Всего артист снялся более, чем в 60-ти картинах.

В 1987 г.
Эдуарду Марцевичу присвоили звание «Народный артист России». В настоящее время
актер продолжает работать в кино и регулярно выходит на сцену Государственного
Академического Малого театра в пяти сложнейших ролях русского классического
репертуара. Играет упомянутых выше князя К. и Лыняева, а также чеховского
Войницкого в «Дяде Ване» и двух исторических персонажей в трагедиях
А.К.Толстого: царя Федора Иоанновича в одноименном спектакле и Василия Шуйского
в «Царе Борисе».

Последней
сценической работой Э.Марцевича стал срочный ввод в спектакль «Не было гроша,
да вдруг алтын» на роль Крутицкого вместо заболевшего Е.В.Самойлова. В данном
случае Марцевич-актер выручил Марцевича-режиссера, ибо этот пользующийся
большим успехом у зрителей спектакль поставил он сам.

Еще в начале
своего артистического пути он пробовал свои силы в режиссуре. Он инсценировал,
поставил и вместе с З.Андреевой играл в концертном варианте спектакль «Белые
ночи» по Ф.Достоевскому. Затем последовали другие постановки. И, наконец,
пришло решение заняться режиссурой профессионально. Ради этого он на год
оторвался от театра и уехал в литовский город Паневежис к известному режиссеру
Ю.Мильтинису обучаться профессии режиссера-постановщика.

По окончании
режиссерского курса Марцевич подтвердил свою квалификацию, поставив в
Паневежисском театре «Старый дом» А.Казанцева, а затем в разные годы
«Обыкновенную историю» по И.А.Гончарову и «Иванова» А.П.Чехова. В своем родном
Малом театре он тоже выпустил три спектакля. Поставил пьесу А.Стриндберга
«Отец», в которой сам исполнил главную роль Ротмистра. Затем комедию
А.Н.Островского «Не было гроша, да вдруг алтын», для которой избрал на главную
роль одного из самых любимых и почитаемых актером современного театра Евгения
Валериановича Самойлова. И совсем недавно, в конце 1998 г., осуществил
постановку собственной инсценировки романа Л.Н.Толстого «Воскресение», в
которой стремился раскрыть сложные философские, религиозные и
морально-этические убеждения автора, обнажить перед сегодняшним зрителем
духовно-нравственные искания и социальные побуждения его героев.

Э.Е.Марцевич -
член Российской ассоциации международного и научного сотрудничества со странами
Балтии (Дом Дружбы, 1995 г.), член Союза кинематографистов (1975 г.), член
Союза театральных деятелей России (1962 г.). Награжден орденом Дружбы (1997
г.), медалями «Ветеран труда» и «В память 850-летия Москвы».

В редкие,
свободные от работы минуты Эдуард Марцевич больше всего любит перечитывать
любимых авторов, преимущественно классиков: А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского,
А.Н.Островского, В.Шекспира, Л.Н.Толстого; слушать музыку, главным образом
классическую (Моцарт, Чайковский, Шуберт, Гайдн, Шнитке, Рахманинов). Любюмые
артисты - Н.К.Симонов, И.М.Смоктуновский, Лоуренс Оливье, Марлон Брандо.

Еще ему
нравится выезжать на природу. Например, в необъятные костромские леса, в
неохватные взглядом поля вокруг бывшего имения А.Н.Островского, ныне дома
творчества «Щелыково» или к себе на дачу под Москвой. При этом он не признает
ни рыбалки, ни охоты, даже так называемой тихой, ни копания в саду или огороде.
За природой, жизнью леса, неба, озера он любит только наблюдать. Вообще, по
натуре Эдуард Евгеньевич - созерцатель. И когда речь не идет о профессиональной
работе, он склонен скорее к наблюдениям и размышлениям, нежели к активным
действиям.

В небольшой
квартире Марцевичей нашел приют и пес Адольф, названный так в честь ротмистра
Адольфа - героя артиста в спектакле «Отец».
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.biograph.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.