Реферат по предмету "Менеджмент"


Mалый бизнес

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА 1. Экономическая природа малого бизнеса 2. Преимущества и недостатки малого бизнеса 3. Роль малого бизнеса в экономически развитых странах 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 1. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь на современном этапе 18 2.2.


Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь 3. ПУТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34 ВВЕДЕНИЕ Значительное место в программе перехода экономики Республики Беларусь к рынку отводится развитию бизнеса, в том числе малого.


Те функции, которые вы¬полняют малые предприятия в рыночной экономике, хорошо известны. В то же время сре¬ди руководителей народного хозяйства и руководителей экономических служб укорени¬лось представление о малых предприятиях, как технически отсталых и мешающих успеш¬ному развитию экономики страны. Малые предприятия выполняют важные функции в эконо¬мике развитых стран. Прежде всего, малый бизнес обеспечивает необходимую мобиль¬ность в условиях рынка, создает глубокую


и развернутую кооперацию производства. Он способен не только быстро заполнять образующие ниши в потребительской сфере эконо¬мики, но и сравнительно быстро окупаться, применяя под час современное оборудование и технологию. Малый бизнес создает для рынка необходимую атмосферу конкуренции, мно¬гообразие форм, быстро возникающих и исчезающих, обладает готовностью мгновенно реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры. Кроме этого, он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых ни одна рыночная экономика,


построенная преж¬де всего на принципах личной заинтересованности и частном интересе, невозможна. Малый бизнес нашел свое место в условиях ускорения научно-технического прогрес¬са, перехода к новым технологиям. Мелкие предприятия являются также оптимальной формой производства в условиях повышенного риска. Развитие малого бизнеса в различных странах осуществлялось по-разному. Но результат везде получен одинаковый: массовое возникновение малых предприятий способствовало ускорению


формирования рыночных отношений, сыграло важную стабилизирующую роль, как в экономической, так и в социальной сферах. При современных масштабах развития малый бизнес во многих странах обеспечивает стабильность государства, обслуживает сво¬их граждан, создает богатство стране. О важности развития малого предпринимательства в нашей стране серьезно загово¬рили только в последнее время в связи с проблемой насыщения потребительского рынка товарами и услугами.


И, тем не менее, до конца важность этой проблемы для перехода к рынку не осознана не только специалистами и руководителями народного хозяйства, но и многими экономистами. Статистика свидетельствует, что по истечении 10 лет экономических реформ малый бизнес в нашей стране не стал реальным элементом экономической системы, оказывающим существенное влияние на ее динамику и структурное реформирование. Его роль в решении как экономических, так и социальных проблем общества,


остается крайне низкой не только по сравнению с развитыми западными странами, но даже в нашими ближайшими соседями по СНГ. Все вышесказанное обусловило актуальность и предопределило выбор темы дипломной работы. Ее основная цель заключается в выявлении основных проблем и перспектив развития малого бизнеса в Республике Беларусь. Для достижения указанной цели необходимо решение ряда следующих взаимосвязанных задач: - выявить понятие и сущность малого бизнеса; - определить основные преимущества и недостатки


малого бизнеса; - показать роль малого бизнеса в рыночной экономике; - рассмотреть динамику развития малого бизнеса в Республике Беларусь; - осветить проблемы белорусского малого бизнеса; - предложить пути совершенствования системы развития малого бизнеса в Республике Беларусь. Объектом нашего исследования является малый бизнес, а предметом – проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь. Для написания работы нами были проанализированы учебные пособия,


монографии, статьи периодических изданий, статистическая информация, касающаяся темы курсовой работы. При исследовании проблем и перспектив развития малого бизнеса в Республике Беларусь нами были использованы следующие методы: метод индукции и дедукции, метод экономического анализа, метод статистической обработки данных, метод сравнения. Методологической основой проведенного исследования является системный подход.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА 1. Экономическая природа малого бизнеса Малый бизнес как вид экономической деятельнос¬ти, по определению отечественных и зарубежных экономистов это свободное хозяйствование (кроме запре¬щенного законодательными актами), осуществляемое частными лицами, предприятиями или организациями с целью получения дохода, производ¬ства или приобретения и продажи товаром, оказания услуг в обмен на то¬варно-материальные ценности, другие


услуги или деньги на основе взаимной выгоды партнеров сделки [16, с. 5]. Предпринимательская деятельность является одной из форм бизне¬са и осуществляется и различных его сферах. В современной научной литературе утвердился однозначный взгляд на малый бизнес как на важнейший хозяйственный ресурс, приводящий в движение остальные факторы производства и обеспечивающий свой вклад в успех экономического развития. Для более полного представления о малом бизнесе как факторе производства


остановимся еще на од¬ном аспекте данной проблемы — экономическом содержании малого бизнеса. В различных определениях малого бизнеса рассматривается под разными точками зре¬ния, однако, все они включают такие понятия, как «новизна», «организаторский талант», «твор¬ческое начало», «умножение богатства» и «готовность рисковать». И все же каждое из них ограни¬чивает сферу предпринимательства. Сущность же малого бизнеса обусловлена его природой и признаками как специфического вида хозяйственного


поведения, способностью хозяйствующих субъектов реагировать на потенциальный источник выгоды. Экономическая природа малого бизнеса характеризуется через его признаки: естествен¬ные свойства человека, врождённые и приобретённые способности, особые экономическое мышле¬ние и психология, инициатива и действенность, относительная самостоятельность, моральная и материальная ответственность, динамичность, риск и т.д нашедшие своё отражение в мобилиза¬ции и рациональном использовании экономических ресурсов, а также


управлении хозяйственны¬ми процессами и приведшие к определённому экономическому эффекту. Западные экономисты определяют малый бизнес как процесс поиска новых возможностей, внедрение новых способов производства, открытость к но¬вым перспективам, преодоление старых ограничений. Малый бизнес, счита-ют они, есть четвертый фактор производства (остальные три – труд, ресурсы, капитал), который, однако, неосязаем [14, с. 15]. Одной из причин появления малых предприятий стало стремительное


расширение самых разнообразных индивидуальных и общественных потребностей, а удовлетворены они могли быть лишь при соответствующем разнообразии предложений. Обычно эту функцию во многих странах брала на себя теневая эко¬номика и черный рынок. Поэтому превратить нелегальный бизнес в легальное производство товаров и услуг могло только поощрение со стороны государства малых предприятий [10, с. 3].


Примечательна позиция известного немецкого политика И. Штрауса в отношении малого бизнеса. Он считает, что обширная и разветвленная сеть предприятий среднего размера образует систему пружин, обеспечи¬вающих функционирование эластичной, дееспособной экономической сис¬темы и немецкого свободного строя. По его мнению, любой пред¬приниматель, вплоть до самого последнего самостоятельного ремесленника или розничного торговца, является в ряде случаев более убедительным га¬рантом


свободного строя, нежели любой подвигающийся в руководстве крупного предприятия высокооплачиваемый менеджер, которого можно не только использовать в любой общественной системе, но и в любое время заменить [13, с. 22]. Между тем в условиях переориентации экономики вклад малого бизнеса в обновление общества особенно значим. Известно, что предпринимательская актив¬ность конструктивно проявляется именно на волне подъема при преодолении об¬ществом упадка в экономике. Опыт промышленно развитых стран свидетельствует, что


роль предпринимате¬ля избирают главным образом энергичные, деловые люди с перспективными замыс¬лами, идеями, проектами. Всегда готовые к повышенному коммерческому и финан¬совому риску, они успешно осваивают новые виды производства, открывают но¬вые рынки. С особой силой это влияние ощущается на периферии национальной экономики, где малый бизнес участвует в решении целого комплекса социально-экономических проблем. Для формирования малого бизнеса необходимы определенные экономические, социальные, правовые и другие


условия. Экономические условия — это: - предложение товаров и спрос на них; - виды товаров, которые могут приобрести покупатели; - объемы денежных средств, которые могут быть истрачены на покупки; - избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможность приобретать товары. На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвести¬рованный капитал, а также величина заемных средств, необходи¬мых


предпринимателям для финансирования своих деловых опе¬раций, которые готовы предоставить им кредитные учреждения. Вплотную к экономическим примыкают социальные условия формирования малого бизнеса. Прежде всего, это стремление поку¬пателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах потребности могут меняться. Существен¬ную роль в формировании потребностей играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды.


Они оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей и опосредованно — на их спрос на товары. Социальные условия влияют на отношение индивидуума к работе, что в свою очередь влияет на его отношение к величине заработной платы и к условиям труда, предлагаемым бизнесом. Любая предпринимательская деятельность функционирует в рам¬ках соответствующей правовой среды. Поэтому большое значение имеет создание необходимых правовых условий, к которым относятся наличие законов,


регулирующих предпринимательскую деятельность, создающих наиболее благоприятные условия для ее развития. Правовые нормы должны обеспечивать: • упрощенную и ускоренную процедуру открытия и регистра¬ции предприятий малого бизнеса; • защиту предпринимателей от государственного бюрократизма; • совершенствование налогового законодательства в направле¬нии мотивации производственной предпринимательской дея¬тельности, развития совместной деятельности предпринима¬телей России с предпринимателями зарубежных стран.


Сюда входят также создание региональных центров поддержки пред¬приятий малого бизнеса, усовершенствование методов учета и форм статистической отчетности. Большое значение имеет подготовка законодательных инициатив по вопросам право¬вых гарантий малого бизнеса, включая право на собствен¬ность и соблюдение договорных обязательств [15, с. 89]. Существует разница между малым бизнесом и предпринимательством. Малый бизнес ограничен в количестве работников, масштабах производства (торговли, услуг), уровню финансовых


результатов. Под предпринимательством помается все виды бизнеса (крупный, средний и малый) и самых различные виды деятельности, связанные с получением прибыли. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) определяет предприятие как «очень маленькое», если на нем насчитыва¬ется до 19 работников, как «малое», если - до 99, и как «среднее», если трудовой коллектив составляет от 100 до 499 человек. Предприятие же, насчитывающее более 500 сотрудников, считается


«крупным». Особенно¬сти национальной экономики в каждой стране предопределяют разный подход к отнесению предприятий к малым [13, с. 24]. В соответствии с Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» от 16.10.96 г. и Указом Президента № 262 от 19.07.96 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства» критерием для определения малых предприятий является их среднесписочная численность, которая не должна превышать: - в промышленности и на транспорте-до 100 человек; - в сельском


хозяйстве, включая фермерские хозяйства, и в научно-технической сфере - до 60 человек; - в строительстве и оптовой торговле - до 50 человек; - в розничной торговле и бытовом обслуживании - до 3 человек; - в других отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек [16, с. 31]. Таким образом, малый бизнес можно охарактеризовать как особый вид экономической активности, которая основана на самостоятельной инициативе, коммерческом риске и ответствен¬ности, комбинировании факторов


производства и инновационной предпринимательской идее. 1.2. Преимущества и недостатки малого бизнеса В экономике развитых стран одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде. Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их тех-нологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значи¬тельными


объемами производства, и отрасли, для которых не тре¬буются предприятия больших размеров, а напротив, именно малые оказываются более предпочтительными. Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств: крупных с тенденцией к мо¬нопольным структурам и небольших, складывающихся под влияни¬ем многих факторов. С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства.


Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, тру¬довыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют технологический прогресс. С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост предприятий малого и среднего бизнеса, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов обо¬рудования к кооперации множества работников. Малых и средних предприятий в странах с рыночной экономикой особенно


много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских то¬варов и оказанием услуг. Малые предприятия, обладая большей мобильностью, чем крупные, способны быстрее реагировать на изменяющуюся экономическую ситуацию и колебания потребительского спроса. Они имеют еще ряд преимуществ, особенно привлекательных для региона, где осуществляют свою предпринимательскую деятель¬ность: 1) ориентация производителя в основном на местный рынок;


2) поддержание занятости населения и создание новых рабочих мест; 3) выполнение вспомогательных функций по отношению к крупным производителям; 4) небольшой первоначальный объем инвестиций [13, с. 23]. У предприятий малого бизнеса меньшие сроки создания и регистрации предприятия, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, вне¬дрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать


оптимального сочетания ручного и машинного труда. Но, обладая указанными преимуществами, малые предприятия действуют в условиях рыночной конкуренции, кото¬рую не все способны выдержать. Поэтому появление предприятий малого бизнеса сопровождается разорением многих существующих. Они на рынке находятся в худших конкурентных условиях по срав¬нению с крупными, у них выше издержки производства в связи с малыми сериями выпускаемой продукции, более низкий уровень квалификации кадров.


Сложнее обстоит дело и с информационным обеспечением, не хватает средств на продвижение своего товара на рынок. Свое влияние оказывают и субъективные факторы: некомпетент¬ность отдельных предпринимателей, несбалансированность опыта (например, опытный технолог, но слабый финансист), нехватка знаний и опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве и управлении. Поэтому создание развернутой и всесторонней систе¬мы государственной и общественной поддержки малого


бизнеса - важнейшее условие его развития. Перечислим некоторые положительные свойства малого бизнеса. 1. Независимость действий. Предприниматель никому не подчиняется. В большинстве малых фирм управленче¬ская иерархия не соблюдается, что дает свободу действий энергич¬ному и инициативному предпринимателю. 2. Возможность более гибких и оперативных решений. По сравне¬нию с крупными корпорациями в малом бизнесе упрощена структура принятия управленческих решений,


что позволяет быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, легче адаптироваться к неожиданным обстоятельствам (при условии наличия достаточных финансовых и других возможностей). 3. Адаптация к особенностям местных условий. Предпри¬ниматель идеально организован и приспособлен для изучения по¬желаний, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка. 4. Более низкие операционные расходы. По сравнению с крупны¬ми корпорациями малые фирмы несут относительно


более низкие расходы на свое содержание и обслуживание (сравнительно низкий фонд заработной платы, небольшие инвестиции в оборудование низкие управленческие расходы). 5. Шансы на быстрый материальный успех. Одновременное по¬лучение зарплаты и всех дивидендов от бизнеса. 6. Долгосрочные выгоды. Вкладывая средства в дела своей фир¬мы, предприниматель может рассчитывать, что, если дела идут ус¬пешно, он всегда может выгодно продать дело в случае не¬обходимости.


Этот фактор привлекает многих предпринимателей. 7. Совмещение нескольких профессий. Немало людей предпочита¬ют быть в одном лице мастером на все руки (финансист, менеджер и т.д.). В малой фирме такие люди имеют возможность проявить себя как «многостаночники». 8. Преимущества при специфическом или персональном рынке. Бо¬лее крупные конкуренты часто ограничены в своих действиях из-за процедур, разработанных головными


органами. Малый бизнес в этом отношении более маневрен, особенно тогда, когда рынок имеет ярко выраженный сезонный характер или специфические условия. 9. Сохранение предпринимательского духа. По сравнению с крупными корпорациями в малых фирмах больше проявляется ин¬новационный, предпринимательский дух, о чем свидетельствует доминирование малого бизнеса в таких современных отраслях, как электроника, генная инженерия, компьютеры [13, с. 24-25]. Продолжением преимуществ малого предпринимательства являются


его недостатки. У малых предприятий есть не¬сколько слабых мест, в том числе в условиях их функционирования в рыночной экономике. Они обусловлены как раз тем, что этот бизнес является малым. Первое слабое место — низкая возможность накопления капитала. Как правило, в расширение производства владельцы малого бизнеса, особенно частные, могут выделить незначительную часть капитала. Значительные сложности они испытывают, занимая капитал на сторо¬не.


Эти сложности вызваны стремлением малого бизнеса к независи¬мости, которая существенно ограни¬чивает возможности займа. Кроме того, ограничения связаны и с ус-ловиями займа. У малого бизнеса не может быть достаточно средств для выплаты высокого процента, особенно если предприниматель только начинает свою деятельность, велика и возможность риска. Второе слабое место — проигрыш в управленческих возможно¬стях по сравнению с крупными предприятиями.


Это означает, что владелец-управленец, как правило, проигрывает в сравнении с ме¬неджером-профессионалом (хотя понятно, что в данном случае возможны исключения), так же как и с возможностями капитали¬зации малого бизнеса. Третье слабое место — невыгодные позиции в конкурентной борь¬бе, несмотря на всю изворотливость малого бизнеса, его близость к потребителю, поставщикам, творчество в организации производст¬ва, огромную роль в финансировании и поддержании конкурентной среды в экономике.


Относительно скромные масштабы производст¬ва и ограниченные ресурсы ставят в невыгодное положение пред¬ставителя малого бизнеса, делают его неспособным конкурировать на равных с крупным производством. Четвертое слабое место — особенности кредитования малого бизнеса. У него ограниченные возможности в получении кредита, поскольку частные финансовые институты редко решаются креди¬товать малый бизнес. Действительно, малый объем каждой сделки, экономическая нестабильность самих


предприятий малого бизнеса, а также необходимость содержать специальные службы по проверке кредитоспособности таких предприятий, отличные от обычных, по¬скольку такие проверки чрезвычайно сложно осуществлять (требу¬ется разработка специальных методик и т.п.), делают кредитование малого бизнеса невыгодным. Пятое слабое место — начало деятельности малого бизнеса. Дело не только в том, что нужен первоначальный капитал, а его, как правило, нет, но малый бизнес —


это часто новые рабочие места, в том числе и для безработных, не всегда обладающих соответствую¬щими навыками, у которых эффективным бизнес становится дале¬ко не сразу, а иногда и не с первого раза [22, с. 68]. Можно назвать еще ряд слабостей: трудности с проникновением на рынок ценных бумаг, когда малое предприятие — акционерное общество; необходимость оплаты консультаций при организации и ведении дела, а также обучения самого бизнесмена; проведение анализа ситуации на рынке; ведение бухгалтерского учета;


пробле¬мы с привлечением высококвалифицированных специалистов (у крупных компаний в этом случае шансов больше — престиж, более высокая оплата); часто сверхурочная работа персонала; затруднения с получением крупного заказа, с организацией национального экс¬порта; недогрузка основных фондов. Таким образом, в современный период перехода от плановой экономики к рыноч¬ному хозяйству особое значение приобретает развитие малого предпринимательства. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых


инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономично ре¬шать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыще¬ния рынка потребительских товаров. Развитие малого бизнеса в различных странах осуществлялось по-разному. Но результат везде был получен одинаковый: массовой возник-новение малых предприятий способствовало ускорению формирования рыночных отношений, сыграло важную стабилизирующую роль и в экономической, и


в социальной сфере. 1.3. Роль малого бизнеса в экономически развитых странах Предпринимательство играет исключительно важную роль в экономической и социальной жизни промышленно развитых стран, где на его долю приходится до 70-75 % валового национального продукта. В США подобные фирмы составляют 99 % всех американских компаний. Основная масса приходится на мельчайшие предприятия: в 87 % всех фирм работает не более 20 человек,


в 80 % - менее 10 человек [10, с. 2]. Ныне в США функционирует более 15 млн. малых предприятий (МП), которые производят около 40 % валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора. В отдельных сферах американской экономики малые предприятия доминируют (табл. 1). Таблица 1. Доля малого бизнеса в валовом продукте частного сектора США и численность занятых Отрасль Доля в валовом продукте частного сектора %


Численность занятых, млн. чел. 1 2 3 Оптовая торговля 86 4,4 Розничная торговля 55 10,1 Сфера услуг 81 12,0 Финансовая деятельность 60 3,2 Окончание таблицы 1 1 2 3 Строительство 80 4,3 Обрабатывающая промышленность 21 8,0 Примечание. Источник: [10, с. 4] В Японии в 2000-х гг. малые и средние предприятия в отраслях производственной и непроизводственной сферы (кроме добывающей промышленности) составляли 99,1 %, численность занятых


на них - 79,2 %. На их долю приходится 78 % годовой выручки в розничной торгов¬ле и 62,1 % - в оптовой торговле. В Великобритании в 2000-х гг. было почти 2,4 млн. МП (96 % от общего числа частных компаний). На них трудилось 36 % всех наемных ра¬ботников, и давали эти предприятия 21 % общего товарооборота. В Германии, где малой считается фирма с числом занятых до 49 человек, а средней от 50 до 499 насчитывается около 2 млн. мелких и средних предприятий (более 99 %


всех предприятий страны), которые производят до 50 % валового национального продукта. В сфере мелкого и среднего бизнеса занято 2/3 всего экономически активного населения. На рынке труда 80 % всех новых мест в промышлен-ности приходится на предприятия с числом занятых мест 20 человек. В Португалии малые и средние фирмы производят основную массу промышленной продукции. Компании с числом занятых менее 10 человек составляют здесь 70 % всех промышленных предприятий, а фирмы


с чис¬лом занятых 500 человек - лишь 0,4 % [16, с. 29]. Итак, в экономике развитых стран одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде. Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их тех-нологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значи¬тельными объемами производства,


и отрасли, для которых не тре¬буются предприятия больших размеров, а напротив, именно малые оказываются более предпочтительными. Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств: крупных с тенденцией к мо¬нопольным структурам и небольших, складывающихся под влияни¬ем многих факторов. С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, тру¬довыми ресурсами,


квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют технологический прогресс. С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост предприятий малого и среднего бизнеса, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов обо¬рудования к кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных


с производством потребительских то¬варов и оказанием услуг. Малые предприятия, обладая большей мобильностью, чем крупные, способны быстрее реагировать на изменяющуюся экономическую ситуацию и колебания потребительского спроса. Они имеют еще ряд преимуществ, особенно привлекательных для региона, где осуществляют свою предпринимательскую деятель¬ность: 1) ориентация производителя в основном на региональный рынок;


2) поддержание занятости населения и создание новых рабочих мест; 3) выполнение вспомогательных функций по отношению к крупным производителям; 4) небольшой первоначальный объем инвестиций [22, с. 69]. У предприятий малого бизнеса меньшие сроки строительства, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, вне¬дрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания


ручного и машинного труда. Но, обладая указанными преимуществами, малые предприятия действуют в условиях рыночной конкуренции, кото¬рую не все способны выдержать. Поэтому появление предприятий малого бизнеса сопровождается разорением многих существующих. Они на рынке находятся в худших конкурентных условиях по срав¬нению с крупными, у них выше издержки производства в связи с малыми сериями выпускаемой продукции, более низкий уровень квалификации кадров.


Сложнее обстоит дело и с информационным обеспечением, не хватает средств на продвижение своего товара на рынок. Свое влияние оказывают и субъективные факторы: некомпетент¬ность отдельных предпринимателей, несбалансированность опыта (например, опытный технолог, но слабый финансист), нехватка знаний и опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве и управлении. Поэтому создание развернутой и всесторонней систе¬мы государственной и общественной поддержки малого


бизнеса - важнейшее условие его развития. Пристальное внимание к развитию малых форм бизнеса в развитых странах объясняется еще и потребностью преодолеть отчуждения людей друг от друга, отчуждения от природы. Личное общение работников, преодоление авторитар¬ности отношений способствует гуманизации и «очеловечиванию» производства. Посредством малых предприятий рассредоточиваются техногенные нагрузки на природу, что соответствует социально значимой цели - охране окружающей среды [10, с.


11]. Малая фирма имеет высокую адаптацию к рыночной среде и гибко, дина-мично реагирует на рыночный спрос. Небольшой коллектив гораздо быстрее воспринимает и генерирует новые идеи. В экономически развитых странах ма-лые специализированные фирмы (венчурные компании) вносят ощутимый вклад в инновационные процессы. По данным Национального научного фонда США, результативность разработок небольших компаний вдвое выше, чем у крупных.


В экономике любой страны у малых предприятий есть свои ниши для разви¬тия. Прежде всего, этот сегмент рынка, где размер предприятия не играет су¬щественную роль, а значит, эффект масштаба не может оказать воздействия на средние издержки и цену продукции. Примером тому может служить сфера ус¬луг, создание программ для ЭВМ. Вторая ниша связана с производством мелкосерийной продукции.


Малые предприятия выступают в роли партнеров крупных компаний: поставляют им узлы, детали, комплектующие изделия. Например, доля субподрядчиков в об-щем объеме производства обрабатывающей промышленности Германии со-ставляет около 30 % . Нишевая специализация определяется выпуском продукции технологически превосходящей конкурента. Ученые, анализирующие инновационный путь раз¬витых стран, отмечают, что радикальные новшества довольно часто появляют¬ся в мелких инновационных фирмах и рисковых компаниях (например, такие


как микропроцессор, персональный компьютер, интерферон, средства программно¬го обеспечения и др.). Малый бизнес снимает во многом проблему безработицы в разных слоях общества. В большинстве экономически развитых стран не менее половины всех занятых работают на малых предприятиях. Отметим еще одну из важней-ших функций малого бизнеса - антимонопольную. В странах с рыночной эконо¬микой последний является носителем конкурентного начала: способствует сни¬жению


уровня цен, поддерживает структурную гибкость экономики, особое вни¬мание уделяет потребительскому спросу. Во всех экономически развитых стра¬нах принято и действует антимонопольное законодательство, регулирующее условия конкуренции и защищающее интересы малого бизнеса. Учитывая эко¬номическую и социальную значимость малых предприятий, последние в коли¬чественном отношении представляют собой крупнейший сектор в странах с ры¬ночной экономикой, и на их долю приходится до 70


% ВВП. Таким образом, предпринимательство в развитых странах имеет огромное экономическое и социальное значение. Предпринимательство рассматривается как проводник неудовлетворен¬ности, нарастающей в любой общественной системе. Предпринимательство способствует снижению уровня безработицы; высвобождению средств для неспособ¬ных к труду или по объективным причинам непроизводительно работа¬ющих членов общества, чтобы обеспечить и для них уровень сущес¬твования, воспринимаемый как достаточный; обеспечению стабильности


покупательной способности лиц с низкими доходами; реализации основных прав человека, особенно права на свободное развитие личности и на возможность равных шансов экономического развития; развитию и соблюдению групповых интересов экономического и соци¬ального характера, обеспечению координации интересов работодате¬лей и работополучателей, производителей и потребителей, индивида и общества. 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ


БЕЛАРУСЬ 2.1. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь на современном этапе За последние десять лет в секторе предпринимательства Республи¬ки Беларусь произошли значительные изменения в количественном и ка-чественном составе хозяйствующих субъектов, в макроэкономической и правовой среде, государственной политике в области малого бизнеса. Знание тенденций развития предпринимательства в Республике


Беларусь имеет существенное значение для прогнозирования и проведе¬ния экономической политики. В формировании предпринимательства Республики Беларусь выделяются два этапа. Первый - 1991-1996 гг отмечен быстрым рос¬том субъектов, количества занятых в этой сфере экономики, вкладом в ВВП и бюджет при отсутствии системной нормативно-правовой базы и ин¬фраструктуры поддержки предпринимательства. Второй этап, начавшийся после 1996 г ознаменован переходом к жесткому государственному


регулированию и тотальному контролю дея-тельности. Он характеризуется сокращением числа предпринимательских структур, снижением объемов внутренних и внешних инвестиций, сокра-щением числа занятых, а также доли поступлений в доход бюджета. Неко-торое оживление в экономике малого предпринимательства наметилось в 2002- 2005 гг. [18, с. 23]. По данным Министерства статистики и анализа Республики


Беларусь, за это время произошло увеличение числа малых предприятий на 11,5 %, индивидуальных предпринимателей - на 4,4 %, численности заня¬тых - на 14,8 %. За два последних года стабилизировалось финансовое состояние предприятий, увеличилась прибыль, заработная плата [21, с. 83]. Большинство предприятий частного сектора - малые. К началу 2007 г. в республике функционировала 31 тыс. малых предприятий, в том числе 28,7 тыс. частных.


Доля малых предприятий в валовом внутреннем продукте страны составляет 8,8 %. Малыми предприятиями производится 7,3% промышленной продукции, на них приходится 9,8% розничного товарооборота, 22,1% выручки от реализации товаров (работ, услуг). В общем числе предприятий торговли и общественного питания малые предприятия составляли к началу 2007 г. 42,9 %, среди предприятий промышленности 22 % малых, среди строительных предприятий -


11,8 %, среди транспортных предприятий - 5,3 %. Общая численность работающих на частных малых предприятиях в 2005 г. составила 308 тыс. человек. 37,9 % от общего количества занятых на малых предприятиях работают на предприятиях промышленности, 28,7 % - на предприятиях торговли и общественного питания [23]. Необходимо отметить одну из тенденций, которая отличает Бела¬русь от других стран: при сокращении числа малых предприятий в абсо¬лютном и относительном измерении


увеличивается количество государ¬ственных МП. Так, по 2006 г. количество част¬ных МП сократилось на 1,4 тыс. и составило 25,4 тыс. предприятий, тогда как число государственных МП за этот же период несколько увеличилось и составило более 2,2 тыс. [19, с. 556]. Одним из объяснений роста государственных МП может служить предположение, что ведомственная принадлежность значительно упрощает лоббирование интересов и снижает издержки на ведение бизнеса.


По итогам 2006 г. удельный вес работающих (с учетом индивиду¬альных предпринимателей) в сфере малого предпринимательства соста¬вил 13 % от занятых в экономике. На долю малых предприятий приходи¬лось 8,4 % от общего объема промышленной продукции, 9,2 % розничного товарооборота, 26,1 % внешнеторгового оборота, в том числе 18,2 экспор¬та товаров. В объеме валового внутреннего продукта удельный вес


МП в 2006 г. составил 8,3 %. Средняя численность работающих на малом предприятии составляет 13-14 чел основное их количество приходится на промышленное производство, торговлю, общественное питание, строительство. В 2004-2006 гг. наиболее интенсивно увеличилась численность занятых в производственных отраслях – промышленности, транспорте и строительстве. Можно также отметить и небольшой рост всех этих показателей в динамике (табл. 2). Таблица 2. Удельный вес малых предприятий в экономических показателях


Республики Беларусь, % Показатель 2005 г. 2006 г. 1 2 3 Валовой внутренний продукт (ВВП) 6,8 8,2 Выпуск товара и услуг 7,4 8,6 Окончание таблицы 2 1 2 3 Розничный товарооборот 9,1 9,2 Выручка от реализации 20,0 22,6 Объем производства продукции 7,7 8,4 Экспорт товаров 17,0 18,2 Импорт товаров 30,8 32,9


Внешнеторговый оборот 24,3 26,1 Примечание. Источник: [19, с. 216] Из приведенных статистических данных можно заключить, что социально-экономический эффект деятельности малых предприятий, измеряемая соотношением производимого ВВП на одного занятого на сегодняшний день меньше, чем по экономике в це¬лом (13 % от общего количества занятых в МП производят 8,2 % ВВП). В то же время МП более производительны в производстве экспорта,


в кото¬ром их доля составляет 18,2 %. Хотя при этом и импортируют больше, чем другие белорусские производители. Кроме того, в данный момент МП в Беларуси специализируются в большей степени на сфере обслуживания, чем материального производства. Распределение частных предприятий по отраслям экономики в РБ характеризуется неравномерностью (табл. 3). Хотя малые предприятия имеются во многих отраслях экономики, но по состоянию на конец 2006 г. около половины из них (41,3 %) работа¬ло в сфере торговли и общественного


питания, 22,7 % - в промышленно¬сти, 11,9 % - в строительстве, 5,7 - на транспорте. Это объясняется, прежде всего. Тем, что в Республике Беларусь недостаточно развиты условия для франчайзинга и те ниши, которые обычно занимают малые предприятия, заняты, как правило, специально созданными структурами крупных предприятий. Таблица 3. Количество малых предприятий в Республике


Беларусь по отраслям экономики на 2006 г шт. Отрасль Кол-во на конец года 1 2 Всего 28489 Промышленность 6178 Сельское хозяйство 1111 Транспорт 1547 Связь 140 Строительство 3234 Окончание таблицы 3 1 2 Торговля и общественное питание 12726 Материально-техническое снабжение и сбыт 95 ЖКХ 92


Бытовое обслуживание 345 Здравоохранение физическая культура и социальное обеспечение 622 Примечание. Источник: [19, с. 216]. Необходимо также отметить, что отраслевая структура и количест¬венный состав на протяжении последних нескольких лет значительным изменениям не подвергалось. Так в 2006 г. подавляющее большинство МП (43,5 %) в нашей республике все также остается в торговле и обще¬ственном питании, на транспорте - 5,5%, в промышленности -


22,5 %, в строительстве - 11,4 % [22, с. 69]. Одной из важнейших особенностей развития малого бизнеса в Республике Беларусь является неуклонный рост убыточности малых предприятий. Так, если удельный вес убыточных малых предприятий в 2000г. составил 21,9 %, то в 2006 г. – 28,3 %. Наибольшее количество убыточных предприятий приходится на торговлю и общественное питания (31,3 % в 2006 г.). На малых предприятиях обеспечены более высокие темпы роста по основным показателям, чем в целом


по предприятиям страны. Так, темп роста производства промышленной продукции на этих предприятиях в 2006 г. составил 122 %, в то время как в целом по республике - 106,8 %, потребительских товаров - соответственно 120,1 % и 107,3 %. Уровень рентабельности на этих предприятиях составил 11,1 % против 9,1 % в среднем по республике. Вместе с тем, по данным Министерства по нало¬гам и сборам, сумма налоговых поступлений за этот период


увеличилось на 28,9 %, что свидетельствует о том, что МП являются также стабильным источником налоговых поступлений. Более половины (54,1 %) частных МП и почти четверть индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица (22,5 %) сконцентрированы в Минске. В областях Беларуси примерно на 50 % ма¬лое предпринимательство сосредоточено в областных центрах.


Сегодня в Минске на 10 тыс. жителей приходится 9 МП, в областных городах - 3-4, в большинстве небольших городов и райцентров - 1-2 (табл. 4). Таблица 4. Количество субъектов малого бизнеса и занятых на них по регионам Республики Беларусь за 2006 г. Регион Число малых предприятий Средняя численность работников на малых предприятиях


Число индивидуальных предпринимателей ед. % чел. % ед. % Республика Беларусь 30987 100,0 437029 100,0 188783 100 В том числе по областям: Брестская 2002 6,5 34839 8,0 29904 15,8 Витебская 2459 7,9 41054 9.4 24427 12,9 Гомельская 2598 8,4 42411 9,7 28089 14,9 Гродненская 1984 6,4 34430 7,9 21839 11,6 г. Минск 16407 53,0 197206 45,1 43044 22,8


Минская 3296 10,6 49895 11,4 22026 11,7 Могилевская 2241 7,2 37194 8,5 19454 10,3 Примечание. Источник: [19, с. 561] Следует отметить, что субъекты малого предпринимательства скры¬вают часть прибыли, уходя от налогообложения различными способами. Вместе с тем достаточно весом вклад малого предпринимательства в доходы консолидированного бюджета (табл. 5). Кроме налогов, сборов и обязательных платежей, субъекты малого предпринимательства значительные


суммы перечисляют в виде платежей за регистрацию, лицензирование, сертификацию продукции, таможенное оформление импорта продукции [20, с. 19]. Таблица 5. Удельный вес малого предпринимательства в экономике Республики Беларусь за 2005-2006 гг. Показатель 2005 г. 2006 г. 2006 г. к 2005 г. 1 2 3 4 Удельный вес в выручке от реализации продукции, товаров, работ и


услуг в целом по республике, % 11,6 12,8 +1,2 Удельный вес в доходах консолидированного бюджета, % 12,1 13,6 +1,5 Удельный вес в общей сумме налогов и платежей в бюджет, % 15,1 16,7 +1,6 Поступления в бюджет в расчете на 1 малое предприятие, Окончание таблицы 5 1 2 3 4 тыс. руб. 31662 46840 147,9% долл. США 17745 22622 128,6% Поступления в бюджет в расчете на 1 индивидуального предпринимателя, тыс. руб.


958 1749 182,6% долл. США 537 852 158,7% Налоговая нагрузка на добавленную стоимость, % 42,2 41,4 - Примечание. Источник: [19, с. 555] Таким образом, оценив ситуацию в Беларуси, можно выделить несколько тенденций, наметившихся в развитии предпринимательства. Во-первых, уменьшается количество малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Во-вторых, не наблюдается роста числа таких предприятий в производственной сфере, поскольку из-за нестабильной


экономической и политической обстановки в стране предприниматель не желает инвестировать расширение своего бизнеса, новые технологии и оборудование. В третьих, остается неизменной или уменьшается рентабельность деятельности большинства предпринимателей. Сокращается количество имеющих возможность привлекать заемные средства, в частности банковские кредиты, для расширения и развития. Кредитные учреждения неохотно финансируют малый бизнес из-за отсутствия залогового обеспечения и опыта


предпринимательской деятельности. 2.2. Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь По данным ООН, в мировой хозяйственной системе малые предприятия являются работодателями для более чем 50% трудового населения всего мира и при этом наиболее дина¬мично создают новые рабочие места. Кроме того, объемы производства в сфере малого предпринимательства в разных государствах составляют от 50% до 70% ВВП. Эти данные говорят о том, что в нашей республике государственное регу¬лирование предпринимательского


сектора не в полной мере отвечает современным требованиям, что порождает так назы¬ваемые административные ограничения. Высокий уровень административных барьеров в Беларуси во многом обусловлен тем, что практи¬чески до настоящего времени этой проблеме не придавалось должного внимания. Высокие ад¬министративные барьеры сдерживают развитие субъектов предпринимательства, что не может не сказаться негативно на положении экономики в целом, поскольку малый бизнес производит


зна¬чительную часть ВВП, формирует республиканский и местный бюджеты, создает рабочие места. Это ведет к значительным экономическим потерям общества, как прямым, выражающим¬ся в росте цен, так и косвенным, связанным с недопроизвод¬ством ВВП, потерям государственного бюджета из-за неэффективного использования ресурсов. Кроме того, ограни¬чения не решают проблем, связанных с наведением порядка, затрудняют использование более эффективных методов госу-дарственного регулирования.


Но самое главное - администра¬тивные ограничения создают благоприятную почву для развития коррупции в среде государственных служащих, что способс¬твует значительному росту доли теневой экономики в ВВП [17, с. 85]. Специалистами московского представитель¬ства Института экономического развития Всемир¬ного банка теневая экономика трактуется как скрытая экономическая деятельность, которая не отражается в налоговой декларации и официальной статистике.


Основными условиями возникновения теневой экономики являются, с одной стороны, жесткость законов, а с другой - невозможность государства обеспечить их безусловное выполне¬ние; причинами распространения – несоответствие институционных рамок местным условиям, новым формам производственной и социальной организации (кризисные яв¬ления в экономике, процесс приватизации, административные барьеры, несовершенство законодательной базы, нацеленность государства на максимизацию налогового дохода, низкий уровень жизни населения, дифференциация


доходов, слабая информированность, стереотипы сознания, мотивация поведения, изменение морально-этических принципов и т.д.). В странах с переходной экономикой теневая сфера достигает значительных размеров ввиду отсутствия системы контроля за государственными органами власти. Примеров неэффективности государственного регулиро¬вания развития предпринимательства в нашей стране более чем достаточно. Чтобы сохранить статус физического лица, индивидуальный предприниматель по закону


не мо-жет иметь свыше трех наемных работников. Если это условие нарушается, он должен перерегистри¬роваться как юридическое лицо, что влечет за собой целый спектр дополнительных обязанностей перед контролирующими и налоговыми органами, и это предпринимателю крайне невыгодно. В этой ситуации многие индивидуальные предприниматели оформляют трудовые отношения с тремя работниками и официально выплачивают им минимально допустимую заработную плату с последующей уплатой налогов и отчислений


в фонды со¬циальной защиты. Вторая часть их зарплаты, как и зарплата официально не оформленным работникам, выплачивается наличными, но уже без уплаты налогов и отчислений в со¬циальные фонды. Люди чувствуют свою социальную неза¬щищенность и бесправность, и чтобы как-то компенсировать свои потери, по мере возможностей воруют. На этой почве и «расцветает букет» социальных аспектов причин распро¬странения теневой экономики [20, с. 21]. Недостаточная эффективность государственного воздейс¬твия отрицательно


сказывается на географическом ракурсе предпринимательства. В настоящее время отмечается неравно¬мерность распределения предпринимателей по регионам стра¬ны. Более половины малых предприятий и индивидуальных предпринимателей (57,6 % общей численности) сосредоточены в Минске. По областям количество субъектов предпринима-тельства характеризуется следующими показателями: Брест¬ская область- 1866 предприятий (6,4%), Витебская -


2225 (7,7 %), Гомельская - 2 375 (8,2 %), Гродненская - 1 816 (6,3 %), Минская – 3 030 (10,4%), Могилевская – 2 019 (6,9%) [23]. Боль¬шинство малых предприятий сосредоточено в областных цен-трах, меньше - в районных городах, а в сельской местности они практически отсутствуют. Функционирующие в регионах Беларуси малые предприятия характеризуются невысокими показателями как по числу занятых, так и по объемам


про¬дукции и услуг. Такой перекос в социальном и экономическом развитии города и села самым отрицательным образом влияет на благо¬состояние нашего общества в целом. Проблема эта многогранна и затрагивает все сферы жизни Беларуси: политическую, со¬циальную, экономическую, и решать ее необходимо, основы¬ваясь на методологии системного подхода, которая предполагает выделение такого компонента системы, развитие которого повлечет


за собой позитивные сдвиги во всех остальных эле¬ментах системы. В первую очередь, следует акцентировать внимание на сложностях психологического порядка. Формирование реальных рыночных отношений в Беларуси осложняется неподготовленностью большинства населения к работе и жизни в соот-ветствующих условиях. Наш народ в большинстве своем ориентирован на первостепенную ценность государства и надеется на проявление заботы о своем благосостоянии с его стороны.


Взгляды и представ¬ления, которые складывались у населения в течение нескольких десятков лет, не могут быстро поменяться. Поэтому наиболее важным аспектом развития рыночных отношений является формирование психологии предпринимательства. Эта работа может осуществляться разными способами, но самым цивилизованным и действенным является профессиональная подготовка предпринимателей в регионах страны. Только профессионально подготовленный предприниматель с высоким уровнем эрудиции и широким кругозором


способен грамотно и эффективно вести свое дело с использованием новейших технологий и инновационных проектов. Современные тенденции развития человечес¬кого сообщества таковы, что основным капиталом государства в XXI веке становятся не финансовые возможности и природные ресурсы, а интеллекту¬альный - кадровый потенциал. Исследования, про¬веденные специалистами Всемирного Банка в 192 странах, показывают, что развитие переходных эко¬номик только на 16% обусловлено


финансовыми вложениями и на 20 % - природными условиями, остальные 64% связаны с человеческим фактором [12, с. 33]. Следовательно, динамика общественного развития нашего об¬щества выдвигает новые требования к подготовке руководите¬лей, специалистов и предпринимателей, работающих в разных отраслях народного хозяйства. Такие требования обусловлены необходимостью соответствия уровня подготовки работников быстро меняющимся экономическим, социальным, техни¬ческим, технологическим, научным и другим параметрам общественного


воспроизводства. Деятельность центральных и местных распорядитель¬ных и исполнительных органов, направленная на развитие и поддержку предпринимательства, определена законода¬тельством, в котором предусматривается финансовое обес¬печение программ на республиканском и региональных уровнях. В целях стимулирования предпринимательства в истекшем году за счет средств местных бюджетов оказана государственная финансовая поддержка субъектам малого бизнеса путем частичной компенсации расходов по


выплате процентов за пользование банковскими кредитами, лизин¬говых платежей, расходов, связанных с участием в выставках и ярмарках на общую сумму 1 051,5 млн. руб. Выделенные средства были использованы на реализацию 111 инвестици¬онных проектов, в результате чего было создано более ты¬сячи новых рабочих мест [17, с. 88]. На сегодняшний день в республике создано 40 центров поддержки предпринимательства и 9 инкубаторов


малого бизнеса, которые оказывают помощь в организации и осуществлении предпринимательской деятельности. Центры осуществляют разработку бизнес-планов, проводят маркетинговые исследования, семинары, оказывают содействие в получении финансовых ресурсов, продвижении продукции на зарубежные рынки посредством участия в выставках и ярмарках, а также информа¬ционные и консалтинговые услуги. За прошедший год центры оказали услуги 35 825 клиентам, проведено 509 курсов и семинаров, в которых


приняли участие 19 465 чело¬век. Клиентами центров были: предприниматели, работающие свыше одного года - 55,6%; руководители и специалисты предприятий - 24,8%; начинающие предприниматели - 10,2%; безработные - 5,5%; студенты - 3,9% [17, с. 88]. Инкубаторы стиму¬лируют создание субъектов малого предпринимательства, предоставляя им на определенное время площади, специально оборудованные под офисы и производственные помещения, обеспечивая возможность


коллективного пользования оргтех¬никой, содействуя в поиске партнеров, разработке и внедрению новых видов продукции. Определенные позитивные сдвиги в разви¬тии кадрового потенциала предпринимательства в регионах уже наблюдаются. Однако этого явно не достаточно. Велики еще административные ограничения, население психологически не гото¬во брать на себя ответственность экономической самостоятельности. Первые результаты экономических реформ показывают, что не достаточен


еще и потенциал подготовки руководителей разных уровней, а также работников других категорий, что яв¬ляется серьезным сдерживающим фактором рыночных пре¬образований в нашей стране. В большинстве случаев нашим предпринимателям и менеджерам недостает управленческой культуры, психологической устойчивости, компетентности и умения работать в сложных кризисных ситуациях. Руково¬дители субъектов хозяйствования традиционно имеют про¬фильное, как правило - техническое или


другое специальное образование. Процесс повышения их знаний в сфере управления и экономики огра¬ничивается, в основном, различными краткосроч¬ными курсами и семинарами. Большинство белорусских предпринимателей и руководителей в настоящее время работают интуитивно. Они не могут разрабатывать обоснованные стратегии развития своего предприятия, так как не обладают системными экономическими и управленческими знаниями.


В этих условиях необходимо создание системы подготовки предпринимательских и управленческих кадров по приоритетным направлениям рыночной экономики. Таким образом, анализ развития предпринимательства в Рес¬публике Беларусь за период 1992-2006 гг. позволяет выде¬лить следующие его тенденции и особенности: - ориентированность на торгово-посредническую деятельность; - сохранение незначительной доли предпринимательства в ВВП страны; - рост убыточности и банкротства малых пред¬приятий; - неравномерность территориального


развития - то есть сосредоточение малого предпринимательства в столице и областных центрах; - нехватка квалифицированных менеджеров в сфере предпринимательства. 3. ПУТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Мировой опыт показывает, что малый бизнес, и осо¬бенно современное, во всех странах формируется и развива¬ется при действенном участии государства, его регулирова¬нии и поддержке.


Государственное регулирование малого бизнеса является закономерным в современной рыноч¬ной экономике. В условиях формирования рыночных отношений роль го¬сударственного регулирования в сфере предпринимательства еще более необходима, чем в странах с развитой рыночной эко¬номикой. Государство обязано участвовать, во-первых, в форми¬ровании субъектов предпринимательской деятельности во всех сферах экономики; во-вторых, в формировании благоприятной среды, способствующей развитию малого


бизнеса; в-третьих, в целевой ориентации, стимулировании и поддерж¬ке малого бизнеса в сфере производства; в-чет-вертых, в формировании организационной и рыночной инфра¬структуры малого бизнеса; наконец, в обеспече¬нии социальной ориентации процесса формирования и разви¬тия малого бизнеса. Для улучшения положения в сфере финансово-кредитной помо¬щи малому бизнесу в Беларуси целесообразно разработать общие принципы финансовой под¬держки.


Они, на наш взгляд, должны включать следующие направления: 1) создание национальной кон¬цепции государственной финансо¬вой поддержки малых предприятий, основанной на четко очерченных принципах, механизмах, инструментах и схемах мониторинга; 2) разработка мероприятий, спо¬собствующих наращиванию мощно¬сти банковской и финансовой сис¬темы с целью улучшения доступа малых предприятий к финансирова¬нию, для чего необходимо: стимули¬ровать политику


банков, направлен¬ную на кредитную поддержку малых предприятий; оказывать помощь банкам в обучении банковского пер¬сонала ведению дел с предприни¬мателями; изучать и продвигать опыт реализации программ малого биз¬неса, в которых принимали участие банки; 3) обеспечение процессов обу¬чения и консультирования предпри-нимателей работе с финансовыми учреждениями; 4) стимулирование и разработ¬ка новых методов финансирования, особенно лизинга и франчайзинга; 5) разработка четких правил государственной поддержки, которые должны включать:


- критерии приемлемости для получателей помощи (например, вновь образовавшиеся предприятия, пред¬приятия, предоставляющие конкретные социально-важные услуги, предприятия, владельцы которых принадлежат к осо¬бым социальным группам); - условия получения государ¬ственной финансовой помощи (на¬пример, для поддержки инноваций, эк¬спорта) и критерии оценки проектов; - условия предоставления гран¬тов, займов, гарантий и другой финан-совой помощи (например, принципы кредитных ставок, период выплаты займов, требования


к отчетности) [15, с. 90]. Упрощение процедуры регистрации и, в первую очередь, упрощение схемы и сокращение ее сроков, введение заявитель¬ного принципа взамен разрешительного (как это и делается во многих развитых странах), безусловно, может дать положительные результаты в развитии малого предпринимательства в рес¬публике. Актуальной и пока нерешенной остается проблема избыточного лицен-зирования, которая является тормозом в развитии предпринимательства. В на-стоящее время в


Беларуси лицензируется свыше 175 видов деятельности. Кро-ме того, в Перечень видов деятельности, на осуществление которой требуют¬ся специальные разрешения, вносятся постоянные изменения, что весьма негативно сказывается на развитии и становлении бизнеса в стране [18, с. 94]. Представляется, что следует изменить сам подход к этому вопросу. В частности, законодательно определить, что такое лицензирование и для чего оно вводится, а также конкретные


виды деятельности, подлежащие лицензи-рованию. Ввиду того, что правом выдачи лицензий наделены органы, исполня¬ющие функции госуправления (либо созданные ими структуры), целесообраз¬но создание единого лицензирующего органа для упрощения процедур полу¬чения разрешительных документов, лицензирования и сертифицирования. В условиях переходного периода неадекватная нормативно-правовая база представляет собой значительное препятствие для развития малого бизнеса.


Создание эффективной законодательной базы тре¬бует принятия законов о собственности, лицензировании и регистрации пред¬приятий, а также о банкротстве, контрактах и налогах. Несовершенное и постоянно изменяющееся законодательство в облас¬ти предпринимательства, медленные темпы приватизации - ключевые факто¬ры, тормозящие развитие сектора малого бизнеса в Беларуси. На формирование и развитие малого бизнеса особое вли¬яние оказывает существующая система налогообложения,


создаваемая со¬вокупностью законов и правил, регламентирующих уплату налогов в стра¬не. Налоговая нагрузка на малые предприятия в Беларуси довольно высока, кроме того, происходят частые, почти ежегодные изменения в налогооб¬ложении, что вызывает немалую озабоченность руководителей и владель¬цев малых предприятий. Поэтому, ставя вопрос о сокращении налоговой нагрузки, одно-временно необходимо вести речь о рационализации ее структуры, оптими-зации налогооблагаемой базы, упрощении механизма исчисления


и взимания налогов. Снижение налоговой нагрузки будет способствовать улучшению финан-сового положения хозяйствующих субъектов и повышению конкурентоспо-собности их продукции, стимулированию нецентрализованных инвестиций, пре¬дотвращению утечки капиталов из страны. Поддержка предпринимательства должна относиться к числу ведущих целей государственной политики, осуществляемой в условиях пере¬хода к рыночным отношениям. Для нормального формирования рынка не хва¬тает системы контроля


за ходом реформирования экономики. Механизмы пре-одоления негативных моментов и острых углов рынка пока не созданы. В этих условиях предпринимательство без соответствующей государственной поддержки не в состоянии превратиться в мощный стимул производства и за-нять соответствующее место в белорусской экономике. Таким образом, комплексный, ситуационный анализ проблем, тормозя-щих развитие предпринимательства в условиях осуществ¬ления рыночных реформ, свидетельствует о необходимости разработки более целенаправленной


государственной политики, которая отвечала бы существу-ющим реалиям и стратегическим направлениям подъема экономики. При этом главными функциями государства становятся формирование и совершенство-вание экономических и институциональных механизмов, обеспечивающих фун¬кционирование рыночной экономики, равноправие хозяйственных субъектов всех форм собственности, создание условий для эффективного ведения пред¬принимательской деятельности. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Обеспечение устойчивого экономического роста в


Республике Беларусь во многом зависит от того, в какой мере задействован предпринимательский потенциал в стране. Развитие цивилизованного малого бизнеса - один из основных путей выхода республики из экономического кризиса, коренного улуч¬шения социально-экономических условий жизни. Малый бизнес явля¬ется наиболее гибкой структурой быстрого реагирования на рыночный спрос и удовлетворения общественных потребностей. Для понимания процессов, происходящих в


Республике Беларусь и в других странах с переходной экономикой, выделим основные признаки предпринимательства: - вложение собственного имущества в хозяйственную деятельность с риском его потери в случае неудачного осуществления процесса пред-принимательства; - направленность деятельности на обеспечение рентабельности, получе¬ние прибыли и увеличение размера собственности предпринимателя; - реальное участие в управлении предпринимательской структурой, в ре-шении вопросов деятельности предприятия и распоряжение (в том чис¬ле


оперативное) имуществом предпринимательской структуры. Как показывает опыт развитых стран, сектор малых и средних предприятий органично вписывается в структуру развитой рыночной экономи¬ки, служит необходимым условием ее совершенствования. Трудно переоценить вклад малого предпринимательства в формирова¬ние конкурентной среды, где рыночные отношения приобретают динамичность, поскольку связаны с экономической ответственностью и рисками предприни-


мателей. Малый бизнес, с одной стороны, из-за многочисленности своих со-ставляющих и их подвижности в меньшей степени подвержен монополизации, чем крупные предприятия. С другой стороны, в условиях узкой специализации и использования новейшей техники он выступает как действенный конкурент, подрывающий монопольные позиции масштабных корпораций. Малое предприятие оперативно реагирует на изменения конъюнктуры.


Эта гибкость имеет особое значение вследствие быстрой индивидуализации и дифференциации потребительского спроса, расширения номенклатуры промыш¬ленных товаров и услуг. Предпринимательство много значит для решения проблемы заня¬тости, так как способно создавать новые рабочие места и поглощать излишнюю рабочую силу при циклических спадах и структурных сдвигах экономики. Важ¬ную роль оно играет в смягчении социальной напряженности и демократизации рыночных отношений и


служит формированию активного среднего класса общества, ослаблению имущественной дифференциации, расширению социальной базы реформ. Ведущим звеном в рыночных преобразованиях Республики Беларусь является развитие предпринимательства как наиболее динамично разви-вающегося сегмента, придающего экономике новое качественное состояние. В Беларуси на протяжении почти всего последнего периода предприни-мательство развивалось на фоне недостаточно


благоприятных внешних усло-вий, в том числе медленной приватизации. Малый бизнес в республике развит крайне неравномерно. Основными причинами, сдерживающими развитие предпринимательства в Беларуси, являются: - нестабильность и незавершенность законодательно-правовой базы; - низкая эффективность и усложненность налоговой си¬стемы; - ограничение возможности получения лизинговых услуг; - неразвитость


системы самоорганизации и инфраструктуры малых предприятий; - слабая социальная и правовая защищенность владельцев и работников малых предприятий. В свете вышесказанного, в условиях переходного периода государственная поддержка предпринимательства должна носить стимулирующий, селективный характер. Государству, прежде всего, необходимо стимулировать жизнеспособные хозяй¬ственные структуры, деятельность которых совпадает с целями и направлени¬ями развития общества, государственной социально-экономической


политики. Поддержка должна проявляться в разумных дотациях, льготных режимах на-логообложения, кредитования, страхования, инвестирования. В этом случае она не будет носить характера поощрения иждивенчества и рассматриваться малы¬ми предприятиями как нечто постоянное или как основной источник увеличе¬ния конкурентоспособности и роста рентабельности. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Конституция Республики Беларусь. Мн 2004. 86 с. 2.


Закон Республики Беларусь № 2103-XII от 19.01.1993г. «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» // Ведомости Верхового Совета РБ, 1993. № 7. 3. Закон Республики Беларусь № 685-XII от 16.10.1996г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» // Ведомости Верховного Совета РБ, 1996. № 34. 4. Закон


Республики Беларусь № 813-XII от 28.05.1991г. «О предпринимательстве в Республике Беларусь» // Ведомости Верховного Совета РБ, 1991. № 19. 5. Декрет Президента Республики Беларусь от 16.03.1993 г. № 11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования» Ведомости Верховного Совета РБ, 1993. № 9. 6. Декрет


Президента Республики Беларусь от 27.01.2003 г. № 4 «О едином налоге с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и о некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» // Национальная экономическая газета. 2003. № 8. С. 1, 2. 7. Декрет Президента Республики Беларусь от 14.07.1993 г. № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Республика. 2003. 01 июля. С. 3. 8. Постановление


Совета Министров Республики Беларусь № 36 от 28.011992г. «О развитии предпринимательства и образовании Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей» / Сбор. постановлений Правительства РБ, 1992. № 3. 9. Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 760 от 11.06.2006 г. «Об утверждении Концепции поддержки и развития малого предпринимательства в


Республике Беларусь на 2006-2010 гг.». 10. Германович Г.В Романовский К.Э Пятинкин С.Ф Макаревич Н.И Дорошкин С.Ю Разоренова Л.В Зубачев С.Н. Критерии малого и среднего бизнеса: опыт зарубежных стран и предложения по его оценке в РБ // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. 2003. № 12. С. 2-24. 11. Зубачев С.Н. Некоторые проблемы развития малого предпринимательства в


Республике Беларусь // Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития: Матер. Межд. науч практ. конф. В 5 т. Мн.: НИЭИ Минэкономики, 2004. Т. 3. С. 129-131. 12. Качук В.Д. Финансовая поддержка развития малого бизнеса в Республике Беларусь // Вестник БГЭУ. 2005. № 4. С. 32-35. 13.


Круглик В.М. Развитие предпринимательства в РБ. Мн.: Изд-во МИХ, 2005. 71 с. 14. Малый бизнес. Организация, экономика и управление: Учеб.пособ. / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 430 с. 15. Муха Д.В. Малый бизнес в Республике Беларусь: проблемы и перспективы развития //


Социально-экономическая политика белорусского государства в условиях открытой экономики: Матер. межд. конф. Мн 2006. С. 89-91. 16. Предпринимательство в Республике Беларусь / Г.В. Германович, Н.К. Мельников, С.Ф. Пятинкин, К.Э. Романовский и др. Мн.: НИЭИ Минэкономики РБ, 2004. 136 с. 17. Пусель В.В Маевская А.В. Предпринимательство в


Беларуси: проблемы и возможные пути развития // Сацыяльна-эканамічныя і прававыя даследаванні. 2007. № 2. С. 83-98. 18. Роскач Д.Н. Барьеры, препятствующие развитию малого бизнеса в Республике Беларусь и пути их преодоления // Труды молодых специалистов Полоцкого гос. ун-та. 2006. № 3. С. 92-95. 19. Статистический ежегодник


Республики Беларусь, 2006. (Стат. сбор.). Минстат РБ. Мн 2006. 609 с. 20. Толстик Н.Н. Деловой климат в Беларуси: уже не мороз, еще не оттепель // Экономика. Финансы. Управление. 2006. № 7. С. 18-24. 21. Хвесеня Н.Г. Значение малого бизнеса в переходной экономике


РБ // Вестник БГУ. 2005. Сер. 3. № 1. С. 83-87. 22. Янкевич С. Малые и средние предприятия как главный фактор экономического развития // Белорусский экономический журнал. 2005. № 4. С. 68-71. 23. www.belstat.gov.by Официальный сайт Министерства статистика и анализа Республики Беларусь



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.