Реферат по предмету "История"


Жизненный путь Михаила Васильевича Ломоносова

Жизненный путь Михаила Васильевича Ломоносова
Михайло Ломоносов был из простых крестьян-рыбаков.Родился он 8 ноября 1711 года в деревне Мишанинской, близ города Холмогоры. С десятилет он ходил с отцом в море на рыбный промысел. Первыми учителями Ломоносова былирусский крестьянин и сельский дьячок. Первыми учебниками – « грамматика » МелетияСмотрицкого, « арифметика, сиречь наука числительная » Леонтия Магницкого и «рифмотворная псалтырь » Симеона Полоцкого.
В конце 1730 года, будучи уже девятнадцати лет отроду, Михайло Ломоносов ушёл в Москву. Учиться. Но сыну крестьянина дорога в учебныезаведения была закрыта. И только скрыв своё происхождение, Ломоносов смог поступитьв московскую Славяно-греко-латинскую академию. Успехи ученика-« переростка » былиизрядны. За первый год обучения Михайло выполнил программу трёх классов. И когдав 1735 году в академию пришло предписание отрядить учеников, « в науках достойных», для дальнейшего обучения в Петербурге, то среди двенадцати человек оказался иМ. Ломоносов.
Однако в Петербурге он пробыл недолго. В сентябре1736 года несколько студентов, на сей раз Петербургской Академии наук, отправилисьв Марбург изучать химию и горное дело. Ломоносов провёл на чужбине пять лет. В Россиюон вернулся в 1741 году, будучи уже достаточно известным учёным.
Вклад Ломоносова в русскую науку оценить невозможно.
« Историк, риторик, физик, механик, химик, минералог,художник и стихотворец », – называл его А.С. Пушкин. Среди совершённых Ломоносовымоткрытий была масса таких, которые не могли быть востребованы современной ему наукой– просто в силу уровня развития той науки. Он, например, проводил исследования вабсолютно новой тогда области знания – физической химии. Впервые применил микроскопдля проведения химических опытов. Открыл наличие атмосферы на Венере. Заполнил немало« белых пятен » в истории России. Добился открытия в Москве университета (с 1755года, ведёт свою историю Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова) и двух гимназий при нём. Одна из них, традиционно, предназначалась дляобучения дворянских детей, а другая – дело по тем временам неслыханное – для обучениядетей разночинцев.
Отдельное место в наследие Ломоносова занимают поэтическиепроизведения и филологические труды. Литературные произведения Ломоносова имеютодну очень существенную особенность. Дело в том, что создавал он их не из однойтолько тяги к стихотворству.
Поэзия служила ему чем-то вроде инструмента объяснениесобственного – научного – взгляда на мир (это, конечно же, влияние классицистическихи просветительских идей). Но созданное Ломоносовым ни в коем случае нельзя рассматриватькак научные трактаты в стихах. Это произведения, призванные пробудить у читателяинтерес к науке, к тайнам мироздания.
Ломоносов разделил слова русского языка на три группы.К первой он отнёс слова, являющиеся общими для русского и церковнославянского языков.Ко второй – слова, встречающиеся только в церковнославянском языке. К третьей –слова только русского языка. Каждому литературному произведению, в зависимости отжанра, в котором оно написано, приличествует употребление слов, принадлежащих толькок определённой группе. Классицизм разделял жанры произведений на три « штиля »:высокий, средний и низкий. Если автор обращается к жанру « высокого штиля » (имисчитались, оды, героические поэмы и т. д.), то он должен употреблять слова из первойи второй группы. Если же это сочинение « среднего штиля » (драматические произведения,сатиры), то надо брать слова из первой и третьей группы. « Низкий штиль » (комедии,эпиграммы, дружеские послания) состоит в основном из слов третьей группы. Конечно,подобное деление нам кажется неудобоваримым, но если мы сравним стихи Ломоносовасо стихами его современников, то поймём, что историческая правда была за Ломоносовым.Именно его вариант деления на « штили » стал основой стилистики языка пушкинскойэпохи, а современный русский язык, тот, на которым мы сейчас говорим, ведётся, какизвестно, « от Пушкина до наших дней ».
Определяющий вклад внёс Ломоносов в реформу русскогостихотворения. Основным жанром поэзии Ломоносова стали оды.
Ода – это один из жанров лирики, то есть произведение,говорящее о личных переживаниях человека. Но ода – и хвалебная песнь. Ломоносовумело использовал возможности такого жанра. Как патриот, он гордился Российскимгосударством во всех его проявлениях. Но не видеть несовершенств русской жизни онне мог. Он старался, восторженно прославляя царей, в то же время учтиво их поучить.
Оды Ломоносова не только восторженны и поучительны.Они дают нам возможность видеть отношение этого великого человека к тем событиям,которые для нас зачастую являются лишь строками из русской истории.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.